Professionally important personal prerequisites for entrepreneurship

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the article is to identify, systematize and structure personal prerequisites of people that are professionally important for successful entrepreneurship, in the context of interdisciplinary research into the phenomenon of entrepreneurship and its functional specifics. The understanding of entrepreneurship as a special type of professional activity, carried out in accordance with the request for it from society and its segments, extends to the analysis of the personal prerequisites for the professional development of modern entrepreneurs. Based on the psychological theory of activity, modern theories of abilities and on functional ideas about entrepreneurship as a type of professional activity, a professional-centric approach to assessing personal prerequisites that are important for successful entrepreneurship on a professional basis, as well as for the entrepreneurial professionalization of actors, is formulated. Special objects of consideration are clusters of professionally important prerequisites — people’s entrepreneurship ability, their personal competitiveness, ownership propensities. The illegality of synonymizing entrepreneurship as a type of activity and the entrepreneurship ability as a prerequisite for the success of this activity is argued. Entrepreneurship contains a readiness to make decisions, implement a program of action, reflect on the results of activity in an environment of comparative uncertainty of the market realities of the business environment, as well as to take on professional risks. The ownership propensities is interpreted as prerequisites that are professionally important for de facto entrepreneurs as business owners. It is shown that the personal competitiveness of the actors of this type of professional activity is of professional importance for successful entrepreneurship throughout the centuries-old history of reproducing the competitive nature of the entrepreneurship environment.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

Понимание необходимости обоснования принципов изучения системы личностных качеств, профессионально важных для успешного занятия предпринимательством (ПВК предпринимателя), возникает на гребне параллельной эволюции психологической концепции функциональной системы деятельности и междисциплинарной теории предпринимательства. Предприниматели управляют собственным делом, демонстрируя в качестве компонентов профессиональной пригодности наряду со знаниями, навыками, самостоятельностью и инициативой, личностные качества, склонности, способности, мотивационные установки, в том числе имеющие критическую важность для успешного занятия предпринимательством.

Систематизация и структурирование этих качеств в целях своевременной профориентации, профессиональной идентификации и самоидентификации людей, участвующих в предпринимательстве, позволили бы гармонизировать представления о личностном начале решения людьми предпринимательских задач с учетом функциональной специфики бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций в современной предпринимательской среде. Это, в свою очередь, способствовало бы реализации установок на вовлечение российской молодежи в предпринимательство, на обеспечение конкурентоспособности современного отечественного предпринимательства и на упорядочение требований к содержанию и методам обучения профессии предпринимателя, в том числе по программе “Стартап как диплом”.

Современный деятельностный трек в междисциплинарном теоретическом освоении феномена предпринимательства включает:

  • — обоснование психологии предпринимательства как отдельной области психологической науки [18; 25] и составной части экономической и социальной психологии [10; 24];
  • — практическую имплементацию теорий способностей и одаренности и системогенетического подхода в современной психологии [34–36], в ходе которой наблюдается трактовка предприимчивости и склонности к предпринимательству как детерминант предпринимательского типа личности (см., например, [7; 8; 21; 33]);
  • — психологический анализ деловой активности предпринимателей и степени успешности их деятельности [9; 22; 23];
  • — обращение к вопросам диагностики предпосылок достижения образовательных результатов в обучении предпринимательству [41, c. 51–72; 45; 46; 49; 50, c. 7–13; 51].

Дальнейшая эволюция системы представлений о психологической специфике успешного предпринимательства в условиях все более широкого распространения в междисциплинарных исследованиях функциональной теории предпринимательства [27] тем не менее сдерживается в настоящее время отсутствием научных дискуссий на темы психологического анализа предпринимательства как вида профессиональной деятельности и профессионально важных качеств предпринимателя.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методология исследования качеств субъектов деятельности, профессионально важных для занятия предпринимательством, опирается на психологическую теорию деятельности, ранее разработанные концепции способностей и одаренности человека, теорию системогенеза [35; 36], а также на функциональную теорию предпринимательства, согласно которой занятие предпринимательством рассматривается как особый вид профессиональной деятельности, обладающий уникальным составом функций и предполагающий выявление и идентификацию качеств, профессионально важных для людей, выбирающих предпринимательство как направление профессиональной самореализации [26; 27].

Признание предпринимательства самостоятельным видом человеческой деятельности, эффективность которой определяется прежде всего должным уровнем профессиональной пригодности и профессионализма субъектов этой деятельности, в контексте результатов разработки темы профессионализма человеческой деятельности [2; 17; 19; 26; 29] диктует необходимость обращения к профессионально важным качествам акторов. Положенная в основу исследования концепция профессионально важных качеств как индивидуальных качеств субъектов деятельности, влияющих на эффективность ее выполнения [3; 14; 20; 32; 34], способствует постепенному преодолению трактовок предпринимательства как исключительного атрибута психологии личности, а предпринимателей — как не более чем обладателей особых харизматических личностных свойств. Она позволяет развить представления о психологических отношениях предпринимателей [24] в процессе исполнения ими функций сообразно требованиям к содержанию предпринимательской профессии, а также вплотную подойти к исследованию профессионалогенеза субъектов предпринимательства в контексте развития психологии становления и сопровождения профессионала [19].

РАЗНООБРАЗИЕ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ЛЮДЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФЕНОМЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Хотя интерес к предпринимательству со стороны психологической науки начал проявляться в конце XIX столетия отчасти вопреки его однобокой политико-экономической трактовке, мейнстрим экономических концепций предпринимательства не отвергал представлений о том, что данным видом деятельности могут заниматься люди, способные к ней, а то и необычайно одаренные, которых ждет предсказуемый успех. В противоположность им индивидам, изначально обладающим скромными способностями к занятию предпринимательством на постоянной основе, удается преуспеть лишь вследствие случайных или чрезвычайных жизненных обстоятельств. Не применяя несформулированное дотоле понятие “профессионально важные качества”, авторы проявляли искренний интерес к личностным свойствам и мотивационным предпочтениям предпринимателей вплоть до отождествления действующих предпринимателей с обладателями некоторых свойств личности и представления их людьми, наделенными необычными качествами, талантами или неповторимой харизмой.

