Психологический журнал
Научный рецензируемый журнал, выходит 6 раз в год с 1980 года.
Издается под руководством Отделения общественных наук РАН.
Учредители
- Российская академия наук
Издатель
- Российская академия наук
119991, г. Москва, Ленинский пр., 14.
Главный редактор
чл.-корр. РАО, профессор А.Л. Журавлев
ORCID ID 0000-0002-2555-7599
О журнале
В журнале публикуются статьи по фундаментальным проблемам психологии, ее методологическим, теоретическим и экспериментальным основаниям, а также результаты исследований, связанных с прикладными вопросами общественной и научной жизни.
Концепция
Журнал публикует оригинальные законченные научные работы, выполненные в контексте актуальных проблем в различных областях психологии или находящихся на стыке с ней пограничных дисциплин в различных жанрах:
- теоретические и методологические статьи;
- статьи, описывающие эмпирические исследования;
- новые методические приемы;
- краткие сообщения (описание эмпирических исследований и новых методик);
- обзоры литературы (информационно-аналитические и критико-аналитические);
- материалы по истории психологии,
- а также комментарии к ранее опубликованным материалам и ответы авторов, рецензии на книги, обзоры текущей научной печати, сообщения и отчеты о состоявшихся научных мероприятиях (конгрессах, съездах, конференциях, симпозиумах), научную хронику и информационные материалы, посвященные известным психологам (включая статьи к юбилейным датам и некрологи).
Ключевые направления
- теоретические и методологические проблемы психологии
- социальная психология
- экономическая психология
- юридическая психология
- когнитивная психология
- психология индивидуальных различий
- инженерная психология
- психология труда
- психофизиология
- клиническая психология
- нейропсихология
- кросскультурная и этническая психология
- политическая психология
- психология и Интернет
- психология личности
- психология понимания
- психология развития
- психология речи
- психолингвистика
- психология профессиональной деятельности
- психология субъекта
- психология эмоций
- психофизика
- междисциплинарные исследования
- психотерапия
- методы и методики
- история психологии
- тезаурус психологических понятий
- психологическое консультирование
- сравнительная психология
- дискуссии
- психология и общество
- психология и практика
Индексация
Включен в перечень ВАК.
Свидетельство о регистрации СМИ: № 0110161 от 05.02.1993
Текущий выпуск



Том 46, № 4 (2025)
Теоретические и методологические проблемы психологии
Общепсихологические, методологические и историко-научные идеи в работе Е.А. Климова (к 95-летию со дня рождения)
Аннотация
В статье, посвященной 95-летию Е.А. Климова (1930–2014), выдающегося советского и российского психолога, специалиста в области дифференциальной психологии и психофизиологии, психологии труда, педагогической психологии и акмеологии, рассматриваются оригинальные идеи ученого в области общей психологии, методологии психологической науки и ее истории. Представлены: авторская трактовка места и роли общей психологии в университетской подготовке психологов; общепсихологическая классификация действий; ряд методологических положений, важных для эмпирического изучения психической реальности; идеи организации психологической науки и практики; авторское понимание места научной психологии в системе психологических знаний как составляющей общественного сознания, культурного наследия народа.



НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
Аннотация
Проблема профессиональной психологической помощи ветеранам боевых действий актуализировалась в связи с масштабами и интенсивностью ведения специальной военной операции. Несмотря на массовую практику и значительный опыт оказания психологической помощи ветеранам боевых действий, научно обоснованной такую работу в настоящий период можно признать лишь отчасти. Однако в процессе накопления опыта, являющегося необходимым этапом выявления и осмысления существующих в этой области проблем, уже возможна научная проблематизация рассматриваемой сферы деятельности. Очевидно, что ряд применяемых подходов и практик требует научной экспертизы, осмысления и пересмотра, знания, накопленные в данной области, нуждаются в анализе, систематизации и целенаправленном пополнении. Научная проблематизация практики профессиональной психологической помощи ветеранам боевых действий будет способствовать мобилизации научного сообщества и координации усилий исследователей в создании надежной и актуальной научной базы для эффективного ведения такой работы. В статье обозначены основные проблемы, пробелы и затруднения, имеющиеся в наличном знании о негативных психологических последствиях, наблюдаемых у ветеранов боевых действий, а также об оказании им профессиональной психологической помощи. К числу основных проблем отнесены: 1) классификация негативных психологических последствий пребывания в зоне боевых действий; 2) дифференциация подходов к работе с комбатантами, переживающими различные неблагоприятные последствия боевых действий; 3) оптимизация вмешательства специалистов по психологическому здоровью в процесс естественной реабилитации и реадаптации ветеранов; 4) трудности вовлечения ветеранов в психотерапевтический процесс; 5) предотвращение реадаптационной психотравматизации ветеранов после возвращения в гражданское общество; 6) сложности конструктивной ресоциализации психически благополучных ветеранов. Перспективой системного решения названных проблем и развития данной области психологической практики может стать их систематизация в рамках отрасли психологических знаний, которая может быть обозначена как “поствоенная психология”.



