Информационно-аналитический подход к проектированию образовательного контента в системе научно-методического сопровождения классных руководителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

По заказу Академии Минпросвещения России, координирующей работу единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществлялась разработка информационно-аналитических материалов по проблеме психолого-педагогического взаимодействия педагогов с семьями воспитанников как основы содержания образовательных программ. Цель – обобщение опыта разработки информационно-аналитических материалов и обоснование информационно-аналитического подхода к проектированию образовательного контента в системе научно-методического сопровождения классных руководителей. При реализации информационно-аналитического подхода применялись следующие методы: информационная диагностика массива; выполнение библиографических процедур; выделение перечня ключевых слов и видов научно-методических разработок; составление информационных карт с учетом с перечня ключевых слов и видов научно-методических разработок; каталогизация научно-методических разработок. В результате информационно-аналитической работы в библиографический список по теме «Эффективные технологии психолого-педагогического взаимодействия с семьей обучающегося» вошли 302 источника, отвечающие критериям актуальности, важности информации, полноты информации, комплексности и в совокупности освещающие заявленную проблему как в плане теоретического анализа, описания технологических подходов, так и в практико-ориентированном ключе, отражающем передовой педагогический опыт. По результатам экспертной оценки в аннотированный каталог включено 127 источников. Каталог предназначен для размещения в электронной среде и содержит название разработки, ключевые слова, вид разработки, аннотацию, информацию об источнике, доступ к разработке. В аннотации отражены наиболее значимые сведения, содержащиеся в источнике, дается рекомендация относительно использования разработки при конструировании программ дополнительного профессионального образования. Аннотация может рассматриваться как самостоятельный фрагмент образовательного контента. В результате исследования установлено, что информационно-аналитический подход позволяет представить наиболее ценную и актуальную информацию в виде готовых разработок с указанием их целесообразного использования в системе научно-педагогического сопровождения классных руководителей, что делает проектирование образовательного контента более технологичным и содержательно сбалансированным. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в интеграции в теорию и технологию дополнительного профессионального педагогического образования нового способа разработки образовательного контента на основе использования аннотированного тематического каталога. Практическая значимость работы определяется созданием самостоятельного информационного ресурса – аннотированного каталога по теме «Современные технологии взаимодействия классного руководителя с семьей обучающихся» и возможностью его применения для конструирования программ дополнительного профессионального образования педагогов в вузовской практике при подготовке специалистов педагогического и психолого-педагогического профиля, а также для самообразования классных руководителей и быстрого поиска ими профессионально значимой информации.

Об авторах

Светлана Олеговна Авчинникова

Смоленский государственный университет

Email: avsh73@mail.ru
доктор педагогических наук, доцент Смоленск, Россия

Список литературы

  1. Шаброва Н. В. Институциональные возможности и практики участия американских родителей в системе школьного образования // Вестник Института социологии. 2022. Т. 13, № 3. C. 142–161. doi: 10.19181/vis.2022.13.3.834; EDN: IOOYLC (дата обращения: 21 ноября 2022).
  2. Авдеева Н. Н., Егорова М. А., Кочетова Ю. А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 4. С. 73–93.
  3. Сидоров С. В. Гуманитарно-исторический образовательный контент: сущность понятия // Наукосфера. 2022. № 7-2. С. 42–44.
  4. Кудаков О. Р. Подход и подходность в современных педагогических исследованиях // Казанский пед. журнал. 2013. № 2 (97). С. 32–49.
  5. Коваль Н. Н. Принципы, методы и средства аналитической деятельности руководителей общеобразовательных организаций // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 131–135.
  6. Xiaoliang Zh., Bowers A. A Typology of Parental Involvement in Student Experience: A Latent Class // High School Journal.2020. Vol. 103, № 2. P. 99–103.
  7. Wysoczynski A. Community connections: Involving family in homework // Science Scope.2018. Vol. 42, № 2. P. 90–95.
  8. Johnsson A. et al. Newly arrived parents and collaboration in swedish school context: an interactionally and ethnomethodologically inspired analysis // Education.2021.Vol. 141, № 3. P. 127–132.
  9. Задворная М. С. Непрерывное обучение педагогов личностно ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста. СПб.: Свое изд-во, 2019. 113 с.
  10. Михалева Л. П., Журавлева О. П. Педагог в современном воспитательном пространстве школы. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2018. 292 с.
  11. Бурыкина Н. М. Социально-педагогическая поддержка детей с отклонением в развитии и обучающихся в массовой общеобразовательной школе. Ярославль: ЯГПУ, 2019. 174 с.
  12. Ражина И. Н. Педагогические особенности взаимодействия школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников в поликультурной образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2019. 241 с.
  13. Ширяев Е. А. Педагогические средства формирования успешности школьников в процессе обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2018. 24 с.
  14. Кулакова С. А. Педагогические условия профилактики противоправного поведения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2021. 26 с.
  15. Мукамбетова Г. И. Аннотирование и реферирование документов: проблемы изучения при подготовке специалистов для библиотек // Вестник Бишкекского гуманитарного ун-та. 2009. № 2 (15). С. 242–244.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».