Коммуникативное мастерство педагога-хореографа как средство формирования эмоционально-эстетического опыта студентов
- Авторы: Клименко А.В.1
-
Учреждения:
- ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова»
- Выпуск: Том 29, № 3 (2024)
- Страницы: 673-683
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://ogarev-online.ru/1810-0201/article/view/297832
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-3-673-683
- ID: 297832
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Изменения в социуме влекут за собой предъявление новых требований к педагогу, как к специалисту и личности. Сегодня обучение интернет-зависимых, не нуждающихся в общении студентов является особым искусством, требующим эмоционально насыщенного коммуникативного мастерства педагога, направленного на вовлечение их в продуктивный коллективный учебный процесс. Коммуникативное мастерство педагогахореографа должно способствовать формированию эмоционально-эстетического опыта студентов. Данный опыт формируется в процессе взаимодействия преподавателя и студента при условии коррекции возрастных, индивидуальных социально обусловленных деформаций личности обучающихся. Цель исследования – обосновать необходимость формирования коммуникативного мастерства педагога-хореографа как эффективного средства развития эмоционально-эстетического опыта студентов.Методы исследования. Использованы: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и сравнение, обобщение авторского опыта, наблюдение, которое позволило обосновать эмоционально и эстетически насыщенный коммуникативный компонент деятельности педагога, как ведущий в процессе формирования эмоционально-эстетического опыта студентов и танцевального коллектива. На базе основных положений системного, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов показано формирование в эмоционально насыщенном коммуникативном процессе обучения взаимосвязанных блоков качеств и свойств личности: когнитивных, психологическо-динамических и нравственно-содержательных.Результаты исследования. Обосновано, что коммуникативное мастерство педагога – это искусство получения высоких образовательно-воспитательных результатов в результате использования вариативных методов организации взаимодействия со студентами, эффективных для коррекции их социально-психологических, личностных деформаций. Установлена прямая зависимость результатов образовательно-воспитательного процесса от уровня умений педагога в эмоционально-эстетическом наполнении коммуникативного взаимодействия со студентами. Для педагогов-хореографов разработан спецкурс, который способствует формированию у них эмоционально-эстетического коммуникативного компонента мастерства, в состав которого входят психолого-динамические и нравственно-содержательные свойства личности.Выводы. По результатам теоретического и эмпирического исследования разработана структура эмоционально насыщенного, эстетичного коммуникативного компонента педагогического мастерства педагога-хореографа. Успехи в формировании эмоционально-эстетического опыта современных студентов достижимы при условии наличия высокого уровня коммуникативного мастерства педагога, становлению которого способствует разработанный спецкурс «Совершенствование коммуникативного мастерства педагога-хореографа».
Ключевые слова
Об авторах
А. В. Клименко
ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: alexandr.klimenko.2020@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6515-4831
преподаватель кафедры хореографии
392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87Список литературы
- Макарова Л.Н. Профессиональная пригодность преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 171. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-7-13, https://elibrary.ru/lasbtf
- Маркова Н.Г. Коммуникативные компетенции – индикатор будущего педагога в профессиональной деятельности // Педагогические науки: вопросы теории и практики. Пенза: сб. ст. Междунар. науч.- практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 120-122. https://elibrary.ru/posbfu
- Бескровная О.В., Королева А.В. Классический подходы к проблеме педагогического мастерства в современной интерпретации // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 10 Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междунар. участием). Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2019. С. 29-33. https://elibrary.ru/ovzygz
- Горбунова И.В., Катков В.Л. Структура социально-эмоциональной компетентности человека в контексте развития его личности // Развитие человека в современном мире. 2021. № 4. С. 54-67. https://elibrary.ru/cektem
- Оберемко Т.В. Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность // Образование и право. 2020. № 5. С. 155-159. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10527, https://elibrary.ru/bhzjrs
- Ермаченкова О.В., Ратникова Д.Д. Личностные, мотивационные особенности и ценностные ориентации современных студентов // Вестник МГЭИ (on line). 2021. № 4. С. 205-216. https://doi.org/10.37691/2619-0265-2021-0-4-205-216, https://elibrary.ru/fdbvbz
- Лефрасуа Г. Психология для учителя. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 408 с. https://elibrary.ru/qxkvcr
- Тарасова С.И., Горовая В.И., Федорова М.А. Структура деятельности преподавателя высшей школы и ее содержание // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 2 (130). С. 110-113. https://elibrary.ru/hqtgnd
- Краева А.А., Привалова С.Е. Проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 117-124. https://doi.org/10.26170/po19-07-16, https://elibrary.ru/fzwmrh
- Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-1 (104). С. 108-113. https://elibrary.ru/oovmcv
- Абдиева Г.И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. Т. 7. № 3 (57). С. 31-33. https://elibrary.ru/hdhutv
- Шилова Н.П. Взросление в юношеском возрасте // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (54). С. 37-49. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.54.4.03, https://elibrary.ru/scthpg
- Малютина Т.В. Психологические и физиологические особенности развития юношеского (студенческого) возраста // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 129-133. https://elibrary.ru/seicmf
- Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальная, культурная и демографическая детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3, https://elibrary.ru/vhksyp
- Ахмадова Т.Х., Нальгиева И.А., Дадаева А.Р. Коммуникативное поведение учителя как фактор комфортной образовательной среды обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 20-23. https://elibrary.ru/okmelo
Дополнительные файлы
