Problems of the psychology of trust and distrust in the works of a. B. Kupreichenko

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the scientific creativity of a leading specialist in social and economic psychology in the 2000–2010s. Alla Borisovna Kupreichenko (1962–2014). Her life path and main areas of research are described. Her work on the psychology of trust and distrust is discussed in detail. The periods of its development of these phenomena are highlighted — from the justification of trust/distrust as independent phenomena to the study of its specific forms and types. The key theoretical and methodological foundations for studying the psychology of trust/distrust in the works of A.B. Kupreichenko are analyzed and presents the substantive characteristics of her research activities.

Full Text

В последние годы актуализировалось направление историко-психологических исследований, посвященных жизненному пути и вкладу в психологию выдающихся ученых различных российских научно-исследовательских центров [13; 32; и др.], в частности Института психологии РАН [3]. В этом направлении перспективным становится анализ роли персоналии в деятельности конкретного научного учреждения, а также влияния научно-организационных факторов на творчество ученого.

Среди сотрудников Института психологии РАН, внесших значимый вклад в развитие психологической науки 2000-х — начала 2010-х годов, можно обозначить Аллу Борисовну Купрейченко (1962–2014), профессора, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории социальной и экономической психологии. К ее жизни и творчеству постепенно формируется исследовательский интерес, прежде всего у ее учеников [33]. В октябре 2022 г. в Институте психологии РАН было проведено мемориальное заседание экспертного семинара по социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии, посвященное 60-летию А.Б. Купрейченко, на котором обсуждался ее вклад в исследование различных проблем социальной психологии — социально-психологического пространства, доверия и недоверия, нравственного и экономического самоопределения, нравственной элиты, рекламы и др. Учитывая социальную и научную значимость ее творчества, представляется важным продолжить изучение научного наследия А.Б. Купрейченко и более глубоко проанализировать отдельные направления ее исследований.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ А.Б. КУПРЕЙЧЕНКО

Алла Борисовна родилась 5 ноября 1962 г. в г. Запорожье. Окончила среднюю школу № 173 г. Москвы (1979), МВТУ им. Баумана (1986) по специальности “конструирование и производство электронно-вычислительной аппаратуры”, Высший психологический колледж при Институте психологии РАН (1998) с квалификацией “практический психолог”, аспирантуру Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН, сейчас — ГАУГН; 2001). Во второй половине 1980-х годов работала инженером в НИИ приборостроения, в 1990-е годы — в различных московских коммерческих организациях на административных должностях, консультантом-аналитиком и психологом [31; 34].

С июля 2001 г. она последовательно занимала должности научного, старшего (с июня 2003 г.) и ведущего (с июня 2011 г.) научного сотрудника лаборатории социальной и экономической психологии ИП РАН. Одновременно она работала доцентом кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета (с 1998 г.). С 2010 г. она совмещала работу в Институте психологии РАН с преподаванием в НИУ “Высшая школа экономики”, а в 2012 г. перешла в последний на полную ставку, оставшись в Институте психологии в качестве совместителя [31; 34].

В 2001 г. А.Б. Купрейченко защитила кандидатскую диссертацию на тему “Отношение личности к соблюдению нравственных норм в зависимости от психологической дистанции (у предпринимателей и менеджеров)”, в 2010 г. — докторскую диссертацию на тему “Нравственно-психологическая детерминация экономического самоопределения личности и группы”.

Кроме научно-исследовательской деятельности, А.Б. Купрейченко занималась научно-организационной работой. В 2005–2006 гг. совместно с директором Института психологии РАН А.Л. Журавлевым она руководила семинаром молодых исследователей “Социокультурные проблемы психологии”. В 2005 г. она была одним из инициаторов создания экспертного семинара по социальной психологии, психологии труда и инженерной психологии и оставалась его ведущим вплоть до мая 2014 г. Алла Борисовна также была ответственным редактором нескольких коллективных работ (сборников научных трудов и материалов конференций): “Проблемы экономической психологии: В 2 т.” (2004, 2005), “Человек в экономических и социальных отношениях” (2012), специального номера журнала “Ученые записки ИМЭИ” (2012, № 1), посвященного проблемам психологии доверия, “Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества” (2013), “Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития” (2014).

Основным содержанием научно-исследовательской деятельности Аллы Борисовны являлась разработка социально-психологических, организационно-психологических и экономико-психологических вопросов. Конкретными темами ее исследований были нравственно-психологические проблемы регуляции экономической (в частности, деловой) активности, формирование и функционирование социального (в том числе экономического и нравственного) самоопределения, разработка теории и методологии психологии нравственности, обоснование и концептуальное наполнение понятия “социально-психологическое пространство личности”, выявление сущности и характеристик доверия и недоверия и др. Эти вопросы она исследовала также совместно с ее учениками — А.Е. Воробьевой, Е.И. Горбачевой, А.С. Моисеевым, Е.Н. Молодых, С.П. Табхаровой, Е.В. Шляховой, которые под ее руководством успешно подготовили и защитили кандидатские диссертации.

