Реализация технологии групповой деятельности в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа

Обложка
  • Авторы: Быкова Н.А.1
  • Учреждения:
    1. МБУДО «Детская школа искусств №6» Советского района г. Казани (ГАПОУ «Нижнекамский музыкальный колледж им. С. Сайдашева»)
  • Выпуск: № 1 (2024)
  • Страницы: 140-145
  • Раздел: Педагогика и образование
  • URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261349
  • ID: 261349

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается применение педагогической технологии групповой деятельности обучающихся в условиях развития исполнительского мастерства студентов музыкального колледжа по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» («Инструменты народного оркестра»). Определен потенциал применения технологии групповой деятельности, его цели и задачи в условиях реализации коллективной формы музыкального музицирования. Выявлены педагогические принципы, позволяющие стимулировать процесс развития творческого потенциала студента и его исполнительского мастерства.

Полный текст

Введение

Формирование и развитие исполнительского мастерства у студента музыкального колледжа является одним из важных факторов эффективности подготовки высококвалифицированного специалиста в области музыкального образования, требующего от выпускника наличия целого спектра профессиональных качеств и компетенций, включающих в себя сферу навыков коммуникативного общения и сотрудничества в условиях образовательного процесса. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного оркестра») сферу исполнительской деятельности студента музыкального колледжа помимо сольного исполнительства составляют и различные виды и формы ансамблевого и оркестрового музицирования, являющиеся необходимыми универсальными, интегрирующими компонентами развития интеллектуального и художественно-эстетического потенциала студента как творческой личности [5]. В связи с этим проблема развития исполнительского мастерства и приобретения музыкально-исполнительского опыта в условиях коллективного музицирования как составной части формирования профессиональной компетенции в условиях среднего профессионального образования остается весьма актуальной и требует глубокого разностороннего изучения. Это и явилось целью нашего исследования.

Гипотеза исследования - реализация педагогической технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного оркестра») является особой формой проявления творческой активности обучающихся, оказывающей стимулирующее действие на развитие музыкально-творческого потенциала студента и повышения его исполнительского мастерства. Реализация технологии групповой деятельности как коллективного вида творческой деятельности обучающихся в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже представляет собой:

- организацию совместных коллективных музыкально-исполнительских действий, стимулирующих активизацию учебно-познавательного процесса, способствующего развитию исполнительского мастерства студентов;

- распределение исполнительских действий и операций, способствующих формированию и развитию творческого потенциала обучающихся и элементов исполнительской культуры каждого участника коллектива;

- обмен способами деятельности, определяемый необходимостью построения различных способов реализации музыкально-исполнительских намерений и действий для получения совокупного творческого продукта этой деятельности;

- эффективное средство взаимопонимания и взаимообогащения (интеллектуального, культурного, художественно-эстетического, музыкально-исполнительского) обучающихся в условиях совместной музыкально-творческой деятельности, способствующее развитию исполнительского мастерства каждого участника коллектива исполнителей;

- коммуникацию и общение в рамках творческой коллективной деятельности, способствующей рациональному планированию образовательных целей и задач, определению условий, форм и видов реализации музыкально-исполнительской деятельности, а также выбора соответствующих способов их взаимодействия;

- формирование элементов рефлексии и саморефлексии у обучающихся, способствующих реализации субъективного отношения участников коллектива к собственному личностному музыкально-исполнительскому действию и уровню своего исполнительского мастерства в рамках коллективной творческой деятельности.

Материалы и методы

Материалы данного исследования основаны на изучении и анализе психологических (Р.Я. Гузман, Л.С. Выготский, В.В. Рубцов, Е.Е. Шулешко, Г.А. Цукерман) и общепедагогических (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, А.Г. Ривин, Н.Е. Щуркова и др.) работ по теме исследования, а также обобщении передового педагогического опыта в области коллективного музыкально-инструментального исполнительства (Б.С. Анисимов, Г.Л. Ермежский, Ю.А. Лагутин, И.А. Мусин, Н.B. Серегин, М.Я. Шарль, и др.).

Основными методами исследования выступают теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, прогнозирование) и эмпирические методы (наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент).

Методологическую основу исследования составили концептуальные основы реализации технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса обучающихся (Березина В.И., Дьяченко В.К., Григоворич Л.А., Марциновская Т.Д., Селевко Г.К. и др.).

