Творческий тандем «вокал – баян» в истории татарской музыкальной культуры первой половины XX века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется совместное творчество татарских певцов и баянистов первой половины XX века. Формирование татарской песенной эстрады породило новый вид творческих тандемов «вокал-баян» для исполнения татарских народных и авторских песен. Необходимость создания нового концертного жанра вызвана многими причинами – любовь слушателей к инструментам гармоника и баян, а также возможности этих инструментов аккомпанировать сложным протяжным напевам татарского песенного фольклора, которые исполняются либо а капелла, либо в сопровождении музыкального инструмента. В статье анализируется малоизученное творчество баянистов первой половины XX века, создавших творческие тандемы с самыми лучшими татарскими вокалистами того времени. Материалом для статьи послужили воспоминания о татарских баянистах на татарском языке и аудиоколлекции советских грампластинок.

Полный текст

Введение

Творческий тандем певца и аккомпанирующего ему баяниста (или гармониста) сложился в татарской музыкальной культуре более 100 лет назад сначала как фольклорное явление, и позже – как концертный музыкальный жанр — «пение с баяном». Первые граммофонные записи татарского пения в сопровождении гармоники, которые сегодня мы можем послушать, датируются началом XX века. Чаще всего это гармоника – предшественник современного баяна, так полюбившегося народу инструмента.

Практически за один век сложился новый вид татарского концертного исполнительства, сформировавшийся из татарского народного музыкального творчества – «пение с баянным аккомпанементом». Поддержка народного искусства в советскую эпоху привела к тому, что татарские народные песни и инструментальные наигрыши стали активно развиваться в творческих союзах вокалистов и баянистов. Самые лучшие певцы – А. Авзалова, И. Шакиров, Г. Кайбицкая, Ф. Сулейманова, Р. Вагапов выступали с концертами в сопровождении одного или двух баянистов практически по всей стране вплоть до появления электронных музыкальных инструментов, которые вошли в 1970-1980 гг. в состав ансамблей наряду с баянами.

В данной статье мы хотим особенно подчеркнуть уникальность современного баянного искусства, которое заключается в широких стилевых исполнительских возможностях этого инструмента. Репертуар баяниста может простираться от полифонии И.С. Баха до современного авангарда Софьи Губайдуллиной; от задорного ритмичного такмака до сложнейшей мелизматики татарской протяжной песни «озын көй». Баянное искусство и тембровое богатство инструмента имеют способность «вживаться», «стать родным» для многих традиционных фольклорных жанров, исполняя трели, пентатонические мелизмы, частушечные приплясы и «цыганочки с выходом». Именно мастерство исполнителя на баяне, его ощущение нюансов народной музыки, позволяет создавать уникальные творческие союзы с певцами. В то же время вокалисты, имеющие в своем репертуаре традиционные татарские песни разных жанров, наиболее комфортно исполняют их именно с поддержкой баяна.

Актуальность данной работы определяется необходимостью анализа истории становления традиционного для современной татарской музыкальной культуры творческого тандема «вокал – баян». Цель статьи – рассмотреть наиболее яркие творческие союзы певцов и баянистов, исполнявших татарские народные песни и вокальные произведения татарских композиторов XX века. Задача данного исследования – сделать исторический очерк творчества татарских баянистов первой половины XX века, о которых практически нет научных исследований в аспекте их концертмейстерской деятельности. Их роль в умножении популярности корифеев татарской вокальной эстрады того периода высока и недооценена по достоинству. Талантливые импровизаторы, знатоки татарского песенного фольклора, виртуозные баянисты были не просто концертмейстерами безнотной культуры, они фактически были полноправными создателями аранжировок татарской песни для эстрадного исполнения. Необходимо выявить историю таких тандемов «вокал-баян» в татарской музыкальной культуре XX века в аспекте сохранения и развития традиционного репертуара и исполнительского искусства (вокального или баянного).

