On the Question of the Concept of “Historical Time” in the Psychology
- 作者: Kharitonova E.V.1
-
隶属关系:
- Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
- 期: 卷 45, 编号 4 (2024)
- 页面: 71-80
- 栏目: Historical psychology
- URL: https://ogarev-online.ru/0205-9592/article/view/266134
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0205959224040074
- ID: 266134
如何引用文章
全文:
详细
The article examines the theoretical and methodological problems of historical psychology. The problem of forming one’s own conceptual and categorical apparatus of historical psychology is substantiated, and a scheme for highlighting the essential characteristics of the concept of “historical time” is proposed on the basis of V.I. Razumov’s categorical-system methodology and theory of dynamic information systems. The primary categorical triad allowed us to identify three main characteristics that are essential, necessary and sufficient to describe the content of a particular historical time. It is shown that “historical time” in psychological research can be considered taking into account the entire time context: historical events, historical personalities, worldview, lifestyle. The article identifies another significant aspect of the manifestation and reflection of “historical time” — material material history. The task of considering material history in a specific historical time is set.
全文:
Историческая психология сегодня в связи с актуальной ситуацией в стране, неопределенностью и социальным напряжением в обществе, безусловно, приобретает новую практическую задачу, а именно задачу реконструкции того, как в историческом прошлом исторические события влияли на психику людей, как человеку удавалось адаптироваться к изменившимся сложным внешним воздействиям, как трансформации общества отражались на психологическом состоянии человека. В истории России острых исторических преобразований было достаточно, накоплен опыт их преодоления, в связи с чем необходимость глубокого исследования подобных “исторических уроков” не вызывает сомнения. “Понять настоящее с помощью прошлого”, — призывал М. Блок, рассуждая об особенностях ремесла историка [5, с. 17]. Для исторической психологии задача усложняется попыткой понять психологию людей прошлого, чтобы суметь хотя бы отчасти объяснить особенности их поведения в сложных обстоятельствах. Подобная задача, направленная на установление общих закономерностей, причин, механизмов, динамики явлений, в полной мере соответствует всем принципам научного исследования и в исторической психологии. Однако основная сложность связана с недостаточной методологической базой самой исторической психологии, в которой мало или ограниченно описано понятийное поле.
Наша попытка ввести некоторые понятия в историческую психологию, прежде всего, направлена на обеспечение полноты описания ее предметного поля, раскрытия его глубины. “Такова уж диалектика научного познания, что чем глубже проникает та или иная специальная дисциплина в изучаемый ею предмет и чем полнее раскрывает его, тем все более необходимым становятся ее контакты с другими дисциплинами” [18, с. 29]. Полагаем, что в исторической психологии подобное погружение связано с обращением к понятию “историческое время”.
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ПСИХОЛОГИИ
Основной целью нашего обращения к понятию “историческое время” представляется научное обоснование его содержания для дальнейшего введения в круг понятий исторической психологии. Историческая психология, как пишет В.А. Кольцова, “…исследует высшие этажи психики — социально-историческое сознание как ту реальность, которая связывает человека с обществом, цивилизацией, историей в целом” [16, с. 87]. Полагаем, что историческая психология рассматривает несколько аспектов: анализирует влияние значимых исторических событий на индивида или коллективного субъекта; исследует, как меняется психика человека в разные временные периоды. Следовательно, можно заключить, что одной из основных исторических детерминант, определяющих психологические особенности человека, является собственно само историческое время, в котором живет этот человек.
Историзм — одна из фундаментальных закономерностей психического развития человека, который рождается в определенных социально-исторических условиях, в определенном историческом времени. «По-видимому, должна быть выделена категория “ритма времени”, которая должна анализироваться на разных уровнях… Наполненность, насыщенность времени событиями и темпами их протекания изменяет ритм времени жизни человека… Отсюда возникает специальная проблема времени истории» [26, с. 41].
