Социальное давление как стимульный контекст морального поведения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования социального давления как стимульного контекста морального поведения. В трех экспериментах изучено, как внешнее и внутреннее по отношению к сценарию моральной дилеммы социальное давление воздействует на оценку морального действия. Общее число участников составило 565 человек, из них 127 составили выборку первого исследования, 152 — второго и 286 — третьего. Выборки между собой не пересекались. В первых двух экспериментах внешнее давление осуществлялось посредством информирования участников о проценте людей, ответивших на дилеммы определенным образом в предыдущем исследовании, тогда как внутреннее давление заключалось в указании в тексте дилеммы решения, предпочитаемого социальным окружением персонажа. Результаты показывают, что внешнее давление способно изменить моральные оценки в направлении социального давления, тогда как внутреннее давление не оказывает значительного влияния на выбор участников. В третьем эксперименте изучено, как информация о конформности или контрконформности поступка персонажа моральной дилеммы влияет на оценку его правильности. Согласно полученным результатам, в своих моральных оценках участники руководствуются общим моральным правилом, а информация о конформности или контрконформности действий персонажа не влияет на оценку. В статье обсуждаются результаты в контексте бихевиористского подхода, который трактует моральное поведение как форму поведения, управляемого правилами. Выдвинута гипотеза об иллюзии моральной автономии как тенденции оценивать моральное поведение других на основе универсальных моральных правил, игнорируя влияние социального контекста.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

А. А. Фёдоров

Новосибирский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fedleks@yandex.ru

Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой клинической психологии

Россия, 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1

Список литературы

  1. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х т. Т. 1 М.: Мысль, 1985.
  2. Фёдоров А.А. Повторение как стадия исследовательского процесса // Психологическое знание: стадии исследовательского процесса / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Д.В. Ушаков, А.В. Юревич. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2023. С. 106–138.
  3. Фёдоров А.А. Экспериментальный анализ моральной конформности в ситуации пассивного социального давления // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Т. 21. № 2. С. 277–305.
  4. Фёдоров А.А., Рахманов А.Ш. Моральная конформность при разных формах виртуального давления // Экспериментальная психология. 2024. Т. 17. № 1. С. 118–130.
  5. Bocian K., Gonidis L., Everett J.A.C. Moral conformity in a digital world: Human and nonhuman agents as a source of social pressure for judgments of moral character // PLOS ONE. 2024. V. 19. № 2. P. e0298293.
  6. Bostyn D.H., Roets A. An Asymmetric Moral Conformity Effect: Subjects Conform to Deontological But Not Consequentialist Majorities // Social Psychological and Personality Science. 2017. V. 8. № 3. P. 323–330.
  7. Capuano C., Chekroun P. A Systematic Review of Research on Conformity // International Review of Social Psychology. 2024. V. 37. № 1. doi: 10.5334/irsp.874.
  8. Ellemers N., Toorn J. van der, Paunov Y., Leeuwen T. van The Psychology of Morality: A Review and Analysis of Empirical Studies Published From 1940 Through 2017 // Personality and Social Psychology Review. 2019. V. 23. № 4. P. 332–366.
  9. Endler N.S. Conformity as a function of different reinforcement schedules // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. V. 4. № 2. P. 175–180.
  10. Funder D.C. Towards a resolution of the personality triad: Persons, situations, and behaviors // Journal of Research in Personality. 2006. V. 40. № 1. P. 21–34.
  11. Furr R.M., Funder D.C. Persons, situations, and person–situation interactions / Eds. O.P. John, R.W. Robins. Handbook of personality: Theory and research. New York: The Guilford Press, 2021. P. 667–685.
  12. Guerin B. Social facilitation. Paris, France: Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 1993.
  13. Hogan R. Much ado about nothing: The person–situation debate // Journal of Research in Personality. 2009. V. 43. № 2. P. 249.
  14. Jones E.E., Harris V.A. The Attribution of Attitudes // Journal of Experimental Social Psychology. 1967. V. 3. № 1. P. 1–24.
  15. Kelly M., Ngo L., Chituc V., Huettel S., Sinnott-Armstrong W. Moral conformity in online interactions: rational justifications increase influence of peer opinions on moral judgments // Social Influence. 2017. V. 12. № 2–3. P. 57–68.
  16. Klucharev V., Hytönen K., Rijpkema M., Smidts A., Fernández G. Reinforcement learning signal predicts social conformity // Neuron. 2009. V. 61. № 1. P. 140–151.
  17. Kundu P., Cummins D.D. Morality and conformity: The Asch paradigm applied to moral decisions // Social Influence. 2013. V. 8. № 4. P. 268–279.
  18. Kurtines W.M. Moral behavior as rule governed behavior: Person and situation effects on moral decision making // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. V. 50. № 4. P. 784–791.
  19. Lisciandra C., Postma-Nilsenová M., Colombo M. Conformorality. A Study on Group Conditioning of Normative Judgment // Review of Philosophy and Psychology. 2013. V. 4. № 4. P. 751–764.
  20. Locke J. An Essay Concerning Human Understanding. London: Thomas Tegg, 1828.
  21. Malle B.F. The actor-observer asymmetry in attribution: A (surprising) meta-analysis // Psychological Bulletin. 2006. V. 132. № 6. P. 895–919.
  22. Marton-Alper I.Z., Sobeh A., Shamay-Tsoory S.G. The effects of individual moral inclinations on group moral conformity // Current Research in Behavioral Sciences. 2022. V. 3. P. 100078.
  23. Michael J. Distinguishing between discriminative and motivational functions of stimuli // Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1982. V. 37. № 1. P. 149–155.
  24. Paruzel-Czachura M., Wojciechowska D., Bostyn D. Online Moral Conformity: how powerful is a Group of Strangers when influencing an Individual’s Moral Judgments during a video meeting? // Current Psychology. 2023. P. 1–11.
  25. Peláez M. Morality as a system of rule-governed behavior and empathy // Behavioral Development Bulletin. 2001. V. 10. № 1. P. 8–14.
  26. Skinner B.F. An operant analysis of problem solving / Ed. B. Kleinmuntz. Problem solving: Research, method and theory. NY: John Wiley, 1966. P. 225–257.
  27. Theriault J.E., Young L., Barrett L.F. The sense of should: A biologically-based framework for modeling social pressure // Physics of Life Reviews. 2021. V. 36. P. 100–136.
  28. Weatherly J., Miller K., McDonald T. Social Influence as Stimulus Control // Behavior and Social Issues. 1999. V. 9. P. 25–45.
  29. Wilcox R.R. Introduction to Robust Estimation and Hypothesis Testing. Philadelphia: Academic Press, 2021.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Графики средних значений и стандартных ошибок среднего.

Скачать (110KB)
3. Рис. 2. Графики средних значений и стандартных ошибок среднего.

Скачать (97KB)
4. Приложение 1
Скачать (41KB)
5. Приложение 2
Скачать (56KB)

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».