Литературный обзор

В основе современных представлений о роли групповой работы в обучении лежат труды величайших психологов и педагогов: Ж.Ж. Пиаже (создателя теории когнитивного развития), Л.С. Выготского (создателя концепции зоны ближайшего развития), А.С. Макаренко (основоположника технологии коллективного воспитания) и других ученых, подчеркивающих особую роль социального взаимодействия и межличностного общения в процессе интеллектуального развития обучающегося. Именно сформированные умения и навыки слаженной работы в команде или в группе в рамках применения технологии групповой деятельности позволяют говорить об уровне реализации коммуникативно-творческого потенциала студента в условиях образовательного процесса [1, 4, 8].

Теоретической основой исследования явились труды по общей и возрастной психологии и педагогике (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Д.В. Эльконин), а также исследования, посвященные вопросам теории и истории оркестрового исполнительства на народных инструментах (А.А. Андреева, В.А. Аверин, Д.И. Варламов, М.И. Имханицкий, А.С. Каргин, Е.И. Максимов, В.С. Чунин).

Результаты                                

Реализация педагогической технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже, согласно требованиям ФГОС, осуществляется в рамках учебной дисциплины междисциплинарного курса МДК.01.07 Оркестровый класс (из вариативной части образовательной программы) и учебной практики УП.01. Оркестр [5].

Структура организации коллектива студентов-исполнителей в рамках оркестра народных инструментов как учебной дисциплины достаточно многогранна и полифункциональна, поскольку в ее основные компоненты входят различные аспекты профессиональной деятельности преподавателя (организационный, воспитательный, развивающий, коммуникативный), позволяющие повышать творческо-исполнительский уровень как участников оркестра в частности, так и оркестра как коллектива исполнителей в целом.

Художественно-исполнительский уровень оркестра во многом зависит от уровня коллективного взаимодействия участников оркестра и от музыкально-исполнительских возможностей каждого из них. Как отмечает Г.К. Селевко, «Коллективное взаимодействие - такой способ организации процесса, при котором ученики активно общаются друг с другом и условием успеха каждого являются успехи остальных» [7, с. 70]. Поэтому основным условием успешного развития музыкально-исполнительских возможностей обучающихся в рамках коллективного музицирования исполнителей является рациональное и функциональное распределение участников оркестра по музыкальному инструментарию, согласно творческим способностям обучающихся и их музыкально-исполнительскому потенциалу.

Распределение участников-студентов по группам (струнных, духовых, ударных, группы баянов и аккомпанирующей группы), согласно классическому составу оркестра народных инструментов, происходит на основе учета года обучения студента и уровня его музыкально-исполнительских возможностей. В целом, можно выделить 3 основных уровня исполнительской подготовки обучающихся:

  • 1 уровень – это наличие достаточно прогрессивно-развивающегося музыкально-исполнительского потенциала обучающегося, как в рамках индивидуально-личностного исполнительского развития, так и в различных формах ансамблевого музицирования (студенты, являющиеся лауреатами международных, всероссийских, республиканских конкурсов, активные участники мастер-классов, получатели премий различных стипендиальных фондов и т.д.);
  • 2 уровень – студенты со средними музыкальными данными, либо слабо мотивированные в развитии своих исполнительских способностей обучающиеся, т.е. это пассивные, безучастные, неуверенные в себе и в своих возможностях студенты;
  • 3 уровень – это обучающиеся, с достаточно низким уровнем музыкальной подготовки и развитием музыкально-исполнительских навыков. В отдельных случаях в эту группу могут входить студенты со средними музыкальными способностями, но абсолютно не мотивированные в своем успешном саморазвитии.

Распределение участников оркестра на представленные выше группы может носить весьма условный характер, имеющий динамические отклонения как в сторону повышения мотивационной активности студента и его творческого потенциала (1 уровень), так и порождающие ее спад (2 и 3 уровни). Данные динамические отклонения, в первую очередь, зависят от мотивационной активности учебно-познавательного процесса обучающихся, от их стремления и желания саморазвиваться и самосовершенствоваться [1].

Рациональное применение педагогического принципа дифференцированного подхода к обучающимся в условиях развития учебно-познавательной деятельности позволяет преподавателю (руководителю оркестра) находить точки взаимного творческого соприкосновения, совместно с обучающимся конструировать формы практической реализации поставленных целей и задач, мотивировать студентов на достижение высоких результатов в музыкально-творческой деятельности, поскольку любая учебно-познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности обучающихся [4].