Если Р. Кантильон, которого принято считать самым ранним теоретиком предпринимательства, видел необходимость указания на склонность предпринимателей к риску и на их своеобразное стойкое упрямство при воплощении идей в условиях неопределенности экономической жизни и отсутствия гарантий получения доходов, то Ж.-Б. Сэй выделял в предпринимателях, наряду со склонностью и способностью к рискованному поведению, такие важные личностные качества, как реализм, коммуникативная опытность, склонность к администрированию, талантливость, аккуратность, склонность к инновационному творчеству, компетентность, высокий интеллектуальный уровень, прагматизм [30]. М. Вебер подчеркивал определяющее значение протестантской этики и важность харизматических свойств личности предпринимателя, обращал внимание на его скромность, исключительный аскетизм в быту, умеренность, небрежение потребительскими интересами. Лишь необычайная сила характера, упорство, самообладание в сочетании с выраженными этическими качествами, вызывавшими доверие клиентов и работников, помогали предпринимателям успешно проходить суровую жизненную школу и выживать в мире “недоверия и ненависти”, полагал М. Вебер [4].

В. Зомбарт обогатил теорию предпринимательства незабвенной категорией “предпринимательский дух”, составляющими которого являлись, по его мнению, готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость, умение соединять людей для совместной работы, убедительность, способность к завоеванию доверия, а главное — склонность к подчинению интересам дела всей жизни целиком [12]. Предпринимательский дух был предназначен, по В. Зомбарту, для уравновешивания традиционных буржуазных поведенческих подходов, он усиливал творческий потенциал предпринимателя, превращал креативность в определяющее начало предпринимательского поведения.

Й. Шумпетер последовательно увязывал характеристику личностных качеств предпринимателя с выявлением особенностей и специфики предпринимательской мотивации. Наряду с рациональным и осмысленным эгоизмом, который характерен для предпринимателя и проявлениями которого, помимо прочего, выступают решительность, бесцеремонность и стремление к приобретению благ, мотивация предпринимателя испытывала, по его мнению, влияние лидерства (предприниматель “является движущей силой реорганизации экономической жизни на началах большей частнохозяйственной целесообразности” [37, с. 189]).

Будучи таковым, предприниматель испытывает любовь к тяготам труда, а также равнодушие и даже неприязнь к праздным удовольствиям. «Типичный предприниматель никогда не задается вопросом, принесет ли ему каждое прилагаемое им усилие достаточную компенсацию в виде “прироста наслаждений”, — писал Й. Шумпетер. — Его мало заботят гедонистические результаты его труда. Он трудится, не зная покоя, потому что не может иначе, цель его жизни не состоит в том, чтобы получать наслаждение от достигнутого. Если же у него возникает такое желание, то это не остановка в пути, а симптом паралича, не достижение цели, а провозвестник физической смерти… В этом свете девиз предпринимателя нашего типа — plus ultra (еще больше)» [37, c. 192].

В качестве законченного трудоголика шумпетерианский предприниматель в своем противостоянии возможному “параличу” и “физической смерти” демонстрировал:

  • — мечту и волю к основанию частной империи и в большинстве случаев — своей династии, дабы обрести простор, сферу влияния, условия для свободного развития, чувство власти, состояние господства;
  • — желание борьбы, волю к победе, стремление к успеху как таковому, как бывает у спортсменов;
  • — радость творчества, которая становится определяющим мотивом предпринимательского поведения, удовольствие от работы, тягу к переменам ради возможности проявить отвагу и даже ради трудностей, которые придется преодолевать [37, c. 193–194].

В дальнейшем генезис теории подвел к укоренению в определенных сегментах науки представлений о предпринимателе как определенном психологическом типе субъекта экономики, обладающем и воспроизводящем чувство хозяина своей судьбы, стремление выделиться из массы рыночных игроков, безграничную тягу к творческому процессу и к соперничеству с себе подобными, в котором он непременно настроен на полную и безоговорочную победу. Объектами внимания попеременно выступали:

  • — образ (жизни, мысли, действий) предпринимателя как преобразователя жизни, целиком превратившегося в истинного трудоголика, полноправного лидера в экономике и общественной жизни, своей энергией увлекающего за собой коллег и младших партнеров по бизнесу;
  • — бытие предпринимателя как человека особенного, делающего то, чего не делают другие — обыкновенные — люди;
  • — система мотивов и стимулов предпринимательского поведения и образа жизни;
  • — волевые конструктивные и деструктивные качества предпринимателей, реализуемые посредством предприимчивости, в том числе способность к преодолению барьеров и сопротивления среды, а также способность подчинять коллег своей воле;
  • — стремление предпринимателей к преобразованию социума сообразно собственным представлениям о картине мира;
  • — убеждения предпринимателя, включая его веру в правоту своих представлений и решимость доказывать эту правоту, рискуя собственным капиталом;
  • — этические начала предпринимательского поведения;
  • — интуиция, дар предвидения, чутье и иные астральные особенности “предпринимательского состояния души”;
  • — облик и внешняя атрибутика субъектов предпринимательства.

Поиски смысла приводили к важным констатациям в сфере изучения типов личности успешных предпринимателей, которые нередко обобщались в синтетических образах предпринимателей как таковых. Важное значение имело, например, обоснование наличия мотивации к ответственному достижению конечных результатов в состязании с эталонами совершенства, порождающей индивидуальную инициативу, независимость, энергичность, уверенность в своих силах [40; 42; 43], высокого показателя внутреннего локуса контроля [48], исключительной изобретательности, гибкости и расчетливости в нахождении ключевых наилучших решений при рассмотрении различных вариантов [47], самоэффективности, стойкости и упорства [44] как отличительных признаков предпринимательского поведения. Тема предпринимательства возникала в процессе развития атрибутивной теории мотивации и направлений когнитивной психологии.

В постсоветских исследованиях заслуженно обращается внимание на взаимосвязь психологических отношений предпринимателей с отношениями собственности [24], в связи с чем предприниматели играют роль собственника [38; 39], надежность предпринимателей и их ответственность в процессе делового взаимодействия [11; 24], позитивное восприятие успешности, конкуренции, риска [21; 24], сочетание креативности и ответственности [7].

