Genre forms of professional Internet communication of teachers of Russian as a foreign language: enquiry, advice, objection

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyses the written informal professional discourse of teachers of Russian as a foreign language in the aspect of genre forms. The material for the study are the messages of teachers of Russian as a foreign language taken from the closed professional chat room RCT Talks Methodology (https://t.me/rkitoday), created in the messenger Telegram in 2020.The paper considers the genre forms of request, advice and objection. The author's typology of advice request based on the presence/absence of a backstory is presented. Such varieties of requests with a backstory as a request for advice with background data about a student, a request for advice initiated by a question from a student, a request for help complaining about the futility of efforts are presented. It is shown that in requests with prehistory all variants are directly or indirectly related to the figure of the student. The results of the analysis of advice types are summarised and a conclusion is made about the significance of the ‘student’ component for the modal framework of advice: it is the subject of benefit. Tactics and techniques in objections centred around the identity of the student or directed at the identity of the questioner are identified and described. One of the tactics in objections of the first type is to point out the inconsistency of the asserted/suggested with something, for example, the goals and objectives of teaching, language proficiency level, language norms, linguistic and cultural realities. The risk of misleading students, causing confusion and errors due to the instructor's incorrect actions is explicated in risk warning tactics. In objections against colleagues, opponents resort to labelling, appealing to personality, paraphrasing. It has been proved that the formed competences of a foreign student are used as an indicator of the teacher's professional competence, i.e. in all the cases considered, the student's personality is mentioned in the statements. The regularity of including the figure of the student in the messages allows us to call such behaviour a communicative strategy. It is concluded that professional communication in chat interaction is characterised by a high degree of evaluation, predominantly negative: the genre forms of request and response are accompanied by the modality of complaint, irony, warning, criticism, etc. The authors conclude that professional communication in chat interaction is characterised by a high degree of evaluation, predominantly negative.

About the authors

Irina Sergeevna Kharitonova

South Ural State University (National Research University)

Email: kislovais@susu.ru
Chelyabinsk, Russian Federation

References

  1. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986. С. 428–472.
  2. Голованова Е.И. Профессиональный дискурс, субдискурс, жанр профессиональной коммуникации: соотношение понятий // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 1. C. 32–35.
  3. Алешинская Е.В. Теоретико-методологические основы разграничения жанров профессионального дискурса // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. № 5. С. 5–23.
  4. Ахтаева Л.А. Система жанров англоязычного электронного математического дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 3 (156). С. 13–21.
  5. Кучинская Е.А., Ларченкова Е.В. К вопросу о жанрах военного англоязычного дискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5. С. 113–117.
  6. Халина Е. Е. Жанровая дифференциация политического дискурса: критерии выделения и градация типов // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2022. № 4. С. 137–141.
  7. Косицкая Ф.Л. Жанровая палитра французского парфюмерного дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 6 (171). С. 71–75.
  8. Косицкая Ф.Л., Матюхина М.В. К вопросу о жанровой дифференциации французского научного медицинского дискурса // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 133–137.
  9. Галичкина E.H. Прагмалингвистические характеристики жанра «Чат» в компьютерном общении // Аксиологическая лингвистика: проблемы коммуникативного поведения: сб. науч. тр. Волгоград: Перемена, 2003. С. 161–167.
  10. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: дис. … канд. филол. наук. Ярославль, 2004. 222 с.
  11. Кондрашов П.Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 19 с.
  12. Дементьев В.В. О некоторых актуальных вопросах теории вторичных речевых жанров // Медиалингвистика. 2015. № 3. С. 35–45.
  13. Кубракова Н.А. Принцип коммуникативного гедонизма в жанре чата интернет-коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 4. С. 60–64.
  14. Колокольцева Т.Н. Диалогичность в жанрах интернет-коммуникации (чат, форум, блог) // Жанры речи. 2016. № 2. С. 96–104.
  15. Подгорная Е.А., Демиденко К.А. Лингвистические характеристики интернет-чатов как вида коммуникации // Концепт. 2014. № 9.
  16. Чучкова Г.С. О проблеме общения в виртуальной коммуникативной среде // Омский науч. вестник. 2007. № 1. С. 90–93.
  17. Яблокова А.С. Дискурсивные стратегии запроса/совета в рамках формата рубрики «Аgony Аunt» в американских глянцевых СМИ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. С. 86–95.
  18. Арутюнова Н.Д. Диалогическая модальность и явление цитации // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. М.: Наука, 1992. С. 52–79.
  19. Харитонова И.С. Речевой жанр «совет» в профессиональной интернет-коммуникации (на материале профессионального сообщества преподавателей РКИ) // Шкатовские чтения: материалы Междунар. науч. конф. (Челябинск, 1 ноября 2024 года). Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2024. С. 143–149.
  20. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. 2-е изд., доп. М.: Едиториал УРСС, 2002. 280 с.
  21. Соловьёва А.А. Речевой жанр «совет» в разных типах дискурса: на материале современного английского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2007. 16 с.
  22. Кунаева Н.В. Дискурсивный анализ высказываний в ситуации возражения (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2009.23 с.
  23. Павлюковская Н.С. Коммуникативная ситуация несогласия: общие понятия // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 2. С. 293–297.
  24. Неклюдов В.Д. Искусство спора // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 314–321.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».