В коллективе исполнителей обязательно должны присутствовать формы здоровой конкуренции и творческой соревновательности, побуждающие к мотивированному стремлению студентов достичь новых исполнительских высот и повысить свою профессиональную музыкально-художественную культуру. В рамках применения технологии групповой деятельности педагогическая компетентность руководителя оркестра выражается в организующих условиях реализации конкурентно-доверительных отношений между участниками оркестра, определения роли и функции каждого обучающегося в рамках деятельностно-творческой атмосферы.

Преподаватель в силу специфики творческо-деятельностного процесса обучения, способствующего развитию творческого потенциала обучающихся, в рамках технологии групповой деятельности должен уметь реализовать принципы индивидуально-личностного и психолого-педагогического подходов [8]. От реализации профессионального мастерства руководителя оркестра, от его рационального умения распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый её участник в отдельности ощущали его заботу, его заинтересованность в развитии личностного потенциала, зависит результативность и успешность всего оркестра [2]. Преподаватель должен уметь выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых студентов, уметь мотивировать обучающихся и вселять в них уверенность, определять индивидуально-личностную траекторию саморазвития и самосовершенствования обучающихся. Рациональное распределение исполнительских действий и операций участников оркестра способствует формированию и развитию творческого потенциала каждого участника коллектива и развития его исполнительского мастерства.

Другим важным аспектом педагогической компетенции преподавателя является создание благоприятной творческой атмосферы внутри оркестра. В рамках профессионального педагогического подхода преподаватель должен руководствоваться принципами мотивирующего стимулирования развития обучающихся, применять элементы личностно-развивающего обучения и использовать аспекты технологии разноуровневой дифференциации.

Каждый студент индивидуален, со своим уже сложившимся мировоззрением, характером, мышлением, темпераментом, личностными музыкальными способностями и своим опытом практической деятельности. В рамках репетиционных занятий коллектива исполнителей преподаватель должен уметь реализовать такие формы и виды работы, которые способствуют повышению творческого потенциала студента и его саморазвития, а также выстраивают благоприятные творческие коммуникативные взаимоотношения между обучающимися, способствующие творческому взаимопониманию и взаимообогащению, реализации условий музыкального содружества и сотворчества [1, 4]. Реализация технологии групповой деятельности стимулирует согласованное взаимодействие между обучающимися, поскольку именно в рамках творческой коммуникации у студентов формируется основной комплекс профессиональных компетенций, способствующий формированию и развитию интеллектуального, художественно-эстетического и идейно-творческого музыкального воплощения, а также повышения художественной культуры и исполнительского мастерства студента [5].

Коллективное музицирование обучающихся в условиях образовательной деятельности в музыкальном колледже представляет собой не просто процесс групповой работы студентов, но и процесс совместной мыслительной деятельности, сопровождающейся активным обменом знаниями, навыками и практическим опытом обучающихся [6]. В рамках применения технологии групповой деятельности между участниками оркестра происходит обмен способами музыкально-исполнительских действий, определяемый необходимостью построения различных способов реализации музыкально-исполнительских задач для получения совместного продукта этой деятельности - решения идейно-художественных и исполнительских проблем. Каждое музыкальное произведение, входящее в репертуар творческого коллектива, несет в себе идейно-художественную ценность, позволяющую реализовать образную содержательность и авторский смысл произведения через призму музыкально-исполнительских возможностей каждого обучающегося.

В силу творческой направленности образовательного процесса в музыкальном колледже, коммуникация и общение в условиях коллективного музицирования обучающихся может реализоваться как в форме вербального общения, так и в форме невербального. Как правило, на начальном этапе обучения студенты первого курса используют вербальное общение, поскольку происходит процесс «вживания» в новую форму инструментального исполнительства, студент присматривается и приспосабливается к новому коллективу исполнителей, ищет новые формы и возможности творческого взаимодействия и взаимообщения. В дальнейшем, в зависимости от творческого потенциала студента и развития его музыкально-исполнительских возможностей в рамках коллективного музицирования, студент учится находить формы музыкальной коммуникации уже посредством музыкально-исполнительских возможностей.