Генезис психологической теории деятельности, психологии труда, инженерной психологии, а также научных представлений о природе способностей к профессиональной деятельности с силой неизбежности подводит к переосмыслению психологической системы предпринимательской деятельности при выявлении профессионального характера последней. На смену психологическому детерминизму в восприятии предпринимателей как исключительно определенного типа личности приходит понимание того, что психологическая система профессионального предпринимательства должна включать наряду с такими компонентами, как мотивы и качества, профессионально важные для занятия им, цели, результаты и условия предпринимательства как вида профессиональной деятельности.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРОФЕССИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Результаты психологических изысканий всегда расширяли диапазон научных представлений о предпринимательстве. Но их гипертрофирование не обязательно способствует укоренению междисциплинарного баланса в теории предпринимательства. Важность личностных предпосылок успешной профессиональной работы в предпринимательстве становится наиболее очевидной в случае признания предпринимательства видом деятельности, обладающим уникальным составом профессиональных функций.

Всякая полезная деятельность совершается для исполнения функций, определяющих ее предназначение. Бесполезные функции отвергаются социумом, зато на выполнение полезных функций социум предъявляет запрос, откликаясь на который, люди вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Соперничая между собой, последние стараются достичь приемлемого уровня профессионализма в осуществлении этой деятельности.

Цель предпринимательства как специфического вида профессиональной деятельности во все века и во всех исторических типах социума состояла и продолжает состоять:

  • — для потребителей — в решении задач извлечения потребительской выгоды от пользования услугами, применения товаров и результатов работ, произведенных благодаря деятельности предпринимателей;
  • — для действующих и потенциальных работников по найму — в обеспечении их профессиональной занятости и получения трудовых доходов;
  • — для предпринимателей — в комплексном, к своей выгоде обеспечении собственной профессиональной занятости и получении доходов при решении задач создания и прекращения собственного дела, текущего ведения и развития составляющих его бизнес-проектов по производству и доведению до потребителей товаров, выполнению работ, оказанию услуг;
  • — для социума в целом — в решении перечисленных выше задач, а также задач насыщения доходных статей бюджетов разных уровней поступлениями от налогов и сборов, обеспечения конкурентоспособности и конкурентной устойчивости национальной экономики.

Предпринимательская профессия, как и любая иная, обладает такими признаками, как однородность рабочих мест и деятельной среды, единообразие целей, результатов, средств, предметов деятельности, деятельных обязанностей и компетенций людей, однотипность производимых операций, результатов деятельности и профессиональных функций:

  • — по созданию своего дела (в том числе его легализации, генерированию бизнес-идей, проведению стартапов новых бизнес-проектов);
  • — его текущему ведению (в том числе обеспечению внутри- и внешнефирменных бизнес-процессов и бизнес-коммуникаций);
  • — развитию (обеспечению количественного роста дела, внесению в него качественных изменений, преодолению сопротивления таким изменениям);
  • — прекращению посредством продажи, безвозмездной передачи, ликвидации.

Исполнение перечисленных функций, уникальных для рассматриваемого вида деятельности, становится следствием частной инициативы, выдвигаемой при отсутствии гарантий успеха в высокорисковой среде деятельности, но обязательно в соответствии с запросами социума и его сторон. В течение тысячелетий социум выражал и продолжает выражать согласие с необходимостью выделения совокупности людей, призванных на приемлемом уровне профессионализма повседневно выполнять предпринимательские функции в экономике. Оптимально, если уполномоченные органы власти и управления выражают готовность способствовать наилучшему для достижения согласия законных интересов сторон социума алгоритму действий по их исполнению.

Термин “предпринимательская функция” в позитивной коннотации начал активно применяться в публикациях с середины XIX в. Несмотря на многолетние дискуссии, определение предпринимательского функционала в современной англоязычной литературе, а вслед за ней и в пространстве российских исследований столь разнообразно, что трудно удержаться от соблазна обвинения авторов в коммуникационной глухоте. Так, П. Давидссон, демонстрируя мозаику пониманий, подчеркивает, что в примерах такого рода нет недостатков: “новый вход; создание нового предприятия; созданий новых организаций; целенаправленная деятельность по инициированию, поддержке и развитию ориентированного на прибыль бизнеса; получение преимуществ от таких новых комбинаций различных ресурсов, которые оказывают влияние на рынок; процесс, посредством которого индивиды самостоятельно или в рамках организаций преследуют возможности вне зависимости от того, контролируют ли они в данный момент соответствующие ресурсы; процесс создания чего-то, отличного от своей ценности, связанный с посвящением этому необходимого времени и усилий, с учетом сопровождающих процесс финансовых, психологических и социальных рисков, и получением в результате отдачи в виде денежного и морального удовлетворения” [5].

Порой предпринимательский функционал усматривается в личностной или поведенческой специфике, якобы имеющей универсальный характер для всех предпринимателей, например, в их исключительной бдительности по отношению к возможностям, не замеченным ранее. “Предпринимательство заключается не в том, чтобы схватить свободную 10-долларовую банкноту, которую кто-то уже обнаружил лежащей в чьей-то руке, а в том, чтобы осознать, что она находится в чьей-то руке и ее можно схватить… — полагал И. Кирцнер. — Функция предпринимателя состоит… в том, чтобы заметить…” [15].

Предпринимательство становится профессией человека, когда он, используя предпринимательскую занятость, претендует на обеспечение своей деятельной самореализации, стремится к обладанию конкурентными преимуществами в среде деятельности, применяет специальные знания, умения, навыки, понимания, опыт как составляющие своей персональной профессиональной конкурентоспособности, опирается на внутренние и внешние оценки степени полезности результатов деятельности в сравнении с результатами деятельности конкурентов, рассматривает предпринимательство как источник постоянных или регулярных доходов. Профессионализм предпринимателей — сравнительная степень их профессиональной предпринимательской квалификации, соответствующей запросам социума к уровню конкурентоспособности и конкурентной устойчивости бизнеса в процессе управления им как своим собственным в вероятностных реалиях предпринимательской среды.

Признание предпринимательства видом профессиональной деятельности влечет за собой обращение к своеобразию трудового ресурса предпринимателей. Ведь последние выступают не только бенефициарами в своем бизнесе, но и пользователями данного ресурса. Персональное участие предпринимателей в бизнес-процессах и бизнес-коммуникациях своего дела имеет двойное назначение — приобретение выгоды и обеспечение возможности профессиональной самореализации вследствие применения этого ресурса в собственном деле.

