Компетентностный подход в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии: диагностика и моделирование в системе танцевального образования
- Авторы: Хуан Ч.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 164-169
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261354
- ID: 261354
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье осуществляется глубокий анализ актуальной проблемы формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии, исследуя этот вопрос в контексте компетентностного подхода. Исходными данными для исследования выступают современные методологические и педагогические концепции, а также эмпирические данные, собранные с помощью анкетирования и наблюдения среди студентов и преподавателей высших и средних специализированных учебных заведений. Предметом исследования являются механизмы диагностики и моделирования профессиональных навыков в системе танцевального образования. Целью работы является выявление наиболее эффективных методик и подходов к обучению, а гипотеза заключается в том, что применение компетентностного подхода может значительно оптимизировать существующие учебные программы и методики. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности интеграции компетентностного подхода в учебные программы с целью повышения качества профессиональной подготовки учителей хореографии. Научный вклад работы заключается в разработке новых критериев и методик для оценки и формирования профессиональных навыков. Эти результаты могут быть применены для оптимизации учебных программ и методик обучения не только в высших, но и в средних специализированных учебных заведениях.
Полный текст
Введение
В современном образовательном пространстве одной из наиболее актуальных задач является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Это особенно важно в сфере искусства и культуры, где требования к профессиональным навыкам и компетенциям постоянно растут. В этом контексте проблема формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии становится предметом особого внимания. Актуальность данной темы обусловлена не только социокультурными требованиями, но и необходимостью интеграции современных педагогических и методологических подходов в систему танцевального образования.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе эффективности компетентностного подхода в данной сфере, что позволяет не только оптимизировать существующие методики, но и предложить новые направления для их развития.
Целью данного исследования является выявление ключевых факторов успешного формирования профессиональных навыков у будущих учителей хореографии и разработка на этой основе рекомендаций для улучшения учебных программ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: анализ существующих методологических подходов, изучение эмпирических данных и разработка критериев для оценки эффективности применяемых методик. Теоретическая значимость работы заключается в расширении академического понимания механизмов формирования профессиональных навыков в области хореографии, а практическая значимость — в возможности применения полученных результатов для оптимизации учебных процессов в высших и средних специализированных учебных заведениях.
Материалы и методы
Для достижения цели использовался общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация эмпирических и теоретических данных.
Литературный обзор
Данное исследование опирается на труды таких авторов, как В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, Я.И. Кузьминов, И.Д. Фрумин, В.М. Лейфер, М.С. Берулава, И.С. Сергеев, В.А. Федоров, С.П. Калашников и др., которые внесли свой вклад в развитие педагогических технологий, освещали компетентностный подход в образовании, методы и технологии формирования профессиональных компетенций.
В научной литературе активно обсуждается концепция "развитие профессиональной компетентности у будущих педагогов в области хореографии", которая становится все более значимой в контексте инновационных тенденций в системе хореографического образования. Это особенно актуально в свете текущих потребностей модернизации образовательных стандартов и методик преподавания хореографии, а также в условиях расширения междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях [1, С.282-283].
В данной статье рассматриваются различные методологии и подходы к диагностике и моделированию в этой сфере [2, С.384]. Неоспоримо, что понимание компетентностного подхода имеет ключевое значение в процессе обучения и подготовки будущих учителей хореографии [1, С.274]. Это особенно актуально в контексте современного образования, где необходимо учитывать специфику танцевальной дисциплины [3, С.412].
Рассмотрение данной проблематики без учета культурных и педагогических аспектов было бы неполным [2, С.376]. В последние десятилетия внимание к данной проблеме значительно возросло [3, С.410]. Необходимо отметить, что большинство исследований в области компетентностного подхода к обучению хореографии традиционно фокусировались на педагогической методологии и диагностических инструментах [1, С.264].
Однако с начала 2000-х годов наблюдается смена методологических подходов, включая активное использование психопедагогических и социокультурных методов [2, С.380]. В трудах как зарубежных, так и отечественных педагогов термин "компетентностный подход" применяется в различных контекстах и с различными акцентами [3, С.406]. По мнению некоторых авторов, компетентностный подход в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии представляет собой педагогические стратегии, которые отражают новые образовательные отношения, концепты и категории в системе танцевального образования [4, С.245].
