Моделирование системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации

Обложка
  • Авторы: Кривоногов А.Д.1,2
  • Учреждения:
    1. ФГБОУ «Казанский государственный энергетический университет»
    2. ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»
  • Выпуск: № 1 (2024)
  • Страницы: 106-111
  • Раздел: Педагогика и образование
  • URL: https://ogarev-online.ru/1812-0547/article/view/261342
  • ID: 261342

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена структурно-функциональному моделированию системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации образования. В теоретико-методологическом блоке модели отражены теоретические основания, методологические подходы при реализации воспитательной деятельности, а также принципы и закономерности. В содержательно-технологическом блоке детально представлены основные направления практической деятельности: педагогическая ситуация в условиях цифровой трансформации, психолого-педагогические технологии и содержательная методика, включающая модульную целевую программу по внедрению как традиционных, так и цифровых технологий. Оценочно-критериальный блок включает систему взаимосвязанных условий, каждое из которых дифференцировано на пять уровней гражданско-патриотической воспитанности студентов.

Полный текст

Введение

В последние годы современный мир становится все более турбулентным, сложным и непредсказуемым. В новых социально-политических условиях, вызванных трансформацией внешних и внутренних основ взаимодействия в российском обществе, закономерно возрастает потребность в воспитании активного, ответственного, граждански и патриотически настроенного молодого поколения [9].

Уже сегодня жизнь не ставит перед средним и высшим образованием стратегию формирования личности с определенной социальной и патриотической позицией, а уже конкретно работает в этом ключе. На уровне нашего государства – Российской Федерации – разработана и внедрена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» исходя из Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации 2016-2020». Сегодня можно надеяться на системное и целостное формирование патриотических чувств и гражданственности у обучающихся, так как существуют такие платформы как «Россия – страна возможностей», где уделяется много внимания гражданско-патриотическому воспитанию. Воспитание патриотизма и гражданственности является одной из важных целей профессиональной подготовки в любой организации высшего образования [8]. Эта стратегическая установка становится неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения как в государственной и частной системе образования, так и в других социальных институтах и каналах [13]. В этом направлении уже детально разработаны нормативно-правовые аспекты гражданско-патриотического воспитания молодежи, которые определены в государственных федеральных и региональных документах, законах, положениях и национальных программах [4, 7, 14].

В студенческом возрасте социальное поведение переходит в активную сознательную стадию жизни, у молодых людей начинает возрастать интерес к проблемам патриотического долга и гражданской ответственности, моральным дилеммам и смыслу общественной и личной жизни [5, 11]. Исследования показывают, что в профессиональной подготовке в высшем учебном заведении реализация традиционных подходов к эффективному гражданско-патриотическому воспитанию студентов не всегда приводит к положительным результатам [6]. Для эффективности этого процесса необходима целостная системная стратегия гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации образования, предварительно смоделированная по структурно-функциональным направлениям [3].

В рамках настоящего исследования предлагается практическое применение авторских научных идей, направленных на развитие патриотизма среди студентов. Одним из предлагаемых методов является реализация цифрового арт-проекта под названием «Моя Родина». Данный проект предполагает использование современных цифровых инструментов для создания художественных работ, отражающих красоту и уникальность природы, архитектуры и культуры нашей страны.

Кроме того, в рамках исследования предлагается разработка цифровой игры под названием «Патриот», которая будет способствовать активизации интереса студентов к истории нашей страны. Игроки пройдут различные уровни, отвечая на вопросы и выполняя задания, направленные на углубление знаний о культурном наследии и исторических событиях, связанных с нашей Родиной.

Предложенные авторские научные идеи представляют собой инновационный подход в воспитании патриотизма среди студентов через использование цифровых технологий в области искусства и образования.

Автором предложена и подана заявка на грант. Целью проекта является организация гражданско-патриотического мероприятия среди студентов вузов, направленного на развитие патриотических чувств, укрепление гражданской и национальной идентичности. Проект имеет большой потенциал для развития и расширения в будущем. После успешной реализации первого мероприятия, его можно будет делать ежегодно или постепенно увеличивать масштаб, привлекая больше студентов, вузов и партнеров.

В связи с этим цель исследования: разработать структурно-функциональную модель системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации.

Материалы и методы исследования

Моделирование в высшем образовании имеет два аспекта: моделирование как содержание, которое должны учитывать все субъекты профессиональной подготовки при осуществлении любой активной деятельности, и моделирование как воспитательное воздействие, средство и метод, без которого невозможен непрерывный эффективный образовательный процесс [3, 12]. В представленном исследовании модель трактуется как образ, схема, изображение, описание системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе культуры. Процесс моделирования данной деятельности реализуется через логические конструкции, схематично отображающие процесс гражданско-патриотического воспитания студентов вуза культуры в условиях цифровизации образования.

Литературный обзор

Теоретико-методологические подходы российских ученых к трактовке сущности гражданственности и патриотизма отличаются большим разнообразием и в ряде случаев неоднозначностью, что объясняется сложностью данного социального феномена, особенно его структурно-функциональных оснований [1, 4, 7].