Системный подход в науках о человеке представляет собой особый подход к исследованию, который связан «с изучением отношений “человек—общество”» [18, с. 54]. Б.Ф. Ломов делает важное для нас замечание об исторических условиях, объективно сложившихся в то или иное время; полагаем, что их можно рассматривать в качестве наполнения исторического времени. Влияние сложившихся общественных отношений на индивида обусловлено не просто воздействием внешней среды. “В этом плане человек рассматривается как основной компонент социальной системы и носитель социального системного качества” [18, с. 56]. Исследование включенности человека в социальную систему конкретного исторического времени, таким образом, становится одним из базовых в данном контексте.
На значимость учета “исторического времени” обращала свое внимание Е.В. Шорохова, которая писала, что “одной из основных задач психологического изучения личности является выявление закономерностей изменения, перестройки индивидуального сознания человека в процессе изменения общественно-исторических условий существования личности” [32, с. 55]. На влияние истории на жизнь каждого человека указывал Б.Г. Ананьев: “Cама история — основной партнер в жизненной драме человека, а общественные события становятся событиями его биографии” [2, с. 104].
В связи с этим становится очевидным, что в психологии “историческое время” трактуется широко, оно включает в себя и социальный, и событийный компоненты, а возможно, и какие-либо иные стороны, которые определяют детерминанты, непосредственно влияющие на развитие психики в данный исторический момент, определяющие психологические состояния человека в данном историческом контексте, но пока еще не описанные в исторической психологии.
АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ “ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ”
Понятие “историческое время” образовано из двух категорий — “время” и “история”, взаимосвязанных своим внутренним содержанием. Наиболее длительная история интереса к проблеме времени имеет место в философии, в рамках которой время — “…проявление бытия с точки зрения прошлого, настоящего и будущего… понятие времени выражает длительность и последовательность событий… Время принадлежит не только внешнему миру, но и внутреннему миру человека… Человек не только познает Время, но и переживает его, отчасти управляя им” [31, с. 103].
В исторической науке сложился свой подход к изучению времени, что привело к появлению представления о двух типах времени. «“Время-1” понимается как некая среда, в которой происходит движение, это хронологическое построение, связанное с конкретными календарными датами, а “Время-2” — как нечто движущееся (меняющееся), это историческое время…» [27, с. 72].
Историческое “Время-2” отличается своей неопределенностью, в нем могут быть скачки и перерывы, оно может замедлять и ускорять свой ход, отличаться разной наполненностью в различные исторические периоды, обладать способностью представляться более насыщенным или более интенсивным.
Разные исторические школы описывают свои формы времени. Так, например, школа “Анналов” приняла разработанную Ф. Броделем концепцию трех времен: короткого, среднего и долгого. При этом время историка — это долгое время, а короткое и среднее — время социолога. В его работах показано, что историческое время — это время человеческое, социальное [6].
Историческое время зависит от главных мировоззренческих идей, которые господствуют в данное время в обществе. Например, в 1930-е годы социологи стали вместо исторического времени рассматривать “социальное время”. Концепция социального времени впервые была предложена в работах Э. Дюркгейма, где особое внимание уделяется ритмической природе социальной жизни, организации общества посредством временных ритмов [11]. Подчеркивается значимость того, что все члены общества обладают общим временным сознанием, а само время становится продуктом коллективного сознания. Далее понятие “социальное время” более детально рассматривалось в трудах П. Сорокина. В его работе “Системы социологии” концепт “время” анализируется в рамках социокультурных трансформаций. Показано, что “социальное время” присуще определенному социокультурному контексту, оно способствует происходящим изменениям в обществе, детерминирует историческое сознание общества [28].
Известный отечественный методолог истории М.А. Барг отмечает: «Объективно, т.е. как форма движения социальности “историческое время” и “социальное время” суть тождественны… речь идет о времени… содержательно наполненном в историческом движении системы “общество” и ее составляющих» [4, с. 66].
Можно предположить, таким образом, что под “социальным временем” трактуется “историческое время” исходя из особенностей его понимания в разных науках: оно может обладать различной длительностью при формальном равенстве временных интервалов.
ТРИАДИЧЕСКАЯ ДЕШИФРОВКА ПОНЯТИЯ “ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ” В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Для более адекватного решения проблемы определения понятия “историческое время” мы обратились к категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем, разработанных В.И. Разумовым [22–24]. Одним из методов теории является триадическая дешифровка, в которой триада выступает как некое первое устойчивое положение; в триаде также присутствует необходимое и достаточное число компонентов, вместе обеспечивающих понимание сущности исследуемого объекта или явления. С помощью триады можно достичь качественной определенности совокупности характеристик объекта, в данном случае понятия “историческое время”.
