ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДОЛОГИИ В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Достижение качественно новых результатов в системе общего образования требует внедрения более эффективных подходов к управлению образовательным процессом в целом и образовательной организацией в частности. В качестве инструмента развития образовательного учреждения была рассмотрена методология проектного менеджмента, позволяющая в вертикально выстроенной системе управления образовательной организацией расширить горизонтальные ветви для более активного привлечения педагогов к соуправлению.Цель – описать модель интеграции проектной методологии в систему школьного администрирования на основе технологии управления проектами этнокультурной направленности в образовательной организации.Материал и методы. Авторы опираются на научные работы в области проектного менеджмента и управления проектами в образовании, а также на ряд соответствующих проблематике нормативных документов. Синтез данных, полученных в ходе документационного анализа научной литературы и опыта работы образовательной организации, позволил показать специфику включения проектного менеджмента в систему управления проектами в образовательной сфере и раскрыть его потенциал для развития образовательных систем в целом. Результаты и обсуждение. Сравнительный анализ системных моделей управления образовательной организацией показал значительное преимущество гибких управленческих систем в силу их «приспосабливаемости» к изменениям внешнего окружения и более эффективного управления внутренней средой. Оптимальной является матричная структура управления. Она ориентирована на развитие взаимодействия между разными службами. Выраженные горизонтальные линии в управленческой модели при сохранении вертикальной интеграции позволяют своевременно и органично регулировать процессы на разных уровнях. В данном исследовании опыт включения проектного менеджмента в линейно-функциональную модель управления школой проанализирован на примере проектов этнокультурной направленности МБОУ Прогимназия «Кристина» г. Томска.Заключение. Предложенная модель управления проектами в образовательной организации может быть применена в любой образовательной организации. Достоверность научных результатов и обоснованность выводов исследования обеспечиваются опорой на современные достижения научного знания, а также позитивный практический опыт внедрения элементов гибкой системы управления в деятельность конкретной образовательной организации.

Об авторах

Людмила Васильевна Круглова

Томский государственный педагогический университет; МБОУ Прогимназия «Кристина»

Email: kruglik@tspu.edu.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент каф. лингвистики; заместитель директора по научно-методической работе Ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634061; ул. Косарева, 27, Томск, Россия, 634034

Татьяна Николаевна Бабакина

Томский государственный педагогический университет

Email: ta_nik@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Светлана Валерьевна Когут

Томский государственный педагогический университет

Email: kogut.sv@mail.ru
кандидат филологических наук, доцент ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337 (дата обращения: 06.03.2022).
  2. Национальный проект «Образование» (2019–2024). URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.03.2022).
  3. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2016. Т. 2, № 4. С. 222–234. doi: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222–234
  4. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001. URL: https://rus-business-terms.slovaronline.com (дата обращения: 06.03.2022).
  5. Национальный стандарт Российской Федерации: руководство по проектному менеджменту ГОСТ Р ИСО 21500-2014: Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200118020 (дата обращения: 06.03.2022).
  6. Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Проектный менеджмент в образовательной организации: учебно-метод. пособие. М.: МПГУ, 2019. 204 с.
  7. Москвин С. Н. Управление проектами в сфере образования: учебное пособие для вузов. М.: Юрайт, 2019. 139 c.
  8. Вершинин С. И. Управление проектами в образовании. М.: Центр новых технологий, 2017. 39 с.
  9. Долганова О. И., Виноградова Е. В., Лобанова А. М. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. И. Долгановой. М.: Юрайт, 2019. 289 с.
  10. Сартакова Е. Е., Окушова Г. А. Управление образовательными системами: учебное пособие. Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. 175 с.
  11. Заруба Н. А. Управление образованием: адаптивный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. № 2 (6). С. 75–79. URL: http://www.prof-obr42.ru/Archives/2(6)2012.pdf (дата обращения: 11.03.2022).
  12. Максимова Н. А. Формирование адаптивной образовательной среды учебного заведения: анализ проблемы // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2018. № 10 (октябрь). С. 888–898. URL: http://e-koncept.ru/2018/181074.htm (дата обращения: 11.03.2022).
  13. Швабауэр О. А. Социально-педагогическое проектирование адаптивной образовательной среды университета // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2(75). С. 180–184.
  14. Основы менеджмента / под ред. А. И. Афоничкина. СПб.: Питер, 2007. 528 с.
  15. Шаврова О. Г. Эффективное управление проектами: классический подход и гибкие методологии // Философия и ценности современной культуры: материалы XIV Респуб. междисцип. науч.-теорет. семинара студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные стратегии в современной социальной философии», Республика Беларусь, Минск, 26 марта 2020 г. Минск: БГУ, 2020. С. 220–224.
  16. Официальный сайт Муниципального бюджетного образовательного учреждения Прогимназия «Кристина» г. Томска. URL: http://rdkristina.tomsk.ru (дата обращения: 06.03.2022).
  17. Круглова Л. В., Сахарова И. Е. Особенности обучения немецкому языку в начальной школе (по результатам апробации УМК «Mosaik» на базе прогимназии «Кристина») // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 9 (60). С. 94–97.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».