Системный анализ научных обзоров и эмпирических исследований по реализации процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся [4, 10, 11, 14] позволил выделить три основных теоретико-методологических направления в моделировании этого процесса в условиях цифровизации образования (табл. 1).

 

Таблица 1. Теоретико-методологические направления моделирования процесса гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях цифровизации образования

Деятельность

Содействие

Социальная сфера

Ориентирован на структуры гражданского общества и государства, сплочение народа в интересах социально-экономического развития и обеспечение надежной цифровой безопасности через объединение Родины на основе признания и уважения национальных ценностей.

Предоставляет информацию, способствующую всем категориям граждан, обществу преодолевать трудности на пути построения свободного, независимого, демократического

государства, вызванные кризисом и введением санкций.

Обеспечивает формирование и развитие патриота, его патриотических качеств, проявляющихся в позитивном отношении и активном служении Отечеству. Способствует становлению и укреплению единства, сплоченности и целостности российского общества в условиях цифровизации образования.

 

Изучению проблемы поиска различных традиционных и цифровых моделей гражданско-патриотического воспитания в процессе профессиональной подготовки студентов посвящено немало педагогических работ [1, 9, 13, 15]. Все они подчеркивают важность воспитания любви к своему народу, родному языку, национальной культуре и традициям, Малой и Большой Родине посредством предметно-тематических, междисциплинарных и профессионально-ориентированных технологий [1, 2, 13]. В практике высшего образования модели гражданско-патриотического воспитания молодежи эффективно реализуются на основе институционального, информационного, цифрового и проектного подходов [4, 10]. В ряде исследований подчеркивается необходимость использования интеллектуальных технологий в гражданско-патриотическом воспитании в условиях цифровизации образования через практическую реализацию креативной, социокультурной и позиционно-деятельностной модели коммуникации [3, 6, 9, 11]. В современной практике целостной профессиональной подготовки в образовательной организации высшего образования классически используются шесть основных моделей гражданско-патриотического воспитания в условиях цифровизации образования.

 

Таблица 2. Сравнительная характеристика моделей гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровой трансформации

Название модели

Основные виды деятельности

1

Профессионально-ориентированная

Включает изучение специальных дисциплин, содержание которых основано на преподавании теоретических и практических основ научных знаний в области истории, политологии, социологии, права и обществознания с использованием цифровых технологий.

2

Междисциплинарно-тематическая

Обеспечивает в содержательной основе систему взаимозависимых приемов, средств и методов, синергетически объединенных общей ценностной ориентацией образовательной деятельности в цифровом пространстве.

3

Социокультурная

Она основана на доминировании общественного самоуправления в социальной деятельности, ориентируя его на статус в централизации информационной социокультурной синергии

4

Проектно - исследовательская

Ориентирован на создание, систематизацию и реализацию различных инновационных культурных проектов, научных разработок гражданско-патриотической направленности.

5

Позиционно - деятельностная

Включает внедрение готовых деятельностных позиций для обеспечения эффективности воспитательной работы с учащимися по развитию гражданско-патриотической активности и в сфере культуры с использованием цифровых и мобильных технологий.

6

Креативно - ориентированная

 Содержательно основана на реализации творческих внеклассных мероприятий по формированию устойчивой патриотической позиции и гражданской активности студентов в медиасреде.

 

Представленные модели (профессионально-ориентированная, междисциплинарно-тематическая, социокультурная, проектно-исследовательская, позиционно-деятельностная и креативно-ориентированная) используются отдельно друг от друга или применяются в различных вариациях с синергетической взаимозависимостью [4, 14]. Модели характеризуются целью, концептуальными и методологическими основами, используемыми средствами, педагогическими условиями, особенностями технологий воспитания устойчивой патриотической позиции и гражданской активности студентов.

Результаты

В рамках цифровизации образования было разработано моделирование системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры. Это моделирование основано на технологических компонентах, таких как описательно-образной подход, структурно-функциональный анализ и системно-прогностический подход.

Процесс моделирования включал определение оснований модели, построение схемы основных блоков и характеристики каждого блока в содержательном плане. Моделирование системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов в институте культуры включало целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, оценочно-критериальный и результативный блоки.

 

Таблица 3. Структурно-функциональная модель системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации

Название блока

Содержание блока

Цель

Гражданско-патриотическое воспитание студентов в системе профессионального образования института культуры

Теоретико-методологический

Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания: психологические, педагогические, философские, социологические, профессионально-интегративные, культурологические, цифровые

Методологические подходы: системно-деятельностный, инновационно-креативный, личностно-ориентированный, компетентностный

Принципы и закономерности: культурное соответствие, синергия интеллектуального и деятельностного компонентов образования, самоформирование учащегося на основе внедрения цифровых технологий, индивидуализация и дифференциация в информационной среде, интегративное и контекстное содержание в цифровом обществе, интенсивное гражданско-патриотическое самосовершенствование с помощью информационных технологий

Содержательно-технологический

Педагогические условия: система взаимозависимых организационно-педагогических, методико-технологических и конкретно-специфических условий

Психолого-педагогические технологии: ситуативно-диалоговые, информационные, цифровые, мобильно-игровые и ситуативно-ролевые.

