Информационно-измерительная и управляющая система на основе спутниковой радионавигационной системы для решения задач посадки летательных аппаратов
- Авторы: Иванов А.В.1, Москвитин С.П.1, Иванов А.А.1, Лежнева Н.А.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «ТГТУ»
- Выпуск: Том 30, № 4 (2024)
- Страницы: 608-620
- Раздел: Автоматика. Информатика. Управление. Приборы
- URL: https://ogarev-online.ru/0136-5835/article/view/278148
- DOI: https://doi.org/10.17277/vestnik.2024.04.pp.608-620
- ID: 278148
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Методами марковской теории оценивания случайных процессов проведен синтез оптимальных алгоритмов для информационно-измерительной и управляющей системы на основе спутниковой радионавигационной системы для решения задач посадки летательных аппаратов. Для обеспечения контроля целостности навигационных данных синтезированы три независимых канала обработки выходных сигналов спутниковой радионавигационной системы, радиовысотомера, барометрического высотомера и инерциальной навигационной системы. Разработана структурная схема обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе с контролем целостности истинной высоты полета летательного аппарата.
Полный текст
Введение
Важным этапом полета летательного аппарата (ЛА) является заход на посадку и посадка. При заходе на посадку с применением посадочной системы ЛА должен быть с допустимой вероятностью выведен в некоторую область пространства, положение и размеры которой зависят от посадочного метеоминимума. Данная область представляет собой пространство допустимых отклонений ЛА от заданной посадочной траектории, попадание в которое гарантирует, при условии нахождения скорости в установленных пределах, что ЛА выполнит необходимый корректирующий маневр и приземлится в заданной точке взлетно-посадочной полосы. Границы этой области определяются допустимыми боковыми отклонениями в горизонтальной области и отклонениями по высоте от заданной траектории посадки, которые зависят от расстояния до точки приземления. При решении задач захода на посадку и посадки навигационно-посадочный комплекс должен обеспечивать высокую точность определения места и истинной высоты полета ЛА. Требования к точности определения места и высоты при заходе на посадку и посадке самолетов по категориям ICAO (Международная организация гражданской авиации) приведены в табл. 1 [1].
Кроме точности навигационного обеспечения важным является его целостность. Под целостностью системы навигационного обеспечения понимается возможность своевременно обнаруживать аномальную работу ее элементов и защищать результат решения навигационной задачи от влияния этих аномалий.
Таблица 1
Требования к точности определения места и высоты при заходе на посадку и посадке самолетов по категориям ICAO
Категория | Высота над | Требования к | |
боковая | вертикальная | ||
1 | 30,0 (716) | 4,5…8,5 | 1,5…2,0 |
2 | 15,0 (358) | 2,3…2,6 | 0,7…0,85 |
3 | 2,4 (57) | 2,0 | 0,2…0,3 |
Наиболее жесткие требования по целостности предъявляются к системе при заходе и посадке по 1, 2 и 3-й категориям ICAO, которые составляют, соответственно, 0,999999, 0,999999 и 0,9999999995 при допустимом времени предупреждения не более 1 с [1].
Для решения задач захода на посадку и посадки летательного аппарата широкое распространение получили информационно-измерительные и управляющие системы – навигационно-посадочные комплексы (НПК). В состав навигационно-посадочных комплексов включают аппаратуру приема сигналов спутниковых радионавигационных систем (СРНС), радиовысотомер (РВ), барометрический высотомер (БВ) и инерциальную навигационную систему (ИНС) [2].
Для создания алгоритмического обеспечения навигационно-посадочного комплекса широко используются методы марковской теории оптимального оценивания случайных процессов [3 – 5], позволяющие создать комплексные оптимальные алгоритмы обработки информации. Выполнение требований ИКАО по точности в навигационно-посадочных комплексах обеспечивается за счет наличия в их составе радиотехнических измерителей СРНС и РВ. В то же время использование СРНС и РВ приводит к ряду проблем:
- – появление на выходе СРНС недостоверных данных, что связанно с возникновением аномальных измерений в режиме слежения на выходе следящей системы за задержкой до навигационного космического аппарата (НКА) в аппаратуре приема сигналов СРНС или с передачей потребителю недостоверных данных о координатах местоположения НКА [6];
- – кратковременное пропадание сигнала на выходе аппаратуры приема сигналов СРНС, что обусловлено влиянием канала распространения на радиосигнал, затенением приемной антенны, возникновением многолучевости распространения радиосигнала;
- – кратковременное пропадание сигнала на выходе РВ в случаях захода на посадку со стороны моря или в зимнее время при наличии снежного покрова и льда;
- – полное пропадание сигнала на выходе аппаратуры приема сигналов СРНС или на выходе РВ в случаях отказа аппаратуры.
