Методическая деятельность А.Ф. Бормусова в контексте становления музыкальной культуры Татарстана
- Авторы: Султанова Р.Р.1, Галиуллина Э.Ш.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
- Выпуск: № 1 (2024)
- Страницы: 129-134
- Раздел: Педагогика и образование
- URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261346
- ID: 261346
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье обосновывается роль педагога в процессе воспитания личности, обладающей определенными качествами, отвечающими запросам государства и социума. На основе материалов Национального архива Республики Татарстан осуществлен анализ авторской программы по гармонии выдающегося хорового дирижера, скрипача, композитора и преподавателя музыкально-теоретических дисциплин Алексея Федоровича Бормусова. Представлена численность учащихся техникума в 1922-1927 гг., выявлены цели и содержание обучения гармонии, принципы и методы работы педагога. Сделан вывод о влиянии педагогической деятельности А.Ф. Бормусова на формирование музыкальной культуры Республики Татарстан.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
На современном этапе развития педагогики особую актуальность приобрела проблема воспитания личности с необходимым набором качеств, отвечающих запросам общества и государства. По мнению ученых, важнейшими факторами, оказывающими влияние на становление личности, являются наследственность, среда и воспитание. Так как дети и подростки большую часть времени проводят в учебных заведениях, особое значение приобретает личность педагога, способного увлечь учащихся, повлиять на формирование их жизненной позиции и нравственных ценностей. Известен «феномен выдающихся педагогов, которые воспитали весомых по значимости их таланта учеников» [8, с. 46]. Поэтому очень важно изучать опыт предыдущих поколений замечательных педагогов начала XX в., заложивших профессиональную, методическую и практическую основу для воспитания плеяды выдающихся музыкантов и композиторов Татарстана (М. Музафаров, С. Сайдашев, Н. Жиганов и др.). Этот опыт великих педагогов, наряду с культурно-просветительными процессами, протекавшими на территории региона в 20-х годах XX вв., когда происходило активное реформирование системы музыкального образования, поиск новых форм, методов и содержания обучения, обусловил формирование богатой музыкальной культуры Республики Татарстан.
Цель исследования
На основе авторской программы выдающегося педагога-музыканта А.Ф. Бормусова изучить цели, содержание, методы и формы работы в классе гармонии Казанского восточного музыкального техникума в 20-х годах XX века.
Материалы и методы исследования
В процессе работы авторами были изучены следующие документы и научные труды:
- Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 642 – Казанское отделение Императорского русского музыкального общества. Фонд Р-2812 – Казанский Восточный музыкальный техникум. Фонд 3682 – Народный Комиссариат просвещения Татарской АССР (с 1920 г.);
- Личный архив Р.А. Гуммерта, хранящийся в научном отделе библиотеки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова;
- Материалы Музея Детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского г. Казани;
- Монография Е.В. Порфирьевой, посвященная истории музыкального образования в Казани (конец XVIII – начало XX века);
- Труд Ю.А. Мартыновой, посвященный истории формирования и развития системы среднего специального музыкального образования в Казани (1917-1960 гг.);
- Научные публикации по теме исследования.
В основу исследования положен современный подход о значимости роли отдельной личности в истории, обоснованный Л.Е. Грининым. Методы исследования: изучение, систематизация и анализ архивных материалов, научных публикаций и исследований; статистическая обработка количественных данных, их интерпретация.
Литературный обзор
Различные аспекты становления музыкального образования на территории Казанской губернии в дореволюционный период отражены в работах В.Д. Булгакова, А.Н. Валиахметовой, Г.М. Кантора, Е.К. Карповой, Г.С. Кожевникова, Е.В. Порфирьевой. Труды Г.К. Вайды-Сайдашевой и В.М. Спиридоновой посвящены отдельным аспектам развития музыкального образования в 20-е годы XX века. Проблема формирования среднего специального музыкального образования в республике (1917-1960 гг.) раскрыта в исследовании Ю.А. Мартыновой. Л.Т. Файзрахманова исследует процесс подготовки музыкально-педагогических кадров в XX–XXI вв. Развитие начального музыкального образования в Татарстане (1918-1960 гг.) описано в диссертации Р.Р. Султановой. Монография З.М. Явгильдиной посвящена развитию общего музыкального образования в Татарстане (XX в.).