Метод триадической дешифровки понятия состоит из нескольких этапов: на первом из них исходная категория (рассматриваемое понятие) представляется триадой категорий, с необходимостью и достаточностью отражающих его сущность. Затем подобной дешифровке подвергаются и выделенные категории.
Рассматривая предложенные в науке определения “исторического времени”, мы выделяем три “первообразные” категории (термин предложен В.И. Разумовым [22]), с помощью которых может быть адекватно описана исходная категория (табл. 1).
Таблица 1. Понятие “историческое время” в социогуманитарных науках
Определения | Автор |
Однако деятельность людей изменяет ценность единицы исторического времени, так как одинаковые интервалы астрономического времени по-разному насыщены социальными явлениями и действиями. Историческое время отражает ритм внутренней структуры локальной истории в зависимости от длительности явления, события и процесса” [4, c. 57] | Барг М.А. |
“… сложное, противоречивое человеческое время” [6, с. 117] | Бродель Ф. |
“Историческое время — это ментальный конструкт, созданный историком в соответствии с официальной идеологией конкретной эпохи и страны. Особенность “времени” проявляется в его существовании исключительно в человеческом обществе при наличии пространства и действия” [9, с. 318] | Гуревич А.Я. |
““Историческое время” — это одно из разновидностей времени, используемое для создания образа прошлого. Его особенности определяются объектом истории — прошлым, а также теоретическими особенностями построения образа прошлого в конкретную мировоззренческую эпоху. Время и его основные характеристики имеют исторический характер и определяются главными мировоззренческими идеями эпохи и историка. Историческое время в истории рассматривается как определенное время, но выраженное в макромасштабах социального движения, с точки зрения исторических событий, этим подчеркивается тесная взаимосвязь между историческим временем и историческим событием” [8, с. 28] | Герасимов Г.И. |
“Исторические события, современником и участником которых является человек, могут рассматриваться как события его жизненной истории. Все события индивидуального развития человека расположенные в системе исторического времени… определяются событиями в жизни отдельного народа и всего человечества” [2, с. 184] | Ананьев Б.Г. |
“Историческое время предполагает содержательный анализ человеческой истории, оно наполнено конкретным социально-историческим содержанием. Содержание исторического времени составляют события, явления и процессы в истории. Следовательно, историческое время зависит от содержания и насыщения исторических событий” [12, с. 74] | Екинцев В.И., Мошкина З.В. |
“Время истории — это плазма, в которой плавают феномены. Это как бы среда, в которой они могут быть поняты… Исторический феномен не может быть понят вне его времени” [5, с. 232] | Блок М. |
Таким образом, первичная категориальная триада для определения психологического понятия “историческое время” включает в себя, на наш взгляд, три основных компонента, которые являются существенными, необходимыми и достаточными для определения содержания конкретного исторического времени. К ним относятся: исторические события этого времени, исторические личности и сложившееся мировоззрение и образ жизни людей этого исторического периода. Разделить на отдельные компоненты образ жизни и мировоззрение, на наш взгляд, представляется невозможным ввиду их тесной взаимосвязи, взаимовлияния, что обеспечивает их сущностное единство (рис. 1).
Рис. 1. Первый уровень дешифровки понятия “историческое время”
Первой значимой характеристикой исторического времени, которая определяет его специфику, являются исторические события, хронологически с ним связанные. Понятие “историческое событие” в науке также не имеет однозначной трактовки. Обозначим его следующим образом: произошедшее в прошлом, имеющее установленные временные рамки или конкретную дату, а также значимое для определенного социума, влияющее на его изменение и развитие. Историческое событие может коренным образом отразиться на всем обществе, изменить образ жизни людей, оно остается в общественном сознании и далее его влияние отражается в особенностях мировоззрения людей. Методолог истории А.И. Данилов полагает, что «исторический мир — мир событий… Историческая реальность выступает перед тем, кто обращается к ее рассмотрению, прежде всего, как совокупность множества “событий”» [10, с. 18].
