Классификация источников информации по характеру ее предъявления с позиций обучения математике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Математическая деятельность – это обмен информацией и ее обработка. Обычно основное внимание уделяется обучению обработке информации. Например, мы выделяем обработку информации на уровне типовых алгоритмов, типовых стратегий деятельности, методологии. Но работа с информацией начинается с ее предъявления, которое характеризуется используемым языком, темпом и стилем передачи информации и т. д. Но влияние уровня фиксации порядка предъявления единиц информации изучено недостаточно. Цель состоит в изучении различных моделей предъявления единиц информации и их влиянии на процесс обучения математике. Построены и изучены разные модели представления и первичного восприятия информационных единиц и создана аксиоматическая теория, которая помогла систематизировать и изучить влияние различных подходов к представлению информации на обучение математике. Представлен новый подход к изучению влияния порядка предъявления информации на обучение математике. Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных методов обучения математике, а также для улучшения образовательных программ. Выявлены три варианта предъявления и первичного восприятия информационных единиц: последовательное предъявление (примером является устная речь), единовременное предъявление всех единиц информации с фиксированным приоритетным порядком их анализа (например, текстовое сообщение), единовременное предъявление информации с произвольным порядком анализа информационных единиц (например, чертеж, график, таблица). Это важно для повышения эффективности обучения математике, в частности развития у обучающихся мыслительных операций анализа и синтеза. Сделан вывод о важности учета порядка предъявления информации при разработке образовательных программ и методик обучения математике. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса.

Об авторах

Юрий Борисович Мельников

Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н. Ельцина

Email: yu.b.melnikov@yandex.ru
кандидат физико-математических наук, доцент, доцент департамента информационных технологий и информатики института радио электроники и информационных технологий Екатеринбург, Россия

Андрей Алексеевич Суетин

Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б.Н.Ельцина

Email: andrei7318@yandex.ru
магистрант Екатеринбург, Россия

Список литературы

  1. Черчес Т.Е. Психологические аспекты восприятия учебной информации при разных формах ее предъявления // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы III Международной научно-практ. конф. Калуга, 2018. С. 377–381.
  2. Косенко В.С. Исследование влияния изображения и вербального текста на восприятие креолизованного текста (экспериментальное исследование) // Полилингвиальность и транскультурные практики. 2019. Т. 16, № 3. С. 310–321.
  3. Рыжкина И.Б. Образовательные возможности коллажа как дидактического средства: междисциплинарный подход // Образование и наука. 2014. № 6 (115). С. 113–133.
  4. Dvoryatkina S.N., Dyakina A.A., Safronova T.M. Popular science film as a resource for integrating media education technologies into the mathematics teaching system // Perspectives of Science and Education. 2023. № 6 (66). С. 192–203.
  5. Байгужин П.А., Шибкова Д.З., Айзман Р.И. Факторы, влияющие на психофизиологические процессы восприятия информации в условиях информатизации образовательной среды // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 5. С. 48–70.
  6. Гадзаова Л.П. Функциональность образовательного и просветительского контента трио – литературы, музыки и живописи – в обучении иностранному языку студентов неязыкового вуза // Язык и культура. 2021. № 53. С. 162–174.
  7. Быстрова М.Г., Рыблова А.Н. Виды и особенности предъявления и переработки профессионально значимой информации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2002. № 7. С. 84–86.
  8. Мельников Ю.Б., Привалов С.М. Внутреннее алгебраическое представление стратегии как средство организации обучения математической деятельности // Современное образование. 2019. № 4. С. 1–14.
  9. Пойа Д. Как решать задачу: пособие для учителей (Пер. с англ.) 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1961. 208 с.
  10. Тенхунен П.Ю., Елисеева Ю.А. Особенности восприятия учебной информации современными студентами: потенциал визуальной концептуализации // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 4 (81). С. 28–34.
  11. Мельников Ю.Б. Электронное учебное пособие «Математика (часть 2): математический анализ». URL: http://lib.usue.ru/resource/free/18/MelnikovAlgebra8/index.html (дата обращения: 22.08.2024).
  12. Залата О.А., Еременко Ю.А. Оценка восприятия образовательного контента на различных уровнях мультимедиа // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 4 (101). С. 678–691.
  13. Недбайлов А.А. Структурирование информации при решении задач в электронных таблицах // Информатика и образование. 2019. № 2 (301). С. 42–46.
  14. Батаева Е.В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 4. С. 36–59.
  15. Иванова О.В. Smart-лекция как модульная визуализация математической информации в высшей школе // Информатика и образование. 2020. № 6 (315). С. 27–35.
  16. Хачатурова С.С. Анализатор текстовых документов // Вестник педагогических наук. 2023. № 1. С. 110–113.
  17. Соловьева В.А., Вениг С.Б., Белых Т.В. Анализ окуломоторной активности, наблюдаемой при изучении образовательного материала с экрана // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 1 (102). С. 91–109.
  18. Инновационное научно-методическое сопровождение учебного процесса в школе и вузе / Белов Ф.А., Гераськин А.С., Грецова А.П., Железовская Г.И., Железовский Б.Е., Недогреева Н.Г., Нурлыгаянова М.Н., Костенко Ю.К. Саратов: Просвещение, 2017. 224 с.
  19. Маджуга A., Еримбетова С., Ахметжан Б. Диалог – суть технологий обучения // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 116–119.
  20. Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э. Смарт-образование как новая парадигма современной системы образования // Kant. 2023. № 1 (46). С. 246–252.
  21. Алейникова Д.В. Проблемное поле искусственного интеллекта в образовательной сфере // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. № 1 (846). С. 9–12.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».