Коммуникативное мастерство педагога-хореографа как средство формирования эмоционально-эстетического опыта студентов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Изменения в социуме влекут за собой предъявление новых требований к педагогу, как к специалисту и личности. Сегодня обучение интернет-зависимых, не нуждающихся в общении студентов является особым искусством, требующим эмоционально насыщенного коммуникативного мастерства педагога, направленного на вовлечение их в продуктивный коллективный учебный процесс. Коммуникативное мастерство педагогахореографа должно способствовать формированию эмоционально-эстетического опыта студентов. Данный опыт формируется в процессе взаимодействия преподавателя и студента при условии коррекции возрастных, индивидуальных социально обусловленных деформаций личности обучающихся. Цель исследования – обосновать необходимость формирования коммуникативного мастерства педагога-хореографа как эффективного средства развития эмоционально-эстетического опыта студентов.Методы исследования. Использованы: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и сравнение, обобщение авторского опыта, наблюдение, которое позволило обосновать эмоционально и эстетически насыщенный коммуникативный компонент деятельности педагога, как ведущий в процессе формирования эмоционально-эстетического опыта студентов и танцевального коллектива. На базе основных положений системного, культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов показано формирование в эмоционально насыщенном коммуникативном процессе обучения взаимосвязанных блоков качеств и свойств личности: когнитивных, психологическо-динамических и нравственно-содержательных.Результаты исследования. Обосновано, что коммуникативное мастерство педагога – это искусство получения высоких образовательно-воспитательных результатов в результате использования вариативных методов организации взаимодействия со студентами, эффективных для коррекции их социально-психологических, личностных деформаций. Установлена прямая зависимость результатов образовательно-воспитательного процесса от уровня умений педагога в эмоционально-эстетическом наполнении коммуникативного взаимодействия со студентами. Для педагогов-хореографов разработан спецкурс, который способствует формированию у них эмоционально-эстетического коммуникативного компонента мастерства, в состав которого входят психолого-динамические и нравственно-содержательные свойства личности.Выводы. По результатам теоретического и эмпирического исследования разработана структура эмоционально насыщенного, эстетичного коммуникативного компонента педагогического мастерства педагога-хореографа. Успехи в формировании эмоционально-эстетического опыта современных студентов достижимы при условии наличия высокого уровня коммуникативного мастерства педагога, становлению которого способствует разработанный спецкурс «Совершенствование коммуникативного мастерства педагога-хореографа». 

Об авторах

А. В. Клименко

ТОГБОУ ВО «Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманинова»

Автор, ответственный за переписку.
Email: alexandr.klimenko.2020@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6515-4831

преподаватель кафедры хореографии

392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 87

Список литературы

  1. Макарова Л.Н. Профессиональная пригодность преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 171. С. 7-13. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2018-23-1(171)-7-13, https://elibrary.ru/lasbtf
  2. Маркова Н.Г. Коммуникативные компетенции – индикатор будущего педагога в профессиональной деятельности // Педагогические науки: вопросы теории и практики. Пенза: сб. ст. Междунар. науч.- практ. конф. Пенза: Наука и Просвещение, 2020. С. 120-122. https://elibrary.ru/posbfu
  3. Бескровная О.В., Королева А.В. Классический подходы к проблеме педагогического мастерства в современной интерпретации // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 10 Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междунар. участием). Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2019. С. 29-33. https://elibrary.ru/ovzygz
  4. Горбунова И.В., Катков В.Л. Структура социально-эмоциональной компетентности человека в контексте развития его личности // Развитие человека в современном мире. 2021. № 4. С. 54-67. https://elibrary.ru/cektem
  5. Оберемко Т.В. Когнитивные особенности современных студентов – миф или реальность // Образование и право. 2020. № 5. С. 155-159. https://doi.org/10.24411/2076-1503-2020-10527, https://elibrary.ru/bhzjrs
  6. Ермаченкова О.В., Ратникова Д.Д. Личностные, мотивационные особенности и ценностные ориентации современных студентов // Вестник МГЭИ (on line). 2021. № 4. С. 205-216. https://doi.org/10.37691/2619-0265-2021-0-4-205-216, https://elibrary.ru/fdbvbz
  7. Лефрасуа Г. Психология для учителя. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 408 с. https://elibrary.ru/qxkvcr
  8. Тарасова С.И., Горовая В.И., Федорова М.А. Структура деятельности преподавателя высшей школы и ее содержание // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005. № 2 (130). С. 110-113. https://elibrary.ru/hqtgnd
  9. Краева А.А., Привалова С.Е. Проблема овладения обучающимися педагогических вузов коммуникативной компетентностью // Педагогическое образование в России. 2019. № 7. С. 117-124. https://doi.org/10.26170/po19-07-16, https://elibrary.ru/fzwmrh
  10. Юрьева М.Н., Макарова Л.Н. Повышение квалификации педагога-хореографа: компетентность и развитие // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12-1 (104). С. 108-113. https://elibrary.ru/oovmcv
  11. Абдиева Г.И. Возрастные особенности юношеского периода // Архивариус. 2021. Т. 7. № 3 (57). С. 31-33. https://elibrary.ru/hdhutv
  12. Шилова Н.П. Взросление в юношеском возрасте // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (54). С. 37-49. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.54.4.03, https://elibrary.ru/scthpg
  13. Малютина Т.В. Психологические и физиологические особенности развития юношеского (студенческого) возраста // Омский научный вестник. 2014. № 2 (126). С. 129-133. https://elibrary.ru/seicmf
  14. Яницкий М.С., Серый А.В., Браун О.А. и др. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальная, культурная и демографическая детерминанты // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. https://doi.org/10.17223/17267080/72/3, https://elibrary.ru/vhksyp
  15. Ахмадова Т.Х., Нальгиева И.А., Дадаева А.Р. Коммуникативное поведение учителя как фактор комфортной образовательной среды обучающихся // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-2. С. 20-23. https://elibrary.ru/okmelo

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».