Нередко мотивация предпринимателей неправомерно сводится лишь к приобретению выгоды и констатации нацеленности предпринимателей на получение и увеличение доходов от бизнеса. Поэтому в литературных произведениях и политической публицистике прошлых лет предпринимателей часто односторонне изображали лишь выгодоприобретателями, не раскрывая способов обеспечения выгоды в процессе их каждодневной работы в предпринимательской профессии. В действительности предпринимательская профессия нацеливает людей во всем мире и на интерес к росту личных доходов, и на обеспечение наилучшей профессиональной самореализации.

Профессиоцентричный подход к восприятию предпринимательской деятельности в парадигме рационального выбора людьми профессиональной принадлежности, профессиональной самоидентификации и самореализации в процессе исполнения предпринимательских функций позволяет гармонизировать представления о рассматриваемой профессии, а также достигать согласия в понимании следующего:

  • — деятельность в предпринимательстве на профессиональной основе, а не как хобби предполагает стремление его субъектов к обретению наивысших уровней профессиональной квалификации в предпринимательстве, формирования и развития профессиональных предпринимательских, общепрофессиональных и универсальных компетенций, необходимых для успешного занятия предпринимательством1;
  • — перечисленный состав профессиональных функций обеспечивает правомерность и моральную оправданность получения предпринимателями доходов вопреки различным антипредпринимательским воззрениям;
  • — предпринимательский функционал становится самостоятельным объектом научных исследований и естественной основой имплементации компетентностного подхода при разработке и реализации специальных программ обучения предпринимательству;
  • — обязательность обеспечения профессионализма в предпринимательской среде становится критерием выявления личностных качеств, обусловленных степенью природной расположенности к освоению предпринимательской профессии и профессионально важных для успешной работы в ней.

Профессиоцентричный подход способствует избеганию, с одной стороны, трактовки предпринимательства как, по сути, врожденного задатка отдельных особенных людей, особого состояния души, типа личности, но не как профессии, а с другой — однобокого восприятия предпринимателей как унифицированных субъектов деятельности, не имеющих индивидуального профессионально важного своеобразия.

Ключ к достижению гармонии пониманий сути ПВК предпринимателя — в констатации того, что социум предъявляет запрос не только на предпринимательство как на вид профессиональной деятельности, но и на качества людей, необходимые для последовательной профессионализации последних — их профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации. Подобно тому как в 40-е годы XX в., исследуя природу музыкальной одаренности людей, Б.М. Теплов сформулировал понятия музыкальности как качественного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного занятия музыкальной деятельностью, например способности воспринимать, переживать, дифференцировать и слышать музыкальную ткань [31], следует идентифицировать и структурировать состав качеств, важных для обеспечения эффективности и конкурентной устойчивости результатов профессионального исполнения предпринимательских функций.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ДЛЯ УСПЕШНОГО ЗАНЯТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ

Для профессионализации предпринимателей как субъектов полезной деятельности необходимы такие профессионально важные качества, как трудолюбие, стремление к постоянству в профессиональной самореализации, рационализм в принятии решений — как альтернатива следованию эмоциональным порывам, спонтанным желания, фантазиям и переменам настроения, открытость к коммуникациям, ответственность перед окружением, обучаемость, склонность к углублению профессионализма.

Но для их профессионализации как предпринимателей необходимо также, чтобы их персональный трудовой ресурс рассматривался как ресурс профессиональной пригодности к работе предпринимателями, а группы (кластеры) качеств, профессионально важных для успешного занятия предпринимательством, — как существенный признак последнего.

Очевидную профессиональную важность для деятельности предпринимателей имеет предприимчивость — настроенность на оптимизацию путей совершения действий ради достижения новых результатов в обстановке сравнительной неопределенности среды деятельности и неизбежности рисков в процессе выполнения программы действий и рефлексии их результатов.

Поэтому предпринимателям прежде всего важна готовность к действиям в обстановке неопределенности, принятию на себя рисков несения издержек и склонность к смягчению последних. Ведь предпринимательство — не азартная игра, а хладнокровное повседневное исполнение рутинных функций; ему противопоказаны избыточные риски.

Неотъемлемыми составными частями предприимчивости являются также такие ПВК предпринимателей, как:

  • — расчетливость при принятии решений, подготовке и совершении функционально обусловленных действий, поддержании коммуникаций с партнерами, рачительность в использовании ресурсов;
  • — гибкость и маневренность в осуществлении деятельности, в том числе — применении норм и правил, делегировании полномочий, несении и перекладывании ответственности, управлении конфликтами интересов;
  • — находчивость в поиске новых решений, включая стремление “поймать удачу”, делая то, что не пришло в голову пока никому.

Предпринимателям следует обладать также проницательностью в оценке происходящего — способностью замечать, предвидеть, угадывать и предугадывать то, чего не видят другие акторы, выявлять, распознавать в себе и представителях окружения, а также в происходящих событиях типовые (тривиальные, шаблонные) и особенные (неповторимые, уникальные) черты для получения сведений, полезных при выполнении предпринимательских функций. Важно, чтобы проницательность дополнялась стремлением к владению информационной повесткой для адаптации новостей к решению стратегических, операционных, ситуационных задач, нередко имеющих мультипроектный характер.

В этих обстоятельствах профессиональную важность имеют:

  • — открытость к новизне — готовность отступать от общепринятых шаблонов в пользу разработки и внедрения в жизнь перспективных новаций;
  • — креативность, предполагающая готовность к постоянному возбуждению себя новыми идеями, инициативами и предложениями, в том числе на ассоциативной основе, стремление ловить вдохновение.