Результаты исследования
В процессе исследования была представлена и проанализирована программа по гармонии выдающегося педагога-музыканта А.Ф. Бормусова, написанная им в 20-х гг. XX века в период его работы в Казанском восточном музыкальном техникуме (1922-1933). Выявлены цели, основные принципы, методы и содержание обучения учащихся, а также личный взгляд педагога в подготовку профессиональных музыкантов и будущих педагогов музыкальных дисциплин. Указана численность учащихся Казанского восточного музыкального техникума с 1922 по 1927 гг. Анализ материалов исследования позволил сделать вывод о профессионализме преподавателя по гармонии А.Ф. Бормусова и высоком уровне подготовки его учеников, что оказало значительное влияние на формирование музыкальной культуры Республики Татарстан.
Обсуждение
В результате слияния в 1921 году Восточной консерватории и Государственной двухступенной музыкальной школы возник Казанский Восточный музыкальный техникум, в стенах которого на протяжении 20-х годов XX века активно реформировались формы музыкального образования, происходило обновление содержания и методов обучения. В условиях отсутствия централизованных учебных планов и образовательных программ преподавателям приходилось, опираясь на собственный опыт и знания, разрабатывать авторские программы и курсы по преподаваемым дисциплинам. Одним из таких педагогов являлся Алексей Федорович Бормусов (1885-1968) – преподаватель по классу хорового пения, сольфеджио, музыкальной грамоте, элементарной теории музыки и гармонии, Заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), обладатель медали «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» (1947) [5, с. 219].
Алексей Федорович получил разностороннее образование: окончил семинарию, обучался в музыкальной школе [3], а затем в Казанском музыкальном училище (1915) на отделениях игры на скрипке и теории музыки. В 1936-1938 гг. он прослушал полный курс музыкально-педагогического отделения Института повышения квалификации в Москве. Более 50 лет успешно и плодотворно трудился преподавателем хоровых и музыкально-теоретических дисциплин в различных учебных заведениях г. Казани (крещено-татарская школа, городское училище № 25 им. В.Г. Белинского, 15-ая школа, Родионовский институт благородных девиц, Казанское музыкальное училище, оркестровые и регентские классы при Казанском отделении Русского музыкального общества) [4, л. 118]. После октябрьских событий 1917 г. преподавал в Народной музыкальной школе им. В.И. Ленина [3], а с 1922 г. работал в должности преподавателя детского хора, сольфеджио и гармонии в Казанском восточном музыкальном техникуме [6, л. 5 об.]. С 1933 по 1956 год обучал детей хоровому пению в детской музыкальной школе № 1 г. Казани [2].
Высокий профессионализм, богатый практический опыт и глубокое понимание функции педагога нашли воплощение в методической работе А.Ф. Бормусова. Составленные им авторские программы «Детский хоровой класс», «Сольфеджио и музыкальная диктовка» и «Гармония» [7, л. 30-37 об.] отражают основные принципы работы педагога, его фундаментальный взгляд на воспитание профессиональных музыкантов. Особую ценность для нашего исследования представляет программа по гармонии, рассчитанная на три года обучения.
Следует отметить, что в 1922-1926 гг. обучение в Техникуме состояло из двух концентров: первый – двухгодичный, второй – в зависимости от специальности одно- или двухгодичный [1, с. 103]. Класс гармонии посещали учащиеся всех отделений (см. табл. 1).
Таблица 1. Численность учащихся Казанского восточного музыкального техникума
Учебный год | 1922-1923 | 1924-1925 | 1925-2926 | 1926-1927 |
Количество студентов музыкального техникума | 69 | 74 | 89 | 89 |
С 1926-1927 учебного года обучение в музыкальном техникуме по всем специальностям стало четырёхлетним [1, с. 107]. Гармония входила в число основных предметов, наряду с сольфеджио, оперным классом, теорией и историей музыки, слушанием музыки и ритмической гимнастикой, оркестром, сценической подготовкой, ансамблем [9, л., 3-10].
Главной целью изучения гармонии А.Ф. Бормусов видел в том, чтобы «сделать учащихся техникума вполне грамотными музыкантами. Всякий солист, будь то инструменталист или певец, должен уметь не только играть или петь, но и слушать аккорды и сопровождающие его партию голоса в аккомпанементе; кроме того, грамотный исполнитель должен уметь отличать главное от второстепенного в партии и голосоведении, и, следовательно, соответствующим образом делать фразировку. Точно так же и пианист, имея под пальцами массу звуков и голосов, должен быть настолько грамотным, чтобы не только правильно брать аккорды, пассажи и вести мелодию, но и дать художественное исполнение, сделав ту или другую интерпретацию» [7, л. 34].
