Различия в структуре научного дискурса при индивидуальном и коллаборативном авторстве публикаций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В рамках научного дискурса статья занимает центральное место в конструировании и распространении знаний в научном сообществе. При этом коллаборативное авторство приобретает все более широкое распространение в научной среде. Синтаксические и семантические различия между текстами коллабораций и индивидуальных авторов представляют актуальную проблему и остаются малоизученными. Этим определяется цель исследования — выявление различий в структуре научного дискурса при индивидуальном и коллаборативном авторстве публикаций. На предварительном этапе исследования было проведено неструктурированное исследовательское интервью об особенностях написания научных статей индивидуально и в составе авторских коллективов. Основное исследование посвящено анализу семантико-синтаксической структуры текстов с помощью метода реляционно-ситуационного анализа (РСА), позволяющего автоматически выявлять соответствие синтаксемной структуры предложения логической структуре действий, описанных в этом предложении. В ходе исследования сопоставлялись тексты 201 научной статьи на русском языке из ведущих психологических журналов, входящих в WoS и Scopus, разбитые на корпуса по типу авторства (индивидуальное–коллаборативное) и жанрам (теоретические статьи и обзоры vs эмпирических методических статей). В ходе исследования было выявлено, что в статьях, написанных в соавторстве, выше лексическая связность, они более синтаксически корректны. Объем текста научной статьи по психологии в среднем на 9% больше при индивидуальном авторстве по сравнению с коллаборативным написанием. Семантико-синтаксические различия текстов статей индивидуальных авторов и коллабораций имеют жанровую дифференциацию. В теоретических статьях и обзорах коллабораций выше синтаксическая сложность и смысловая связанность текста, превалирует традиционная структура высказывания: кратко постулируется тезис и затем развернуто обосновывается. При индивидуальном авторстве основная идея чаще формулируется после контекста, при этом в текстах отдельных авторов чаще используется переформулирование. Метадискурс в теоретических статьях также существенно различается: авторская позиция в большей степени представлена у индивидуальных авторов, а “вовлечение читателя” — в случае соавторства. В эмпирических и методических статьях основные различия выявлены в специфике метадискурса: авторская позиция, в отличии от жанра теоретических статей, в большей степени присуща текстам коллабораций.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