В силу терминологической близости понятий “предпринимательство” и “предприимчивость” последние порой необоснованно отождествляются, а предприимчивые люди воспринимаются как де-факто предприниматели, и наоборот. В толковом словаре В.И. Даля “предпринимать” — что-то затевать, решаться исполнять какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного, а “предприимчивый” — склонный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела [6, с. 388]. Предприимчивость важна субъектам разных видов профессиональной деятельности. К примеру, нанимаемые работники могут быть весьма предприимчивыми людьми, демонстрируя предприимчивость при заключении и исполнении трудовых договоров, но не делаясь предпринимателями. Личную предприимчивость обнаруживают инженеры-рационализаторы, конструкторы новой продукции, изобретатели, кинорежиссеры, рядовые работники, перед которыми начальство ставит задачи делать что-либо, проявляя смекалку и умение, и находить лучшие решения в противоречивых обстоятельствах. Персонажи народных сказок, которые доставали из подземного царства сокровища Кощея Бессмертного или были вынуждены выполнять сумасбродные указания типа “пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что”, поднимали собственную предприимчивость на невиданную высоту, не работая при этом предпринимателями. Кроме того, предприимчивость может обнаруживать себя не только на рабочем месте, но и на отдыхе, в кругу семьи, на дружеском обеде, в тренажерном зале.

Предприимчивость субъектов предпринимательской профессии при ее наличии придает последним обязательное личностное своеобразие. Не все предприимчивые люди становятся предпринимателями, хотя у некоторых уже в детстве обнаруживается склонность и способность действовать предприимчиво. Они вправе стать предпринимателями, но вправе отказаться от предпринимательской карьеры. Человек делает выбор вида профессиональной деятельности, руководствуясь широким набором мотивов, а не только тем, что он предприимчив. Конечно, если он выявил в себе склонность действовать предприимчиво, ему стоит попробовать силы в предпринимательстве как виде профессиональной деятельности.

Наряду со стремлением действовать предприимчиво формирование предпринимательской мотивации зависит и от наличия собственнических наклонностей. В отличие от нанимаемых работников, всегда работающих в чужом деле, предприниматели работают в своем собственном, являясь его владельцами. В составе этих наклонностей:

  • — чувство хозяина дела — восприятие деловой деятельности в парадигме “свое — чужое”, стремление к абсолютизации выгоды в целеполагании своего дела;
  • — собственнический склад ума — склонность рассматривать любые события под углом зрения незыблемости своих прав собственности, а также перспектив приращения и масштабирования объектов владения, пользования, распоряжения;
  • — расположенность к самостоятельному занятию собственным делом — профессиональной самоидентификации, самоопределению, самореализации в предпринимательстве, обеспечению самозанятости, самомотивации, самоорганизации, самодисциплины, самоконтроля, самоотдачи, самоэффективности в работе предпринимателем;
  • — склонность к лидерству — ведению окружения за собой для воплощения собственных или приватизированных идей, имеющих безоговорочный приоритет в стратегии и тактике действий, в том числе, как вариант, вопреки интересам ведомых;
  • — склонность к концентрации в собственных руках ключевых полномочий по управлению своим делом и к контролю персонала, клиентов, поставщиков, деловых партнеров, другого окружения (“командно-начальственные замашки”, “административный зуд”);
  • — безграничная решительность и смелость в отстаивании интересов своего дела в коммуникационной среде занятия предпринимательством.

Перечисленные качества детерминируют не только профессиональную предпринимательскую мотивацию, но также специфику отношения к занятию предпринимательством на профессиональной основе, представления людей о результатах и целях занятия делом, воспринимаемым ими как свое, а не чужое, подкрепляемое статусом и полномочиями владельцев бизнеса.

Начиная с XIX в. темы владения бизнесом и частной собственности неизменно окрашивались в эмоциональные тона в исследованиях феномена предпринимательства, особенно в генезисе антибуржуазных социально-экономических концепций. Эта чувствительность просматривается и в настоящее время в стремлении многих авторов уйти — ради морального обеления предпринимательства — от риторической констатации исполнения действующими предпринимателями профессиональных функций лишь в деле, которое воспринимается ими как свое собственное2.

Между тем самим российским предпринимателям очевидно, что вопреки негативному отношению отдельных людей к частной собственности они являются владельцами бизнеса, что удостоверяется фактом их государственной регистрации в установленном законом порядке сообразно требованиям ГК РФ. Владение бизнесом — не привилегия и не счастливый билет в состав праздного класса, а, напротив, статусная оболочка исполнения функций, составляющих каркас предпринимательской профессии. Осуществляя создание, текущее ведение, развитие, прекращение своего дела, предприниматели, по сути, выполняют работу по владению делом посредством управления им, что дает предпринимателям законные основания к получению предпринимательских доходов, а современному российскому социуму — к трактовке последних как экономически и морально оправданных. Поэтому нередко возникающая в дискуссиях дихотомия “труд и бизнес”, в которой упомянутые понятия наделяются полярно противоположным смыслом, не имеет убедительных оснований.

Запрос социума на предпринимательство и успешных предпринимателей охватывает весь объем этой квазидихотомии, отражая потребность в профессиональном владении бизнесом как повседневной работе по исполнению предпринимательских функций на приемлемом уровне профессионализма. Социуму необходимы предприниматели в их неотделимых друг от друга ипостасях — и как особая группа субъектов профессиональной деятельности, и как владельцы своего дела. Тем самым профессиональный ответ предпринимателей на данные запросы и состоит в выполнении соответствующих функций в своем собственном бизнесе.

Стараясь действовать предприимчиво в обстановке сравнительной неопределенности рыночных реалий, предприниматели также демонстрируют восприятие среды профессиональной деятельности как конкурентной, в которой можно преуспеть или уступить соперникам. Неизбежность соперничества в не всегда миролюбивой, тем более дружественной среде становится очевидным источником их предпринимательской мотивации. Осознание соперничества как потенциальной угрозы устойчивости собственного дела и одновременно предпосылки его постоянной эволюции детерминирует включение ими участия в конкуренции в программу действий, а это отражается на понимании личностного смысла занятия предпринимательством и на рефлексии его результатов.

Не случайно в результате длительной исторической практики в русскоязычной научной терминологии и бытовом лексиконе укоренились понятия “предприниматель” и “предпринимательство”, зеркально отражающие неизменно конкурентный характер предпринимательской среды. Предпринимать — означает принимать самостоятельные решения и действовать, опережая соперников (наперед их, перед ними). Выполняя предпринимательские функции, субъекты рассматриваемого вида профессиональной деятельности обязаны в процессе решения деятельных задач стремиться превзойти конкурентов или хотя бы не отстать. Они достигают профессиональных успехов только благодаря опережению конкурентов и недопущению или смягчению отставания от них (это показатели того, что предпринятые действия удались). Конкурентные преимущества следует всемерно поддерживать и укреплять, конкурентные недостатки — по возможности преодолевать.

