Studying russian literature in primary schools in Mongolia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the issues of reforming the Mongolian educational system, concerning the implementation of the new basic educational program and the updating of textbooks. The features of developing reading skills in Mongolian students in the context of integrating the subjects “Literary Reading” and “Mongolian Language” are identified. A review of the “Mongolian Language” textbooks for grades 1–5 has revealed the range of Russian folklore and literature texts included in them. This creates an opportunity for Mongolian students to learn about Russian folk traditions and the values of Russian culture. The content of the textbooks suggests that the methodology of teaching Mongolian through reading texts representing Russian literature is aimed at engaging Mongolian primary school students in understanding the values of a different culture. An analysis of the composition of the texts of Russian fiction proposed by Mongolian specialists for study in elementary schools allows us to state that the selection criteria were, firstly, the correspondence of the poetics and problems of the texts to the age-related features of text perception, and secondly, their educational potential. The works included in the textbooks correspond to the reading circle of Russian preschoolers and primary school students (the fairy tales “Turnip,” “Kolobok,” “The Fox and the Goat,” and the texts of children’s writers and poets such as L. Tolstoy, I Krylov, A Kuprin, S Marshak, N Nosov, V Sukhomlinsky). In most of the works, the central characters are children, which is important, as it is methodologically easier to reveal the characters of Russian people, ideas, and values of another culture through characters of the same age. The inclusion of foreign-language works in “Mongolian Language” which combines linguistics with literary reading, helps to expand the worldview of Mongolian children. The use of Russian folklore and literature demonstrates the importance of building intercultural connections with Russia for Mongolian primary education. At the same time, the correlation between texts and topics allows us to see that the study of Russian folklore and literature is related to the development of students’ meta-subject skills.

About the authors

Eduard Petrovich Leontyev

Tomsk State Pedagogical University

Email: ernestleontyev@mail.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Ушаков Д.В. Современные тенденции развития монгольской системы образования (часть 1) // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 81-93. doi: 10.15372/PHE20180408
  2. Тарасова Н.В., Кулаков А.Е. Современные тенденции мировой образовательной системы // Школьные технологии. 2015. № 1. С. 3–12.
  3. Мировые тренды образования в российском контексте – 2024 (результаты исследования). URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends/2024/?ysclid=mg8tylu5vv206910777 (дата обращения: 02.10.2025).
  4. Наваанзоч Х. Цэдэв, Мунхбат Д., Баттөр С., Бямбахишиг Д. Глобализация и образование в Монголии // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2020. № 10. С. 147–153.
  5. Наваанзоч Х. Цэдэв, Нямаа Цогзолмаа Нетрадиционные религии и система образования Монголии // Современные этнические процессы на территории Центральной Азии: проблемы и перспективы: сб. материалов II Междунар. науч.практ. конф., посвящ. 25-летию со дня образования исторического факультета Тувинского гос. ун-та. Кызыл: Изд-во Тувинского гос. ун-та, 2019. С. 201–204.
  6. Цэвээн Ц. Боловсрол (Образование). Улаанбаатар, 1990. № 2. 108 с.
  7. Бүрэн дунд боловсролын сургалтын цөм хөтөлбөрийг сайжруулсан хоер дахь хэвлэл / Боловсрол, соел, шинжлэх ухаан, спортын яам., Боловсролын хүрээлэн. УБ., 2019. 298 х.
  8. Леонтьев Э.П., Улзийжаргал Х. Монгольская сельская школа: проблемы и перспективы // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. 2023. № S2-1 (45). С. 85–90.
  9. Леонтьев Э.П. Использование прецедентных текстов на занятиях по РКИ в монгольской аудитории // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: сборник материалов Международного научного конгресса: в 3 ч. Москва, 6–10 декабря 2021 г. / М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. Ч. II. С. 15–18.
  10. Литературное чтение. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя / Н.Ф. Виноградова, М.В. Рожкова, Е.Е. Никитина; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Институт стратегии развития образования, 2023. 94 с.
  11. Монгол хэл II: Ерөнхий боловсролын сургуулийн 2 дүгээр ангийн сурах бичиг / Г. Бямбацэрэн, ба бус; ред. О. Лхагвасүрэн. УБ, 2020. 152 х.
  12. Вахитова Г.Х., Леонтьев Э.П., Батсуурь А. Современное состояние предшкольного образования в России и Монголии // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 3 (37). С. 162–171. doi: 10.23951/2307-6127-2021-3-162-171
  13. Галбаатар Д. Загдын Түмэнжаргал Монголын утга зохиолын нэг том давалгаа юм. URL: https://www.sonin.mn/news/culture/89803 (дата обращения: 02.10.2025).
  14. Монголын уран зохиолын өнөөгийн төрх хэвтэрийн өвчтөн шиг байна. URL: https://news.mn/r/2070526/ (дата обращения: 02.10.2025).
  15. Энхтайван Н. Хүүхдийнхээ оюун ухааныг өлсгөлөн байлгаж болохгүй. URL: https://itoim.mn/article/l7tua/20179 (дата обращения: 02.10.2025).
  16. Корман Б.О. О целостности литературного произведения // Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. С. 119–128.
  17. PISA-2022: Үндэсний Тайлан Монгол Улс. УБ, 2023. 156 х.
  18. Реформы в начальной школе: новый министр образования Монголии меняет подход к обучению детей. URL: https://babr24.com/?IDE=263599 (дата обращения: 02.10.2025).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».