Обучение джазу учащихся музыкальных школ и студентов ссузов и вузов в условиях преобладания академической системы образования
- Авторы: Руденко А.А.1, Мирная Р.Р.1, Ажимов З.Р.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 134-140
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261348
- ID: 261348
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Несмотря на всемирное признание и популярность джазовой музыки «отношения с ней» в нашей стране складывались довольно противоречиво. Попытки государства контролировать этот жанр и его распространение среди любителей все же оказались безуспешными, и в российской истории джаза (которой на данный момент 101 год!) «расцвели» всемирно известные исполнители, сложились свои национальные традиции, авторские школы, система профессионального обучения (школа-училище-ВУЗ). В развитии джазового образования значительную роль играет профессиональный уровень музыкального сообщества, способного воспитать будущее поколение, и возможность реализации исполнительского потенциала молодежи через динамическое включение в творческую среду. Целью данной статьи является рассмотрение организационно-методического опыта обучения джазу на примере образовательных учреждений города Казани. Исследование посвящается 20-летию кафедры эстрадно-джазовой музыки (с 2020 года кафедра музыкального искусства) Казанского государственного института культуры.
Полный текст
Введение
Профессиональное обучение джазу возникло в Америке и России примерно в одно и то же время (60-70-е гг. XX века), это связано с тем, что в период генезиса и становления этого жанра (начало XX века), он воспринимался как музыка развлекательная и не рассматривался как интеллектуальный вид искусства, несущий образовательно-воспитательную функцию. Однако интерес к раннему джазу и его первые «педагогические ростки» мы наблюдаем как системный процесс самостоятельной познавательной деятельности – «самообучение», когда с помощью «метода съема» он распространялся как устная традиция по слуху и записям. Подготовка первых джазовых музыкантов осуществлялась в отечественной школе уже с 20-х по 70-е гг., но к системе академического музыкального образования ее невозможно было отнести. Справедливо назвать тот период любительским обучением, когда предполагалось публичное взаимное творчество, повальная увлеченность, обмен опытом, как исполнительским, так и слушательским (перезапись грампластинок). В то время музыканты изучали импровизацию, композицию, аранжировку, приобретали навыки ансамблевого исполнения – в этом творческом процессе преобладала инструментальная подготовка. Настоящим «бумом» расцвета профессионального джазового образования в Америке можно считать 60-70-е гг. Это обусловлено появлением джазовых оркестров в средних школах, колледжах, которыми начали руководить преподаватели; ростом количества учебно-методической литературы; преподавать джаз стали высококлассные музыканты. Появление отечественного дополнительного образования в 60-х гг. (и уже затем в 70-80-е гг. – профессионального) связано с открытием джазовых студий, фестивалей и концертов, организацией лекций-бесед, курсов и семинаров о джазовой музыке, которые проводили известные джазовые музыканты А. Баташев, И. Бриль, В. Фейертаг и т.д. В настоящее время в российских колледжах, техникумах и ВУЗах порядка сорока эстрадно-джазовых отделений и практически в каждой детской музыкальной школе или студии обучают эстрадно-джазовому вокалу и игре на эстрадных инструментах [3].
Под академической системой образования нами понимается вид образования, который фокусируется на изучении фундаментальных знаний, теорий, принципов эстрадно-джазовой музыки; направленный на развитие критического мышления, аналитических и музыкально-творческих способностей, исполнительских умений и навыков (а также на приобретение компетенций в профессиональном образовании) согласно требованиям образовательной программы и ФГОС на всех ступенях образования. По мнению Л.П. Ермиловой, «компетентность как системное понятие выступает той генерализирующей линией, которая и определяет индивидуальную профессиональную неповторимость модели деятельности специалиста музыкального искусства эстрады» [8, с.91].
Данное исследование направлено на рассмотрение противоречивости обучения джазу в академической системе образования и обобщает 20-летний организационно-методический опыт эстрадно-джазового направления в Казанском государственном институте культуры.
Материалы и методы
Методологическую основу исследования составили теоретические методы (анализ, обобщение, конкретизация) и эмпирические методы (изучение, обобщение опыта). К используемым материалам исследования относятся документы основных профессиональных образовательных программ 53.03.01 «Музыкальное искусство эстрады» (профили «Инструменты эстрадного оркестра», «Эстрадно-джазовое пение»); а также издания, посвященные деятельности кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского государственного института культуры (статьи и другие просветительские материалы).
