Prediction skills for a child with dysontogenesis deficities: formation experience

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the results of testing the author’s model for the formation of forecasting skills, confirming its effectiveness, which indicates the need to include in the support of children with developmental deficiencies an additional direction that contributes to the formation of forecasting and their successful socialization.

Full Text

Введение

Отечественное педагогическое научное сообщество сходится в едином мнении о том, что дети с дефицитарным развитием нуждаются в сопровождении процесса включения в инклюзивное пространство [1, 3, 4, 6, 7, 8]. В педагогических исследованиях они включены в группу риска социализации, что диктует необходимость изучения типичных барьеров и особенностей их социализации. В инклюзивном образовательном пространстве особенно ярко проявляются противоречия и дефициты, осложняющие социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья: дефицитарность социальных навыков, инвариатные способы поведения в различных социальных ситуациях, отсутствие инициативы, неумение оценивать последствия высказываний и поступков как собственных, так и других участников социальной ситуации.

Литературный обзор

Особенности социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ исследуются в работах Л.А. Казаковой (2010), М.А. Киселевой (2017), Н.В. Рябовой (2013), В.В. Смирновой (2015), Atance D.K., O'Neill C.M. (2001), Suddendorf T., Corballis M.C. (1997), Trommsdorff G. (1983).

В отечественной и зарубежной науке все более распространенной становится позиция, подчеркивающая взаимосвязь социализации с прогнозированием. Trommsdorff рассматривает прогнозирование в качестве ведущего фактора социализации [8]. О.Л. Гончарова изучает способности детей прогнозировать развитие событий в контексте взаимодействий ребенка со значимыми взрослыми и сверстниками [4].

Нами разработана структурно-функциональная концепция социализации ребенка дошкольного возраста в инклюзивном образовательном пространстве [2]. Рассматривая прогнозирование в качестве ресурса социализации детей дошкольного возраста, мы выделяем его структурные компоненты (прогнозирование высказываний, эмоций, действий), а также функциональные компоненты прогнозирования: регулятивный, когнитивный и рече-коммуникативный.

Нами был определены биполярные критерии, с помощью которых можно установить эмпирические показатели уровня развития отдельных функциональных компонентов и прогнозирования в целом:

- выделение и следование социальным нормам и правилам в прогнозируемой ситуации или нарушение социальной нормы;

- конструирование активной позиции в прогнозируемой ситуации или пассивной позиции; оптимистическая установка на развитие событий в прогнозируемой ситуации или пессимистическая установка;

- ориентация на то, что события могут развиваться по разным направлениям (вариативный прогноз) или склонность выделять единственный вариант исхода прогнозируемой ситуации;

- способность ребенка дать долгосрочный прогноз, охватывающий длительный временной промежуток, или прогноз носит исключительно краткосрочный характер;

- прогноз ситуации будущего детализован или предлагается обобщенное описание прогнозируемой ситуации;

- включение в прогнозируемую ситуацию реалистичных персонажей и образов или вымышленных, фантастических;

- максимальное или минимальное вербальное оформление прогнозируемой ситуации;

- полнота или бедность использования речеязыковых средств в оформлении ситуации будущего.

Материалы и методы

На предыдущих этапах исследования нами была выявлена специфика структурно-функциональных компонентов прогнозирования у детей дошкольного возраста с дефицитарным развитием и установлена взаимосвязь прогнозирования с показателями социализации [1, 2]. Доказано, что для всех представленных нозологических групп характерен низкий уровень выраженности большинства показателей прогнозирования, подтверждена взаимосвязь показателей прогнозирования и социализации. Низкий уровень прогнозирования проявлялся в инвариантных, краткосрочных прогнозах, не позволяющих осуществлять взаимосвязь познавательной активности ребенка с его социальным взаимодействием.

Полученные результаты продиктовали необходимость проведения работы по формированию прогнозирования ребенка с дефицитарным дизонтогенезом с целью повышения уровня его социализации.

С целью решения выявленной проблемы нами была разработана модель развития прогнозирования у детей дошкольного возраста.