Большинство направлений научных работ А.Б. Купрейченко связаны между собой нравственно-психологической проблематикой, одним из ведущих исследователей которой она являлась в Институте психологии РАН [8], чему можно посвятить отдельные публикации. В данной работе будет рассмотрена одна из первых научно-исследовательских тем в творчестве А.Б. Купрейченко — психология доверия и недоверия.

РАЗРАБОТКА А.Б. КУПРЕЙЧЕНКО ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ

Интерес А.Б. Купрейченко к изучению вопросов психологии доверия и недоверия начал формироваться в процессе обучения в аспирантуре и подготовки кандидатской диссертации. Так как она училась в аспирантуре ГУГН, психологический факультет которого функционировал на базе Института психологии РАН, то разработка ею данной темы происходила в научно-исследовательском и научно-организационном контексте Института психологии. Исторически в ИП РАН феномен доверия изучался в рамках социальной [35], экономической [6] и политической [4] психологии. Научным руководителем А.Б. Купрейченко был А.Л. Журавлев, который в 1990-е годы занимался исследованием доверия предпринимателей к разным видам организаций [6], а сама проблема доверия входила в основные направления исследований лаборатории социальной и экономической психологии как составляющая нравственных основ поведения и отношения к соблюдению нравственных норм. Встроенность в научно-исследовательское пространство лаборатории и ИП РАН в целом являлась важным фактором исследований А.Б. Купрейченко. Кроме того, можно говорить и о внешней детерминации — высокой значимости феномена доверия в российской психологии на рубеже 1990-х — 2000-х годов: он вызывал высокий интерес специалистов в области методологии психологии [12], психологии личности [36], возрастной и педагогической [5], социальной [2] психологии и др.

Можно выделить несколько периодов в научно-исследовательской деятельности А.Б. Купрейченко, посвященной изучению феноменов доверия и недоверия, по содержательному (появлению новых аспектов изучения доверия/недоверия в ее работах) и “библиографическому/публикационному” (концом каждого периода является год выхода крупной работы автора — диссертации или монографии) основаниям:

  • — 1999–2001 гг. — обоснование доверия как самостоятельного феномена среди других личностных и социально-психологических характеристик человека, защита кандидатской диссертации;
  • — 2002–2003 гг. — описание сущности доверия и его первичных свойств, разработка методического инструментария его измерения, изучение проявлений доверия в экономико-психологических и организационно-психологических условиях, издание совместной с А.Л. Журавлевым монографии “Нравственно-психологическая регуляция экономической активности” (2003);
  • — 2004–2008 гг. — выделение феномена недоверия, разработка социально-психологических свойств доверия/недоверия и описание их места в социально-психологическом пространстве личности, продолжение изучения этих явлений в организации, начало исследования доверия/недоверия личности рекламе, издание монографии “Психология доверия и недоверия” (2008);
  • — 2009–2014 гг. — изучение частных видов доверия СМИ, обществу и технике.

Первый период (1999–2001 гг.) разработки А.Б. Купрейченко проблем психологии доверия и недоверия

В начале своего научного творчества А.Б. Купрейченко изучала проблему доверия в связи с более общим феноменом — психологической дистанцией [14; 15]. Отправным пунктом ее исследований было рассогласование в теоретических представлениях и эмпирических показателях соотношения явлений психологической дистанции и доверия. В ходе одного из первых своих исследований по данной теме она выявила, что в качестве ведущего фактора психологической дистанции, по результатам опросов респондентов, можно выделить межличностное доверие [15, с. 91]. В другой совместной с А.Л. Журавлевым работе ею была раскрыта факторная структура психологической дистанции, в которую вошли приязнь, доверие, поддержка, отношения зависимости, взаимные обязательства, уважение, сходное восприятие мира [9, с. 54]. Авторами было также определено, что межличностное доверие, в свою очередь, включает в себя факторы единства, надежности и предсказуемости. Таким образом, А.Б. Купрейченко показала, что доверие входит в психологическую дистанцию как конкретный феномен, при этом оно само имеет факторную структуру.

Другой важной предпосылкой специального изучения А.Б. Купрейченко вопроса доверия являлась его связь с отношением к нравственным нормам [15, с. 90; 17, с. 64]. В ходе проведения диссертационного исследования она выявила, что доверие является нравственным регулятором деловой и экономической активности и связано с другими нравственно-психологическими свойствами — терпимостью и гибкостью отношения к другим [16, с. 123]. Доверие личности включает в себя факторы веры в людей (доверия чужим) и доверия близким людям [Там же, с. 132]. Кроме того, А.Б. Купрейченко выделила психологические типы доверия личности другим людям — “опытный” (в равной степени доверяющий тем, кому доверяют больше всего, и тем, кто не оправдал доверие), “максималист” (имеющий высокое доверие к тем, кому доверяют больше всего, и низкое к тем, кто утратил доверие) и “доверяющий по тождеству и расчету” [Там же, с. 142–147].