Историческим событиям присущи определенные характеристики: они неразрывны хронологически, их невозможно изменить; исторические события связаны с конкретным историческим временем. “Человеческие поступки и действия, которые лежат в основе исторического события, совершаются с какой-либо целью и направлены на изменение условий человеческого общежития” [13, с. 11].
Еще одной значимой характеристикой исторического события является включенность в него человека, который совершает действия. Взаимосвязь исторических событий и человека подчеркивал в своих работах Л. Февр, считая, что источником исторических событий является человек, но и сам человек — это “продукт” своего исторического времени: “…личность всегда такова, какой ее делают эпоха и общественная среда” [30, с. 101].
В исторических событиях участвуют массы людей, которые приводят в движение значимые для них ценности, интересы и идеалы, но во главе подобных событий или непосредственным исполнителем (например, полет Ю.А. Гагарина), их духовными вдохновителями обычно являются те или иные исторические личности. Эти исторические личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход исторических событий.
Понятие “историческая личность” обычно отражает связь деятельности конкретного человека с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток. Деятельность исторических личностей можно оценить с обязательным учетом особенностей его духовно-нравственных ценностей, определяющих его моральный выбор. В данном контексте понятию “историческая личность” наиболее соответствует понятие “выдающаяся личность” или “великий человек”, данное Г.В. Плехановым: “Великий человек велик не тем, что его личные особенности придают индивидуальную физиономию великим историческим событиям, а тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин” [21, с. 334].
Тесная связь с историческим временем на уровне отдельной личности, ее ценностей, образа жизни и мировоззрения подчеркивается в работах Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Е.Н. Холондович и др. “Связь с концепцией времени, существующей в определенную эпоху, рождает в личности ощущение, что индивидуальная жизнь не ограничена рамками непосредственного существования, но должна быть рассмотрена в историческом масштабе” [3, с. 193].
Человек соотносит свою жизнь с характеристиками того исторического времени, в котором он находится. “Его освоение означает в том числе адекватное использование социальных ролей, востребованных временем, т.е. способствует тому, чтобы лучше вписаться во время своей эпохи” [3, с. 194].
Историческое время создает смыслы и ценности, определяет траекторию развития личности. “Историческое время, как и все общественное развитие… есть фактор первостепенного значения для индивидуального развития человека” [2, с. 84].
Третьим компонентом в нашей триаде обозначено мировоззрение и образ жизни, которые складываются в определенное конкретное время и, в свою очередь, отражают свое историческое время — это именно те смыслы и ценности, особенности повседневной жизни, на которые было указано выше.
В философии под мировоззрением понимается целостное образование, которое складывается из системы взглядов на объективный мир и место в нем человека и детерминированных этими взглядами основных жизненных позиций людей, их убеждений, идеалов, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.
Мировоззрение человека служит необходимым условием для осознания внешней действительности и ее интерпретации, с помощью которой формируется образ жизни человека, характер его деятельности. С.Л. Рубинштейн полагал: “Свойства мира выступают в их динамическом, изменяющемся отношении к человеку, и в этом отношении не последнюю, а основную, решающую роль играет мировоззрение, собственный духовный облик человека” [26, с. 63]. Подобный “духовный облик” человека определяют наиболее значимые компоненты мировоззрения, которые, в свою очередь, придают осмысленность и целеустремленность человеческой деятельности. Общечеловеческие ценности формируются в обществе и проявляются в мировоззрении общества на определенном этапе его исторического развития, а в данной работе можно говорить о конкретном историческом времени.
В исследовании Д.А. Китовой и А.Л. Журавлева, направленном на изучение структурных, содержательных и процессуальных паттернов концепта “мировоззрение” в обыденном сознании, также было показано, что «в современной научной литературе анализ феномена “мировоззрение” нередко связан с выделением в его структуре цельных (неделимых) содержательных элементов, таких как знания, взгляды, убеждения, отношения, ценности, цели жизнедеятельности, которые указывают на главные и относительно устойчивые характеристики отношения человека к миру: к самому себе, другим людям, обществу в целом и к своему месту в нем» [14, с. 111].