В качестве ключевого педагогического условия формирования навыков прогнозирования для повышения уровня социализации мы предлагаем использовать целенаправленное поэтапное освоение навыков прогнозирования значимых для социализации ситуаций. При разработке содержания и алгоритма формирующего эксперимента мы опирались на теорию Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка и на теорию П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Этим продиктовано включение в формирующий эксперимент оказание помощи детям при овладении навыками формирования прогноза ситуации будущего и постепенный переход их деятельности из внешнего плана во внутренний.

Разработка содержания и алгоритма коррекционно-развивающей работы с детьми с дефицитарным развитием осуществлялось с учетом основополагающих педагогических условий: активно-деятельностный характер обучения, бинарность процесса обучения, целостность, цикличность, управляемость [5].

В круг респондентов были включены дети с первичными нарушением речи (15 чел.), слуха (15 чел.), зрения (15 чел.), двигательными нарушениями (15 чел.). Дети имели положительный опыт общения с нормотипичными сверстниками. Уровень их развития приближался к возрастной норме.

Мы предлагаем развивать прогнозирование согласно выделенным в структурно-функциональной концепции прогнозирования критериям: а) выделение и следование социальной норме, б) оптимистическая установка в прогнозе, в) конструирование активной позиции,г) вариативность прогноза, д) детализация прогноза, е) долгосрочный прогноз, ж) реалистичные образы ситуации будущего, з) максимальная вербализация прогноза, и) полнота речеязыковых средств.

Формирование навыков прогнозирования исхода социальных ситуаций проходило в три этапа: на первом этапе происходило знакомство с прогнозированием, ребенку предлагалось оценить последствия поступка главного героя ситуации и других ее участников, педагог помогал установить взаимосвязь поведения героев и результата ситуации; на втором этапе ставилась задача выбора варианта поведения в предложенной ситуации; на третьем этапе ребенок самостоятельно решал, как главному герою поступить правильно.

Ребенку предлагались сюжетные картинки с демонстрацией социальных ситуаций: с нарушением социальных норм; с пессимистическим завершением; в которых главный герой пассивен; в которых представлен единственный вариант развития событий; без детального описания; в которых учтены только ближайшие последствия событий; с участием фантастических персонажей.

В рамках первого блока заданий педагог предъявлял ребенку наглядный образ ситуации, сопровождаемый словесным пояснением педагога. Основной задачей этого блока было обучение ребенка анализу ситуации, умению выделять значимые социальные отношения и на основании этого выстраивать прогноз. Обучение строилось в тесном сотрудничестве с педагогом.

В рамках второго блока заданий педагог предлагал описать происходящее и озвучить варианты развития событий, стимулировал и направлял ребенка в работе над сюжетом к готовности к новым событиям, к упреждению их в поведении, планированию действий, к предсказуемости процессов общения.

В рамках третьего блока заданий ребенок должен был уже самостоятельно описать происходящее и озвучить варианты развития событий.

В случае необходимости педагог оказывал помощь ребенку в формировании прогноза, напоминая о критериях прогнозирования, оказывая организующую помощь, разъясняя способ выполнения и т.д.

Первые занятия по формированию навыков прогнозирования проводились индивидуально, а затем работа велась с участием сверстников (в малых группах). Условия, в которых проводились занятия, были привычны детям (помещение группы или игровая комната).

После проведения формирующего этапа эксперимента нами был организован контрольный эксперимент с целью выявления динамики формирования навыков прогнозирования и показателей социализации детей с дефицитарным развитием.

Исследование проводилось с помощью комплекса методик: «Прогностические истории» (А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева), «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Метод экспертной оценки коммуникативного поведения ребенка» (Н.Е. Веракса), «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» А.М. Щетининой, М.А. Никифоровой, методика «Карта проявлений активности» А.М. Щетининой, Н.А. Абрамовой, «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» А.М. Kазьмина, Н.А. Коновко, О.Г. Сальниковой, Е.К. Тупициной, Е.В. Фединой, наблюдение за ребенком в организованной и свободной деятельности (А.Г. Самохвалова).