Второй период (2002–2003 гг.) разработки А.Б. Купрейченко проблем психологии доверия и недоверия

В эти годы от психологической дистанции как контекста проявления доверия и его связи с отношением к нравственным нормам Алла Борисовна перешла непосредственно к изучению сущности и характеристик доверия в межличностном и групповом взаимодействии, а также методическим проблемам его измерения. Так, теоретически она опиралась на концепцию базального доверия Э. Эриксона, а в качестве основного определения она использовала данное в работах Л. Хосмера [17, с. 66, 69]: “Доверие — это оптимистическое ожидание человека, группы или фирмы в условиях уязвимости и зависимости от другого человека, группы или фирмы в ситуации совместной деятельности или обмена с целью облегчения взаимодействия, ведущего к обоюдной выгоде” (цит. по: [17, с. 69]). Используя работы российских (А.Л. Журавлева, В.А. Сумароковой и др.) и зарубежных (Б. Банкера, Дж. Батлера, А. Ван де Вена, Р. Левицки, Дж. Ремпела, П. Ринга, Дж. Роттера, М. Стивенсона, Дж. Холмса, Э. Эриксона и др.) авторов, А.Б. Купрейченко уточнила содержание ранее выделенных компонентов доверия — предсказуемости, надежности и единства (тождественности) [15, с. 91; 17, с. 70].

На основе этих теоретических положений, а также уже существовавших методик диагностики доверия (в частности, методик Р. Левицки, М. Стивенсона, Б. Банкер и Дж. Ремпела, Дж. Холмса) А.Б. Купрейченко разработала авторский диагностический инструмент, выявлявший особенности доверия личности и группы другим людям [17]. Методика предназначалась для определения критериев (предсказуемости, надежности, единства) доверия другим людям, степени склонности человека к замене доверия верой или расчетом и принадлежности к одному из типов доверия другим людям. Ранее выделенные ею типы доверия были дополнены еще одним, а некоторые из них были обозначены новым образом: “понимающий людей” (ранее — “опытный”); “максималист”; “доверяющий по тождеству и расчету”; вновь предложенный тип “эмоционально доверяющий”, который больше доверяет чужим людям, чем близким, так как использует другие критерии доверия — веру или расчет [Там же, с. 72, 80–81]. Таким образом, методика состояла из пяти шкал — “Надежность”, “Предсказуемость”, “Единство”, “Приязнь”, “Расчет”, среди которых первые три раскрывают структуру доверия, а последние две выявляют тенденцию человека заменять доверие чем-то иным.

Другими вопросами ее исследований этого периода являлись экономико-психологические и организационно-психологические аспекты изучения феномена доверия. С самого начала разработки проблемы доверия А.Б. Купрейченко (совместно с А.Л. Журавлевым) исследовала его в экономико-психологическом и организационно-психологическом контекстах — в рамках анализа нравственных регуляторов экономической активности и отношения российских предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм [9]. Более подробно и структурированно эти вопросы были представлены в совместной с А.Л. Журавлевым итоговой работе “Нравственно-психологическая регуляция экономической активности” (2003). Ими было обосновано, что доверие является значимым фактором экономической эффективности деятельности организации [10, с. 237]. Авторы (вместе с Е. Павловой) показали, что для групп с благоприятной психологической атмосферой характерны высокие показатели приязни, надежности и единства между людьми; в таких группах присутствует большое количество сотрудников с типом “понимающий людей”, который положительно влияет на отношения в коллективе, продуктивность, успешность и удовлетворенность работой [Там же, с. 246].

Третий период (2004–2008 гг.) разработки А.Б. Купрейченко проблем психологии доверия и недоверия

С середины 2000-х годов А.Б. Купрейченко начала разрабатывать проблему недоверия. Относительная самостоятельность этого феномена обосновывалась ею тем, что оно не исключает доверия в ситуациях межличностного и группового взаимодействия, но имеет собственные специфические функции. Алла Борисовна выделила следующие компоненты недоверия: переживание страха по отношению к процессу и результату общения, отрицательная эмоциональная оценка партнера; готовность выйти из взаимодействия, проявить агрессию или враждебность в ответ на угрожающие воздействия и последствия; осознание и понимание рисков взаимодействия [19; 22]. К основным функциям недоверия она отнесла дистанцирование, защиту от нежелательных последствий взаимодействия, облегчение принятия решения в ситуации дефицита информации и времени, самосохранение, эго-защиту, повышение ответственности и надежности партнера в отсутствие контроля и др.