По представлениям Е.В. Шороховой и М.И. Бобневой, мировоззрение имеет тесную взаимосвязь с образом жизни, ибо в нем проявляется “диалектика социального и индивидуального… образ жизни раскрывается как процесс преобразования сред и ассимиляции наличных социальных условий, отражающихся на внутреннем мире человека… в образе жизни человека проявляется его отношение к труду, обществу и себе. Это отношение отражается в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, личностных установках, потребностях и способностях человека” [33, с. 5]. В образе жизни отражается, как живут люди, какими действиями и поступками наполнена их жизнь, какие цели они преследуют и каков их склад мышления [33]. Еще раз подчеркнем, что образ жизни — это продукт конкретных социально-исторических условий, а именно конкретного исторического времени.
В современной научной литературе, к сожалению, образ жизни как предмет исследования рассматривается редко, хотя есть работы, в которых внимание уделяется лишь “здоровому образу жизни”. Полагаем, что научный потенциал анализа образа жизни людей в рамках конкретного исторического времени имеет высокую продуктивность и заслуживает больше научного внимания в рамках исследований многих социогуманитарных наук.
Второй этап конструирования понятия “историческое время” предполагает выделение еще одного комплекса категорий, обеспечивающего дешифровку для категорий базового понятия “историческое время”: “исторические события”; “историческая личность”; “мировоззрение и образ жизни”.
Анализ понятия “историческое событие” позволил выделить следующие значимые категории для дальнейшего рассмотрения: причина исторического события; цель исторического события; изменения вследствие исторического события. Более подробное исследование этих категорий еще предстоит сделать, но некоторые их характеристики уже можно гипотетически предположить. Так, например, исторические события всегда представляют собой действия людей, их поступки, а также результаты этих действий и поступков. Любая деятельность людей всегда мотивирована теми или иными целями, потому является сознательной и целенаправленной. Поэтому в поисках причин исторических событий историки всегда обращались к мотивам, побуждавшим людей к действиям, и к достижению целей, которые они перед собой ставили. Цели тех или иных событий представляются весьма неоднозначными, их истинную направленность достаточно трудно реконструировать, так как декларируемые цели, не всегда бывают приоритетными, проектирование реконструкции подобных целей исторических событий может стать задачей большого отдельного исследования.
Понятие “историческая личность” при вторичной “дешифровке” можно анализировать, рассматривая следующие исходные характеристики: психологические особенности исторической личности; поступки исторической личности; влияние исторической личности на исторический процесс. Индивидуально-психологические особенности выдающихся исторических личностей отражены в некоторых исследованиях [17; 35].
Оценить влияние исторической личности на исторические события достаточно сложно, рассуждения о личности в истории имеют свою длительную историю в науке и не имеют окончательного решения, однако, безусловно, представляют научный интерес для исследователей в области исторической психологии.
Третья исходная категория “мировоззрение и образ жизни” может быть представлена тремя качественными уровнями ее реализации: ценностями; знаниями, поведением. Ценности в человеческой жизни являются основой, определяющей направленность поведения и значимость поступков людей. Поэтому в психологических исследованиях категория “ценность” часто определяется через личностный смысл и ценностные отношения, оценки и установки, нормы и идеалы, значимость, ценностные ориентации, направленность личности и др.
Обращаясь к влиянию знаний на мировоззрение человека, прежде всего рассматривают теоретическое знание и его развитие, которое, с одной стороны, является культурно-историческим феноменом, с другой стороны, подобное знание способствует расширению диапазона познавательного и практического освоения мира человеком. Но, обращаясь к прошлому, необходимо оценивать, что система знаний в разные исторические периоды опиралась на разные методологические основания, например, идеалистический и материалистический подходы к научному познанию.
Важной единицей анализа представляется поведение, которое является непосредственным проявлением человека, оно социально обусловлено, может быть индивидуальным и групповым, иметь свои мотивы и последствия. Границы поведения как отдельного человека, так и социальной группы имеют определенные рамки, обусловленные, в том числе, и историческим контекстом.
