Переживание стресса оставленности и беспомощности в подростковом возрасте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Представлены результаты сравнения переживания разных стрессовых ситуаций, в том числе ситуаций оставленности и беспомощности, и способов совладания с ними в подростковом возрасте. Исследование проводилось на выборке учащихся общеобразовательной школы в возрасте 12–14 лет (хвозраст = 12.5; mеdвозраст = 12; sdвозраст = 0.7). Общий объем выборки составил 80 человек (39 девочек и 41 мальчик). Использовались следующие методики: Цветовой тест отношений в адаптации Е.Ф. Бажина, А.М. Эткинда; Юношеская копинг-шкала Э. Фрайденберг, Р. Льюиса в адаптации Т.Л. Крюковой; Шкала воспринимаемого стресса, детский вариант. Показано, что наиболее трудной для подростков является стрессовая ситуация оставленности, связанная с эмоциональной, информационной или социальной депривацией ребенка. Установлено, что по уровню воспринимаемого стресса подростки этой группы близки (U = 69.0; p = 0.44) к группе респондентов, отметивших в качестве стрессовой ситуации экстремальные жизненные события (группа “Экстремальная ситуация”), и отличаются от подростков, переживающих стресс оценки (U = 51.5; p = 0.02) и беспомощности (U = 82.5; p = 0.019) (группы “Оценочная ситуация” и “Беспомощность” соответственно). Выявлено, что в оценках проективной ситуации, согласно сюжету которой родители на время оставляют ребенка одного дома, группы “Оставленность” и “Экстремальная ситуация” также оказываются схожими (обнаружены преимущественно негативные оценки ситуации). Определено, что при совладании со стрессом для группы “Беспомощность” свойственны копинг-стратегии, указывающие на актуальность обращения к социальной поддержке, а для группы “Оставленность”, в отличие от всех остальных групп, типична стратегия Игнорирование (р < 0.05).

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Н. Е. Харламенкова

ФГБУН Институт психологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: harlamenkovane@ipran.ru

доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях, заместитель директора

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1

Д. А. Никитина

ФГБУН Институт психологии РАН

Email: shatalovane@ipran.ru

кандидат психологических наук, научный сотрудник

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1

Н. Е. Шаталова

ФГБУН Институт психологии РАН

Email: nikitinada@ipran.ru

ведущий специалист

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1

Е. Н. Дымова

ФГБУН Институт психологии РАН

Email: dymovaen@ipran.ru

младший научный сотрудник

Россия, 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1

Список литературы

  1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. СПб.: Иматон, 1995.
  2. Залевский Г.В., Завертяева А.А. Диагностика состояния беспомощности в старшем дошкольном возрасте // Медицинская психология в России. 2018. T. 10. № 1. C. 4. doi: 10.24411/2219-8245-2018-11040
  3. Карпушкина Н.В., Конева И.А., Юдина Е.А. Особенности суицидального поведения подростков с детским церебральным параличом // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 3 (55). С. 149–156. doi: 10.37724/RSU.2020.55.3.018
  4. Катаргина Г.Н. Анализ понятия “психологическая беспомощность” // Устойчивое развитие науки и образования. 2021. № 5 (56). С. 70–73.
  5. Колесова Н.А. Психологические особенности семей детей с личностной беспомощностью // Современное педагогическое образование. 2020. № 6. С. 132–135.
  6. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. 2-е изд., испр. и доп. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010.
  7. Польская Н.А., Цейтлина М.Д., Якубовская Д.К. Чувствительность к отвержению и нарушения психического здоровья // Вопросы психологии. 2020. № 5. С. 119–129.
  8. Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н. Психологические последствия переживания стресса в детском возрасте — феномены “оставленности” и “вовлеченности” // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 71–96. doi: 10.17759/cpse.2022110303
  9. Циринг Д.А. Психологическое содержание волевого компонента личностной беспомощности у детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 4. С. 60–63.
  10. Циринг Д.А., Пономарева И.В., Овчинников М.В. и др. Средовая природа личностной беспомощности: результаты эмпирического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 10. С. 283–296. doi: 10.12731/2218-7405-2015-10-25
  11. Янь Д. Бывшие китайские “оставленные дети” как нынешние субъекты родительского труда: представления о мотивации // Глобальные вызовы демографическому развитию: Сборник научных статей: В 2 т. / Ред. О.А. Козлова [и др.]. Том II. Екатеринбург: Институт экономики Уральского отделения РАН, 2022. С. 352–360. doi: 10.17059/udf-2022-4-33
  12. Breggin P.R., Stolzer J. Psychological helplessness and feeling undeserving of love: Windows into suffering and healing // The Humanistic Psychologist. 2020. V. 48. № 2. P. 113–132. doi: 10.1037/hum0000175
  13. D’Agostino A., Pepi R., Monti M.R. et al. The feeling of emptiness: a review of a complex subjective experience // Harvard Review of Psychiatry. 2020. V. 28. № 5. Р. 287–295. doi: 10.1097/HRP.0000000000000269
  14. Humphreys K.L. Future directions in the study and treatment of parent-child separation // Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology. 2019. V. 48. № 1. Р. 166–178. doi: 10.1080/15374416.2018.1534209
  15. Kochel K.P., Rafferty D. Prospective associations between children’s depressive symptoms and peer victimization: The role of social helplessness // British Journal of Developmental Psychology. 2020. V. 38. № 1. Р. 15–30. doi: 10.1111/bjdp.12301
  16. Lifshin U., Mikulincer M., Kretchner M. Motivated helplessness in the context of the COVID-19 pandemic: Evidence for a curvilinear relationship between perceived ability to avoid the virus and anxiety // Journal of Social and Clinical Psychology. 2020. V. 39. № 6. P. 479–497. doi: 10.1521/jscp.2020.39.6.479
  17. López J., Velasco C., Noriega C. The role of acceptance in parents whose child suffers from cancer // European Journal of Cancer Care. 2021. V. 30. № 4. Art. e13406. doi: 10.1111/ecc.13406
  18. Palihawadana V., Broadbear J.H., Rao S. Reviewing the clinical significance of 'fear of abandonment’ in borderline personality disorder // Australasian Psychiatry. 2019. V. 27. № 1. P. 60–63. doi: 10.1177/10398562188 10154
  19. Ponomareva I.V., Sizova Ya.N., Evstafeeva E.A. Cultural and ethnic factor contributing to personal helplessness: Theoretical foundation of research // Contemporary Dilemmas: Education, Politics and Values. 2019. V. 7. № 1. P. 91.
  20. Rygaard N.P. Improving the mental health of abandoned children: Experiences from a global online intervention // American Psychologist. 2020. V. 75. № 9. P. 1376–1388. doi: 10.1037/amp0000726
  21. Stojanov J., Stankovic M., Zikic O. et al. The risk for nonpsychotic postpartum mood and anxiety disorders during the COVID-19 pandemic // The International Journal of Psychiatry in Medicine. 2021. V. 56. № 4. P. 228–239. doi: 10.1177/0091217420981533
  22. van IJzendoorn M.H., Bakermans-Kranenburg M.J. Tearing down or fixing up institutional care for abandoned children? Comment on Rygaard (2020) // American Psychologist. 2022. V. 77. № 1. P. 135–137. doi: 10.1037/amp0000912
  23. Viniegra C.C., Aumeunier-Gizard M.F. Facilitating integrated mental, emotional, and physical states in children who have suffered early abandonment trauma // European Journal of Trauma & Dissociation. 2021. V. 5. № 4. Art. 100214. doi: 10.1016/j.ejtd.2021.100214
  24. White B.P. The perceived stress scale for children: A pilot study in a sample of 153 children // International Journal of Pediatrics and Child Health. 2014. V. 2 (2). Р. 45–52. doi: 10.12974/2311-8687.2014.02.02.4
  25. Zhu S., Zhuang Y., Ip P. Impacts on children and adolescents’ lifestyle, social support and their association with negative impacts of the COVID-19 pandemic // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. V. 18. № 9. Art. 4780. doi: 10.3390/ijerph18094780

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А., Шаталова Н.Е., Дымова Е.Н., 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».