Материалы и методы

В качестве источников для исследования были использованы электронные аудиоколлекции граммофонных записей и каталоги виниловых пластинок, изданных в XX веке и представленных на двух крупных интернет-порталах – «Russian-Records.com» и «Каталог советских пластинок» [111]. Исторические сведения по татарскому исполнительству на баяне мы почерпнули из книги «Татар баянчылары» (Татарские баянисты) [9], перевод цитат с татарского языка выполнен нами специально для данной статьи. Также был использован ряд статей татарских музыковедов и этномузыкологов о распространенности баяна и гармоники среди татар в регионах России [5], особенно интересен анализ гармошечной культуры татарских сел Нижегородской области, с родины знаменитых татарских певцов и баянистов [4].

Литературный обзор

Сегодня баянное исполнительское искусство в татарской музыкальной культуре – это профессиональное, высокохудожественное сольное и ансамблевое творчество. Баянист-композитор, баянист-певец, баянист-концертмейстер – такие сочетания достаточно популярны в современной татарской музыке. Профессиональные композиторы Татарстана выделяют тембр баяна как солирующий в своих сочинениях. София Губайдулина написала «Татарский танец» для баяна и двух контрабасов (1992), и музыковеды находят в этом инструменте этнический символ, отражение «традиции народного музицирования» [13, с.143]. Зульфия Раупова по просьбе известного в мире баяниста Айдара Гайнуллина создала «Pentatango для двух солистов и камерного оркестра» (2015). Эльмира Галимова сочинила «Рапсодию» для баяна и камерного оркестра (2013), которая вошла в «Антологию музыки композиторов Татарстана» (Сочинения для камерного оркестра в двух компакт дисках).

История татарского традиционного исполнительства на баяне на сегодняшний день не имеет фундаментальных работ на русском языке. Упомянутые выше труды на татарском языке требуют актуализации. Истории баянного исполнительства в России посвящены работы А.М. Мирека и М.И. Имханицкого [2]; изданы «Справочники баяниста», множество отдельных статей по педагогике и исполнительству на баяне, методические разработки [7] – все это свидетельствует о широкой распространенности этого инструмента в музыкальной культуре разных народов России. При этом следует различать два направления исполнительства – профессиональное концертное искусство нотной культуры и импровизационное безнотное на основе музыкального фольклора (русских, татар, башкир и др.).

Результаты

Анализ уникальной коллекции архивных аудиозаписей с грампластинок, представленных на сайте Russian-Records.com (Рашн рекордс), показал следующие результаты: записи татарских вокалистов начала XX века сделаны в сопровождении фортепиано, оркестра и гармоник [14]. Например, пение Камиля Мутыги (Камиль Мутыгуллович Тухватуллин) – с фортепиано; записи татарских певцов-гармонистов Мирфаиза Бабаджанова и Хусаина Юсупова 1910-1912 гг. дают возможность услышать напевы «Баламишкин», «Ачтуч», «Жигули», «Амерхан», «Кара болыт», «Порт-Артур», «Аккош», «Алмагачлар» и др. [14]. Татарское женское пение как сольное, так и в трио знакомит нас с певицами 1910-1912 гг.: Фатимой Муратовой, Нафисой Псняковой и Хадичой Гимбитской, они исполняют вокальные произведения в сопровождении гармоник: «Озын Эрбет» (соло Ф. Муратовой), «Алма-хөрмә», Аппагым былбылым», «Ижбулдин», «Ончы Фахри» [14].

Татарские композиторы первой половины XX века – С. Сайдашев [6, с.202], С. Габяши [6, с.196], А. Ключарев, а позднее – Шамиль Шарифуллин, хорошо играли на гармонике или баяне, с детства впитав традиционную музыку, типичные мелодические ходы, орнаментику, жанровые особенности. Султан Габяши вспоминал об отце (период 1894-1898 гг.): «Сын муфтия Арслан Гали подарил ему немецкую гармонику, на которой он впоследствии играл очень недурно, позднее он свободно исполнял татарские мотивы на пианино» [6, с.196]. О том, что музыку не приветствовали служители ислама, С. Габяши также вспоминает в своей автобиографии периода 1894-1901 гг.: «Муллы не разрешали петь и играть на гармошке даже деревенским парням, которые все-таки ходили по ночам по улицам и распевали песни под гармошку» [6, с.196].