Социальная психология
Связь выбора продуктов питания с выраженностью импульсивности, самоконтроля, отношения к здоровью и вкусу
Аннотация
Часто фундаментальной проблемой, с которой сталкивается любой человек, принимая решения, связанные с выбором продуктов питания, становится поиск компромисса между полезными свойствами продукта и его вкусом. Решение этой проблемы зависит от множества факторов, однако чаще всего исследования отмечают влияние четырех основных переменных: импульсивности, уровня самоконтроля, отношения к здоровью и вкусовых предпочтений. Основываясь на представленных факторах, было проведено исследование, направленное на изучение связей импульсивности, уровня самоконтроля, отношения к здоровью и вкусовых предпочтений с выбором продуктов питания в заданиях с множественным выбором. В исследовании приняли участие 340 человек в возрасте от 18 до 60 лет (M = 25.1; SD = 8.7), из которых 72.1% женщин. Методами исследования выступали вопросы с множественным выбором продуктов питания, открытые вопросы для определения временного дисконтирования, “Краткая шкала самоконтроля”, “Шкала отношения к здоровью и вкусу”. Результаты исследования продемонстрировали связь факторов отношения к здоровью и вкусу с выбором продуктов питания. Конфирматорный факторный анализ подтвердил самостоятельную роль установок на здоровье и вкус как ключевых предикторов, слабо сводимых к единому латентному фактору. Результаты подчеркивают необходимость учета ситуативных и когнитивных аспектов в будущих исследованиях пищевого поведения. Показатели импульсивности и уровня самоконтроля не проявили значимого эффекта на выбор продуктов питания, а также остаются статистически разделенными конструктами в наиболее адекватной модели.



Когнитивная психология
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД
Аннотация
Современная культура развивается в направлении увеличения разнообразия, сложности и неопределенности. В этих условиях успешность адаптации и преадаптации субъектов, сообществ связывается с поддержкой индивидуального своеобразия, ценностей творческого самовыражения, массовой креативности. Анализируются исследования креативности, в которых обозначена значимость выявления общего и специфического в различных сферах и уровнях креативности, изучения индивидуального своеобразия когнитивных и личностных ресурсов креативности, их вклада в достижения субъектов; рассматриваются варианты интегративного и дифференциально-психологического подходов. Цели исследования – для обоснования типологически фокусированного интегративного подхода к исследованию креативности определить универсальные факторы креативного мышления и универсальные факторы креативной личности, учитывающие соотношение инновационного и адаптационного параметров как оснований для дифференциации типов; определить варианты последующей интеграции (в пределах типов) универсальных и специфических социокультурных ресурсов креативности субъектов. На основе анализа исследований креативности на различных возрастных, профессиональных, культурных выборках выявлены универсальные факторы креативного мышления (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность) и универсальные факторы креативной личности (открытость опыту, экстраверсия, внутренняя мотивация, рефлексия). В исследованиях выявлены факторы более высокого порядка: компоненты структуры инновационного и адаптационного факторов рассматриваются как основания дифференциации типов креативности. На основе анализа интегративных подходов к изучению креативного мышления и креативной личности определены варианты интеграции универсальных и специфических социокультурных, метакогнитивных свойств, задающих специфику исследуемых возрастных, профессиональных и культурных выборок. Обоснован типологически фокусированный интегративный подход, который включает: определение параметров дифференциации типов креативности на основе анализа универсальных факторов креативности субъектов; определение вариантов интеграции универсальных и специфических социокультурных параметров на основе анализа специфических социокультурных ресурсов субъектов. Типологически фокусированный интегративный подход ориентирован на выявление ресурсов массовой креативности субъектов различных сфер профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности, индивидуальных ресурсов развития креативной одаренности.