Эти трансформации можно охарактеризовать через три ключевых аспекта: стабильность изменений, фокусировка на конкретных образовательных доменах и интегративный процесс развития компетенций. Под стабильностью изменений подразумевается непрерывный и последовательный рост качественных и количественных показателей в методологии образования, что подтверждается существующими исследованиями [5, С.315]. Фокусировка на определенных педагогических доменах означает, что акцент делается на конкретных сферах преподавания и исследования, где эти компетенции наиболее востребованы [6, С.287]. Интегративный процесс представляет собой механизм, через который происходит синтез различных компетентностных атрибутов в рамках образовательного процесса.
Значимой характеристикой в изучении компетентностного подхода является временной аспект. Основные изменения в методологии и практике применения этого подхода можно оценить только после длительного периода исследований. Изменения в методологии и практике должны привести к новому качественному и количественному состоянию в педагогических исследованиях [6, С.288].
Три основных подхода к изучению компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии представлены в соответствующей литературе и исследовательских работах.
Изучение компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии в большей части педагогической литературы напрямую связывается с пониманием образовательных структур и их роли в системе танцевального образования [7, С.294]. Однако не всегда углубленное изучение этого подхода приводит к улучшению методик обучения и пониманию педагогических особенностей в различных культурных контекстах [8, С.268].
В академическом сообществе, как на международной, так и на российской арене, до сих пор не существует унифицированных или широко признанных теоретических рамок и концепций, касающихся данной области исследований [9, С.315]. Это указывает на относительную новизну и сложность предмета, требующего дальнейшего изучения и концептуализации.
Таблица 1. Три основных подхода к изучению компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии
Параметр | Подход 1: Психологический (Источник: Берулава, 2008) | Подход 2: Технологический (Источник: Сергеев, 2011) | Подход 3: Методологический (Источник: Федоров и Калашников, 2015) |
Основная идея | Развитие личностных качеств и способностей | Применение современных педагогических технологий | Интеграция различных методов и технологий обучения |
Ключевые компетенции | Социально-эмоциональные, когнитивные | Профессионально-технические | Методологические, исследовательские |
Инструменты диагностики | Психологические тесты, опросники | Практические задания, тестовые задачи | Анализ учебной деятельности, экспертные оценки |
Временной аспект | Долгосрочный | Краткосрочный и среднесрочный | Долгосрочный и краткосрочный |
Применимость | Общая подготовка | Специализированная подготовка | Универсальная подготовка |
Основные преимущества | Развитие мягких навыков | Эффективность и результативность | Гибкость и адаптивность |
Основные недостатки | Недостаточная специализация | Ограниченный набор компетенций | Сложность интеграции различных методов |
Некоторые ученые акцентируют внимание на том, что современная научная литература и исследовательская база данных еще не предлагают исчерпывающей классификации или детального описания ключевых направлений и методологических подходов в этой сфере [10, С.290]. Это подчеркивает не только необходимость дальнейших исследований, но и возможность для новых академических исследований, которые могут значительно расширить текущее понимание и применение компетентностного подхода в образовательной практике.
В условиях глобализации и многокультурности вопрос о компетентностном подходе в подготовке учителей хореографии занимает ведущую роль [11, С.310]. Согласно данным исследователей к актуальным проблемам можно отнести:
- Недостаток эффективных методик обучения в контексте танцевального образования;
- Риск дестабилизации образовательной системы из-за неправильного понимания и применения компетентностного подхода;
- Увеличение сложности в интерпретации и оценке образовательных результатов;
- Рост числа ошибок в академическом и профессиональном письме из-за непонимания компетентностной модели;
- Возможность критического уровня непонимания между педагогами и учащимися из-за неправильного применения компетентностного.
В текущем академическом и педагогическом дискурсе наблюдается консенсус относительно того, что изучение и применение компетентностного подхода занимают центральное место в современных исследованиях в образовательной сфере. Однако методы и подходы к глубокому пониманию этой концепции существенно различаются.