Несмотря на запреты духовенства, любовь к народному музицированию оставалась и свободно развивалась позже в советский период, когда баян и гармонь стали поистине «народными» для советских граждан разных национальностей. Баян в СССР – это буквально «мобильное средство» массовой музыкальной культуры, который легко перевозить на гастроли по стране, имеет яркое концертное звучание, подходит для любых мероприятий, так как не ограничен в репертуарных возможностях. Массовое обучение игре на баяне (от кружков до вузов), издание нотных сборников и песенников с аккомпанементом, усовершенствование конструкции и тембровых возможностей инструмента – все это выводит на профессиональную высоту исполнительское искусство игры на баяне.

Вот, например, как описывается программа празднования «Дня научного работника» 24 февраля 1924 года в Казани: «с 10 до 13 часов дня в стенах «Дорнита» ученые могли поиграть в шашки, шахматы, почитать советские журналы и газеты. В 13 часов дня состоялся концерт. В 15 часов был дан бесплатный обед. Вечером организовано кино и посещение театра по постановке Н. Островского «Не все коту масленица»; позднее предполагались танцы, игры под аккомпанемент баяниста» [12, с. 123].

Созданный в 1937 году ансамбль песни и пляски ТАССР (сегодня - Государственный Ордена Дружбы народов ансамбль песни и танца Республики Татарстан) уже в первой же концертной программе имел следующий состав – хор, три баяниста, один перкуссионист и один пианист, шесть танцоров [1, с.226]. А при подготовке к декаде татарской литературы и искусства в Москве в 1957 году состав был увеличен до 100 человек, дополнив оркестр народных инструментов пятью баянами, гуслями, скрипками, кубызом, барабанами, кураем и другими [1, с.229].

Обсуждение

Мы проанализировали творчество выдающихся татарских певцов и баянистов XX века по сохранившимся грампластинкам и воспоминаниям современников, выстроив определенную хронологию развития концертного тандема «вокал-баян» («пение с баянистом»).

Баянист и гармонист Гани Валеевич Валеев (1905-1976) один из первых, кто был удостоен почетного звания заслуженный артист ТАССР [11]. Аудиозаписи татарских народных и авторских песен сделаны им в период 1938-1954 гг. совместно с выдающимися вокалистами [3; 14]: народным артистом ТАССР Усманом Альмеевым (1915-2011), народным артистом ТАССР и РСФСР Фахри Насретдиновым (1911-1986), народным артистом ТАССР Рашидом Вагаповым (1908-1962), заслуженной артисткой ТАССР Джавахирой Саляховой (1925-2009) [15]. Сольные записи народных мелодий «Каз канаты», «Каляу Гайша», «Минзәлә», «Салкын чишмә», «Бишле бию» для гармоники были сделаны в Москве в 1938-1939 гг. на Ногинском заводе грампластинок [14]. Г.В. Валеев с 1940 года работал в Татарской государственной филармонии баянистом и концертмейстером в составе концертной бригады вместе с Рашидом Вагаповым и Джавахирой Салаховой [9]. Р.Вагапов и Д.Саляхова одними из первых создают жанр татарского вокального эстрадного дуэта с песней «Зулейха», запись 1950 года доступна к прослушиванию на сайте [14].

Концертный тандем «вокал-баян» сложился между Г.В. Валеевым и Р. Вагаповым с песнями «Урман», «Кара урман», «Фирдәвескәй» (Фирдэускэй), «Әлфия» (Альфия) и многие другие. Сотни концертов по всей территории СССР, возрождение забытых татарских народных песен, формирование культуры исполнительства народной песни в сопровождении баяна – пожалуй, это основная историческая заслуга этого дуэта.