Психология и интернет
Цифровое самоповреждение у подростков: обзор отечественных и зарубежных исследований
Аннотация
В статье представлен теоретический обзор российских и зарубежных исследований о феномене цифрового самоповреждающего поведения среди подростков, выполненный с целью проведения анализа указанного явления и описания основных тенденций его существования, выражения и развития, в том числе описание возможной типологии его форм. Цифровое самоповреждение (ЦСП) – новый феномен цифровой социализации подростков, трактуется как нанесение себе вреда посредством использования различных цифровых платформ. Явление было впервые описано в 2012 году, обнаруживается у 6–15% подростковой выборки, имеет тенденцию к росту. В общий список обзора публикаций включены 43 российских и зарубежных работы. Содержание отобранных публикаций позволяет дать определение феномену цифрового самоповреждения, предположить типологию его форм, а также заявить о его взаимосвязи с другими типами аутодеструктивного онлайн-поведения. Изучение указанного явления у подростков является новым направлением исследований и имеет недостаточное количество публикаций, при этом цифровое самоповреждение может выступать маркером серьезного ограничения в позитивном функционировании и служить фактором нарушения психического здоровья и благополучия у представителей подрастающего поколения.



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эволюция цивилизаций
Аннотация
В работе использована постнеклассическая методология, в рамках которой изучаемые социальные объекты рассматриваются как системы различного масштаба сложности: простые, сложные и саморазвивающиеся. Процесс саморазвития системы предполагает автора проекта ее развития. Становление этого автора подразумевает, что в его культуре по мере накопления опыта появляются предпочитаемые типы систем, на которые он ориентируется при обновлении проекта системы. Эти типы систем соотносятся с принципом “единичное–общее–всеобщее”, и их можно рассматривать как дрейфующие аттракторы в фазовом пространстве саморазвивающегося автора. Общества, рассмотренные как саморазвивающиеся системы, представляют собой социальный проект поколений. В зависимости от сложности организации коллективного автора культуры (простая, сложная, саморазвивающаяся система) выделены типы социальной организации общества нарастающей сложности: нации, многонациональные государства, цивилизации. Последние представляют собой социально-культурный исторический проект, авторы которого уже имеют в своей культуре опыт интеграции сложных социальных систем. Эволюция цивилизаций на этом не останавливается, они вступают во взаимодействие с другими цивилизациями, создавая союзы цивилизаций. Учитывая, что планета является замкнутым социальным миром, можно говорить и о глобальной цивилизации, которая также проходит свои стадии развития. У отдельных цивилизаций аттракторы фазового пространства саморазвития могут располагаться в любой точке. Аттрактором глобальной цивилизации выступает полюс “всеобщего” автора, позволяющий обеспечивать дальнейшее саморазвитие человечества в целом как единого субъекта. Вместе с тем траектория эволюции человечества представляет хаотический аттрактор, когда цивилизации в процессе взаимодействий апробируют различные формы их союзов в поиске наиболее оптимального в данных исторических условиях.



Кросскультурная психология
Предикция и детерминация прощения в ситуациях меж- и внутриэтнического взаимодействия
Аннотация
Ставится проблема обращения к морально-нравственному основанию социокультурного опыта человека, традиционным гуманистическим ценностям в отношениях с современным поликультурным миром. Построены теоретические модели предикции и детерминации прощения (готовности прощать, отсутствия руминаций) в межэтническом и внутриэтническом взаимодействии индивидов с разным этноязыковым статусом. Выборка: N = 249, граждане Российской Федерации (105 – славянская группа, 71 – финно-угорская группа), граждане Узбекистана, Казахстана, Туркменистана (73 – тюркская группа). Результаты обрабатывались с помощью H-критерия Краскела–Уоллиса, U-критерия Манна–Уитни, множественного регрессионного анализа, моделирования структурными уравнениями. Построены регрессионные уравнения для прогнозирования прощения с выявлением комплексов предикторов и детерминант в ситуации межэтнического и внутриэтнического взаимодействия. Установлены максимальные эффекты личностных и коммуникативно-поведенческих детерминант прощения и готовности прощать во взаимодействии с “другими” и “своими”. Выявлены культурно-средовые (культурные ценности равноправия и социальной справедливости) предикторы готовности прощения “других”, социально-демографические (этноязыковой статус) предикторы готовности прощения “своих”. Наряду со связью прощения “других” с позитивной этнической идентичностью, установлена связь готовности прощения с этнической индифферентностью во взаимодействии с доминантной этнической группой. Полученные результаты исследования имеют практическую значимость в прогнозировании межэтнических отношений на региональном (национально-территориальные образования РФ) и межстрановом (дружественные государства Центральной и Средней Азии) уровнях.