Педагог считал, что гармония не только разбирает строение аккордов, их связь между собой, но и объясняет, какие функции исполняет тот или другой аккорд, от чего зависит ритмическое строение музыкального произведения. Он подчеркивал, что «гармония приучает учащегося к логическому музыкальному мышлению и отчетливому представлению о форме» [7, л. 34]. По мнению А.Ф. Бормусова, «задача техникума – дать стране не только грамотных музыкантов, но и необходимых работников в деле насаждения музыкальной культуры среди рабочих масс. Такая работа без теоретического образования (теория, гармония) немыслима» [7, л. 34 об.].
В своей работе Алексей Федорович применял разные методы «в зависимости от момента и материала прохождения»:
- «от известного к неизвестному; от частного к общему» [7, л. 34 об.]. В процессе использования данного метода Алексей Федорович путем бесед с учащиеся постепенно вводил их в область гармонии;
- «эвристический метод преподавания» подразумевал разборы устных, письменных примеров при участии всего класса, что служило «основой для вывода того или другого правила» [7, л. 34 об.];
- «синтетический и аналитический» методы заключаются в том, что «время от времени проработанный материал и правила обобщаются в нотных примерах на классной доске. Примеры подробно разбираются и делаются известные выводы» [7, л. 34 об.].
В первый год учащиеся получали «предварительные общие сведения и понятия об аккорде»[7, л. 31].Разбирали трезвучия (мажорные, минорные, увеличенные и уменьшенные) и септаккорд с обращениями. Знакомились с аккордами главных и побочных ступеней мажорной и минорной гаммы; консонирующими и диссонирующими аккордами; гармоническими мелодическим соединением трезвучий I-IV,I-V ступеней; кадансами; скачками. За инструментом от учащихся требовалось играть соединения трезвучий I-III, I-VI, VI-II, II-V, III-IV и т.д.; кадансы простые и сложные. Также студенты знакомились с секстаккордом уменьшенного трезвучия VII ступени; гармонизацией восходящего и нисходящего тетрахорда; трезвучием и секстаккордом II ступени; основным трезвучием III, VI и VII ступеней; фригийским кадансом I-й и II-й формы; кадансами с участием II ступени; [7, л. 31]. В качестве учебного пособия и заданий на дом А.Ф. Бормусов рекомендовал «Практический учебник гармонии Н.А. Римского-Корсакова» .
Каждая тема и материал урока подробно разбирались в классе. Причем, Алексей Федорович считал важным не просто объяснить основной материал и выявить, насколько качественно он усвоен, но и понять «наличие музыкального багажа и способностей каждого ученика» [7, л. 34 об.]. Также учащимся задавалась «домашняя работа в виде письменных примеров и задач» [7, л. 34 об.], таким образом, ученики «с первых же шагов приучались к творческой работе» [7, л. 34 об.]. По наблюдениям педагога решение задач зависит «от развития ученика и его способностей». Он утверждал, что из 25 человек в группе «при решении одной и той же задачи – едва ли можно найти две работы в точности похожие одна на другую» [7, л. 34 об.]. Письменные задания Алексей Федорович проверял дома и делал «корректирующие пометки», затем «все удачные примеры как показательные и неудачные как отрицательные» демонстрировались в классе и обсуждались.
Все письменные задачки проигрывались за фортепиано. Также весь пройденный материал в виде «формул», которые представляли в виде «различных кадансов, последовательностей» заучивался наизусть [7, л. 34 об.]. Данный вид работы проверялся педагогом в классе «с учениками индивидуально и по возможности во всех тональностях». Таким образом А.Ф. Бормусов добивался того, что к концу года каждый ученик имел «возможность не только решать задачи, но и сочинять свои задачи, отражая в них весь пройденный курс» [7, л. 34 об.].
На втором году на уроках гармонии студенты изучали секвенции, доминантсептаккорд с обращениями и разрешениями, малый и уменьшенный септаккорд VII ступени, септаккорд II ступени, большой и малый нонаккорд и его применение в кадансах. Знакомились с модуляциями [7, л. 32].