Таким образом, в структуру дефиниции “историческое время” в психологии входят категории двойной дешифровки, в реализации которой получается девять уточняющих дополнительных категорий, которые способствуют в полной мере наполнению необходимым и достаточным содержанием исходной категории. Историческое время в психологии, в результате использования данного метода, можно представить как совокупность всех факторов исторического процесса (экономических, политических, социальных и т.д.), являющихся причинами исторических событий, особенностями участия в них исторических личностей, сформированными в определенный исторический период системой ценностей и знаний, отраженных в мировоззрении и проявляющихся в образе жизни.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ “ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ”
Однако в описанной структуре, на наш взгляд, не хватает еще одной значимой исторической переменной — это собственно материальной истории, или вещественной истории. Любое историческое время разворачивается в определенной искусственной материальной среде, созданной предыдущими поколениями людей, в процессе удовлетворения тех или иных потребностей.
Представители французской исторической школы “Анналов” призывали широко использовать обращение к анализу материальной среды. М. Блок писал: “Все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается, может и должно давать о нем сведения” [5, с. 27]. Ф. Бродель называл эту среду материальной жизнью или материальной цивилизацией: “Материальная жизнь — это люди и вещи, вещи и люди. Пища и напитки, жилище и строительные материалы, мебель и плиты, костюмы и мода, транспорт и источники энергии, предметы роскоши и деньги, орудия и технические изобретения, болезни и способы лечения, планы деревень и городов — все, что служит человеку, что связано с ним в повседневной жизни” [7, с. 7].
Обращение к материальной истории актуализирует еще один важный аспект исследований в истории психологии и исторической психологии — это вопрос исторических источников. В.А. Кольцова уделяла проблеме исторических источников особое внимание: “Понимание исторического источника как носителя психологической информации, включающего знания и представление людей о тех или иных сторонах действительности и о себе как о субъекте психических свойств и характеристик…” [15, с. 294]. При этом источниками для подобных исследований становится “…широкая совокупность объектов культуры, воплощающих в себе информацию о психологических взглядах и представлениях их создателей…” [15, с. 299].
По мнению известного методолога исторической науки О.В. Медушевской, подобные взгляды и представления воплощаются в “интеллектуальный продукт”, который, в свою очередь, обладает и вещественным выражением, «ведь продукт создается там и тогда, когда это “имеет смысл”, он несет в себе и прежде всего в своей структурированности, воплощение идеи, соответствует целостности замысла» [19, с. 336]. Представляется, что материальные вещи как интеллектуальные продукты появляются в определенное “историческое время”, в нашем контексте и, таким образом, являются и отражением, и продуктом своего времени.
“Непосредственными элементами материальной культуры являются вещи, воплощающие в себе самые разные стороны человеческого бытия” [1, с. 8]. Можно предположить, что любые вещи конкретного исторического времени, с одной стороны, отражают общественные тенденции (например, в виде моды), а с другой — выражают индивидуальные предпочтения своего хозяина, его мировоззрение и личный вкус. “Вещь — это сложное, комплексное отражение эпохи… Как источник информации об эпохе, вещь позволяет судить о политическом строе, научных достижениях, технических возможностях, человеческих взаимоотношениях…” [21, с. 16]. Некоторые вещи воплощают в себе парадигмы своего времени, становятся его знаками и “образами” (электрическая лампочка, серп, молот, красная косынка, телевизор, мобильный телефон и т.п.).
