Учебный текст как тип текста и объект научного описания: обзор подходов к определению функционально-типологических свойств

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В организации учебно-образовательного взаимодействия сегодня наблюдаются динамические процессы, связанные с его трансформацией в поликультурную и мультиязыковую интерактивную среду, реализацией задач компетентностного обучения, обновлением банка технологического инструментария и способов учебно-методического обеспечения. Сказанное определяет устойчивый интерес ученых к изучению учебных текстов как самостоятельной разновидности текстов. Систематизированы и обобщены основные положения истории вопроса изучения учебных текстов как типа текста и научного объекта в современной гуманитаристике. Материалом исследования послужили специальные научные источники методической и лингвистической направленности, составляющие базу современной теории учебного текста. Методологию исследования составляет комплексное использование логических (анализа, синтеза, аналогии) и теоретических (обобщения, систематизации, описания) общенаучных методов. На основании специфики, проявляемой в отношении трактовки учебного текста с позиций дидактического и лингвистического подходов, данный тип текста определяется в качестве самостоятельной единицы ‒ речевого произведения, обладающего полифункциональностью и совокупностью текстовых признаков, по-разному актуализирующихся в различных ситуациях учебного взаимодействия между обучающим и обучаемым. В числе реализуемых функций ключевыми выступают коммуникативная и дидактическая, причем последняя имеет статус доминирующей. Текстовые признаки характеризуются набором способов, форм и средств презентации на жанровом, стилистическом и дискурсивном текстовых уровнях. Причина существующего сегодня многоголосия в научном сообществе в отношении определения сущностных содержательных, структурных, прагматических признаков учебного текста состоит в невозможности однозначной трактовки его жанрово-стилистической природы, дискурсивного пространства реализации, а также существовании множественных интерпретаций культурологического и концептологического ресурса текстов анализируемого типа. На современном этапе развития гуманитаристики учебный текст представляет интересный объект научных изысканий, осмысляемый в качестве самостоятельного типа текста, обладающего как общетекстовыми свойствами, так и специфическими. Перспективы исследования связаны с дальнейшим расширением представления об учебном тексте в соответствии с наиболее актуальными направлениями исследований в науке, в частности в рамках проблематики лингвокультурологии, дискурсологии, лингвоконцептологии и концептуальной дидактики.

Об авторах

Елена Александровна Серебренникова

Томский государственный педагогический университет

Email: mangustelena22472@gmail.com
аспирант Томск, Россия

Анна Владимировна Курьянович

Томский государственный педагогический университет

Email: kurjanovich.anna@rambler.ru; anna.kurjanowitch@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой Томск, Россия

Список литературы

  1. Васюкович Л. С. Эволюция учебного текста как лингвометодической единицы школьного учебника // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности современного общества: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова; отв. ред. М. И. Морозова. СПб.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 2015. С. 219‒222.
  2. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
  3. Львова А. А. Микротекст как современное педагогическое средство // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 398‒401. URL: https://moluch.ru/archive/292/66076/ (дата обращения: 20.02.2023).
  4. Серова Т. С., Пипченко Е. Л., Червенко Ю. Ю. Макротекст и гипертексты как объект гибкого иноязычного чтения и источник информации учебно-исследовательской деятельности студентов // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 157‒176.
  5. Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос; МГУП, 2000. 254 с.
  6. Халилзадех А. З. Учебный текст как неотъемлемая часть лингводидактической системы // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 3. С. 118‒125.
  7. Учебная книга в системе филологического образования: сб. ст. / ред. А. М. Мезенко и др.; отв. ред. С. В. Николаенко. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2018. 126 с.
  8. Яхиббаева Л. М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского ун-та. 2008. Т. 13, № 4. С. 1029‒1031.
  9. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74–98. doi: 10.32744/pse.2020.4.5
  10. Оксенчук А. Е. Специфика учебного научного текста: основные подходы к понятию «учебный текст» // Наука ‒ образованию, производству, экономике: материалы XVIII Региональной научно-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. Т. 2. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2013. С. 277‒279.
  11. Сунцова Н. Л. Лингвистическая модель порождения вторичного текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1999. 21 с.
  12. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: социопсихолингвистический аспект. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 151 с.
  13. Подолина О. В. Учебный текст как объект лингвистического исследования // Семантика и прагматика языковых единиц в синхронии и диахронии: норма и вариант: сб. науч. ст. Симферополь: Ариал, 2017. С. 243‒248.
  14. Егоров В. В., Скибицкий Э. Г., Храпченков В. Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.
  15. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 171 с.
  16. ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. URL: https://ifap.ru/library/gost/7602003.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
  17. Серебренникова E. A. Учебный дискурс в зеркале описания категориальных и дифференциальных характеристик // Наука и образование: материалы XXIV Всероссийской с международным участием научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Томск, 14–22 апреля 2022 г.): в 3 т. Т. 1: Филология и филологическое образование. Актуальные вопросы теории и практики преподавания истории и права / науч. ред.: Н. С. Болотнова, Т. В. Галкина и др. Томск: ТГПУ, 2022. С. 226–231.
  18. Кожина М. Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 242‒248.
  19. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Ч. II: Основные признаки текста. Текстовые категории. Типологии текстов: учебное пособие для филологов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 170 с.
  20. Аванесов В. С. Теория квантования учебных текстов // Педагогические измерения. 2014. № 1. С. 62–77.
  21. Crossley S. A., Allen D. B., McNamara D. S. Text Readability and Intutive Simplification: A Comparison of Readability Formulas // Reading in A Foreign Language. 2011. Vol. 23, № 1. P. 84‒101.
  22. Глущенко Н. В. Учебный текст как объект исследования. URL: https://pedsovet.su/publ/70-1-0-1621 (дата обращения: 20.02.2023).
  23. Солнышкина C. И., Кисельников А. С. Сложность текста: Этапы изучения в отечественном и прикладном языкознании // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Филология. 2015. № 6 (38). С 86–99.
  24. Редькина О. Ю. Функциональный подход к типологии жанров дидактического дискурса: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2019. 202 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».