При дифференциации доверия и недоверия А.Б. Купрейченко совместно с С.П. Табхаровой описала соотношение этих феноменов по нескольким характеристикам [28]. Так, сама дихотомия дове- рия/недоверия близка по смыслу к таким, как “ожидание пользы — ожидание вреда” или “ожидание добра — ожидание зла”, а другими основными факторами, разделяющими эти феномены, являются “притяжение — избегание” и “приятно — неприятно”. Однако, несмотря на то что доверие и недоверие рассматриваются как парные явления, они в большинстве случаев “ни качественно, ни количественно, ни, тем более, психологически не являются эквивалентными” [Там же, с. 57]. Их последствия не равны друг другу, а отсутствие одного не приводит к появлению другого. Более того, вероятны ситуации сосуществования доверия и недоверия. А.Б. Купрейченко и С.П. Табхарова обозначили эту характеристику амбивалентностью и выделили условия независимого друг от друга проявления доверия и недоверия: многосоставность и изменчивость межличностных отношений; присутствие у другого человека противоречивых личностных характеристик; субъективное ожидание рисков взаимодействия в связи с открытостью партнеру; неоднозначная оценка субъектом партнера и др. [Там же, с. 58]. Кроме того, авторы разработали методику изучения представлений о доверии/недоверии и их оценки и выявили, что наиболее значимыми критериями, по которым определяется доверие, являются следующие характеристики партнера по взаимодействию — сила, активность, оптимизм, смелость, нравственность, приязнь, надежность, открытость, ум и др.; критериями недоверия — безнравственность, ненадежность, агрессивность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конфликтность, конкурентность и др. [Там же, с. 66].

Другим оригинальным направлением исследований, тем не менее связанным с изучения доверия, в этот период творчества А.Б. Купрейченко являлась разработка понятия “социально-психологическое пространство личности”. Совместно с А.Л. Журавлевым она предложила следующее его определение: “сформированная субъектом система позитивно, нейтрально или негативно значимых социальных объектов или явлений (включая его самого), занимающих конкретные позиции в структуре, находящихся в специфических связях и отношениях друг с другом и выполняющих некоторые функции или роли в соответствии с определенными нормами, правилами, стандартами, эталонами и закономерностями” [11, с. 8]. Одним из основных измерений социально-психологического пространства А.Б. Купрейченко обозначила доверие: оно выступает критерием психологической близости и детерминантой отношения субъекта к значимым объектам [20, с. 74]. “По сути, в доверии или недоверии проявляется направленность субъекта на сохранение или изменение существующей структуры социально-психологического пространства” [Там же].

Новый этап изучения доверия в организационных условиях А.Б. Купрейченко посвятила включению в содержание психологического исследования организаций феномена недоверия и рассмотрению его в контексте социально-психологического пространства личности и группы. Алла Борисовна показала, что организационное доверие и недоверие проявляются в трех формах: институциональной (системе норм, правил контроля и надзора за сотрудниками); психологических отношениях и представлениях работников об организации, коллегах, руководителях, партнерах и др.; психологического пространства взаимоотношений сотрудников, групп и самой организации [21, с. 112]. Кроме того, А.Б. Купрейченко включала доверие и недоверие в совокупность интегральных показателей психологической эффективности организации (наравне с психологическим климатом и организационной культурой) по причине их положительной связи со многими другими организационно-психологическими феноменами [Там же, с. 113].

Еще одним аспектом изучения доверия в этот же период выступил феномен доверия личности рекламе. Сначала А.Б. Купрейченко рассматривала его как частный компонент восприятия и отношения к рекламе, в частности юмористической [18]. Затем она обосновала, что доверие является одним из ведущих показателей психологической эффективности рекламы, отношения человека к бренду, рекламному сообщению или источнику рекламы [22, с. 307–308]. Кроме того, в ходе исследования доверия рекламным персонажам Алла Борисовна показала, что оно связано с особенностями доверия человека другим людям и выполняет важную функцию при оценке персонажей разных типов (информационных, развлекательных, партнерских и др.) [Там же, с. 322–332].

Ярким итогом этого периода научного творчества стала монография А.Б. Купрейченко “Психология доверия и недоверия” (2008). В ней были обобщены исследования прошлых лет, а также расширена концептуальная модель рассматриваемых феноменов. Так, ею были дополнительно выделены компоненты доверия как психологического отношения: представления о себе, партнере и условиях взаимодействия раскрывают когнитивный компонент; оценка себя, партнера и процесса общения относится к эмоциональной составляющей; предрасположенность и умение осуществлять определенные акты в отношении себя, партнера и ситуации взаимодействия являются поведенческими компонентами [22, с. 59]. Кроме того, по степени выраженности составляющих психологического отношения А.Б. Купрейченко предложила выделять “подлинное” и “неподлинное” доверие/недоверие: эти формы данных феноменов проявляются в рассогласовании разных компонентов отношения (например, поведенчески доверие может присутствовать, а когнитивно и эмоционально — нет) [Там же, с. 68–69].

Четвертый период (2009–2014 гг.) разработки А.Б. Купрейченко проблем психологии доверия и недоверия

В этот период в рамках изучения доверия и недоверия А.Б. Купрейченко преимущественно обращалась к специфическим их видам — в отношении СМИ, общества, техники, а также вернулась к вопросу о роли доверия в нравственно-психологической детерминации экономической активности (в частности, экономического самоопределения) [23]. Рассмотрим ниже только новые направления ее исследований.