А. Н. Воронин

ФГБУН Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: voroninan@bk.ru

доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13

А. С. Рафикова

ФГБУН Институт психологии РАН

Email: antoninaraf@yandex.ru

кандидат психологических наук, старший научный сотрудник

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13

И. В. Смирнов

ФГУ Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” РАН

Email: ivs@isa.ru

кандидат физико-математических наук, заведующий отделом

Россия, 119333, г. Москва, Вавилова, д. 44, корп. 2

М. А. Станкевич

ФГУ Федеральный исследовательский центр “Информатика и управление” РАН

Email: stankevich@isa.ru

инженер-исследователь

Россия, 119333, г. Москва, Вавилова, д. 44, корп. 2

Список литературы

  1. Баженова Е.А. Структура нового знания в научном тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (210). С. 144–151. doi: 10.23951/1609-624X-2020-4-144-151
  2. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. М.: Прогресс, 1989. 312 с.
  3. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с.
  4. Осипов Г.С., Смирнов И.В., Тихомиров И.А. Реляционно-ситуационный метод поиска и анализа текстов и его приложения // Искусственный интеллект и принятие решений. 2008. № 2. С. 3–10.
  5. Смирнов И.В., Шелманов А.О., Кузнецова Е.С., Храмоин И.В. Семантико-синтаксический анализ естественных языков. Часть II. Метод семантико-синтаксического анализа текстов // Искусственный интеллект и принятие решений. 2014. № 1. С. 11–24.
  6. Шейгал Е.И., Дешевова В.В. Агональность в коммуникации: структура понятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 34 (172). С. 145–148.
  7. Bueno Alastuey M.C., Martínez de Lizarrondo Larumbe P. Collaborative writing in the EFL Secondary Education classroom: Comparing triad, pair and individual work // Huarte de San Juan. Filología y Didáctica de la Lengua. 2017. № 17. P. 254–275. URL: https://hdl.handle.net/2454/28503
  8. Bukhova H. Studying Research Collaboration: A Literature Review // Sprouts: Working Papers on Information Systems. 2010. V. 10. № 3. URL: https://sprouts. aisnet.org/10.3
  9. Crismore A., Markkanen R., Steffensen M.S. Metadiscourse in persuasive writing: A study of texts written by American and Finnish university students // Written Communication. 1993. V. 10. № 1. P. 39–71.
  10. Fernandez Dobao A. Collaborative writing tasks in the L2 classroom: Comparing group, pair, and individual work // Journal of Second Language Writing. 2012. V. 21. № 1. P. 40–58. doi: 10.1016/j.jslw.2011.12.002
  11. Giorgi A., Giorgi В. Phenomenological psychology // The SAGE Handbook of Qualitative Research in Psychology / Eds. C. Wilig, W. Stainton-Rogers. L.: Sage Publications Ltd, 2008. P. 165–178.
  12. Hyland K. Talking to students: Metadiscourse in introductory course books // English for Specific Purposes. 1999. V. 18. № 1. P. 3–26. doi: 10.1016/S08894906 (97)00025-2
  13. Hyland K. Authority and invisibility: Authorial identity in academic writing // Journal of Pragmatics. 2002. V. 34. № 8. P. 1091–1112.
  14. Hyland K. Stance and engagement: a model of interaction in academic discourse // Discourse Studies. 2005. V. 7. № 2. P. 173–192. doi: 10.1177/1461445605050365
  15. Hyland K. Disciplinary voices: Interactions in research writing // English Text Construction. 2008. V. 1. № 1. P. 5–22. doi: 10.1075/etc.1.1.03hyl
  16. Ivanic R., Camps D. I am how I sound Voice as self-representation in L2 writing // Journal of Second Language Writing. 2001. V. 10. № 1–2. P. 3–33. doi: 10.1016/S1060-3743(01)00034-0
  17. Jalili M.H., Shahrokhi M. Impact of collaborative writing on the complexity, accuracy, and fluency of Iranian EFL learners’ L2 writing // Journal of Applied Linguistics and Language Research. 2017. V. 4. № 4. P. 13–28. URL: http://www.jallr.com/index.php/JALLR/article/view/ 570/0
  18. Lehman I.M. Authorial presence in English academic texts: A comparative study of student writing across cultures and disciplines. Berlin: Peter Lang Verlag, 2018. 254 p. doi: 10.3726/b14175
  19. Lehman I., Cybulska-Gómez de Celis K., Sułkowski L. Writing to make a difference: Discursive analysis of writer identity in research articles on management // Ibérica. 2022. № 44. P. 155–178. doi: 10.17398/2340-2784. 44.155
  20. Malmqvist A. How does group discussion in reconstruction tasks affect written language output? // Language Awareness. 2005. V. 14. № 2–3. P. 128–141. doi: 10.1080/09658410508668829
  21. McDonough K., De Vleeschauwer J., Crawford W. Comparing the quality of collaborative writing, collaborative prewriting, and individual texts in a Thai EFL context // System. 2018. V. 74. № 1. P. 109–120. doi: 10.1016/j.system.2018.02.010
  22. McDonough K., Fuentes C.G. The Effect of Writing Task and Task Conditions on Colombian EFL Learners’ Language Use // TESL Canada Journal. 2015. V. 32. № 2. P. 67–79. doi: 10.18806/tesl.v32i2.1208
  23. Morton J., Storch N. Developing an authorial voice in PhD multilingual student writing: The reader’s perspective // Journal of Second Language Writing. 2019. V. 43. P. 15–23. doi: 10.1016/j.jslw.2018.02.004
  24. Olovson B. Are two heads better than one? A process and product analysis of collaborative writing in the Spanish as a foreign language classroom: Doctoral dissertation. Iowa Research Online Iowa, 2020.
  25. Peng J. Authorial voice constructed in citation in literature reviews of doctoral theses: Variations across training contexts // Journal of English for Academic Purposes. 2019. V. 37. P. 11–21. doi: 10.1016/j.jeap.2018.11.001
  26. Peng J.E., Zheng Y. Metadiscourse and Voice Construction in Discussion Sections in BA Theses by Chinese University Students Majoring in English // SAGE Open. 2021. V. 11. № 2. doi: 10.1177/21582440211008870
  27. Sarkhosh M., Najafi S. Collaborative and Individual Writing: Effects on Accuracy and Fluency Development // Porta Linguarum An International Journal of Foreign Language Teaching and Learning. 2020. № 33. P. 27–42. doi: 10.30827/portalin.vi33.18124
  28. Savasci M., Kaygisiz S. One hand washes the other and both wash the face: Individuality versus collaboration in L2 writing // Eurasian Journal of Applied Linguistics. 2019. V. 5. № 1. P. 131–151. doi: 10.32601/ejal.543789
  29. Sheldon E. From I to another: Discursive construction of self-representation in English and Castilian Spanish research articles // English for Specific Purposes. 2009. V. 28. № 4. P. 251–265. doi: 10.1016/j.esp.2009.05.001
  30. Stell A. Exploring the use of collaborative writing in an EFL classroom context // University of Sydney Papers in TESOL. 2018. V. 13. P. 63–97. URL: https://www.sydney.edu.au/content/dam/corporate/documents/faculty-of-arts-and-social-sciences/research/research-centres- institutes-groups/uos-papers-in-tesol/volume-13/ article03.pdf
  31. Storch N. Collaborative writing: Product, process, and students’ reflections // Journal of Second Language Writing. 2005. V. 14. № 1. P. 153–173. doi: 10.1016/j.jslw. 2005.05.002.
  32. Storch N. Collaborative writing // Language Teaching. 2019. V. 52. № 1. P. 40–59. doi: 10.1017/S0261444818000320
  33. Strobl C. Affordances of web 2.0 technologies for collaborative advanced writing in a foreign language // CALICO Journal. 2014. V. 31. № 1. P. 1–18. URL: https://www.jstor.org/stable/calicojournal.31.1.1
  34. Vande Kopple W.J. Some Exploratory Discourse on Metadiscourse // College Composition and Communication. 1985. V. 36. № 1. P. 82–93.
  35. Villarreal I., Gil-Sarratea N. The effect of collaborative writing in an EFL secondary setting. Language Teaching Research. 2020. V. 24. № 6. P. 874–897. doi: 10.1177/1362168819829017
  36. Vold E.T. Modalité Épistémique et Discours Scientifique: Thèse Pour le Degré de Philosophiae Doctor (PhD). Bergen: Université de Bergen, 2008.
  37. Wigglesworth G., Storch N. Pair versus individual writing: Effects on fluency, complexity and accuracy // Language Testing. 2009. V. 26. № 3. P. 445–466. DOI: 10.1177/ 0265532209104670

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Показатели РСА, по которым имеются значимые различия между статьями, написанными индивидуально или в соавторстве

Скачать (341KB)
3. Рис. 2. График собственных значений по выборке текстов теоретических статей и обзоров

Скачать (86KB)
4. Рис. 3. График собственных значений по выборке текстов экспериментальных и методических статей

Скачать (73KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».