Баянистка Рукия Габдрахмановна Ибрагимова (02.02.1913 – 28.04.1998) запомнилась слушателям как бессменный концертмейстер многих татарских певцов [10; 11]. В каталогах советских грампластинок ее исполнение сохраняется вместе с Зифой Басыровой (1910-1979), народной артисткой ТАССР Гульсум Сулеймановой (1907-1968), народным артистом ТАССР Ильгамом Шакировым (1935-2019), Усманом Альмеевым [3; 14; 15].

Удивительная персона – «женщина-баянист» Рукия Ибрагимова – с 5 лет научилась играть на гармошке, а уже в 14 лет (1927 год) завоевала первую премию на конкурсе гармонистов, проходившем в Казани, играя на саратовской и венской гармониках. Председателем жюри был знаменитый музыкант Файзулла Туишев. Школьная учительница Хадича апа направила Р. Ибрагимову для поступления в Восточный музыкальный техникум (сегодня – Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева), где под руководством композитора С. Габяши девушка даже пела в хоре. Однако скорая смерть учительницы, помогавшей Р. Ибрагимовой         учиться музыке, заставила девушку оставить музыкальный техникум. Она устраивается учиться в Полиграфическую школу ФЗУ имени А.В. Луначарского и начинает работать наборщицей букв в типографии [9].

В 1933 году судьба Р. Ибрагимовой снова резко меняется в сторону творчества. Скрипач Хабибулла Ахмадуллин и артист Ходжа Шункаров пригласили ее играть 1-2 концерта на гармонике вместо заболевшего Гали Джамлиханова. В 1934 году она начинает музыкальную работу в колхозном театре села Колбай-Мораса Билярского района под руководством сына Галиаскара Камала – Анаса Камала. В этом же театре от скрипача Х. Ахмадуллина она выучила много старинных татарских мелодий: «Озын су өсте», «Агач башы», «Абау, гөлкәем», «Алтынчәч», «Апакай-алмакай», «Аппагым-җанашым», «Алдым-бирдем», «Ах, җанаш», «Фәрхетдин», «Агыйдел каты ага», «Әхмәтсафа», «Абдулла ахун», «Бала тимри», «Камәр», «Сәфәр», «Кыр казы», «Төмән», «Төпле Якуп», «Чаталҗа» [9].

В 1935 году новый режиссер театра Сабир Уметбаев дарит Рукие Ибрагимовой новый баян от чистопольского производителя гармошек Вараксина и направляет ее учиться в Москву на «общемузыкальные курсы». 17 февраля 1937 года после окончания курсов Р. Ибрагимова вернулась на родину и с 1938 года начала работать баянистом-концертмейстером в театре Мензелинска. Настоящий опыт концертного сольного исполнительства формируется в эти годы – это и музыкальное оформление спектаклей театра, концерты во время гастролей, работа с вокалистами [9].

Важный этап творческой биографии Р. Ибрагимовой начинается с 1940 года, когда она назначена концертмейстером Татарского государственного академического театра. Начинается время серьезной музыкальной работы вместе Дж. Файзи, С. Сайдашевым. На радио она сольно исполняет народные мелодии и аккомпанирует певцам – Г. Сулеймановой, Г. Камаевой, М. Сафину, У. Альмиеву и З. Басыровой. В 1949 году Р. Ибрагимова начала работать в Татарском государственном ансамбле песни и пляски. Коллега – баянист Раис Сафиуллин вспоминает, что она создала свой стиль исполнения татарской народной песни, наполняя ее мелизмами и сохраняя традиционный дух каждой мелодии [9].

