Том 113, № 1 (2022): ТЕМАТИЧЕСКИЙ БЛОК: ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ШКОЛЫ
- Год: 2022
- Статей: 12
- URL: https://ogarev-online.ru/1605-8070/issue/view/19777
-
Описание:
Вниманию читателя предлагается тематический выпуск журнала «Вестник Российского фонда фундаментальных исследований», посвященный актуальнейшей задаче современной педагогики – цифровизации среднего образования. В нашей стране начиная с середины 1980-х гг. , с опережением по сравнению с другими странами, началась массовая работа по цифровой трансформации школьного образования. Однако результаты этой работы были заметны в основном в появлении и развитии школьного курса информатики.
Весь выпуск
Колонка тематического редактора
О редакторе тематического блока академике Алексее Львовиче Семёнове
Аннотация
Алексей Львович Семёнов родился в 1950 г. в семье инженеров. По окончании московской школы №7 учился на мехмате МГУ, а затем в аспирантуре на кафедре математической логики, где в 1975 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Об определимости в некоторых разрешимых теориях».
В 1984 г. в МИАН им. В.А. Стеклова защитил докторскую диссертацию «Логические теории одноместных функций на натуральном ряде».
6-8
Аннотация тематического блока
Аннотация
Вниманию читателя предлагается тематический выпуск журнала «Вестник Российского фонда фундаментальных исследований», посвященный актуальнейшей задаче современной педагогики – цифровизации среднего образования. В нашей стране начиная с середины 1980-х гг. , с опережением по сравнению с другими странами, началась массовая работа по цифровой трансформации школьного образования. Однако результаты этой работы были заметны в основном в появлении и развитии школьного курса информатики.
9-19
Фундаментальные основания программы «Цифровая трансформация школы» (Хартия цифрового пути школы). Краткое изложение.
Аннотация
Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – всё бóльшая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события
20-22
Тематический блок
Каким становится образование?
Аннотация
Образование должно опираться на задатки, способности и стремления каждого ребенка: узнавать и создавать новое, общаться, сотрудничать, учиться и учить. Актуализация и развитие этого человеческого потенциала с учетом личностных и когнитивных черт каждого ребенка – всё бОльшая необходимость. В мире ускоряющихся непредсказуемых и необратимых изменений формируются пути становления опережающего, преадаптивного образования.
Мы не можем оставаться в стороне и ждать.
Мы должны не догонять, а опережать события.
23-37
Личность, расширенная цифровыми средствами
Аннотация
Эволюция человечества строится на расширении возможностей Homo sapiens с опорой на развитие и овладение технологиями как культурными орудиями развития. Письмо и книга – яркие примеры. Сегодня личность человека расширена не только пером, часами, подзорной трубой и энциклопедией, но и калькулятором, автоматическим переводчиком, цифровым навигатором, доступом к всемирной паутине и другими цифровыми средствами расширения разума, необычайно увеличивающими мощь человеческого мозга.
Мы оцениваем выпускника системы образования по способности к познавательной, трудовой и иной деятельности как расширенной личности, овладевающей цифровыми средствами и способной делать нравственный выбор в цифровом обществе.
Система образовательных целей, планируемых результатов, стандартов, программ должна адресоваться именно к расширенной личности ученика и учителя.
38-51
Право ребенка на цифровой мир
Аннотация
Через планшет с выходом в интернет ребенок получает в свое распоряжение богатства и беды всего человечества, культурные инструменты деятельности, коммуникации и образования, свои права и ответственность в цифровом мире.
Цифровой мир расширяет возможности для выбора, открывает новые пути для проб и взросления. Он ставит проблему выбора и ответственности и перед взрослыми, от решений которых зависит судьба ребенка. Среди учителей и родителей всегда будут те, кто захочет сделать выбор за ребенка, оградив его от реальных или мнимых опасностей цифрового и нецифрового мира. Сегодня по выбору родителей должны
существовать школы, где гаджеты запрещены, дети ходят на все уроки, а присутствие онлайн – только по болезни.
52-59
Школа и учитель
Аннотация
Сегодня школа расширена цифровыми средствами за пределы школьного здания – до Вселенной; школа – это корабль, мастерская, завод, лаборатория, театр, музей, лес и океан. Предназначение школы и учителя – дать ученику мотивацию к активной жизни и учению, помочь ему в организации своей деятельности и сотрудничества со сверстниками и значимыми взрослыми, обеспечить сохранение и укрепление здоровья, выравнивать возможности качественного образования для всех, дать шансы достойного будущего для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.Используя и развивая все способности и возможности своей расширенной личности, учитель учится вместе с учениками, дает обратную связь и, самое главное, мотивирует, увлекает учеников.