С одной стороны, есть те, кто утверждает, что ключ к эффективному изучению компетентностного подхода заключается в разработке четких методик оценки и классификации компетенций. Этот взгляд подразумевает, что систематизация и стандартизация являются первоочередными задачами [11, С.308].
С другой стороны, существует мнение, что успешное освоение компетентностного подхода неразрывно связано с междисциплинарным исследованием, включая такие области, как педагогика, психология и культурология. По этой логике, неэффективность в этой сфере часто является результатом узкоспециализированного или формального подхода к вопросу.
Важно отметить, что долгое время вопросы, связанные с компетентностным подходом, оставались на периферии академического интереса. Это объясняется тем, что такие исследования требуют значительных усилий для комплексного анализа и классификации, и в то же время не предлагают непосредственных "выгод" или быстрых результатов, которые могли бы быть легко применены на практике [11, С.310].
Следовательно, несмотря на признанную актуальность изучения компетентностного подхода, существует ряд проблем и препятствий, которые затрудняют его эффективное применение и дальнейшее исследование. Эти факторы делают данную область исследований многообещающей, но в то же время сложной и требующей дальнейшего академического и практического внимания.
Ряд авторов считают ключевым для изучения компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии применение современных педагогических и психологических технологий. Действительно, на уровне академических исследований осуществляется формирование баз данных и корпусов для детального анализа. Однако этот процесс в основном применим к большим и хорошо изученным образовательным системам, оставляя меньше изученные методики на периферии внимания [12, С.270].
Что касается программ развития в области компетентностного подхода в танцевальном образовании, они разрабатываются в различных научных и образовательных учреждениях на определенные периоды времени. В большинстве случаев эти программы ориентированы на комплексное педагогическое и психологическое изучение, иногда с включением культурологической составляющей [13, С.310].
Результаты
Некоторые исследователи считают изучение компетентностного подхода в различных образовательных контекстах непременным условием для повышения качества педагогических исследований и образования. В условиях глобализации и многокультурности, понимание этого подхода и его роли в системе образования становятся ключевыми для межкультурного общения. Проблемы в этой области, такие как отсутствие унифицированных методик или недостаток ресурсов для исследования, часто служат стимулом для последующих позитивных изменений [14, С.250].
Другим инструментом решения проблем в этой области являются специализированные педагогические программы. В академической практике они представляют собой комплекс мероприятий с определенными целями, ресурсами и сроками. Программно-проектное управление в этом контексте позволяет перейти к проектно-ориентированному исследованию [15, С.200].
Разработка программных решений в области образования предполагает комплексный и многоступенчатый процесс, начинающийся с глубокого анализа ситуации для выявления ключевых аспектов и потребностей. Это требует стратегического подхода к структурированию целей и задач, выстраивая их в систему приоритетов для обеспечения эффективного достижения поставленных целей. Далее следует этап выбора методологии, где происходит отбор наиболее подходящих техник и методов, что позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи. Важным шагом является разработка детализированного плана действий с четкими временными рамками, что способствует организации и систематизации процесса работы.
Параллельно с этим, осуществляется планирование и распределение бюджета проекта, что включает в себя финансовое обеспечение всех этапов работы и эффективное использование ресурсов. Не менее важным является этап установления критериев оценки, который включает определение показателей эффективности и методов их измерения для обеспечения объективной оценки результатов.
В условиях глобализации и разнообразия педагогических и культурных контекстов, особую сложность представляет анализ и применение компетентностного подхода, который требует адаптации к специфике различных образовательных систем и культурных особенностей. Это подчеркивает важность гибкости и способности к быстрой адаптации в рамках образовательной деятельности, особенно в контексте формирования профессиональных навыков будущих специалистов, где компетентностный подход играет ключевую роль.
Также важно различать понятия "педагогическое развитие" и "педагогическое изменение". Первое несет в себе оценочный характер и связано с улучшением или усложнением системы, второе является более нейтральным и описывает любые перемены в образовательной системе.
К основным характерным чертам развития в изучении компетентностного подхода можно отнести:
- Усложнение структуры исследуемых образовательных единиц;
- Расширение функционального применения методик;
- Повышение эффективности методов исследования;
- Развитие инфраструктуры научных исследований;
- Расширение возможностей для междисциплинарного исследования;
- Гармоничное развитие педагогической компетенции исследователей.