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов продемонстрировал положительную динамику показателей как прогнозирования, так и социализации у детей экспериментальной группы. Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате формирующего эксперимента дошкольники смогли подняться на более высокие уровни развития прогнозирования, что способствовало повышению уровня их социализации.

В результате проведенного эксперимента были выявлены средние значения по групповым показателям в структурно-функциональных компонентах прогнозов и социализации у детей экспериментальной группы. Результаты представлены в рисунках 1, 2 («короткие (описательные) статистики» (средние значения показателей в исследуемой группе).

 

Рис. 1. Структурно-функциональные компоненты прогнозирования экспериментальной группы

Примечание (представлены средние значения по показателя):

1 – Прогнозирование действий;

2 – Прогнозирование высказываний;

3 – Прогнозирование эмоций;

4 – Невербальный прогноз;

5 – Регулятивная функция прогнозирования;

6 – Когнитивная функция прогнозирования;

7 – Рече-коммуникативная функция прогнозирования;

8 – «Ребенок – родитель» в организованной деятельности;

9 – «Ребенок – взрослый» в организованной деятельности;

10 – «Ребенок – ребенок» в организованной деятельности;

11 – «Ребенок – родитель» в свободной деятельности;

12 – «Ребенок – взрослый» в свободной деятельности;

13 – «Ребенок– ребенок» в свободной деятельности;

14 – «Ребенок – родитель» в организованной и свободной деятельности;

15 – «Ребенок – взрослый» в организованной и свободной деятельности;

16 – «Ребенок – ребенок» в организованной и свободной деятельности.

 

В ходе исследования было зафиксировано, что по всем показателям структурных и функциональных компонентов прогнозирования у дошкольников с нарушениями развития уровень низкий или ниже среднего. Например, в зоне значений ниже среднего – регулятивная и рече-коммуникативная функции прогнозирования, в зоне низких значений –когнитивная функция прогнозирования.

В зоне средних значений находятся показатели навыков прогнозирования детей в сферах взаимодействия со взрослыми и сверстниками в свободной и организованной деятельности, что свидетельствует о том, что структурные характеристики прогнозов детей данной группы одинаковы в своих проявлениях во всех сферах: в отношениях ребенка с родителями, с «чужими» взрослыми и со сверстниками как в свободной, так и в организованной деятельности. Следует отметить, что более качественно дети смогли сформировать прогнозы в отношениях со сверстниками, что свидетельствует о желании детей с дефицитарным развитием расширять социальные контакты со сверстниками. Серьезные затруднения вызвало у детей с дефицитарным развитием прогнозирование отношений со взрослыми в свободной и в организованной деятельности.

Таким образом, группа детей с дефицитарным развитием характеризуется недостаточной способностью прогнозирования высказываний и эмоций и в меньшей степени развитыми когнитивными и рече-коммуникативными функциями прогнозирования, обладает способностью к прогнозированию на среднем уровне во всех сферах «ребенок – родитель/взрослый/ребенок» в двух видах деятельности (свободной и организованной).

После проведения эксперимента было зафиксировано, что по всем показателям структурных компонентов прогнозирования у дошкольников с нарушениями развития структурные компоненты прогнозирования находятся в зоне средних значений.

Функциональные характеристики прогнозов у детей с дефицитарным развитием также поднялись на более высокий уровень: регулятивная, когнитивная и рече-коммуникативная функции прогнозирования оказались в зоне средних значений.

Навыки прогнозирования детей с дефицитарным развитием в ситуациях взаимодействия со взрослыми и сверстниками в свободной и организованной деятельности также переместились в зону средних значений. Таким образом, можно констатировать тот факт, что структурные характеристики прогнозов одинаковы в своих проявлениях в каждой из исследуемых сфер: в отношениях ребенка с родителями, со взрослыми, со сверстниками как в свободной, так и в организованной деятельности.