В прошлые годы Алла Борисовна лишь частично рассматривала доверие к формам передачи информации потребителям — рекламе; начиная с 2010-х годов, она включилась в более дифференцированную разработку этих вопросов — сначала доверия СМИ (и электронным их видам, в частности), затем в целом к социальным институтам и обществу. Совместно с Е.В. Шляховой А.Б. Купрейченко показала, что доверие к электронным СМИ сходно с доверием организации (институциональной его формой), а его компоненты — с доверием другим на различных уровнях взаимодействия человека (соответственно, доверие журналу — на процедурном; редакторскому коллективу — межгрупповом; журналисту — межличностном) [29, с. 177]. Наиболее значимым компонентом является институциональное (к СМИ в целом) и межличностное (к журналисту) доверие. В другом исследовании А.Б. Купрейченко и Е.В. Шляховая предложили специальный термин “медиадоверие”, который включает в себя все компоненты доверия и недоверия, возникающие в процессе массовой коммуникации (в том числе в Интернете) [30, с. 239].

От частного феномена доверия СМИ А.Б. Купрейченко перешла к анализу доверия обществу в целом и внутри самого общества. Так, аналогом доверия в обществе и социальном взаимодействии может выступать уважение. Совместно с Д.В. Дружининым она показала, что эти феномены одновременно связаны и различаются [26]. Они установили, что общими факторами для формирования доверия/недоверия и уважения/неуважения являются надежность/ненадежность и ответствен- ность/безответственность партнера; при этом более значимыми качествами другого человека для доверия к нему выступают личностные, а для уважения — деловые. Далее Алла Борисовна обратилась к вопросам места и функций доверия в обществе в целом. Совместно с И.В. Мерсияновой А.Б. Купрейченко обосновала термин “общественное доверие/недоверие”, функциями которого являются обеспечение самоорганизации общества и воспроизводство социальной структуры. “Этот вид доверия является основой совместной жизнедеятельности людей, способствует поддержанию моральных основ и социальных норм. <…> Этот вид недоверия соответственно выполняет функции самосохранения, обособления, обеспечения автономного развития и существования как индивидуального, так и группового субъекта” [27, с. 31]. Кроме того, исследователи раскрыли детерминанты общественного доверия, к которым относятся традиции, культура (в частности, деловая), социально-экономическая ситуация и темпы ее развития, криминальная (в том числе коррупционная) обстановка в конкретных регионах.

Еще одним оригинальным направлением исследований в творчестве А.Б. Купрейченко в рассматриваемый период являлось доверие технике. Данный феномен она разрабатывала одновременно с А.Ю. Акимовой [1]. Подходы этих авторов различались концептуальными основаниями: А.Б. Купрейченко опиралась на социально-психологические принципы и выделяла в качестве составляющих доверия технике отношение не только к самому объекту, но и к связанным с ним людям, группам и организациям [24]; А.Ю. Акимова исходила из положений психологии труда и инженерной психологии и включала в доверие технике компоненты оценки самой технической системы, ожидания от нее безопасного функционирования, готовности субъекта к ее эффективному управлению и делегированию ей выполнения определенных задач [1, с. 378]. Несмотря на различные теоретические представления, авторы сотрудничали друг с другом в самом начале разработки данной проблематики в российской психологии в рамках создания и апробации методического инструментария (будет показано далее).

Раскрывая подробнее социально-психологический подход А.Б. Купрейченко к изучению доверия технике, отметим, что она обосновала использование понятия доверия по отношению к неодушевленным объектам через признание техники антропогенным или социогенным видом систем, направленным на удовлетворение человеческих потребностей [24, с. 335]. По ее мнению, изучение данного вида доверия может проводиться на основе анализа психологических механизмов проекции и персонификации объекта. Как полагала А.Б. Купрейченко, компонентами этого доверия/недоверия являются оценка и отношение к отдельным частям техники, условиям ее использования, конструирующим ее специалистам, профессионалам из смежных областей, себе как представителю технологической сферы или пользователю. Алла Борисовна разработала методику оценки доверия/недоверия технике, а ее предварительную апробацию она проводила совместно с А.Ю. Акимовой. По результатам было показано, что доверие технике у машинистов локомотивов ниже доверия коллегам и положительно связано с доверием себе в умении строить отношения с окружающими и миром, умении давать оценки и делать прогнозы, а также с доверием другим в умении сотрудничать [Там же, с. 346].