Литературный обзор
Теоретической основой исследования явились научные труды по истории становления профессионального джазового образования в России и США Т.А. Будницкой [3]; по социологии профессии джазового музыканта И.В. Бабаяна [2]; лингвокультурному типажу «джазмена» Э.Т. Кубасовой [5]. Сущность, специфика и проблематика подготовки специалистов музыкального искусства эстрады в контексте эстрадно-джазового образования раскрываются в работах З.Р. Ажимова [1], Л.П. Ермиловой [8], А.Л. Загидуллиной и М.М. Маркус [4]. Дискурсивные методики современного джазового образования рассмотрены Б.А. Саруханяном [7], вопросы национальной джазовой культуры исследовались Р.Р. Мирной и Т.Ю. Гордеевой [6].
Результаты
Для создания необходимых условий гармоничного развития личности в современном обществе требуется глубокий анализ процессов, происходящих в образовании, создание практических рекомендаций, а также изучение ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, затрудняющих эффективную реализацию задач музыкального образования. В области эстрадно-джазового образования это касается проблем повышения эффективности обучения в начальном (школьном) звене, совершенствования профессиональной подготовки и специализации в системе среднего специального образования, усиление направляющей роли ВУЗа как центра музыкального образования и музыкальной культуры города и региона.
Любой образовательный процесс, в том числе и обучение джазовой музыке, играет важную роль в определении будущего ученика-студента и несет в себе основные характеристики: актуальность, качество, гибкость, доступность, глубина, социальная значимость, региональная значимость. Процесс обучения джазу предполагает: 1. Постижение сложного интонационного, ритмического, гармонического, эмоционально-энергетического музыкального языка, обладающего мощным физиологическим воздействием на публику; 2. Владение музыкально-выразительным набором метроритмических, фразировочных, агогических акцентуаций и других исполнительских аспектов и приемов, свойственных джазу; 3. Погружение в разнообразную стилистику джазовой и около джазовой музыки; 4. Создание интерпретаций, исполнительских трактовок и выражение собственного индивидуального импровизационного языка музыки и т.д.
Процесс обучения джазу в условиях академической системы образования несет в себе некую проблемность, что прослеживается и в наше время (с одной стороны, мировая политика и «антизападные» санкции против признания джаза наряду с классической музыкой во всем мире, хотя «гонение джаза» мы уже проходили; с другой стороны, свобода джаза и некоторое «бунтарство» ее исполнителей против строгой, выстроенной, диктующей каноны системы образования и т.п.). Есть и другое видение дискредитации ценности джазового образования, которое имеет широкое поле:
- во-первых, джазовое образование отделено от «искусства» и «реальности», т.е. педагогика джаза как социального института, готовящая специалистов для государства и им же финансируемая, оторвана от «реальной жизни», к тому же гениальность исполнителя рождается природой, а не социальным феноменом;
- во-вторых, джазовое образование антиакадемично, т.е. джазовый музыкант «антиинтеллектуален» (*от авт.: спорное утверждение) и в распространенной мифологии изображается как «инстинктивный, эмоциональный и телесный музыкант, а не как рациональный, мозговой и теоретический джазовый академик»;
- в-третьих, желание вернуться к «естественным» ценностям доинституционального джазового мира – аутентичность, естественность, душевность, интуитивность, индивидуальность, анархичность и следование кодексам и конвенциям биг-бэндов и джазовых клубов дала истории джаза великие имена исполнителей (зачастую самоучек), в современном времени роль личности джазмена ослабла;
- в-четвертых, джазовое образование обладает угрожающим потенциалом, т.к. подавляет творчество и развитие джаза, душит индивидуальность;
- в-пятых, нейтрализующая сила джазовых традиций как идеологических канонов, ослабляющих силу критического осмысления и ведущих к риску отнести джаз к «музейным экспонатам» [7, с.95-97].
Обучение джазу подразумевает взаимопроникновение двух серьезных музыкальных традиций – академической и джазовой. Важно отметить, что людям с базовым академическим образованием требуется серьезный наставник, который понимает разницу в метроритмических вибрациях между классикой и джазом. Наставник способен открыть ученику состояние эманации (истечение из запредельного первоначала), свойственной трансово-обрядовой природе джаза и блюза и высвобождающей энергию, открывающей божественную истину (здесь можно вспомнить исполнителей госпел-хоров, входящих в трансовое состояние).