 

Рис. 2. Показатели социализации детей экспериментальной группы

Примечание (представлены средние значения по показателя):

1 – Распознавание эмоции «Приветливость»;

2 – Распознавание эмоции «Радость»;

3 – Распознавание эмоции «Сердитость»;

4 – Распознавание эмоции «Стыд»;

5 – Распознавание эмоции «Обида»;

6 – Распознавание эмоции «Удивление»;

7 – Распознавание эмоции «Страх»;

8 – Понимание задач;

9 – Понимание состояний сверстников;

10 – Отношение ко взрослому;

11 – Отношение к сверстнику;

12 – Эмпатийность;

13 – Доброжелательность;

14 – Непосредственность;

15 – Открытость в общении;

16 – Конфронтация;

17 – Инициативность;

18 – Организационные умения;

19 – Перцептивные умения;

20 – Оперативные умения;

21 – Послушность;

22 – Безопасность;

23 – Самообслуживание;

24 – Самоконтроль.

 

На этапе констатирующего эксперимента показатели социализации находились в зоне низких значений: блок распознавания эмоций (№№ 1–7), блок когнитивных (социально-когнитивных) способностей (№№ 8–20), блок нормативного поведения (№№21-24).

После проведения формирующего эксперимента в зону средних значений переместились все показатели социализации детей с дефицитарным развитием: блок распознавания эмоций (№№ 1–7), блок когнитивных способностей (№№ 8–20), блок нормативного поведения (№№21-24).

Таким образом, группа детей с нарушениями развития после эксперимента характеризуется общей тенденцией к повышению уровня прогнозирования и социализации.

Заключение

В результате формирующего эксперимента увеличилась общая способность к прогнозированию в различных сферах отношений и в различных видах деятельности и повысились показатели социализации у дошкольников экспериментальной группы. Это факт позволяет сделать вывод о том, что способность к прогнозированию может рассматриваться в качестве значимого ресурса социализации ребенка с дефицитарным развитием.

×

About the authors

Anna I. Akhmetzyanova

Kazan Federal (Volga Region) University

Author for correspondence.
Email: aahmetzy@yandex.ru

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Russian Federation, Kazan

References

  1. Ahmetzjanova A.I. Rol' prognozirovanija v social'nom vzaimodejstvii detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostjami // Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki. 2023. №51. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-51/the-role-of-forecasting-in-the-social-interaction-of-children-with-special-educational-needs (data obrashhenija : 02.01.2024).
  2. Ahmetzjanova A.I. Strukturno-funkcional'naja model' processa prognozirovanija v doshkol'nom vozraste pri deficitarnom dizontogeneze / A.I. Ahmetzjanova, T.V. Artem'eva // Defektologija. 2021. № 5. S. 13–21.
  3. Viktorova E.S. Vlijanie social'noj situacii razvitija na formirovanie u doshkol'nikov s ONR social'nyh anticipirujushhih modelej /E.S. Viktorova, O.L. Lehanova // Cherepoveckie nauchnye chtenija. Cherepovec: Cherepovec. gos. un-t, 2015. S. 31–32.
  4. Goncharova O.L. Vzaimosvjaz' osobennostej Ja-koncepcii i anticipacionnoj sostojatel'nosti u podrostkov s ogranichennymi fizicheskimi vozmozhnostjami: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk : 19.00.01, 19.00.04 / Kazan. gos. un-t. Kazan', 2003. 22 s.
  5. Ibragimov G.Т., Ibragimova E.M., Andrianova T.M. Teorija obuchenija. Uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva : VLADOS, 2011. 383 s.
  6. Atance D.K., O'Neill C.M. Episodic future thinking // Trends in Cognitive Sciences. 2001. Vol. 5, № 12. P. 533–539. doi: 10.1016/s1364-6613(00)01804-0.
  7. Suddendorf T. Mental time travel and the evolution of the human mind / T.Suddendorf, M.S. Corballis // Genetic Social and General Psychology Monographs. 1997. Vol. 123, № 2. P. 133-167.
  8. Trommsdorff G. Future orientation and socialization // International Journal of Psychology. 1983. Vol. 18, № 1-4. P. 381–406. doi: 10.1080/00207598308247489.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Structural and functional components of prediction of the experimental group

Download (94KB)
3. Fig. 2. Indicators of socialization of children in the experimental group

Download (189KB)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».