Вместе с баянистом Мухтаром Ахмадеевым Р. Ибрагимова работала с И. Шакировым, в 1966 году была выпущена грампластинка на фирме «Мелодия», включающая 9 авторских и народных песен в их исполнении: «Ык буйлары» (К. Бакиров – Г. Зайнашева), «Тәфтиләү» (сл. Г. Тукая), «Яшь наратлар» (сл. И. Юзиева), «Туган тел» (сл. Г. Тукая), «Көзге ачы җилләрдә», «Янар чәчәк» (М. Яруллин – И. Юзеев) «Иртәнге нур» (С. Садыйкова – З. Вәли), «Ул һаман истә» (халык җыры – Л. Айтуганов), «Сөмбел». Так формируется еще один типовой состав для татарской народной музыки – «один певец с двумя баянистами» [3; 14].

С Гульсум Сулеймановой Р. Ибрагимова также записала несколько пластинок в тандеме «вокал-баян», сохраняются следующие аудиозаписи: «Сәгать чылбыры», «Гөлләр үсә», «Сәгать чылбыры». С Зифой Басыровой записаны песни «Шомыртым» и «Зариф» в Москве в 1947 году [3; 14].

Коллега Р. Ибрагимовой – баянист Мухтар Хисамутдинович Ахмадеев (18.03.1925 – 12.06.1987) [11]. В 1945 г. Мухтар Ахмадеев был приглашен на работу в Татгосфилармонию имени Г. Тукая, с 1946 г. был баянистом Государственного ансамбля песни и танца РТ. В 1950-ые годы работал с З. Басыровой, Г. Сулеймановой, А. Шакировой, Р. Вагаповым, У. Альмеевым, А. Авзаловой, Г. Рахимкуловым. Сохранились аудиозаписи с грампластинок – это татарские народные песни: «Чибәр кызлар» («Красивые девушки», слова Ахмеда Ерикеева), «Батыр егетләр» («Смелые парни»), «Зуя», «Өммегөлсем» (слова Махмута Хусаинова), «Ак Идель буйлары», «Кара урман аша» («Через дремучий лес»), «Бәйрәм җыры» («Праздничная»), «Апакай-алмакай», «Йолдызым», «Васфи-Камилә», «Күңелле җырлар», «Рамай», «Мөслим», «Габдрахман» и др. [14].

Коллега Р. Ибрагимовой и М. Ахмадеева — баянист Раис Шагимарданович Сафиуллин (1926-2004) также много гастролировал вместе со знаменитыми певцами и участвовал в записях пластинок в Москве. Практика аккомпанирования двумя и тремя баянистами сформировалась именно в творчестве этих музыкантов, создавая голосу певца богатое сопровождение, наполненное гармонией, ритмом и подголосочностью, заменяя оркестровое сопровождение. В грампластинках фирмы «Мелодия» имя Р. Сафиуллина часто упоминается именно с коллегами баянистами Р. Ибрагимовой и М. Ахмадеевым. О баянисте в 2006 году выпущена книга воспоминаний на татарском языке («Сагындым, бик сагындым… : баянчы Рәис Сафиуллин турында истәлекләр») [8]. Заслуженный работник культуры ТАССР Р. Сафиуллин создавал концертные тандемы в период 1957-1962 гг. с певицами Г. Сулеймановой, М. Рахманкуловой, Р. Тимерхановой, У. Альмеевым, Г. Гафиатуллиной, сохранились аудиозаписи татарских народных песен «Галиябану», «Сүнмәс хисләр», «Татарстан», «Актаныш басмалары», «Уен җыры», «Әтнә» [14].