Поэтому специфическую профессиональную важность для успешного занятия предпринимательством во всей многовековой истории мирового предпринимательства имела личная конкурентность субъектов этого вида профессиональной деятельности. Она состоит в принятии действительности в контексте необходимости постоянного соперничества и включает:

  • — склонность к соперничеству, совершению конкурентных действий (“жажда борьбы”);
  • — конкурентный образ мышления — расположенность к восприятию реалий предпринимательской среды как области постоянного профессионального противостояния конкурентам;
  • — стремление к опережению конкурентов, выигрышу ситуаций соперничества и избеганию отставания (“воля к победе”);
  • — критический позитивизм в отношении опыта участия в конкуренции, нацеленность на конструктивное преодоление своих ошибок и на использование ошибок соперников;
  • — стойкость, упорство, стрессоустойчивость, хладнокровие во взаимодействии с конкурентами;
  • — готовность к достижению временных компромиссов с соперниками, взаимовыгодному сотрудничеству и даже к партнерству с ними (конкуренция — не вечная борьба насмерть, а искусство взаимодействия с соперниками, в том числе не уступающими в силе).

Обладание перечисленными качествами способствует обеспечению действующими предпринимателями личной конкурентоспособности, а также конкурентной устойчивости собственного бизнеса. Часто личная конкурентность людей образно определяется как “конкурентный дух”.

Определение личностных качеств, профессионально важных для успешного занятия предпринимательством, и выделение кластеров ПВК успешного предпринимателя обобщим в табл. 1.

 

Таблица 1. Кластеры личностных качеств, профессионально важных для успешного занятия предпринимательством

Предприимчивость

Готовность действовать в обстановке неопределенности, к принятию на себя профессиональных рисков в сочетании со склонностью к их смягчению.

Расчетливость при принятии решений, подготовке и совершении действий.

Гибкость и маневренность в осуществлении деятельности.

Находчивость в поиске новых решений.

Проницательность в оценке происходящего.

Стремление к владению информационной повесткой.

Открытость к новизне.

Креативность

Собственнические

наклонности

Чувство хозяина дела.

Собственнический склад ума.

Расположенность к самостоятельному занятию собственным делом.

Склонность к лидерству, в том числе вопреки интересам ведомых.

Склонность к концентрации в своих руках ключевых полномочий по управлению и контролю.

Безграничная решительность и смелость в отстаивании интересов своего дела

Личная

конкурентность

Склонность к соперничеству, совершению конкурентных действий.

Конкурентный образ мышления.

Стремление к опережению конкурентов, выигрышу ситуаций соперничества и избеганию отставания.

Критический позитивизм в отношении опыта участия в конкуренции.

Стойкость, упорство, стрессоустойчивость, хладнокровие во взаимодействии с конкурентами.

Готовность к достижению временных компромиссов с соперниками, взаимовыгодному сотрудничеству и партнерству с ними

 

Чем в большей мере людям удается развить эти кластеры качеств в процессе предпринимательской профессионализации, тем более высоким окажется уровень их персональной конкурентоспособности в среде деятельности. Кластеры ПВК участвуют в формировании профиля личности профессионально пригодного, тем более профессионально успешного предпринимателя и тем самым — ядра идентичности личностного начала участия людей в предпринимательстве. У одних людей предприимчивость, собственнические наклонности, личная конкурентность выражены столь сильно, что окружение постоянно ощущает их наличие, у других острота скрыта от посторонних глаз.

Изложенные выше результаты исследования подкрепляются имеющимися экспертными оценками. Проведенный в 2023 г. опрос 187 молодых предпринимателей по ранее опубликованной методике [1] выявил высокий уровень релевантности представленного списка. 72% опрошенных предпринимателей показали, что список полностью их удовлетворяет, 28% — положительно оценив список ПВК предпринимателя, предлагали дополнить его такими важными, на их взгляд, качествами, как организованность, холодный ум, многогранность в анализе, стратегическое мышление, уважение к клиентам и персоналу, порядочность и доброта3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функциональная трактовка предпринимательства как вида профессиональной деятельности является условием изучения профессионально важных качеств успешного предпринимателя. Совершенствование диагностики данных качеств позволило бы улучшить механизм оценки степени личностной расположенности действующих и потенциальных предпринимателей к занятию этим видом деятельности на конкурентоспособном уровне. Поэтому проработка методики такой диагностики, а также вопросов конструирования, апробации и имплементации инструментария тестирования профессионально важных качеств предпринимателя имеет несомненную научную перспективу.

Структурирование рассматриваемых качеств как составных частей кластеров ПВК предпринимателя, а также интерпретация последних как элементов персонального профессионального ресурса предпринимателей необходимы для дальнейшего вдумчивого исследования таких малоизученных вопросов, как природа специфических предпринимательских задатков, этапы становления профессионально важных качеств, их роль в профессионалогенезе предпринимателей. Перспективным представляется, в частности, кластерный анализ каждой совокупности рассмотренных качеств.

Высокий уровень развития данных качеств позволяет в определенных обстоятельствах компенсировать недостаток общепрофессиональных и специальных знаний, что в прошлом нередко проявлялось в историях успехов предпринимателей-самоучек. Но интенсификация и глобализация конкуренции в современной предпринимательской среде предельно повышают актуальность сопоставления личностной расположенности акторов к исполнению предпринимательских функций и их функциональной компетентности. В этой связи проведенная в статье систематизация личностных качеств людей, профессионально важных для успешного занятия предпринимательством, может быть использована образовательными организациями для определения лучших траекторий профессионализации молодых российских предпринимателей, делающих первые шаги в создании своего дела, проведении стартапов собственных бизнес-проектов.

 

1 Вполне логично выглядит и запрос социума на разработку профессионального стандарта предпринимателя и функциональной карты к нему как межотраслевого нормативного документа, идентифицирующего специфический вид профессиональной деятельности, а также составляющих его профессио- нальных функций [28].