Фундаментальным итогом исследований этого периода являлась постановка А.Б. Купрейченко проблемы объединения всех неодушевленных объектов в единую группу, по отношению к которой человек формирует схожее по содержанию доверие [25]. “Согласно нашему пониманию, техника, социальные институты, научные теории, произведения искусства — это лишь некоторые из многочисленных разновидностей социогенных или антропогенных систем. Соответственно, отношение к ним имеет много общего с отношением, в частности, с доверием/недоверием ко всем аналогичным системам. К другим их видам относятся: политическая, экономическая, финансовая, образовательная и т.д. системы; средства массовой информации; любые регламентированные и структурированные объединения людей, в том числе различные организации; и в целом общество” [Там же, с. 426]. Обобщая собственные исследования, посвященные СМИ, обществу и технике, А.Б. Купрейченко выделила структурные элементы доверия/недоверия социальным институтам и социотехническим системам: отношение к принципам организации и правилам функционирования системы; отдельным функциональным блокам; различным категориям людей, обеспечивающих функционирование системы; себе как профессионалу или пользователю; условиям функционирования системы [Там же, с. 435]. Детерминантами доверия/недоверия к таким объектам являются личностные, социально-групповые, культурно-исторические, социально-экономические и научно-технические факторы, а также культура доверия/недоверия в обществе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПОДХОДА А.Б. КУПРЕЙЧЕНКО К ИЗУЧЕНИЮ ФЕНОМЕНОВ ДОВЕРИЯ И НЕДОВЕРИЯ

Обобщая содержательный анализ исследований А.Б. Купрейченко, можно сформулировать ключевые теоретико-методологические основы разработки ею проблем психологии доверия/недоверия. Опираясь на вводную статью А.Л. Журавлева к книге А.Б. Купрейченко “Психология доверия и недоверия” (2008), к таковым можно отнести: психосоциальный подход (изучение доверия и недоверия в различных социальных, экономических и организационных условиях и группах, определение связи доверия с различными социально-, экономико- и организационно-психологическими факторами); субъектный подход (рассмотрение доверия как качества субъекта — активного, самостоятельно принимающего решения, самоопределяющегося человека); нравственно-психологическую ориентацию (выявление нравственных детерминант возникновения, развития, трансформации и разрушения доверия и недоверия); концепцию психологического отношения (рассмотрение доверия как составляющей межличностных и групповых отношений); системный подход (изучение системных связей различных видов и форм доверия и недоверия, определение критериев их выделения, детерминант, следствий и психологических функций) [7, с. 10–13]. Все эти положения во многом соответствуют принципам научной школы Института психологии РАН, а в научной карьере А.Б. Купрейченко выполняли роль концептуальных ориентиров, которые можно обозначить внутренними научно-организационными детерминантами ее творчества.

Общими характеристиками научной деятельности А.Б. Купрейченко, кроме выделенных А.Л. Журавлевым теоретико-методологических основ, одновременно являются также фундаментальность (изучение вопросов сущности и структуры доверия и недоверия, определение места доверия в содержании психологической дистанции и социально-психологического пространства, создание моделей различных видов доверия), эмпирическая направленность (проведение большого количества исследований (часто уникального дизайна) отдельных компонентов и видов доверия и недоверия) и методическая ориентация (создание психодиагностических методик и специальных исследовательских процедур) [Там же, с. 15]. Кроме того, она показала многообразие форм и видов доверия и недоверия по отношению к самым разным объектам — другим людям, группам, организациям, социальным институтам, обществу, рекламе, медиа, технике.

Наконец важной особенностью двух последних периодов научно-исследовательской деятельности А.Б. Купрейченко является совместная с ее учениками разработка проблем доверия/недоверия — Д.В. Дружининым, С.П. Табхаровой, Е.В. Шляховой. По итогам этого сотрудничества были защищены две кандидатские диссертации (С.П. Табхаровой в 2008 г., Е.В. Шляховой в 2013 г.) по проблематике доверия; ее ученики продолжают идеи Аллы Борисовны в своих исследованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема доверия/недоверия занимала важное место в научно-исследовательской деятельности А.Б. Купрейченко и определила ее идентификацию в психологическом сообществе: наибольшее количество цитирований (784)1 среди работ Аллы Борисовны имеет именно монография “Психология доверия и недоверия” (2008). Проведенный теоретический анализ можно отнести к области научно-биографических исследований творчества представителей научных организаций на современном этапе развития психологической науки: траектория деятельности таких исследователей во многом определяется научно-организационным контекстом, в котором сочетаются научно-коммуникационные, научно-публикационные и концептуальные условия научной работы.

 

***

Работа выполнена в соответствии с госзаданием № 0138-2024-0010.

The research was carried out according to the state assignments № 0138-2024-0010.

 

 

1  Данные от 22.01.2024 г.

×

About the authors

A. L. Zhuravlev

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: alzhuravlev2018@yandex.ru

Academician of RAS, Professor, Scientific Adviser of Institute of Psychology RAS

Russian Federation, 129366, Moscow, Yaroslavskaya str., 13 bldg. 1

A. A. Kostrigin

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences

Email: artdzen@gmail.com

PhD (Psychology), Research Associate, Laboratory of History of Psychology and Historical Psychology