Методы и методики
Искусственный интеллект в деятельности психолога: пример анализа вербальных прогнозов. Часть 1
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью разработки методологии использования систем искусственного интеллекта для расширения возможностей человека, в частности, применительно к решению задач классификации качественных данных на основе использования больших языковых моделей (Large Language Models, LLM). Целью описанного в настоящей, первой статье (цикл из двух статей) исследования, стало представление методического подхода, реализующего использование больших языковых моделей для классификации индивидуальных вербальных прогнозов о возможных и невозможных событиях в будущем. Китайские участники (n = 149, дали 447 прогнозов) посредством системы Венцюсин (问卷星 / SoJump) порождали описания событий по указанным трем условиям: возможные – невероятные – невозможные. Полученный корпус открытых ответов на китайском языке был проанализирован с использованием пяти современных LLM: GPT-4, Claude 3.5, Qwen 2.5-72B, Gemini Pro 1.5 и Llama 3.1-70B. После процедуры обучения каждой модели было поручено проанализировать ответы по нескольким семантическим параметрам. Анализ ответов пяти больших языковых моделей (Claude 3.5 Sonnet, GPT-4, Gemini Pro, LLaMA 3 и Qwen) выявил как значительные общие черты, так и заметные различия в их подходах к анализу вербальных прогнозов (китайских участников исследования). Интегративная метамодель синтезировала результаты в единую рубрику, что позволило провести тестирование надежности внутри каждой модели и сравнительный анализ между моделями. Выявленные различия в реализованных моделями аналитических подходах свидетельствуют о том, что, хотя эти модели обладают общими возможностями в определении основных тем и паттернов семантических единиц, представленных в вербальных прогнозах участников, они демонстрируют разные сильные стороны в выделяемых ими аспектах анализа текстов, что существенно расширяет возможности психолога-исследователя. Полученные высокие показатели надежности (согласованности между и внутри моделей) свидетельствуют о потенциале технологий искусственного интеллекта в прикладной научной деятельности в области “смешанных” методов.



История психологии
Истоки социальной психологии Б.Д. Парыгина и ее перспективы для понимания человека и общества в условиях неоструктурации
Аннотация
В статье предложен анализ теоретических и методологических оснований научного наследия Б.Д. Парыгина в связи с 95-летием со дня его рождения. Показаны “линии преемственности”, историко-концептуальные связи его творчества с российской традицией социальной и гуманитарной науки, прослеживаемой нами с последней трети XIX в. Это выражается, с одной стороны, в междисциплинарности его подхода, интегрирующего психологические разработки с социологическими и философскими, с другой стороны, в особом акценте на созидательном духовном потенциале личности, понимание которого требует выхода за пределы логики детерминизма со стороны социума, признания трансформирующих возможностей человека по отношению к окружающему миру. Эти особенности высоко актуальны в контексте современных вызовов, связанных с радикальными изменениями среды, которые в социальной теории были обобщены под терминами “морфогенетическое общество” и “неоструктурация”, подчеркивающими зависимость эволюции общественных систем не только от институционально заданных закономерностей, но и от индивидуальной агентности, т.е. способности трансформировать среду в недетерминированном социальными структурами направлении. В частности, показаны перспективы применения идей Парыгина для современных исследований в сфере труда и образования.



Третье совещание по психологии 1955 г.: начало нового этапа
Аннотация
Авторы обращают внимание читателя на событие, случившееся 70 лет назад, – III Всесоюзное совещание по вопросам психологии, созванное Президиумом Академии педагогических наук РСФСР. Оно прошло в Москве с 1 по 6 июля 1955 г. Начиная с 1952 г. психологические совещания стали проводить относительно регулярно (в 1952, 1953 и 1955 гг.). В отличие от предыдущего Совещания 1953 г. – первого “послесталинского”, где в докладах преобладали вопросы физиологического анализа психики, осуждение за некритическое использование старых психологических методик, формальные ссылки на учение И.П. Павлова, на Совещании 1955 г. наблюдались заметные изменения. Присутствовало более 500 человек, из которых около 200 – преподаватели психологии, психологи-исследователи с периферии; научный состав присутствовавших был разнообразным: психологи, физиологи, невропатологи, психиатры, педагоги. А.А. Смирнов и С.Л. Рубинштейн выступили с пленарными докладами, а на секционных заседаниях звучали доклады по психологии личности и психологии воспитания, проблеме развития познавательных процессов у школьников, умственного развития детей дошкольного возраста, проблеме мышления и речи и т.д. Ряд выступлений был посвящен физиологическим вопросам, имевшим прямое отношение к вопросам психологии труда и производственного обучения, психологии спорта, патопсихологии и дефектологии, изучению поведения животных. Именно с этого совещания начался принципиально новый период в развитии психологии – своеобразная “оттепель” с ее научными победами, интеллектуальной свободой и радостью творчества.



