Опыт создания и реализации модели подготовки специалистов в области преподавания русского языка как иностранного в современном поликультурном пространстве (на примере деятельности Муданьцзянского педагогического университета)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Речь идет о необходимости поиска новых решений в образовательной деятельности, связанной с изучением русского языка как иностранного, в условиях современного поликультурного пространства. Национальные образовательные системы по-разному реагируют на вызовы и тренды сегодняшнего дня и разрабатывают программы подготовки специалистов, компетентностная база которых удовлетворяет запросы внутреннего и международного рынка кадровых ресурсов. Инициированная Китаем стратегия «Один пояс ‒ один путь» является политическим, социальным и экономическим контекстом, обусловливающим динамику и трансформацию подготовки профильных кадров. Владение русским языком как средством коммуникации в поликультурном мире считается в Китае важным показателем высокого класса специалистов, что ставит перед вузами страны задачу тщательного продумывания концепции обучения русскому языку как иностранному. Описывается опыт внедрения оригинальной модели подготовки высокопрофессиональных кадров в предметной области «Русский язык как иностранный» в китайском региональном вузе. Раскрываются принципы, детерминирующие образовательную модель, описывается ее дидактический ресурс, содержательное наполнение, функциональные особенности, результаты апробации, намечаются перспективы совершенствования с учетом меняющихся социополитических обстоятельств. Подчеркивается, что при проектировании подобной образовательной модели учитываются факторы территориального расположения вуза-разработчика, его предшествующий опыт многоаспектного взаимодействия с Россией, включая торговлю, образовательные и культурные обмены, наличие материально-технической базы, мотивационные запросы и ожидания сторон, вовлеченных в процесс. В числе черт своеобразия образовательной модели подготовки кадров в области русского языка как иностранного, предложенной к реализации Муданьцзянским педагогическим университетом, отмечается установка на приоритет практической и прикладной подготовки, широкого привлечения стажировочных площадок, этапность и уровневость реализации учебных программ, их междисциплинарность, обязательное использование как традиционных, так и инновационных приемов и методик обучения, отбор контингента для обучения и дифференцированная работа с ним на всем протяжении учебного процесса. Опыт регионального китайского вуза может быть полезен с точки зрения применения в других вузах и других странах.

Об авторах

Линся Мэн

Муданьцзянский педагогический университет

Email: mdjmlx@163.com
доктор филологических наук, профессор, директор магистратуры Китайская Народная Республика, Муданьцзян

Синхуа Ван

Муданьцзянский педагогический университет

Email: paveltgpu@yandex.ru
кандидат филологических наук, декан факультета русского языка Китайская Народная Республика, Муданьцзян

Список литературы

  1. Чжоу Я. Исследование путей подготовки в Китае специалистов-международников нового типа в рамках инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Reports Scientific Society. 2023. № 8 (40). С. 80‒86.
  2. Шань Н. Русский язык в Китае // Русский язык в школе. 2012. № 9. С. 86‒88.
  3. Дроздова С. А., Ван Ц. Традиции изучения русского языка в Китае / Диалог культур: лингвокультурологическая база гуманитарного образования: сборник научных статей V международной научно-практической конференции. Симферополь: Ариал, 2017. С. 142‒146.
  4. Каплунова М. Я. Русский язык в современном Китае // Социолингвистика. 2023. № 1. С. 60‒71. doi: 10.37892/2713-2951-1-13-60-71
  5. Чэн Х. Практические пути подготовки молодых специалистов-международников с точки зрения инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Статистика. 2023. № 2. С. 230‒231.
  6. Чэнь Ю. Пути подготовки специалистов-международников нового типа в рамках инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Офисный бизнес. 2022. № 14. С. 174‒176.
  7. Чжан Ц. Международное сотрудничество и практика подготовки специалистов-международников в контексте инициативы «Один пояс ‒ один путь» на примере Сучжоуского профессионального университета // Технологии и инновации. 2020. № 5. С. 142‒144.
  8. Чэнь Н. Оптимизированная стратегия модели подготовки в высших учебных заведениях специалистов-международников в рамках инициативы «Один пояс ‒ один путь» // Качественное образование Запада. 2020. № 6 (02). С. 210.
  9. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34‒44.
  10. Фэн Ш. Изучение русского языка китайскими студентами: проблемы, возможности, перспективы // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 2. С. 70‒74.
  11. Хуторской А. В. Модель компетентностного образования // Высшее образование сегодня. 2017. № 12. С. 9‒16.
  12. Ни Я. Ключевые профессиональные компетенции преподавателя при личностно-ориентированном онлайновом обучении русскому языку как иностранному на подготовительном факультете // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16, № 4. С. 458–466. doi: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-458-466
  13. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90‒101.
  14. Курьянович А. В. Компетентностный подход как методологическая основа современного поликультурного языкового образования // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции, 7 февраля 2020 г. Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 2020. Ч. 1. С. 114‒118.
  15. Поршнева Е. Р., Королева С. Б. Формирование профессиональной речевой личности преподавателя иностранного языка: роль и место родного языка и культуры // Язык и культура. 2023. № 63. С. 239–254. doi: 10.17223/19996195/63/12
  16. Гао Г. О системе подготовки специалистов РКИ к межкультурной коммуникации // Русский язык в зеркале перевода. 2018. № 1. С. 553‒564.
  17. Сун Я. Дидактическая модель подготовки учителя русского языка как иностранного с учетом национальной специфики // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2007. № 2. С. 178‒184.
  18. Басалаева Е. Г., Шпильман М. В. Анализ модели организационно-методического и кадрового обеспечения образовательной деятельности на русском языке в Китайской Народной Республике // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 26‒44.
  19. Барматина И. В., Варакута А. А., Марущак Е. Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 212–227.
  20. Ефремова Л. И. О российско-китайском сотрудничестве в области образования // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 4. С. 857–865.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».