Заключение

«Пение с баянистом» полноценно вошло в татарскую музыкальную культуру как новый жанр народного музицирования и как концертный эстрадный жанр в первой половине XX века. Творческий тандем «вокал-баян» был музыкально-равноправным, так как искусство баяниста не просто сопровождало пение, но и украшало пышными импровизациями, интересными гармоническими и ритмическими аранжировками. Эти же баянисты-концертмейстеры часто выступали в качестве солистов концертных бригад. Перечисленные в данной статье музыканты были изначально талантливыми народными гармонистами, перенесшими свое искусство традиционного музицирования на баянное исполнительство. Высокий уровень игры на баяне и гармониках был оценен на уровне страны, так как честь записываться в Москве на студиях фирмы грамзаписи «Мелодия» была не каждому дана. Следует отметить большую роль электронных архивов, в которых хранятся бережно оцифрованные и находящиеся в свободном доступе аудиозаписи грампластинок выдающихся татарских певцов и баянистов XX века, что дает возможность современным музыкантам послушать, перенять технику исполнения народной музыки, поучиться искусству сотворчества. Сегодня вызывает сомнение устойчивость и жизнеспособность этого явления на концертной эстраде, так как новые творческие тандемы «вокал-баян» среди молодых исполнителей встречаются очень редко. Искусство «пения с баяном» останется, пожалуй, только в бытовом музицировании народа. Следующие исследования будут посвящены истории творческих тандемов второй половины XX – нач. XXI вв.

×

Об авторах

Лилия Зелимхановна Бородовская

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lilianotka@yandex.ru

кандидат искусствоведения, доцент, профессор

Россия, Казань

Наиль Фаритович Сагдиев

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Email: sagdiev_nf@kazgik.ru

старший преподаватель

Россия, Казань

Список литературы

  1. Арсланова Ф. Т. Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленә 80 ел // Эхо веков. 2017. № 1-2. С. 223-234. EDN YLVLMQ.
  2. Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. Москва: РАМ им. Гнесиных, 2006. 520 с.
  3. Каталог советских пластинок [Электронный ресурс]. URL:https://records.su/ (дата обращения 06.04.2024).
  4. Каюмова Э. Р. Ибен белсәң, көе килә Музыкаль фольклор һәм уен кораллары // Милли-мәдәни мирасыбыз: Түбән Новгород : Сборник статей. 2-е издание. Казань : Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, 2021. P. 253-300. EDN EEJRUC.
  5. Каюмова Э. Р. Песни живут дольше века Народное музыкально-поэтическое творчество чепецких татар / Э. Р. Каюмова // Национально-культурное наследие : Татары Удмуртии / Академия наук Республики Татарстан; Институт языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова. 2-е издание. Казань: Институт языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова АН РТ, 2021. С. 243-320. EDN XWXXWK.
  6. Культура народов Татарстана. Казань : Магариф, 2004. 367 с. ISBN 5-7761-1435-7. EDN UJOXKN.
  7. Мирек А. М. История гармонно-баянной культуры в России с 1800 до 1941 года: автореф. дис. … доктора искусствовед.: 17.00.02/А. М. Мирек; Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания. Москва, 1983. 32 с.
  8. Сагындым, бик сагындым… : баянчы Рәис Сафиуллин турында истәлекләр / җыентыкның төзүчесе һәм мөхәррире Хәмзә Бәдретдинов. Казан, 2006. 104 с.
  9. Татар баянчылары / [төз. : К. Сатиев, Н. Акмалов]. Казан : Мәгариф, 1995. 207 б. : портр. Татар баянчылары / [төз. : К. Сатиев, Н. Акмалов]. Казан : Мәгариф, 1995. 207 б.
  10. Татарлар. Инфо. Tatarlar.info. [Электронный ресурс]. URL: http://tatarlar.info (дата обращения 07.04.2024).
  11. Татарская государственная филармония им.Г. Тукая. [Электронный ресурс]. URL: https://tatfil.ru/philharmonic/names (дата обращения 01.04.2024).
  12. Хабибрахманова О.А. Формирование культуры досуга по-советски в 1920-1930-е гг // Эхо веков. 2017. № 3-4. С. 122-130. EDN YTDADJ.
  13. Шириева Н. В. Татарский фольклор в сочинениях Софии Губайдулиной: новая жизнь традиции / Н. В. Шириева, Е. А. Дыганова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 39. С. 136-146. EDN YPHQEX.
  14. Russian-Records.com. [Электронный ресурс]. URL:https://russian-records.com/ (дата обращения 12.04.2024).
  15. Татаrica. Татарская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://tatarica.org (дата обращения 21.04.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».