Обсуждение
В ходе анализа учебного процесса на ступени высшего образования (на примере эстрадно-джазового направления Казанского государственного института культуры) и в аспекте прогнозирования дальнейших перспектив выделяются некоторые факторы, определяющие успешность «регионального» джазового образования:
- подготовленность абитуриентов по профильному направлению – существующее положение джазового высшего образования в Татарстане имеет свои сложности. Проблемность данного аспекта зависит от наличия/отсутствия в регионе (как основного поставщика предполагаемых кадров) эстрадных профильных направлений в ССУЗах и музыкальных школах, что вынуждает принимать на направление подготовки абитуриентов без специальной подготовки (это касается инструментальной специализации) [1, с.10]. Тенденция последних лет приема абитуриентов показывает снижение количества поступающих по медным инструментам (трубы, тромбоны), эстрадных гитаристов и бас-гитаристов. Ослабление интереса к инструментальному профилю можно связать с потребностью музыкантов на рынке, на сегодняшний день востребованы аккомпаниаторы для артистов поп-сцены (в основном это центральный регион страны), работники джазовых и эстрадных коллективов для исполнения фоновой музыки, работники кавер-бэндов, музыканты авторских и фестивальных проектов [4, с.98]. Совершенно противоположная ситуация с приемом эстрадно-джазовых певцов, конкурс среди которых при поступлении варьируется от 5 человек на бюджетное место;
- востребованность на рынке труда выпускников направления «Музыкальное искусство эстрады» (…«проблемная ситуация отмечается в регионах, отсутствие профессиональных джазовых коллективов и возможности трудоустройства вынуждают музыкантов уезжать в поисках работы, нередки случаи смены профессиональной деятельности» [2, с.304]). В действительности в некоторых регионах существует, в лучшем случае, 1-2 профессиональных коллектива, куда выпускники могут трудоустроиться в качестве артистов оркестра или концертмейстеров; остальные вынуждены работать педагогами в образовательных организациях (востребованность педагогов дополнительного образования сейчас высокая, молодежь в силу своей амбициозности стремится найти высокооплачиваемую работу), музыкантами в заведениях (как самозанятые), либо искать дополнительные, не имеющие ничего общего с музыкой способы жизнеобеспечения;
- профессиональная компетентность преподавателей и мотивация студентов: ни один образовательный процесс не будет эффективным, если преподаватель не совершенствует свое профессиональное мастерство, а студент занимается без желания и должной отдачи. Профессорско-преподавательский состав направления активно ведет научную, творческую и просветительскую работу. Среди проектов, в которые вовлекаются студенты, можно отметить многочисленные концертные программы, записи альбомов, подготовка диссертаций, гастрольные выезды, участие в экспертных составах жюри, организация конкурсов, конференций, круглых столов, образовательных программ, обмен опытом с эстрадными отделениями ССУЗов и ВУЗов. Вдохновляет студентов и преподавателей участие в международных джазовых фестивалях: «Джаз в усадьбе Сандецкого», «Джаз в Кремле с Ольгой Скепнер», Традиционный джаз-фестиваль в Альметьевске, Moscow Jazz Festival, Tasigo Jazz Fest. Повышает профессиональную компетентность участников образовательного процесса приглашение почетных гостей с мастер-классами: пианистов И. Бриля, Р. Столяра, А. Сайфуллина, вокалистов А. Карягиной, Веры FOX, бас-гитариста А. Давидянца, духовиков В. Головнева, А. Баязитова, организация творческих встреч с С. Манукяном, О. Радзецкой, Г. Соловьевым (бас), В. Фейертагом, А. Хасаншиным и т.д.;
- преемственность профессиональных кадров: высшее эстрадно-джазовое образование существует в Татарстане с 2003 года (с момента открытия кафедры эстрадно-джазовой музыки и первого набора абитуриентов по специализации «Эстрадно-джазовое пение» кафедрой сольного пения). Организатором и идейным вдохновителем кафедры эстрадно-джазовой музыки до 2020 года являлся заслуженный работник культуры РТ, кандидат педагогических наук, доцент Загид Ажимов. У истоков джазового образования стояли настоящие профессионалы: бэнд-лидер А. Василевский; теоретики Ю. Коган, О. Скепнер, Р. Утэй, А. Шураев; пианисты О. Анохин, Ю. Шамсутдинов; А. Ужаков (духовые инструменты); Р. Муллин (гитара, бас-гитара); Р. Абдуллин (ударные инструменты); Л. Чугунова (вокал). На смену им пришли пианист А. Руденко; теоретик Т. Гордеева; вокалисты А. Вознесенская, Р. Мирная; Ю. Щербаков (духовые инструменты); Д. Соломатин (бас-гитара); бэнд-лидер А. Козлов. В настоящее время ряды преподавателей пополнили молодые выпускники: А. Казанцев (ударные инструменты); М. Маркус (духовые инструменты);
