Структурная модель формирования музыкальной культуры личности студента института

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена разработке структурной модели формирования музыкальной культуры личности студента института через выявление ключевых теоретико-методологических и содержательных особенностей вокально-педагогической деятельности. В целевом и методологическом блоках модели представлены основные цели формирования личности студента, концептуальные подходы и принципы реализации образовательно-воспитательного процесса. Ведущий содержательный блок структурной модели выявил основные этапы исследования и комплекс необходимых педагогических условий для реализации эффективности внедрения авторской разработки. В итоге уровневый и результативный блоки через создание ключевых компонентов и уровней определили главный и самый важный результат исследовательского процесса: студент со сформированной музыкальной культурой личности.

Полный текст

Введение

На сегодняшний день стратегические процессы реформирования в различных областях развития Российской Федерации обуславливают особую необходимость целостных изменений в отечественной структуре культуры и искусства [1, 2]. Культура в нашей стране со стороны государственных институтов определена ведущей составляющей в системе основных национальных приоритетов и необходимым ключевым компонентом в сохранении единого культурного пространства Отечества [2, 6]. Главным объектом в этой постоянной модернизирующейся социально-культурной системе выступает именно молодой специалист – выпускник института искусств [10], которому отведена особая роль в повышении уровня культуры в современной российской действительности [5].

Среди различных сфер искусства в области социально-культурной деятельности населения важное место занимает музыкальная культура личности подрастающего поколения [6]. Её ключевой вектор, прежде всего, направлен на процесс целостного формирования личности человека, в частности, студенческой молодежи, поиск новых педагогических подходов для повышения эффективности этой важной деятельности [9]. Однако, несмотря на это, в последнее время все более ярко начинает проявляться противоречие между необходимостью в увеличении уровня музыкальной культуры личности выпускников, имеющих высшее образование в области искусства и культуры, и недостатком разработанности эффективных технологий вокально-педагогической деятельности при реализации образовательно-воспитательного процесса [3, 5, 7]. Отсюда, особую практическую значимость приобретает разработка целостного и эффективного процесса учебной и внеучебной вокально-педагогической деятельности в институте искусств для системного повышения уровня музыкальной культуры личности студента.

В связи с этим, в исследовании была поставлена цель исследования: выявить теоретико-методологические и содержательные особенности вокально-педагогической деятельности для формирования музыкальной культуры личности студента и на их основе разработать структурную модель этого процесса в институте культуры.

Материалы и методы

Материалами для реализации исследования послужили теоретические и практические труды в сфере моделирования педагогической деятельности, реализации вокально-педагогического процесса в высшей школе социально-культурной направленности и поэтапного развития музыкальной культуры личности студента [4, 8, 10]. Для проведения исследования по этапам был применен метод структурного моделирования в педагогической деятельности, который позволил систематизировать процесс формирования музыкальной культуры личности студента в институте искусств, его содержательные основы и структурный процесс поэтапной целостной образовательно-воспитательной деятельности [9]. В ходе реализации научной работы был внедрен комплекс сравнительных методов, таких как обобщение российского опыта на федеральном и региональном уровнях в области модернизации высшего образования в сфере культуры и искусства, системное проектирование учебного и внеучебного процесса формирования музыкальной культуры обучающихся средствами вокально-педагогической деятельности.

Литературный обзор

Прежде чем реализовать целостное моделирование процесса музыкальной культуры личности студента, мы хотели бы подчеркнуть, что основная направленность исследования в стимулировании научного дискурса о воплощенной природе вокально-педагогической деятельности студентов в институте искусств [4]. Мы считаем, что этот вклад предлагает индивидуальный педагогический взгляд на реализуемые процессы, лежащие в основе творческого взаимодействия молодежи с музыкой. Это создает появление новых гипотез и исследовательских подходов к изучению процесса формирования музыкальной культуры личности подрастающего поколения [8]. Кроме того, эта исследовательская перспектива открывает новые возможности, которые связаны с текущими разработками в области исследований музыкального творчества и в других социально-культурных сферах [5].