В рамках реализации технологии групповой деятельности в условиях репетиционной работы, а также в процессе концертных выступлений в целях исполнительского обобщения и анализа результата музыкально-исполнительской деятельности важным аспектом является развитие элементов критического мышления студента, а также формирование рефлексии и саморефлексии обучающегося [1, 4, 6]. Именно через рефлексию и саморефлексию формируется субъективное отношение участника оркестра к собственному личностному музыкально-исполнительскому действию в рамках реализации коллективного творчества, обеспечивается рациональная и адекватная коррекция этого творческого действия. О.А. Блох отмечает: «Музыканту всегда важен взгляд со стороны. Ему необходимо научиться слушать и слышать, активизировать свое внимание, самоконтроль, делать правильно свои шаги в исполнительском искусстве» [3, с. 214].

Обсуждение

Таким образом, реализация технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство» (по виду: «Инструменты народного оркестра») осуществляется в рамках учебной дисциплины междисциплинарного курса МДК.01.07 Оркестровый класс и учебной практики УП.01. Оркестр, способствующей формированию и развитию целого спектра индивидуально-личностного потенциала обучающегося (интеллектуального, художественно-эстетического, коммуникативного, и т.д.), его музыкально-творческих способностей и уровня исполнительского мастерства.

В рамках применения технологии групповой деятельности важнейшим фактором является уровень сформированности педагогических качеств и компетенций у руководителя оркестра, а также степень реализации педагогических принципов в условиях коллективного музицирования обучающихся, способствующих рациональному планированию траектории индивидуально-творческого саморазвития студента и его личностного потенциала.

Реализация технологии групповой деятельности в рамках коллективного вида музыкально-исполнительской деятельности способствует развитию творческого потенциала обучающегося и уровня его музыкально-исполнительских способностей через полиаспектный спектр деятельностно-творческого образовательного процесса, взаимообусловливающий активизацию учебно-познавательного процесса, обмен способами деятельности, развитие коммуникации и общения, формирование элементов рефлексии и саморефлексии, а также осуществление способов взаимопонимания и взаимообогащения обучающихся.

Заключение

Оркестр народных инструментов как вид реализации технологии групповой деятельности в условиях образовательного процесса в музыкальном колледже - это сложный, полифункциональный и многогранный творческий процесс. Это форма коллективного музицирования, где каждый обучающийся, сохранив свою индивидуальность и субъектность, подчиняется идейно-художественным задачам и музыкально-исполнительским интерпретациям в условиях общего воплощения авторского замысла. Коллективное музицирование не подавляет индивидуальность исполнителя, напротив, при условиях благоприятной творческой атмосферы каждая индивидуальность получает новый импульс для своего саморазвития и совершенствования в рамках реализации личностного исполнительского потенциала.

×

Об авторах

Наталья Алексеевна Быкова

МБУДО «Детская школа искусств №6» Советского района г. Казани (ГАПОУ «Нижнекамский музыкальный колледж им. С. Сайдашева»)

Автор, ответственный за переписку.
Email: izotova_nata@mail.ru

аспирант 2 курса очной формы обучения

Россия, Казань

Список литературы

  1. Александрова Е.О., Селезнева О.В. Эффективность применения групповых технологий во внеурочной деятельности для формирования личностных результатов обучающихся // Материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. Благовещенск : Благов. гос. пед. ун-т, 2021. С. 11-17.
  2. Байбородова Л.В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 74-82.
  3. Блох О.А. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства // Вестник МГУКИ. 2013. №2 (52). С. 212-218.
  4. Гарипова Г.М., Дульмухаметова Г.Ф., Кузьмина Е.К. / Технология группового обучения как средство реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 79-1. С. 116-118.
  5. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов). Режим доступа : https://fgos.ru/fgos/fgos-53-02-03-instrumentalnoe-ispolnitelstvo-po-vidam-instrumentov-1390/ (дата обращения : 1.12.2023).
  6. Проненко Е.А., Беликова М.Е., Агасиян А.А. Аспекты применения технологии совместного обучения в образовательном процессе вуза // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Махачкала : АЛЕФ, 2021. С. 389-400.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. Москва : Народное образование, 1998. 256 с.
  8. Щелина Т.Т. Психолого-педагогический потенциал технологии индивидуально-групповой дифференциации учебно-профессиональной деятельности студентов // Актуальные проблемы культурно-исторической психологии. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2020. С. 364-373.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».