Последний третий год обучения включал изучение модуляций во II степени «сродства». Учащиеся знакомились с такими понятиями, как задержание, вспомогательная нота (верхняя и нижняя), предъем, органный пункт, проходящая нота, фигурации, проходящие и вспомогательные ноты на сильном времени, скачки одной диссонирующей ноты к другой диссонирующей. В программу обучения входило знакомство с альтерированными аккордами и энгармонизмами [7, л. 33]. Велась работа по анализу произведений, характера каждой части, отмечались модуляции. Яркие примеры модуляций, красивые обороты выписывались, «чтобы иметь возможность воспользоваться этими средствами в своих задачках» [7, л. 34 об.]. Кроме этой работы студенты техникума регулярно выполняли переложения хоровых произведений: «Например: переложить смешенный хор для однородного и наоборот; четырехголосный хор для двух и трех голосов детского хора и наоборот. Гармонизация русских народных песен для смешенного или для детского хора» [7, л. 34 об.].
Отдельное внимание уделялось изучению музыкальных форм. А.Ф. Бормусов знакомил учащихся с понятием период, предложение, фраза и мотив. Давал понятия о песенной форме, форме рондо, сонатного allegro и циклических формах. Теоретические сведения обязательно подкреплялись аналитическим разбором соответствующих примеров классической и современной музыки. В конце обучения от учащихся требовалось сочинение собственной прелюдии в трехчастной форме [7, л. 33].
Все вышеизложенное указывает на то, что А.Ф. Бормусов стремился дать своим воспитанникам знания не только правил гармонии, но и научить их основам анализа музыкальных форм и композиции, что, несомненно, положительно сказывалось на профессиональном развитии будущих музыкантов, педагогов и композиторов. Он был уверен, что вся эта работа служила «преддверием той большой работы, какую, возможно, будут иметь окончившие курс техникума в рабочих клубах или школах» [7, л. 34 об.].
Заключение
Подводя итог, следует отметить, что проведенный анализ авторской программы по гармонии А.Ф. Бормусова позволил выявить не только цель обучения, содержание и методы работы выдающегося педагога-музыканта, но и фундаментальное понимание функции педагога, его отношение к подготовке профессионалов в сфере музыкального искусства. Основным принципом его работы являлось внимание к индивидуальности учащихся, выявление и развитие их творческих способностей, воспитание творческого начала с первых дней обучения гармонии. Педагог был убежден, что без хорошей теоретической подготовки учащиеся музыкального техникума будут ограничены в понимании формы, голосоведении, фразировки и художественного замысла музыкального произведения в целом. Педагогическое наследие А.Ф. Бормусова, в конечном итоге, послужило основой для воспитания плеяды выдающихся музыкантов и композиторов, деятельность которых повлияла на формирование богатой музыкальной культуры Республики Татарстан.
Об авторах
Рaмиля Ринатовна Султанова
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Email: Ramilay_82@mail.ru
кандидат педагогических наук, cтарший преподаватель кафедры этнохудожественного творчества и музыкального образования
Россия, КазаньЭльвира Шафигулловна Галиуллина
ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
Автор, ответственный за переписку.
Email: elvirash14@yandex.ru
декан факультета Высшей школы искусств, доцент кафедры этнохудожественного творчества и музыкального образования
Россия, КазаньСписок литературы
- Мартынова Ю.А. Формирование и развитие системы среднего специального музыкального образования в Казани (1917-1960 гг.): дисс. … канд. истор. наук: 24.00.01 / Мартынова Юлия Александровна. Казань, 2014. 205 с.
- Музей Детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского г. Казани.
- Научная библиотека Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова. Архив Р.А. Гуммерта [Не описан].
- Отчет Казанского отделения императорского русского музыкального общества за 1907-09 г. // НА РТ. Ф. 642. Оп. 1. Д. 1. 130 л.
- Порфирьева Е.В. Музыкальное образование в Казани (конец XVIII – начало XX века) / Е.В. Порфирьева. Казань: Казанская государственная консерватория, 2014. 246 с.
- Протоколы заседаний президиума Восточного музыкального техникума города Казани и материалы к ним // НА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 362. 7 л.
- Учебные планы по всем специальностям техникума // НА РТ. Ф. 2812. Оп. 1. Д. 46. 107 л.
- Файзрахманова Л.Т. История и теория профессионально-педагогической подготовки будущих учителей музыки в классе фортепиано/ Глузман А.В., Коварская М.Я., Перельштейн М.М., Файзрахманова Л.Т. // Гуманитарные науки. 2021. № 1 (53). С.46-52.
- Штатные расписания Казанского восточного музыкального технику¬ма за 1926-27 гг.//НА РТ. Ф. Р-2812. Оп. 1. Д. 53. 19 л.
Дополнительные файлы