- программно-методическое обеспечение: в настоящее время ситуация с доступностью и использованием учебно-методического материала наиболее благоприятная у ВУЗов и средних профессиональных организаций, нежели чем у системы дополнительного образования. Появились возможности подписки на электронные библиотечные системы (ЭБС «Университетская библиотека онлайн», ЭБС «Лань», ЭБС «Юрайт» и т.д.), где доступ к специализированной литературе достаточно обширен и разнообразен. В связи с возможностями электронного обучения появились доступные для российского преподавателя и студента разнообразные специализированные курсы по профильным дисциплинам, в основном коммерческие. В качестве примера приведем ряд возможных эстрадно-джазовых курсов и методик, актуальных для обучения: Институт музыки «Lanote» (КПК «Мелизматика, современные стили и развитие вокальных навыков на уроках эстрадно-джазового пения», «Подбор программы и нюансы работы над эстрадно-джазовым вокальным репертуаром», «Актуальные методики преподавания импровизации в ДМШ, ДШИ и СПО», «Программа для преподавателей сольфеджио и теоретических дисциплин»); Школа ритма Льва Слепнера ( актуальны разделы о взаимосвязи пульсации и речи, взаимосвязи грува и координации); Цифровая образовательная платформа для музыкантов muzlabkazgik.ru (актуальны разделы о теории музыки, сольфеджио, музыкальной литературе, фортепиано, гитаре, саксофоне, барабанах, об эстрадном пении и музыкотерапии); Джазовая школа Кристины Крит (курсы «Джазовый стартап», «Джазовое погружение»); Мировая ассоциация голоса DIVAin&IATS (курсы «Вводный курс в вокальную реабилитологию», «Преподаватель современного вокала», «Estill Voice Training»).
Профессорско-преподавательским составом направления эстрадно-джазовой музыки за последние годы подготовлены фундаментальные и прикладные учебные и научные издания: 1. Ruden Jazz-Band Music, 2 части сборника авторских произведений для солистов и джазовых ансамблей А. Руденко (2017г.); 2. Певческий звук в контекстах культуры (культурфилософский анализ), монография Т. Гордеевой (2021г.); 3. Теория и история певческой культуры, учебно-методическое пособие Т. Гордеевой (2021г.); 4. Музыкальный коррекционно-оздоровительный тренинг с элементами импровизации, методические рекомендации Т. Гордеевой (2023г.); 5. Без прошлого нет будущего, 3 части сборника партитур для детского симфоджаз-оркестра ДМШ А. Василевского и А. Козлова (2021г.); 6. Аранжировки и переложения популярных песен для вокального коллектива на музыку российских композиторов, учебно-методическое пособие А. Вознесенской (2022г.);
- создание творческой среды в ВУЗе, либо ее наличие в городском пространстве (возможность организации джем-сейшнов в клубах, квартирниках). Популярным местом притяжения джазовой молодежи является Музыкально-художественное товарищество «ЩА» (место встречи казанской богемы), где еженедельно по вторникам и четвергам организуются блюзовые и джазовые джемы при участии профессиональных наставников А. Руденко, А. Казанцева, М. Маркус. Джем-сейшн – музыкальное действие, когда музыканты без особых приготовлений и сообщений собираются, чтобы поиграть джазовую (около джазовую) музыку, принять участие может любой желающий. Сутью джема является момент экспромта и совместной последовательной индивидуальной или коллективной импровизации на любую заданную тему. «Джазмена» характеризуют как «…человека, который работает в сфере музыкального искусства (сцена, концерт, джем-сейшены, джаз-бары) и отмечают его преданность своей работе, талант, а также правдивость в музыкальных фантазиях-импровизациях», в число основных качеств входят одержимость, преданность, фанатичность джазу [5, с.289];
- наличие возможностей для предпринимательской деятельности, проектная деятельность. В качестве примера приведем реализуемый проект «Студенческого стартапа» «Музыкальная мастерская VlasoV по ремонту, обслуживанию и изготовлению духовых инструментов» студента Власова Никиты Игоревича и образовательный проект «Возвращение к голосу Ариадны Карягиной», реализованный за счет средств Правительства Республики Татарстан (программа «Алгарыш»). Данные проекты расширяют спектр возможностей изучения специфики эстрадно-джазового искусства;
- оригинальность, исключительность регионального музыкального языка (наличие национального джаза, либо приверженность характерной стилистике). Отечественный этно-джаз – явление многоликое, с множеством ответвлений от фольклорных до композиторских предпочтений. Он включает в себя самобытный мелос национальных республик. Оригинальность такой музыки передает культурный код и традиции многонациональной страны исключительно своеобразным способом [6, с.66]. Идея национального русского, татарского, чувашского этно-джаза всесторонне поддерживается преподавателями А. Руденко («Во поле береза стояла», «Калинка-малинка», «Эй, ухнем», «Ой, мороз-мороз», «Йокысызлык», «Берлегэн», «Яратам», «Эзлэдем, бэгърем сине»), А. Казанцевым в составе группы «SHANU» («Taranvar», «ShumarShavat», «Selime», «Urapa», «Tevet», «Sara», «Schuk», «Atar», «Senkershel»);
- наличие материальных условий (инструменты, помещения для репетиций, звуковое оборудование). Материально-технические условия реализации образовательных программ «Музыкальное искусство эстрады» соответствуют ФГОС, но не отвечают тенденциям современного времени. Музыкальный инструментарий эстрадного оркестра нужно осовременивать и дополнять футуристическими цифровыми музыкальными инструментами, которые будут соответствовать духу эпохи и олицетворять культурно- смысловое интегрированное единство образа мыслей, ценностей, норм и идеалов, стереотипов и установок, присущих третьему тысячелетию.