Методология содержания: модульная целевая программа, основанная на внедрении информационных технологий, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, включающая комплекс здоровьесберегающих учебных предметов (Физическая культура и спорт, Безопасность жизнедеятельности), внеучебных культурно-досуговых мероприятий (кружки и секции Центра досуга и внеучебной деятельности учащихся) и цифровых пространств

Оценочно-критериальный

Критерии: мотивационно-ценностный, деятельностно-поведенческий, когнитивно-критический, рефлекторно-ориентированный

Уровни: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий

Результативный

Студент с высоким уровнем гражданско-патриотического воспитания

 

Обсуждение

Теоретико-методологический блок модели отражает теоретические основы гражданско-патриотического воспитания, методологические подходы в реализации воспитательной деятельности, а также принципы и закономерности, свидетельствующие об оригинальности, научной новизне и инновационности авторской разработки на основе цифровой трансформации. Основные принципы самоформирования студента на основе внедрения цифровых технологий, индивидуализации и дифференциации в информационной среде, интегративного и контекстного контента в цифровом обществе, интенсивного гражданско-патриотического самосовершенствования с помощью информационных технологий указывают на практическую значимость проводимых исследований в области адаптивности воспитательного воздействия на каждого студента в цифровом пространстве [7, 10, 14].

В содержательно-технологическом блоке подробно представлены основные направления данной области практической деятельности: организационно-педагогические, методико-технологические и частно-специфические педагогические условия, основные психолого-педагогические технологии в реализации гражданско-патриотического воспитания учащихся и содержательная методика, которая в основном включает модульную целевую программу по внедрению как традиционных, так и цифровых технологий, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. В свою очередь, оценочно-критериальный блок включает систему взаимосвязанных критериев: мотивационно-ценностный, деятельностно-поведенческий, когнитивно-критический, рефлексивно-ориентированный, каждый из которых дифференцирован на пять уровней гражданско-патриотического воспитания учащихся: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий.

Заключение

Разработанная модель системного процесса гражданско-патриотического воспитания студентов института культуры в условиях цифровизации образования определяет цель и ожидаемые результаты текущего экспериментального исследования, направленного на улучшение уровня формирования гражданско-патриотических ценностей у студентов института культуры.

×

Об авторах

Артем Дмитриевич Кривоногов

ФГБОУ «Казанский государственный энергетический университет»; ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Автор, ответственный за переписку.
Email: artem-krivonogov@bk.ru

старший преподаватель кафедры физического воспитания; аспирант

Россия, Казань; Казань

Список литературы

  1. Грибанова В. А. Уровень свободы студенческой молодежи и отношение молодых людей к своей стране // Казанский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 102–108.
  2. Джилкишиева М. С. Современные методологические подходы к формированию гражданственности и патриотизма студенческой молодежи // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-1. С. 49-52.
  3. Егоров М. А., Томилин А. Н. Особенности моделирования процесса развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 366-368.
  4. Егоров М. А. Формирование патриотических качеств военнослужащих на основе развития критического мышления: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2020. 196 с.
  5. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 67-74.
  6. Иващенко М. В., Кульчейко О. В., Чередова Е. А. К вопросу о роли ценностей в воспитании // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2. С. 277-278.
  7. Кирницкий В. В. Проблема формирования патриотических ценностей в массовом сознании российской молодежи: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2016. 21 с.
  8. Кудрявцева Н. А., Тихомирова Н. Н., Суворов В. А. Эффективность патриотического воспитания студентов через изучение патриотического песенного репертуара // Вопросы педагогики. 2020. № 8-2. С. 75-77.
  9. Курилов С. Н., Родин А. Б., Рашитова Л. К. Роль высших учебных заведений в патриотическом воспитании студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 6. С. 36-38.
  10. Лабыгина А. В. Патриотизм и гражданственность как педагогические категории: единство и различие // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 47-57.
  11. Мелконян А. А. Особенности духовно-нравственного воспитания студентов при изучении иностранного языка // Известия Южного федерального университета». 2014. № 7. С. 45–50
  12. Окулов С. М., Сизихина О. В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4, т. 4. С. 135-138.
  13. Сиволобова Н. А., Авдеева Л. Н., Колпачева О. Ю. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 269-270.
  14. Сиволобова Н.А. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи: опыт и инновации: монография. Ставрополь: СГПУ, 2017. 136 с.
  15. Сильвачев В.В. Педагогические условия патриотического обучения и воспитания студентов // Ученые заметки ТОГУ: электрон. науч. издание. 2016. Т. 7, № 4 (2). С. 235-239.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».