60-69
Содержание образования
Аннотация
Ученик – соавтор образования, расширяющего возможности развития его личности. Он самостоятельно и при поддержке учителя не только повторяет путь человечества, но и открывает законы природы, общества и личности, изобретает методы и алгоритмы, осознает большие идеи – основу для его ориентации в мире. Он осваивает и нарождающиеся культурные практики и участвует в их создании. Знаниями, умениями и жизненными навыками будет обладать расширенная личность ученика. В будущем многократно сократится необходимость «заучивания» и время, затрачиваемое на достижение ловкости в труде. Готовность к восприятию и созданию нового, самостоятельному поиску и применению знания и способа действия являются основой для творческого развития и преадаптивности личности. Самостоятельно открытые учеником законы и алгоритмы, найденные факты сохраняются им в расширенной развивающейся личности и используются как культурные орудия.
Школа развивает системное и критическое мышление, универсальные действия и цифровые навыки для XXI века, помогает ребенку выбирать и осваивать из сокровища человеческой культуры то, что ему по вкусу, будь то каллиграфия, программирование, акробатика или стихосложение.
70-86
Цифровая платформа образования
Аннотация
Сегодня существуют разные понимания того, что считать частью цифровой платформы, что находящимся на ней, а что – доступным через нее. Цифровая, интегрированная реализация следующих функций необходима независимо от того, как мы будем определять их отношение с платформой:
— поддержка групповой коммуникации с возможностью записывать процесс;
— учет ролей ученика, учителя, администратора, родителя; автоматическое формирование цифровых журналов и дневников;
— формирование истории отдельной работы и записи учебных событий ученика, учителя, класса; включение ее в большие данные образования;
— проектирование учащимся индивидуального пути достижения образовательных целей с выбором из размещенных на платформе; выбор и выполнение заданий из предлагаемых учителем;
— размещение целей, заданий, инструментов обратной связи и оценивания, других учебных материалов;
— размещение выходящих за пределы одной школы учебных запросов учеников и предложений учителей, организаций и образовательных программ;
— запись результатов обучения; отображение и прогнозирование на основе больших данных образовательного процесса с разной степенью детализации.
Цифровая платформа помогает учителю избавиться от рутинной отчетности. Она открывает новые возможности для педагогики достоинства и сотрудничества.
87-103
Результаты и оценивание
Аннотация
Образовательное сообщество и все общество уходят от экзаменационных и тестовых процедур. Сильные стороны и существенные дефициты человека выявляются на цифровой платформе в процессе образования и применения его результатов. Они становятся основой для принятия решения образовательной организацией или работодателем. Это не исключает возможности демонстрации высшего достижения в условиях экзамена или олимпиады, что может оказаться главным аргументом в продвижении человека.
104-113
Родители, воспитание, безопасность, мораль и этика цифрового мира
Аннотация
В цифровом мире многие взрослые видят только новые риски для детей и родителей. Но в нем постоянно формируются и новые возможности взаимопонимания, сближения, сотрудничества в семье.Задача взрослых – содействовать формированию у ребенка представления о видимости всех поступков и сохранении их в цифровой среде. Одновременно – в императиве значимости и неприкосновенности личности другого, защищенности себя от вторжения, возможности раскаяния и прощения. Принципы цифровой морали, этики и закона, относящиеся к сохранению и использованию информации, еще не созданы, но все более и более необходимы.
Развитие деструктивных цифровых зависимостей, нарушений высших психических функций ребенка предотвращается вовлечением детей в реальную жизнь, предполагающую гармонию ребенка с виртуальным и реальным миром.
114-121
Создатели нового в образовании
Аннотация
Предсказать будущее образования невозможно. Его можно совместно создать с опорой на возникающие гуманитарные, коммуникативные технологии и другие достижения современной цивилизации. Через 440 лет после великого Яна Коменского мы делаем следующий шаг, создавая новую науку об учении: цифровую матетику и цифровую дидактику.
Авторы учебников, живых своими связями с цифровыми средствами, направленными на овладение человеческой деятельностью, и профессора вузов, отталкиваются от опыта своего детства, базируются на достижениях человечества, осознают и формируют возможности и потребности будущего в настоящем. Наука получает возможность изучать ускоряющиеся процессы эволюции образования и анализировать большие данные, отображенные в многообразных цифровых платформах.
Мировое образовательное сообщество становится источником опыта критически важных решений и прямого педагогического взаимодействия. Ослабляются географические и языковые барьеры.Лидеры общества, государства и бизнеса получают возможность реализовать свое видение в конкретном проекте, а цифровые технологии открывают доступ для участия в проекте всем, кто поддерживает гуманистическую идею в нашем трансформирующемся мире.
122-133