Заключение
Формализованная джазовая педагогика – явление спорное, и до сих пор представители этого «романтичного» и «бунтарского» вида искусства разделяются на тех, кто считает, что это вредит духу музыки, и тех, кто с ее помощью привносит новую волну интереса к джазу. Джаз многому учит – мыслить, искать, изменяться, вдохновляться, выделяться из множества людей и вносить в социальные порядки критические и творческие идеи нового времени. Высокий престиж джазового музицирования наблюдается среди подростков, юношества и взрослого поколения, а это значит, что обучение джазу будет укреплять свои позиции и вносить музыкально-культурную эволюцию в академическую систему образования.
Об авторах
Андрей Александрович Руденко
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: rudenjazz@yandex.ru
доцент кафедры музыкального искусства
Россия, КазаньРаушания Рафисовна Мирная
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: Rushanka13@gmail.com
доцент кафедры музыкального искусства
Россия, КазаньЗагид Рашидович Ажимов
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: zagid.azhimov@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстрадно-джазовой музыки, кафедры музыкального искусства
Россия, КазаньСписок литературы
- Ажимов З.Р. Возможности совершенствования системы эстрадно-джазового образования // Джазовое образование в России: история и современность: материалы II Всероссийской научно-практической конференции "Непрерывный цикл эстрадно-джазового обучения: школа - училище - вуз", Уфа, 01–30 апреля 2011 года. Уфа: Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова, 2013. С. 8-12.
- Бабаян И.В. Джазовый музыкант: профессионал или любитель? // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. Т. 4, № 1(49). С. 299-306. EDN MNAAYW.
- Будницкая Т.А. История становления профессионального джазового образования в России и США: сравнительный анализ // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2012. № 2. С. 5-10. EDN PJXJXZ.
- Загидуллина А.Л. Проблемы эстрадно-джазового образования в свете востребованности выпускников специальных вузов / А.Л. Загидуллина, М.М. Маркус // Музыкальная культура XXI века: теория, исполнительство, образование: материалы III Международной научно-практической конференции, Казань, 19 мая 2022 года. Казань: Казанский государственный институт культуры, 2022. С. 97-100. EDN QVHOEV.
- Кубасова Э.Т. Лингвокультурный типаж "Джазмен" // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 1. С. 285-290. EDN OXTMIX.
- Мирная Р.Р. Этноджаз в национальной культуре России. Татарский и чувашский джаз, такое бывает? / Р.Р. Мирная, Т.Ю. Гордеева // Музыкальная культура XXI века: теория, исполнительство, образование: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвящ. 150-летию со дня рождения Ф.И. Шаляпина, Казань, 20-21 апреля 2023 года. Казань: Школа, 2023. С. 63-66. EDN IAURFI.
- Саруханян Б.А. Дискурсивные методики современного джазового образования // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2021. № 4(49). С. 93-98. doi: 10.30725/2619-0303-2021-4-93-98. EDN XNPNCO.
- Сущность и специфика профессиональной подготовки специалистов музыкального искусства эстрады в контексте эстрадно-джазового образования / Л.П. Ермилова, Н.Р. Лавриненко, М.А. Лидов [и др.] // Успехи современной науки. 2017. Т. 1, № 4. С. 88-93. EDN YROKZJ.
Дополнительные файлы