Можно предположить, что любая вещь конкретного исторического времени сама по себе “вещает” нам о человеке, который ее создавал или пользовался, или имел возможность видеть ее постоянно в своей повседневной жизни. В последние годы и в западной, и в отечественной психологии интерес к влиянию среды и взаимодействию со средой человека достаточно выражен и представлен в публикациях [20; 29; 34]. “Показано, что дом, личные принадлежности и другие объекты не только выражают личность… но также помогают ее создавать” [35, с. 257]. Такое взаимовлияние материальной, вещественной среды на человека, а с другой стороны, преобразование вещей человеком для исторической психологии имеют особый интерес, психолого-историческая реконструкция подобных взаимодействий способна раскрыть нам особенности психологии человека в определенном историческом времени и конкретных социальных условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение отметим, что “историческое время” в психолого-исторических исследованиях выступает, по нашему мнению, именно тем историческим контекстом, который позволяет исследователю полностью погрузиться в конкретный исторический период. Рассуждая о контекстах интеллектуальной истории, Л.П. Репина указывает: “Понимание исторического контекста как ситуации, задающей не только социальные условия любой деятельности, но также конкретные вызовы и проблемы, которые требуют разрешения в рамках этой деятельности…” [25, с. 6]. В исторической науке на рубеже XX–XXI вв. контекстуальные подходы занимают лидирующие позиции, например, в работах представителей “новой компаративной истории” [34]. Такой подход позволяет рассматривать любой исторический факт в динамике, выделять все детерминирующие его взаимосвязи, поэтому для исторической психологии “подобный контекст” или историческое время приобретает особое значение. Так как любое исследование в исторической психологии направлено в прошлое и пытается реконструировать психологические особенности отдельной личности или коллективного субъекта с позиций “настоящего времени” для того, чтобы подобные исследования приобрели большую достоверность и убедительность, связанную с качественным анализом полученных данных, необходимо учитывать, на наш взгляд, основное понятие исторической психологии — “историческое время”. А именно рассматривать и анализировать при реконструкции психологических проявлений изучаемого времени весь контекст, выраженный в тех исторических событиях, которые произошли в данное время, определении влияния на те или иные события исторических личностей данного времени, выявлении доминирующих в обществе ценностей и знаний, особенностей повседневного образа жизни людей, связанных с материальной, вещественной историей конкретного исторического времени.
作者简介
E. Kharitonova
Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences
编辑信件的主要联系方式.
Email: elena.kharitonova.2016@mail.ru
PhD (Psychology), Senior Researcher, Laboratory of History of Psychology and Historical Psychology
俄罗斯联邦, 129366, Moscow, Yaroslavskaya str., 13, bldg. 1参考
- Alekseev V.V. Zadachi, metody’ i metodicheskie priemy’ istochnikovedcheskogo izucheniya veshhestvenny’h istochnikov. Tul’skij nauchny’j vestnik. Seriya Istoriya. Yazy’koznanie. 2022. Vy’p. 1 (9). P. 6–12. (In Russian)
- Ananev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. Saint Petersburg: Piter, 2001. (In Russian)
- Andreeva G.M. Psikhologiya social’nogo poznaniya. Moscow: Aspekt Press, 2000. (In Russian)
- Barg M.A. Kategorii i metody’ istoricheskoj nauki. Moscow: Nauka, 1984. (In Russian)
- Blok M. Apologiya istorii ili remeslo istorika. Izd. 2-e, dop. Moscow: Nauka, 1986. (In Russian)
- Brodel’ F. Istoriya i obshhestvenny’e nauki. Istoricheskaya dlitel’nost’. Filosofiya i metodologiya istorii. Moscow: Izd-vo “Progress”, 1977. P. 115–142. (In Russian)