Russian Federation, 129366, Moscow, Yaroslavskaya str., 13 bldg. 1

References

  1. Akimova A.Yu. Doverie k tekhnike v predstavlenii mashinistov lokomotivov. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 1 (1). P. 376–382. (In Russian)
  2. Antonenko I.V. Sotsial’no-psikhologicheskoe issledovanie fenomena doveriya v sfere delovykh otnoshenii. Moscow: Izd-vo GUU, 2003. (In Russian)
  3. Vydayushchiesya uchenye Instituta psikhologii RAN: Biograficheskie ocherki. Ed. A.L. Zhuravlev; sost. A.L. Zhuravlev, V.I. Belopol’skii. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2020. (In Russian)
  4. Dmitriev A.V., Latynov V.V. Massovaya kommunikatsiya: predely politicheskogo vliyaniya. Moscow: MNUTs, 1999. (In Russian)
  5. Dorofeev V.A. Doverie v sisteme “uchitel’-uchenik” pri raznykh stilyakh pedagogicheskogo rukovodstva: Dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07. Rostov-na-Donu, 1999. (In Russian)
  6. Zhuravlev A.L. Regional’nye osobennosti doveriya predprinimatelei k raznym vidam organizatsii. Sotsial’no-psikhologicheskie problemy mental’nosti: Materialy III mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Ch. II. Smolensk: Smolenskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 1998. P. 314–317. (In Russian)
  7. Zhuravlev A.L. Psikhologiya doveriya i nedoveriya: teoriya, empirika i praktika. Kupreichenko A.B. Psikhologiya doveriya i nedoveriya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. P. 9–21. (In Russian)
  8. Zhuravlev A.L., Kostrigin A.A. Kolichestvennyi analiz izdanii Instituta psikhologii RAN po nauchnomu napravleniyu psikhologii nravstvennosti v 2002–2021 gg. Chast’ I. Bibliometricheskii analiz. Psikhologicheskii zhurnal. 2023. V. 44. № 3. P. 71–82. (In Russian)
  9. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Psikhologicheskaya distantsiya mezhdu lichnost’yu i predstavitelyami razlichnykh sotsial’nykh kategorii. Psikhologiya sovmestnoi zhiznedeyatel’nosti malykh grupp i organizatsii. Eds. A.L. Zhuravlev, E.V. Shorokhova. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2001. P. 36–59. (In Russian)
  10. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Nravstvenno-psikhologicheskaya regulyatsiya ekonomicheskoi aktivnosti. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2003. (In Russian)
  11. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Sotsial’no-psikhologicheskoe prostranstvo samoopredelyayushchegosya sub”ekta: ponimanie, kharakteristiki, vidy. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya. 2007. V. 4. № 2. P. 7–13. (In Russian)
  12. Zinchenko V.P. Psikhologiya doveriya. Samara: Izd-vo SIOKPP, 2001. (In Russian)
  13. Kryukova T.L., Maksimenko A.A., Bushuev I.A. V sozvezdii kostromskoi Psikhei. Anatolii Nikolaevich Lutoshkin, Lev Il’ich Umanskii, Anatolii Grigor’evich Kirpichnik, Nikolai Petrovich Fetiskin: biografii vydayushchikhsya kostromskikh psikhologov. Kostroma: Kostromskaya oblastnaya obshchestvennaya prosvetitel’sko-obuchayushchaya organizatsiya “Znanie”, 2023. (In Russian)
  14. Kupreichenko A.B. Psikhologicheskaya distantsiya mezhdu lichnost’yu i predstavitelyami razlichnykh sotsial’nykh kategorii. Sotsial’naya psikhologiya — XXI vek. Doklady uchastnikov simpoziuma. V 2 v. V. 1. Yaroslavl’: Diapress, 1999. P. 358–360. (In Russian)
  15. Kupreichenko A.B. Mezhlichnostnoe doverie kak faktor psikhologicheskoi distantsii. Psikhologiya sozidaniya. Ezhegodnik RPO. V. 7. № 1. Kazan’: Master Lain, 2000. P. 90–91. (In Russian)
  16. Kupreichenko A.B. Otnoshenie lichnosti k soblyudeniyu nravstvennykh norm v zavisimosti ot psikhologicheskoi distantsii (u predprinimatelei i menedzherov): Dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Moscow, 2001. (In Russian)
  17. Kupreichenko A.B. Metodika otsenki doveriya lichnosti drugim lyudyam. Sovremennaya psikhologiya: sostoyanie i perspektivy issledovanii: yubileinaya nauchnaya konferentsiya, posvyashchennaya 30-letiyu Instituta psikhologii RAN i 75-letiyu so dnya rozhdeniya B.F. Lomova. Ch. 5. Programmy i metodiki psikhologicheskogo issledovaniya lichnosti i gruppy. Ed. A.L. Zhuravlev. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2002. P. 64–89. (In Russian)
  18. Kupreichenko A.B. Vospriyatie yumoristicheskoi reklamy molodymi potrebitelyami. Problemy ekonomicheskoi psikhologii. Eds. A.L. Zhuravlev, A.B. Kupreichenko. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii”, 2005. P. 295–343. (In Russian)