Указанные проблемы приводят к появлению ошибок определения истинной высоты полета ЛА на выходе навигационно-посадочного комплекса, что является опасным при категорируемом заходе на посадку и посадке ЛА. Для целостности навигационного обеспечения в работах [7, 8] разработаны НПК, в которых проводится определение наличия или отсутствия радиосигнала на входе аппаратуры приема СРНС, что позволяет при отсутствии радиосигнала СРНС исключать его из дальнейшей обработки. В исследовании [9] разработан НПК, в котором оценивается мощность радиосигнала на входе аппаратуры приема СРНС для принятия решения о его дальнейшем использовании.
В данной работе в целях обеспечения целостности навигационных данных на выходе навигационно-посадочного комплекса предлагается за счет избыточности информации создать три независимых канала обработки информации и разработать схему контроля целостности.
Цель работы – методами марковской теории оптимального оценивания случайных процессов синтезировать алгоритмы обработки информации и разработать структурную схему навигационно-посадочного комплекса, в котором проводится контроль целостности истинной высоты полета ЛА.
Постановка задачи
Координаты местоположения и параметры движения ЛА в вертикальной плоскости (вертикальный канал) будем определять в нормальной земной системе координат OXg YgZg, у которой ось OXg направлена на Север, OYg – на Восток, OZg – вверх по местной вертикали.
Инерциальная навигационная система представляет собой стабилизируемую в горизонтальной плоскости свободную в азимуте платформу. Начало инерциальной системы координат OXиYиZи совпадает с центром масс ЛА. Начальная выставка осуществлена, ось OXи направлена на Север, оси OYи – на Восток и OZи – вверх по местной вертикали. Выходные сигналы ИНС дискретизированы по времени. С учетом вышесказанного, сигнал на выходе ИНС в вертикальной плоскости по оси OZи можно записать в виде [10]
, (1)
где (tk+1) и a(tk+1) – измеренные и истинные значения составляющей вектора ускорения ЛА по оси OZи соответственно; g – ускорение свободного падения; αa и – коэффициент, характеризующий ширину спектра погрешности, и дисперсия флуктуационной погрешности соответственно; tk+1 – tk = T – интервал дискретизации; naZ(tk+1) – независимые выборки гауссовского процесса с нулевым математическим ожиданием и единичной дисперсией; ΔaZ(tk+1) – постоянная составляющая погрешности измерения ускорения
. (2)
При решении задач захода на посадку и, особенно, что наиболее важно при посадке, можно полагать, что относительная высота совпадает с истинной высотой полета ЛА. Поэтому полагаем, что измерение высоты при помощи БВ осуществляется относительно давления на уровне (R + hаэр), где R0 – известный радиус-вектор геоцентрической (сферической) системы координат, hаэр – высота рельефа местности в точке аэродрома. Тогда при условии, что систематическая ошибка учтена при выставке БВ, сигнал на выходе БВ в дискретные моменты времени будет иметь вид [3]
, (3)
где – значение истинной высоты; и – соответственно постоянная ошибка и флуктуационная погрешность, описываемые выражениями:
;
, , (4)
в которых
; ; (5)
и – коэффициент, характеризующий ширину спектра погрешности, и дисперсия флуктуационной погрешности соответственно; nи(tk) – независимые выборки гауссовского процесса с нулевым математическим ожиданием и единичной дисперсией.