В музыкальном образовании часто применяется подход к развитию музыкальных навыков, сходный с линейной концепцией творчества, при котором развитие теоретического понимания слишком часто предшествует развитию выразительного музыкального мышления [5]. Как показывают в своих исследованиях ряд авторов, данный «традиционный» взгляд все больше и больше критикуется, а альтернативные творческие подходы и педагогические практики постоянно развиваются, призывая к целостному исследованию и импровизации в формировании музыкальной культуры личности [3, 6, 9]. Это приводит к множеству творческих подходов в различных вокальных областях через внедрение различных музыкальных образовательно-воспитательных технологий [8]. По мнению ученых, именно разработка инновационных подходов и практик в данном процессе требует более глубокого понимания и осмысления в разработке эффективных педагогических методик, лежащих в основе музыкального творчества, особенно в отношении использования информационных технологий при вокально-педагогической деятельности студентов [2, 7].

Как показывают исследования, музыкальная культура личности может рассматриваться с трех основных направлений: ценностная, деятельностная и личностная [6, 9, 10]. При этом правильно организованный процесс формирования музыкальной культуры и его основные структурные механизмы, такие как увлечение, мотивация, предсказание и согласование, поддерживают гибкую навигацию в ландшафте вокально-педагогических возможностей [3, 6].

В свою очередь именно реализация системно выстроенного процесса вокально-педагогической деятельности посредством поэтапного движения студента от курса к курсу в высшей школе может способствовать развитию музыкального творчества, формирование когнитивной гибкости воплощенных как ключевых подходов к обучению музыке [8]. Как показывает ряд авторов, именно музыкальное творчество, является ключевым эффективным процессом, системно реализуемым на разных уровнях музыкальной культуры: уровне человека, продукта, процесса и социума [5, 10]. Хотя эти уровни часто рассматриваются и отдельно, и в процессе интегративного подхода, основанного на теории динамических систем. Тем не менее, при повышении качества формирования музыкальной культуры, фокусировке на процессе изменений, основанном на становлении личности, или отдельных свойствах или моделях поведения, возникают и развиваются в ходе временных взаимодействий сложные педагогические системы самоорганизации [6, 9].

Таким образом, несмотря на различные теоретические и практические направления в структурной системе вокально-педагогической деятельности для повышения уровня музыкальной культуры обучающегося, основные этапы, содержательные компоненты, критерии и уровни этого процесса предполагают наличие потребностей в развитии, самопознании и самосовершенствовании [5, 10]. Это является особенно важным для процесса целостного моделирования образовательно-воспитательного процесса, обучающегося через выявление теоретико-методологических и содержательных особенностей вокально-педагогической деятельности для формирования музыкальной культуры личности обучающегося в институте.

Результаты исследования

В результате была разработана авторская структурная модель, позволяющая образно показать организацию поэтапной профессиональной подготовки через систему синергетической интеграции следующих блоков: целевой, методологический, содержательный, уровневый и результативный (рис. 1).

На основе внедрения модели в контексте предложенных методологических подходов и комплексов принципов в практической деятельности были внедрены: индивидуальные художественные образы, в некоторых случаях созданные самими студентами, в вокальном произведении на основе информационных технологий, ассоциативно и непрерывно передаваемых с помощью телесно-знаковых и певческих движений; обязательное персональное творческое «перевоплощение» музыкального образа через ритмическое соответствие физической и вокальной деятельности исполнителя; интеграции темповых, динамических творческих особенностей исполняемой музыки, ее художественно-образного содержания на основе мобильных технологий и т.д.