  19. Kupreichenko A.B. Sotsial’no-psikhologicheskie funktsii doveriya i nedoveriya v zhiznedeyatel’nosti cheloveka. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. 2005. V. 11. № 3. P. 48–55. (In Russian)
  20. Kupreichenko A.B. Doverie kak izmerenie sotsial’no-psikhologicheskogo prostranstva lichnosti. Tendentsii razvitiya sovremennoi psikhologicheskoi nauki: tezisy yubileinoi nauchnoi konferentsii. Ch. 2. Eds. A.L. Zhuravlev, V.A. Kol’tsova. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2007. P. 73–75. (In Russian)
  21. Kupreichenko A.B. Vzaimosvyaz’ doveriya i nedoveriya s organizatsionno-psikhologicheskimi fenomenami. Kul’tura i povedenie v organizatsii: rossiiskii opyt. Eds. S.P. Dyrin, A.L. Zhuravlev, T.O. Solomanidina. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. P. 112–121. (In Russian)
  22. Kupreichenko A.B. Psikhologiya doveriya i nedoveriya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2008. (In Russian)
  23. Kupreichenko A.B. Nravstvenno-psikhologicheskaya determinatsiya ekonomicheskogo samoopredeleniya lichnosti i gruppy: Dis. … d-ra psikhol. nauk: 19.00.05. Moscow, 2010. (In Russian)
  24. Kupreichenko A.B. Doverie i nedoverie tekhnike i sotsiotekhnicheskim sistemam: obosnovanie metodicheskogo podkhoda. Aktual’nye problemy psikhologii truda, inzhenernoi psikhologii i ergonomiki. Vyp. 4. Eds. V.A. Bodrov, A.L. Zhuravlev. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2012. P. 331–350. (In Russian)
  25. Kupreichenko A.B. Doverie i nedoverie k sotsial’nym institutam i sotsiotekhnicheskim sistemam: postanovka problemy i obosnovanie podkhoda k issledovaniyu. Doverie i nedoverie v usloviyakh razvitiya grazhdanskogo obshchestva. Eds. A.B. Kupreichenko, I.V. Mersiyanova. Moscow: NIU VShE, 2013. P. 425–455. (In Russian)
  26. Kupreichenko A.B., Druzhinin D.V. Uvazhenie/neuvazhenie i doverie/nedoverie kak osnovaniya kategorizatsii lichnost’yu sotsial’nogo okruzheniya. Uchenye zapiski IMEI. 2012. V. 2. № 1. P. 73–86. (In Russian)
  27. Kupreichenko A.B., Mersiyanova I.V. Problema otsenki urovnya i soderzhaniya sotsial’nogo doveriya. Doverie i nedoverie v usloviyakh razvitiya grazhdanskogo obshchestva. Eds. A.B. Kupreichenko, I.V. Mersiyanova. Moscow: NIU VShE, 2013. P. 26–57. (In Russian)
  28. Kupreichenko A.B., Tabkharova S.P. Kriterii doveriya i nedoveriya lichnosti drugim lyudyam. Psikhologicheskii zhurnal. 2007. V. 28. № 2. P. 55–67. (In Russian)
  29. Kupreichenko A.B., Shlyakhovaya E.V. Doverie k sredstvam massovoi informatsii kak chastnyi sluchai doveriya k organizatsii. Sotsial’no-ekonomicheskie i psikhologicheskie problemy upravleniya: sbornik nauchnykh statei po materialam mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow: MGPPU, 2010. P. 173–179. (In Russian)
  30. Kupreichenko A.B., Shlyakhovaya E.V. Bazovoe doverie/nedoverie kak regulyator zhiznedeyatel’nosti cheloveka. Chelovek v ekonomicheskikh i sotsial’nykh otnosheniyakh: materialy Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Eds. A.B. Kupreichenko, L.N. Shirokova. Moscow: Institut Mirovoi ekonomiki i informatizatsii, 2012. P. 238–242. (In Russian)
  31. Kupreichenko Alla Borisovna. Psikhologicheskii zhurnal. 2014. V. 35. № 5. P. 128. (In Russian)
  32. Mazilov V.A., Slepko Yu.N. Vek psikhologii YaGPU im. K.D. Ushinskogo. Yaroslavl’: YaGPU im. K.D. Ushinskogo, 2023. (In Russian)
  33. Moiseev A.S., Vorobieva A.E. Nauchnoe nasledie A.B. Kupreichenko v perspektivnykh napravleniyakh sotsial’no-psikhologicheskikh issledovanii: po materialam memorial’nogo zasedaniya ekspertnogo seminara po sotsial’noi psikhologii, psikhologii truda i inzhenernoi psikhologii IP RAN. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2023. V. 8. № 2 (30). P. 187–202. (In Russian)
  34. Nauchnyi arkhiv Instituta psikhologii RAN (NA IP RAN). F. 1. Op. 2. D. 53. (In Russian)
  35. Safonov V.S. O psikhologii doveritel’nogo obshcheniya. Problema obshcheniya v psikhologii. Ed. B.F. Lomov. Moscow: Nauka, 1981. P. 264–272. (In Russian)
  36. Skripkina T.P. Vzaimodoverie kak osnovanie mezhlichnostnykh vzaimodeistvii. Voprosy psikhologii. 1999. № 5. P. 21–30. (In Russian)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Журавлев А.L., Костригин А.A.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».