Аппаратура приема сигналов СРНС обеспечивает прием радиосигналов СРНС ГЛОНАСС. Считаем, что преобразование выходных данных о местоположении ЛА из системы координат ПЗ-90, в которой работает СРНС ГЛОНАСС, в нормальную земную систему координат выполнено. В этом случае измеренное значение высоты ЛА относительно центра Земли на выходе аппаратуры приема в дискретные моменты времени tk+1, k = 0, 1, 2, …, аналогично [11] представим в виде
, (6)
где nztk+1 – независимые выборки гауссовского случайного процесса с нулевым математическим ожиданием и единичной дисперсией; σz – среднеквадратическая ошибка измерения высоты ЛА.
Радиовысотомер проводит измерение истинной высоты полета ЛА. Измеренное значение истинной высоты ЛА на выходе радиовысотомера в дискретные моменты времени tk+1, k = 0, 1, 2, …, аналогично [3] представим в виде
, (7)
где nPB(tk+1) – независимые выборки гауссовского случайного процесса с нулевым математическим ожиданием и единичной дисперсией; σPB – среднеквадратическая ошибка измерения высоты ЛА.
Задание математической модели изменения положения объекта в вертикальной плоскости предполагает описание изменения его положения во времени. Зададим это системой дифференциальных уравнений вида:
; . (8)
Для задания модели изменения во времени ускорения ЛА в вертикальной плоскости применяют принцип распределения информации [3] между векторами наблюдения и управления. Согласно этому принципу значение составляющей ускорения объекта в математической модели (8) заменим на измеренное ИНС, то есть выходной сигнал ИНС используем в качестве компоненты вектора управления. В результате для дискретных моментов времени получим:
; (9)
. (10)
Подлежащий оцениванию вектор состояния в вертикальной плоскости, характеризующий положение объекта и скорость изменения этого положения во времени, включает четыре компоненты и в соответствии с (2), (4), (9), (10) описывается разностным векторно-матричным стохастическим уравнением
, (11)
где – известный вектор управления; Nx(tk) = naZ (tk) – формирующие стандартные гауссовские случайные величины; Φxx – фундаментальная матрица размером (4 × 4) с ненулевыми элементами , , , ; Ψ – переходная матрица управления размером (4 × 2) с ненулевыми элементами , , , ; и Гx – переходной вектор возмущения размером (4 × 1) с ненулевыми элементами, .
Вектор наблюдения включает наблюдения на выходе БВ , аппаратуры приема сигналов СРНС и радиовысотомера , которые в дискретные моменты времени tk+1, k = 0, 1, 2, …, в соответствии с (3), (6), (7) описываются выражениями:
; (12)
; (13)
, (14)
где H1, H2, H3 – векторы наблюдения размером (1 × 4) с ненулевыми элементами – известная величина; ; – шум наблюдения сигнала СРНС; ; – шум наблюдения сигнала РВ.
Комплексные оптимальные алгоритмы обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – НПК ЛА с контролем целостности
Для получения алгоритмов комплексной оптимальной обработки информации в навигационно-посадочном комплексе с возможностью контроля целостности, выдаваемой комплексом истинной высоты полета ЛА, используем методы марковской теории оптимального оценивания. Применяя данные методы, синтезируем в навигационно-посадочном комплексе оптимальные алгоритмы обработки информации для трех каналов, а именно каналы обработки выходных сигналов: СРНС, БВ и ИНС; РВ, БВ и ИНС; БВ и ИНС.
Алгоритмы обработки информации в навигационно-посадочном комплексе по сигналам СРНС, БВ и ИНС
Подлежащий оцениванию вектор состояния X(tk+1) включает четыре компоненты и описывается разностным векторно-матричным стохастическим уравнением (11). Вектор наблюдения включает наблюдения на выходе БВ и аппаратуры приема сигналов СРНС , которые в дискретные моменты времени tk+1, k = 0, 1, 2, …, описываются выражениями (12), (13).
Оценка вектора состояния , полученная методами марковской теории оптимального оценивания по критерию минимума апостериорной дисперсии ошибки оценивания, будет определяться выражением [3, 4]
, (15)
где K1(tk+1) и K2(tk+1) – вектор-столбцы размером (4 × 1) матрицы оптимальных коэффициентов передачи, которую можно представить в виде
.