Дискуссия
Традиционно-историческая преемственность психологического познания как основа развития социальных систем
Аннотация
Статья посвящена анализу работы Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева “Научные традиции как механизм преемственности психологического познания” (в двух частях). В качестве основы трансляции психологического знания авторы рассматривают процесс передачи научного познания из одной исторической эпохи в другую. Таким образом, научные традиции психологии рассматриваются как в контексте преемственности, так и инновационности, что подразумевает поэтапное развитие психологии в традиционно-историческом плане. С целью подтверждения актуальности и значимости рассматриваемой работы в данной статье представлен историко-ориентированный анализ с точки зрения развития традиционной преемственности на основе трудов таких известных ученых, как И.П. Павлов, В. Вундт, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. В конце статьи делается вывод о том, что научные традиции являются отражением единства преемственности и инновационности в развитии психологии на основе создания исследовательских программ, научных школ, в совокупности рассматриваемых как социальный базис традиционно-исторической межпоколенной преемственности.



Когнитивная психология: диалог на единых основаниях
Аннотация
В статье обсуждается необходимость включения когнитивной психологии в перечень важнейших научных подходов в современной отечественной психологии. Когнитивная психология выделяется своей популярностью в среде молодых психологов, активно проникает в массовый дискурс, а позиции когнитивных психологов закрепляются в активной институционализации в виде открытия научных лабораторий, проведения регулярных конференций, открытия образовательных программ. Работа показывает, что когнитивная психология обладает рядом преимуществ по сравнению с постнеклассическими подходами, в частности, обеспечивает открытое обсуждение и конкуренцию идей на общепринятом междисциплинарном языке благодаря единой естественнонаучной методологии.



Научные традиции и преемственность в психологии: проблемы и перспективы их решения
Аннотация
В статье, подготовленной в порядке дискуссионного обсуждения публикации Ю.Н. Олейника и А.Л. Журавлева (Психологический журнал, 2024 г.) дан анализ основных положений и идей, представляемых авторами в статье. Предлагается рассматривать традицию как важнейший компонент внутринаучного фактора в развитии психологического знания. Подчеркивается актуальность и своевременность постановки и обсуждения проблемы преемственности научного знания в контексте современных разработок по истории психологии. Отмечается недостаточная теоретическая разработанность понятий “традиция” и “преемственность”. Анализируется предлагаемая авторами теоретическая схема выявления, фиксации и структурирования научных традиций и выявляются ее достоинства. Особое внимание уделяется взаимодействию научных школ и традиций как механизмов передачи знания, а также различиям в способах научной трансляции и институциональным формам преемственности. В заключение подчеркивается необходимость дальнейших исследований научных традиций, учитывающих социокультурные, политико-идеологические и ментальные условия их формирования и существования.



Научная жизнь
ВОСЬМАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАССОВОГО СОЗНАНИЯ”
Аннотация
Восьмая Международная научно-практическая конференция “Актуальные проблемы исследования массового сознания” прошла 21–22 марта 2025 г., став важным событием в научном сообществе. В качестве организаторов этого форума выступили Пензенский государственный университет и Костанайский региональный университет им. А. Байтурсынова (Казахстан). Для обеспечения максимального охвата заинтересованных лиц и удобства участия работа конференции была организована в гибридном формате, сочетающем как очное присутствие, так и возможность подключения в режиме онлайн. Техническую поддержку для проведения онлайн-сессий обеспечил сервис видеоконференций “КонтурТолк”. В ходе конференции участники смогли детально обсудить ключевые вопросы, связанные с обширным и сложным проблемным полем массового сознания, при этом особый акцент был сделан на изучении многоуровневости и внутренней противоречивости данного социального феномена. Результатом плодотворной работы конференции стал опубликованный сборник материалов, который включил в себя широкий спектр исследований, проведенных современными психологами в области психологии массового сознания.


