Анализ словесного образа России и россиян в процессе преподавания РКИ
- Авторы: Гончарова Е.И.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
- Выпуск: Том 29, № 1 (2024)
- Страницы: 143-150
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297952
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-1-143-150
- ID: 297952
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Формирование положительного отношения к России и ее жителям является приоритетной задачей преподавателя русского языка как иностранного. Представляется необходимым проводить целенаправленную работу по созданию системы словесных образов России и россиян в представлении иностранных студентов. Целью исследования является изучение теоретических предпосылок изучения словесного образа и описания компонентов словесного образа России и россиян у иностранных студентов.Материалы и методы. Анализ результатов анкетирования, проведенного среди иностранных студентов бакалавриата Института русского языка как иностранного Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, позволил выявить компоненты словесного образа России. Полученные данные учитывались при обучении русскому языку как иностранному с целью формирования положительного образа страны.Результаты исследования. Анализ результатов первого анкетирования иностранных студентов позволил выявить отрицательные ассоциации в сознании иностранцев, которые подлежат исправлению, поскольку они снижают мотивацию к овладению русским языком. Полученные результаты второго анкетирования иностранных студентов после обучения демонстрируют наличие положительных словесных образов в их сознании, что доказывает эффективность обучения.Выводы. Полученные в ходе исследования результаты имеют теоретическую и практическую значимость, так как они дают возможность преподавателю русского языка как иностранного прогнозировать у иностранных студентов возможные отрицательные словесные образы России, учитывать их при обучении русскому языку иностранцев и, тем самым сделать процесс эффективнее.
Об авторах
Е. И. Гончарова
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Автор, ответственный за переписку.
Email: ekaterina.goncharova1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9937-2423
ассистент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания
191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48Список литературы
- Дмитриева Е.Л. Образ России в Казахстане и Казахстана в России через призму социологических опросов // Россия и мусульманский мир. 2019. № 1 (311). С. 29-32. https://elibrary.ru/sveyqt
- Желтухина М.Р., Парамонова Д.В. Образ России в эпоху коронавируса: вербальная американская, британская и испанская медиатрансляция // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. № 3. С. 22-32. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-22-32, https://elibrary.ru/kkyycj
- Дзюба Е.В. Образ России в аспекте лингводидактики // Русский язык в поликультурном мире: сб. науч. ст. 5 Междунар. симпозиума, включенного в программу Международного фестиваля «Великое русское слово»: в 2 т. / отв. ред. Е.Я. Титаренко. Симферополь: Крым. фед. ун-т им. В.И. Вернадского, 2021. Т. 2. С. 281-286. https://elibrary.ru/jxzkgp
- Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. 486 с. https://elibrary.ru/rusouc
- Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. 509 с.
- Земсков В.Б. Образ России в современном мире и иные сюжеты / отв. ред., сост. Т.Н. Красавченко. Москва; Санкт-Петербург: Центр гум. инициатив; Гнозис, 2015. 343 с.
- Кыштымова И.М., Сеюба Э. Образ России и русских: особенности восприятия молодежью России и Замбии // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13. № 3. Ст. 28. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2022.13(3).28, https://elibrary.ru/njawhc
- Тажибаева С.М., Абанова А.Б., Кишенова А.Ю. Роль словесного образа в создании художественного мира произведения // Архивариус. 2021. Т. 7. № 1 (55). С. 50-52. https://elibrary.ru/ahrciw
- Попков В.Д. Стереотипы и предрассудки: их влияние на процесс межкультурной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5. № 3. С. 178-191. https://elibrary.ru/oprnpf
- Асеева К.В., Пупина Ю.Г. Реалии в языке и культуре // Вестник Московской международной академии. 2022. № 1. С. 94-99. https://elibrary.ru/vwvloh
- Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2000. 264 с. https://elibrary.ru/yqozjo
- Гончарова Е.И. Образ России в представлении иностранных студентов // Высшее образование сегодня. 2023. № 3. С. 123-129. https://doi.org/10.18137/RNU.HET.23.03.P.123, https://elibrary.ru/cwinhe
- Славина В.А. Репрезентация образа России в испанской // Преподаватель ХХI век. 2018. № 4-2. С. 444-450. https://elibrary.ru/poivdn
- Чэнь Ци. Образ России в культуре современного Китая. Хабаровск: ДВГУПС, 2020. 100 с.
- Пассов Е.И., Кибирева Л.В., Колларова Э. Концепция коммуникативного иноязычного образования. СПб.: Златоуст, 2007. 200 с. https://elibrary.ru/zuznyh
- Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. М.: URSS, 2008. 224 с. https://elibrary.ru/qtkunl
- Сенина Е.В. Образ России и русских в «Путевых заметках о новой России» Цюй Цюбо // Проблемы Дальнего Востока. 2017. № 4. С. 158-166. https://elibrary.ru/zcmwot
- Тер-Минасова С.Г. Русский как иностранный (РКИ) – он русский или иностранный? // Сборник научных и учебно-методических трудов / под общ. ред. С.Г. Тер-Минасовой, М.Г. Бахтиозиной. М.: ООО «Издательский дом КДУ», Университетская книга, 2019. Вып. 16. С. 5-15. https://elibrary.ru/fhnqbu
Дополнительные файлы