- Brodel’ F. Material’naya civilizaciya, e’konomika i kapitalizm, XV–XVIII vv. 2-e izd. Moscow: Ves’ mir, 2007. (In Russian)
- Gerasimov G.I. Istoricheskoe vremya. Filosofiya i kul’tura. 2018. № 4. P. 28–38. (In Russian)
- Gurevich A. Ya. Izbranny’e trudy’: V 4 t. T. 2. Srednevekovy’j mir. Moscow-Saint Petersburg: Universitetskaya kniga, 1999. (In Russian)
- Danilov A.I. Istoricheskoe soby’tie i istoricheskaya nauka. Srednie veka. Vy’p. 43. Moscow: Nauka, 1980. P. 13–31. (In Russian)
- Dyurkgejm E’. Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. Moscow: Yurajt, 2019. (In Russian)
- Ekincev V.I., Moshkina Z.V. Praktikum po istoricheskoj psikhologii: ucheb. -metod. posobie. Chita: Izd-vo ZabGPU, 2003. (In Russian)
- Kiseleva N.A. Mesto istoricheskogo soby’tiya v social’nom razvitii (social’no-filosofskij aspekt): monografiya. Chita: ZabGU, 2014. (In Russian)
- Kitova D.A., Zhuravlev A.L. Mirovozzrenie kak psikhologicheskij fenomen v oby’dennom predstavlenii rossiyan. Psikhologicheskii zhurnal. 2021. V. 42. № 4. P. 106–117. (In Russian)
- Kolczova V.A. Istoriya psikhologii. Problema metodologii. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. (In Russian)
- Kolczova V.A. Istoricheskaya psihologiya kak kompleksnaya otrasl’ znaniya: teoretiko-e’mpiricheskij analiz. Psikhologicheskij zhurnal. 2011. V. 32. № 3. P. 85–95. (In Russian)
- Kolczova V.A., Holondovich E.N. Voploshhenie duhovnosti v lichnosti i tvorchestve F.M. Dostoevskogo. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2013. (In Russian)
- Lomov B.F. Sistemnost’ v psikhologii. Moscow: Izd-vo “Institut prakticheskoj psikhologii”; Voronezh: NPO “MODE’K”, 1996. (In Russian)
- Medushevskaya O.M. Teoriya i metodologiya kognitivnoj istorii. Moscow: RGGU, 2008. (In Russian)
- Nartova-Bochaver S.K., Bochaver A.A., Reznichenko S.I., Hachaturova M.R. Dom i ego obitateli: psikhologicheskoe issledovanie. Moscow: Pamyatniki istoricheskoj my’sli, 2018. (In Russian)
- Plehanov G.V. Izbranny’e filosofskie proizvedeniya: V 5 t. T. 2. Moscow, 1955. (In Russian)
- Razumov V.I. Kategorial’no-sistemnaya metodologiya v podgotovke uchenyh: uchebnoe posobie. Omsk: Omsk. gos. un-t, 2004. (In Russian)
- Razumov V.I. Kategorial’ny’e shemy’ v mezhdisciplinarny’h issledovaniyah. Vestnik Omskogo universiteta. 2020. V. 25. № 2. P. 70–74. (In Russian)
- Razumov V.I. O sostoyanii i vozmozhnostyah razvitiya social’noj teorii. Lichnost’. Kultura. Obshhestvo. 2009. V. 11. № 4 (51–52). P. 109–121. (In Russian)
- Repina L.P. Konteksty’ intellektual’noj istorii// Dialog so vremenem: Al’manah intellektual’noj istorii. Vy’p. 25/1. 2008. P. 5–11. (In Russian)
- Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir. Moscow: Nauka, 1997. (In Russian)
- Saveleva I.M., Poletaev A.V. Teoriya istoricheskogo znaniya. Moscow: Aletejya; Istoricheskaya kniga, 2022. (In Russian)
- Sorokin P. Sistemy’ sociologii. Moscow: Nauka, 1993. (In Russian)
- Sub’’ekt truda i organizacionnaya sreda: problemy’ vzaimodejstviya v usloviyax globalizacii. Tver’: Izd-vo TvGU, 2019. (In Russian)
- Fevr L. Boi za istoriyu. Moscow: Nauka, 1991. (In Russian)
- Filosofiya: E’nciklopedicheskij slovar’. Ed. A.A. Ivin. Moscow: Gardariki, 2004. (In Russian)
- Shorohova E.V. Tendencii issledovaniya lichnosti v sovetskoj psikhologii. Psikhologicheskii zhurnal. 1980. V. 1. № 1. P. 45–57. (In Russian)
- Shorohova E.V., Bobneva M.I. Problemy’ izucheniya psikhologicheskix mehanizmov regulyacii razlichny’h vidov social’nogo povedeniya. Psikhologicheskie mehanizmy’ regulyacii social’nogo povedeniya. Moscow: Nauka, 1979. P. 3–18. (In Russian)
- Comparison and History: Europe in Cross-National Perspective. Ed. by D. Cohen, M. O’Connor. N.Y.-L., 2004.
- Mazumdar S., Mazumdar S. Religion, immigration, and home making in diaspora: Hindu space in Southern California. J. Environ. Psychol. 2009. V. 29. № 2. P. 256–266. doi: 10.1016/j.jenvp.2008.07.004.
补充文件