2 Парадоксальным исключением являются, например, воззрения русского философа И.А. Ильина, который, будучи в эмиграции и оппонируя одновременно марксизму и “антибуржуазному антимарксизму”, подвергавшему моральному осуждению феномен частной собственности, сформировал вполне позитивный образ последнего, в частности усматривая в нем высокий духовный смысл [13].

3 Часто предпринимателям незаслуженно приписывают массу негативных личностных качеств — от бытовой наглости, алчности, суетности до склонности при случае облапошить ближнего и стремления залезть в чужой карман, не прибегая к насилию. В таком внешнем обличье лихоимцев и прохиндеев профессиональные предприниматели (купцы, фабриканты, подрядчики и т.п.) нередко представали в беллетристике и иных произведениях искусства, проникнутых антибуржуазным пафосом. Еще более отвратительными оказывались обобщенные образы предпринимателей и их “типичные классовые черты” в художественной литературе советского периода. Однако перечисленные особенности людей очевидно не составляют их качества, профессионально важные для занятия предпринимательством как видом профессиональной деятельности, и совершенно точно не соответствуют требованиям социума к профессии предпринимателя.

×

About the authors

Yu. B. Rubin

Moscow University for Industry and Finance “Synergy”

Author for correspondence.
Email: logir1@yandex.ru

ScD (Economics), Head, Dept. of Entrepreneurship and Competition, President

Russian Federation, 129090, Moscow, Meschanskaya str., 9/14, bldg. 1

V. D. Shadrikov

SRU HSE

Email: shadrikov.vladimir@yandex.ru

ScD (Psychology), Research-professor, Dept. of Psychology

Russian Federation, 109028, Moscow, Pokrovsky Bulvar, 11

References

  1. Alekseeva E.V., Mozhzhuhin D.P., Pozina M.B., Rubin Yu.B. Nekotorye voprosy diagnostiki predprinimatel’skih sposobnostej shkol’nikov i ih sklonnosti k zanyatiyu predprinimatel’stvom. Sovremennaya kon- kurenciya. 2021. № 1 (81). P. 123–143. (In Rus- sian)
  2. Bodrov V.A. Psihologiya professional’noj prigodnosti. Moscow: PER SE, 2001. (In Russian)
  3. Bubnova P.P. Sistema professional’no vazhnyh kachestv i individual’nyj stil’ deyatel’nosti. Psihologiya sposobnostej. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovanij. Eds. P.P. Belova, A.L. Zhuravlev, D.V. Ushakov, G.A. Harlashina, M.A. Holodnaya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2015. P. 42–44. (In Russian)
  4. Veber M. Protestantskaya etika i duh kapitalizma. Moscow: Izd-vo AST, 2023. 320 р. (In Russian)
  5. Davidsson P. Issleduya predprinimatel’stvo. Trans from eng. A.Yu. Chepurenko, O.I. Obrazcovoj. Moscow: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2014. P. 23–24. (In Russian)
  6. Dal’ V.I. Tolkovyj slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka. V chetyrekh tomah. V. 3. Moscow: Rus. yaz., 1990. P. 388. (In Russian)
  7. Docenko E.L., Omarov E.Z. Lichnostnye resursy predprinimatel’skoj kar’ery. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyj universitet upravleniya). 2011. № 7. P. 70–72. (In Russian)
  8. Docenko E.L., Omarov E.Z. Chem zrelee postupki — tem uspeshnee biznes. V mire nauchnyh otkrytij. Krasnoyarsk: Nauchno-innovacionnyj centr, 2011. P. 41–43. (In Russian)
  9. Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. Delovaya aktivnost’ predprinimatelej: metody ocenki i vozdejstviya. Moscow: IP RAN, 1995. (In Russian)
  10. Zhuravlev A.L., Poznyakov V.P. Social’naya psihologiya rossijskogo predprinimatel’stva: Koncepciya psihologicheskih otnoshenij. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2012. 480 p. (In Russian)
  11. Zhuravleva N.A. Sovremennye tendencii v professional’nyh orientaciyah rossijskih predprinimatelej na social’nuyu otvetstvennost’. Psihologicheskij zhurnal. 2019. V. 40. № 6. C. 66–75. (In Russian)
  12. Zombart V. Burzhua. Moscow: Nauka, 1994. P. 45–49. (In Russian)
  13. Il’in I.A. Osnovy hristianskoj kul’tury. St. Petersburg: Izd-vo “Shpil’”, 2004. (In Russian)
  14. Karpov A.V. Ponyatie professional’no vazhnyh kachestv deyatel’nosti. Psihologiya truda. Moscow: Yurajt, 2013. 350 p. (In Russian)
  15. Kircner I. Konkurenciya i predprinimatel’stvo. Moscow: Yuniti-Dana, 2001. P. 56, 87. (In Russian)
  16. Klimov E.A. Puti v professionalizm (Psihologicheskij vzglyad). Moscow: Moskovskij psihologo-social’nyj institut: Flinta, 2003. (In Russian)
  17. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moscow: Mezhdunarodnyj gumanitarnyj fond “Znanie”, 1996. (In Russian)
  18. Musaelyan I.E., Slivnickij Yu.O. Psihologiya predprinimatel’stva — novaya oblast’ otechestvennoj psihologicheskoj nauki. Vestnik MGU. Ser. 14. Psihologiya. 1995. № 1. P. 3–7. (In Russian)
  19. Povarenkov Yu.P. Psihologicheskoe soderzhanie professional’nogo stanovleniya cheloveka. Moscow: URAO, 2002. (In Russian)
  20. Povarenkov Yu.P. Problemy psihologii professional’nogo stanovleniya lichnosti. Yaroslavl’: Kancler, 2008. 400 p. (In Russian)
  21. Pozina M.B., Hanova Z.G. Issledovatel’skie gorizonty izucheniya psihologii rossijskogo predprinimatel’stva. Sovremennaya konkurenciya. 2020. № 2 (78). P. 26–35. (In Russian)
  22. Poznyakov V.P., Filinkova E.B. Psihologiya uspeshnogo predprinimatel’stva: opyt issledovaniya i prakticheskoj raboty. Prikladnaya psihologiya. 1998. № 5. P. 32–43. (In Russian)
  23. Poznyakov V.P. Psihologicheskie otnosheniya i delovaya aktivnost’ sub”ektov ekonomicheskoj deyatel’nosti v usloviyah raznyh form sobstvennosti // Psikhologicheskii zhurnal. 2000. V. 21. № 6. P. 38–50. (In Russian)