 

Рис. 1. Структурная модель формирования музыкальной культуры личности студента института

 

Обсуждение

При проектировании и создании авторской структурной модели основной акцент был сделан на необходимость обеспечить ориентацию на наиболее ключевые содержательные аспекты процесса формирования, выявление наиболее значимых аспектов в образовательно-воспитательном процессе и поэтапное описание отдельных ее структурных элементов [5, 9, 10]. Моделирование образовательно-воспитательного процесса в учебное и внеучебное время осуществлялась на основе разработки ключевых блоков: целевого, методологического, содержательного уровневого и результативного. В целевом блоке определены стратегическая цель, как сохранение и укрепление культурного наследия Отечества на основе формирования музыкальной культуры личности студента. В свою очередь ключевая цель исследования определена в ракурсе повышения уровня музыкальной культуры личности обучающегося средствами вокально-педагогической деятельности.

Методологический блок разработанной модели включал комплекс взаимосвязанных методологических подходов и двух комплексов принципов построения авторского исследования: по основам формирования музыкальной культуры личности и эффективной реализации вокально-педагогической деятельности. Содержательный, уровневый и результативный блоки были системно объединены в единое вокально-педагогическое пространство, в котором основными структурными компонентами являлись вокально-педагогические условия, содержательные компоненты методики и этапы экспериментального исследования. В итоге разработки авторской модели уровневый и результативный блок через выявление ключевых компонентов музыкальной культуры личности студента (мотивационно-эмоциональный, деятельностно-творческий и когнитивно-формирующий) и уровней сформированности музыкальной культуры личности обучающегося определили главный и самый важный результат исследовательского процесса: студент со сформированной музыкальной культурой личности.

Заключение

Таким образом, в представленном исследовании создана структурная модель формирования музыкальной культуры личности студента института, которая основывается на синергетической интеграции основных функциональных составляющих: целевой, методологический, содержательный, уровневый и результативный блоки. Разработанная в научном исследовании структурная модель, системно отображает целостное поэтапное формирование у будущего выпускника института искусств музыкальную культуру личности в условиях реализации целостной вокально-педагогической деятельности. Которая, в свою очередь, в теоретико-методологических и содержательных направлениях является перспективной стратегии будущей экспериментальной работы в процессе внедрения инновационных технологий в профессиональную подготовку студентов института культуры и искусств.

×

Об авторах

Роман Сергеевич Наговицын

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Автор, ответственный за переписку.
Email: gto18@mail.ru

доктор педагогических наук, профессор

Россия, Казань

Ринат Габитдинович Гилязов

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»

Email: fmikazguki@mail.ru

преподаватель

Россия, Казань

Список литературы

  1. Амиров Р.А. О необходимости принятия в стране документа стратегического планирования "Cтратегия развития системы высшего образования в Российской Федерации на период до 2030 года" // Управленческое консультирование. 2020. № 6 (138). С. 123-135.
  2. Ахмадиева Р.Ш., Минниханов, Ш.Р. Цифровая трансформация и креативная экономика в образовательном пространстве творческих вузов // Вестник НЦБЖД. 2022. № 4 (54). С. 7-11.
  3. Бисун Ч. Формирование музыкальной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78). С. 177-179.
  4. Горшунов С.А. Некоторые проблемы преподавательско-педагогической деятельности в России в области обучения вокальному искусству // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2016. № 1. С. 26-30.
  5. Гулевич Т.М., Мемей В.И. Формирование музыкально-эстетической культуры студента-тромбониста // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74 (1). С. 75-78.
  6. Кашина Н.И., Тагильцева Н.Г. Музыкальная культура в становлении культурной идентичности личности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2022. № 45. С. 32-40.
  7. Лань И., Анисимова О.Л. Влияние инновационных технологий на музыкальную культуру // Наука. Искусство. Культура. 2023. № 2 (38). С. 35-46.
  8. Овчаренко Н.А. Анализ вокально-педагогической деятельности будущих учителей музыкального искусства в концепции деятельностного подхода // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 78-82.
  9. Овчинникова Ю.С. Межкультурная компетентность в современном образовании: опыт построения музыкально-ориентированной модели // Музыкальное искусство и образование. 2022. № 10 (3). С. 27-44.
  10. Шастина Т.В. Праксиологический подход к организации этнопевческой деятельности студента вуза культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2022. № 2 (51). С. 146-152.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Структурная модель формирования музыкальной культуры личности студента института

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».