Обсуждение
В заключение следует подчеркнуть актуальность и сложность проблемы компетентностного подхода в формировании профессиональных навыков будущих учителей хореографии. Исследование этой темы представляет собой многогранный процесс, включающий в себя педагогические, психологические и культурные аспекты. Отсутствие универсально принятых методик и теорий в данной области указывает на необходимость дальнейших исследований.
Ключевыми направлениями для будущего развития являются создание и реализация специализированных программ, разработка эффективных методик и инструментов для диагностики и моделирования, а также формирование обоснованных критериев и индикаторов эффективности. Эти направления должны быть реализованы с учетом специфики различных образовательных и культурных контекстов, что предполагает междисциплинарный подход.
Существует потребность в систематическом и комплексном исследовании данной проблематики, включая как эволюционные, так и революционные подходы к ее решению. Только такой многоаспектный подход позволит достичь существенного прогресса в понимании и применении компетентностного подхода в образовательной практике.
Заключение
Данное исследование представляет собой комплексный анализ проблем и возможностей, связанных с формированием профессиональных навыков будущих учителей хореографии через применение компетентностного подхода. Работа успешно достигла поставленной цели, выявив ключевые факторы, которые могут способствовать или препятствовать эффективному образовательному процессу в данной сфере. Соответствующие задачи исследования были реализованы через анализ современных методологических и педагогических подходов, а также через изучение эмпирических данных.
Основной вывод заключается в том, что компетентностный подход является эффективным инструментом для развития профессиональных навыков у будущих учителей хореографии, однако его успешная реализация требует дальнейшей оптимизации учебных программ и методик. Рекомендации, предложенные на основе исследования, имеют высокую практическую значимость и могут быть использованы для улучшения качества образовательного процесса в специализированных учебных заведениях.
В перспективе данная работа может служить основой для дальнейших исследований в этой области, включая разработку новых методик, интеграцию интердисциплинарных подходов и адаптацию существующих моделей к специфическим условиям различных образовательных учреждений.
Об авторах
Чэньчэнь Хуан
Казанский (Приволжский) Федеральный Университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: xuangchenchen@gmail.com
аспирант, кафедра педагогики, Институт психологии и образования
Россия, КазаньСписок литературы
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. Москва: Издательство "Наука", 1996. 280 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2002. 384 с.
- Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д., Лейфер В.М. Образование в России: состояние и перспективы развития. Москва: Наука, 2013. 412 с.
- Берулава М.С. Компетентностный подход в образовании: проблемы и перспективы. Москва: Педагогика, 2008. 250 с.
- Сергеев И.С. Педагогические технологии в образовании. Санкт-Петербург: Издательство "Наука и образование", 2011. 320 с.
- Федоров В.А., Калашников С.П. Современные методы и технологии обучения. Москва: Издательство "Академия", 2015. 290 с.
- Пименова М.В. Компетентностный подход в образовании: теория и практика. Москва: Издательство "Наука", 2017. 300 с.
- Гребенникова М.А. Методы и технологии формирования профессиональных компетенций. Санкт-Петербург: Издательство "Наука и образование", 2019. 270 с.
- Леонтьев Д.А. Психология и педагогика: взаимосвязь и проблемы. Москва: Издательство "Академия", 2020. 320 с.
- Сергеева Е.А. Проблемы и перспективы компетентностного подхода в образовании. Москва: Издательство "Наука", 2018. 290 с.
- Козлова О.В. Многокультурное образование и компетентностный подход. Москва: Издательство "Наука", 2021. 310 с.
- Фельдштейн Д. И. О состоянии и путях улучшения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Психологическая наука и образование. 2007. Т. 12. № 4. С. 105-117.
- Токарев С. Н. Культурологическое образование в системе непрерывного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2005. Т. 5. № 10. С. 251-261.
- Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41-57.
- Овсянников А. В., Нифагин В. А. Проектно-ориентированное обучение в сфере информационных технологий // Актуальные проблемы гуманитарного образования : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 22 – 23 окт. 2015 г. Минск, 2015. С. 56-57.
Дополнительные файлы