  24. Poznyakov V.P. Itogi i perspektivy issledovaniya rossijskih predprinimatelej s pozicii koncepcii psihologicheskih otnoshenij. Problemy pedagogiki i psihologii. 2014. № 1. P. 267–273. (In Russian)
  25. Psihologiya predprinimatel’skoj deyatel’nosti. Ed. V.A. Bodrova. Moscow: IP RAN, 1995. (In Russian)
  26. Rubin Yu.B. Formirovanie kompetencij v sfere predprinimatel’stva na obrazovatel’nom prostranstve bakalavriata. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2016. № 1. (In Russian)
  27. Rubin Yu.B. Teoriya predprinimatel’stva: prostranstvo funkcional’nogo podhoda. Sovremennaya konkurenciya. 2018. № 1 (67). P. 83–103. (In Russian)
  28. Rubin Yu.B. O proekte professional’nogo standarta “Predprinimatel’ (Specialist po resheniyu predprinimatel’skih zadach)”. Sovremennaya konkurenciya. 2022. № 1. P. 5–28. (In Russian)
  29. Strelkov Yu.K. Inzhenernaya i professional’naya psihologiya: Ucheb. posobie. Moscow: ID “Akademiya”; Vysshaya shkola, 2001. (In Russian)
  30. Sej Zh.-B. Traktat politicheskoj ekonomii. Moscow: Soldatenkov, 1896. P. 60–62. (In Russian)
  31. Teplov B.M. Izbrannye trudy: V 2 t. V. 1: Psihologiya muzykal’nyh sposobnostej. Moscow: Pedagogika, 1985. (In Russian)
  32. Tolochek V.A. Kontinuum “zadatki — sposobnosti — professional’no vazhnye kachestva — kompetencii”: otkrytye voprosy. Psikhologicheskii zhurnal. 2020. V. 41. № 4. C. 32–45. (In Russian)
  33. Hanova Z.G. Sklonnost’ k predprinimatel’stvu kak motivacionno-smyslovoe obrazovanie lichnosti. Prikladnaya psihologiya: osnovnye problemy, perspektivy i novye napravleniya: Ucheb. posobie. Eds. O.I. Kayashevoj, M.B. Pozinoj. Saint Petersburg: Izd-vo “NIC ART”, 2018. P. 63–68. (In Russian)
  34. Shadrikov V.D. Problemy sistemogeneza professional’noj deyatel’nosti. Repr. vospr. teksta izdaniya 1982 g. Moscow: LogoP, 2007. 192 p. (In Russian)
  35. Shadrikov V.D. Professional’nye sposobnosti: monografiya Moscow: Universitetskaya kniga, 2010. 320 p. (In Russian)
  36. Shadrikov V.D. Sposobnosti i odarennost’ cheloveka: Monografiya. Moscow: Izdatel’stvo “Institut psikhologii RAN”, 2019. 274 p. (In Russian)
  37. Shumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Moscow: Progress, 1982. (In Russian)
  38. Yurevich A.V. Sovremennoe rossijskoe obshchestvo s pozicij psihologicheskih teorij. Voprosy psihologii. 2014. № 6. P. 14–25. (In Russian)
  39. Yakunin A.P. Social’no-psihologicheskaya interpretaciya podrostkami roli vzroslogo cheloveka “sobstvenniki” kak uslovie formirovaniya variantov zhizni. Psihologiya sposobnostej. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovanij. Eds. P.P. Belova, A.L. ZHuravlev, D.V. Ushakov, G.A. Harlashina, M.A. Holodnaya. Moscow: Izd-vo “Institut psikhologii RAN”, 2015. P. 237–239. (In Russian)
  40. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Oxford, England: Van Nostrand, 1964. 335 p.
  41. Bird B. Towards a Theory of Entrepreneurial Competency. Advances in Entrepreneurship. Firm Emergence and Growth. 1995. V. 2. P. 51–72. (In Russian)
  42. McClelland D.C. The Achieving Society. Princeton, NJ: Van Nostrand. Co, 1961. 512 p.
  43. McClelland D.C. Human motivation. Cambridge University Press, 1987 (Makklelland D. Motivaciya cheloveka. Saint Petersburg: Piter, 2007. 669 p.).
  44. Morris M., Webb J., Fu J., Singhal P. A Competency-Based Perspective on Entrepreneurship Education: Conceptual and Empirical Insights. Journal of Small Business Management. 2013. V. 51. № 3. P. 352–369. doi: 10.1111/jsbm.12023
  45. Morris M., Kaplan J. Entrepreneurial (versus managerial) competencies as drivers of entrepreneurship education. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy — 2014: In association with the United States association for small business and entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. P. 134–151. doi: 10.4337/9781783471454.00014
  46. Neck H., Greene P., Brush C. Teaching Entrepreneurship A Practice-Based Approach. Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2014. 339 p. doi: 10.4337/9781782540564
  47. Ronen J. The rise and decay of entrepreneurship: A different perspective. Journal of Behavioral Economics, Elsevier. 1989. V. 18 (3). P. 167–184.
  48. Rotter J.B. Generalized expectancies of internal versus external control of reinforcements. Psychological Monographs: General and Applied. 1966. V. 80. № 1 (Whole 609). P. 1–28.
  49. Rubin Yu., Lednev M., Mozhzhukhin D. Entrepreneurship education in action: a matrix of competencies for a bachelor’s degree program. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton, MA: Edward Elgar Publishing Limited, 2018. P. 187–202. DOI: 10.4337/ 9781788114950
  50. Vesper K., McMullan W. Entrepreneurship: Today Courses, Tomorrow Degrees?. Entrepreneurship Theory and Practice. 1998. V. 13. № 1. P. 7–13. DOI: 10.1177/ 104225878801300102
  51. White R., Hertz G., Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: a Call to Action for the Discipline. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy: In Association with the United States Association for Small Business and Entrepreneurship (USASBE). Northampton. MA: Edward Elgar Publishing Limited. 2016. P. 127–147. doi: 10.4337/9781784719166.00013

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Рубин Ю.B., Шадриков В.D.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».