Матрица оптимальных коэффициентов передачи определяется соотношениями:
; (16)
, (17)
в которых P(tk+1) – матрица вторых центральных моментов (ковариаций) ошибок оценивания размером (4 × 4); Φyx(tk+1, tk) , Byx , Byy – блочные матрицы, имеющие вид:
;
;
;
;
;
;
Уравнение (15) определяет структуру канала оптимальной обработки выходных сигналов СРНС, БВ и ИНС, а уравнения (16) и (17) определяют параметры устройства, в котором происходит обработка информации. Структурная схема канала обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – навигационно-посадочном комплексе по сигналам СРНС, ИНС и БВ, разработанная на основе алгоритма (15), представлена на рис. 1.
Рис. 1. Структурная схема канала обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – НПК по сигналам СРНС, ИНС и БВ
В состав структурной схемы обработки информации входят сумматоры, усилители и линии задержки. Входными сигналами для схемы служат выходные сигналы СРНС, БВ и ИНС. Выходной сигнал ИНС используется в качестве вектора управления.
Алгоритмы обработки информации в навигационно-посадочном комплексе по сигналам РВ, БВ и ИНС
Подлежащий оцениванию вектор состояния X(tk+1) включает четыре компоненты и описывается разностным векторно-матричным стохастическим уравнением (11). Вектор наблюдения , включает наблюдения на выходе БВ и РВ , которые в дискретные моменты времени tk+1, k = 0, 1, 2, …, описываются выражениями (12), (14).
Оценка вектора состояния , полученная методами марковской теории оптимального оценивания по критерию минимума апостериорной дисперсии ошибки оценивания, определяется выражением [3, 4]
, (18)
где K1(tk+1) и K2(tk+1 – вектор-столбцы размером (4 × 1) матрицы оптимальных коэффициентов передачи, которую можно представить в виде
.
Матрица оптимальных коэффициентов передачи определяется соотношениями (16), (17), в которых P(tk+1) – матрица вторых центральных моментов (ковариаций) ошибок оценивания размером (4 × 4); Φyx(tk+1,tk), Bxy , Byy – блочные матрицы:
;
;
;
;
;
;
Уравнение (18) определяет структуру канала оптимальной обработки выходных сигналов РВ, БВ и ИНС. Структурная схема канала обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – навигационно-посадочном комплексе по сигналам РВ, ИНС и БВ, разработанная на основе алгоритма (18), представлена на рис. 2.
В состав структурной схемы обработки информации входят сумматоры, усилители и линии задержки. Входными сигналами для схемы служат выходные сигналы РВ и БВ. Выходной сигнал ИНС используется в качестве вектора управления.
Алгоритмы обработки информации в навигационно-посадочном комплексе по сигналам БВ и ИНС
Подлежащий оцениванию вектор состояния X(tk+1) включает четыре компоненты и описывается разностным векторно-матричным стохастическим уравнением (11). Вектор наблюдения включает наблюдение на выходе БВ , которое в дискретные моменты времени tk+1, k = 0, 1, 2, …, описывается выражением (12).
Рис. 2. Структурная схема обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – НПК по сигналам РВ, ИНС и БВ
Оценка вектора состояния , полученная методами марковской теории оптимального оценивания по критерию минимума апостериорной дисперсии ошибки оценивания, будет определяться выражением [3, 4]
, (19)
где K(tk+1) – матрицы оптимальных коэффициентов передачи размером (4 × 1), определяемая соотношениями (16), (17), в которых P(tk+1) – матрица вторых центральных моментов (ковариаций) ошибок оценивания размером (4×4); Φyx(tk+1,tk ) , Bxy , Byy – матрицы:
;
;
.
Уравнение (19) определяет структуру канала оптимальной обработки выходных сигналов БВ и ИНС. Структурная схема канала обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – навигационно-посадочном комплексе по сигналам ИНС и БВ, разработанная на основе алгоритма (19) представлена на рис. 3.
Рис. 3. Структурная схема обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – НПК по сигналам ИНС и БВ
В состав структурной схемы обработки информации входят сумматоры, усилители и линии задержки. Входным сигналом для схемы служит выходной сигнал БВ. Выходной сигнал ИНС используется в качестве вектора управления.
В соответствии с полученными оптимальными алгоритмами обработки информации разработана структурная схема обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – навигационно посадочном комплексе с контролем целостности истинной высоты полета ЛА. Структурная схема, представленная на рис. 4, включает канал обработки информации по сигналам СРНС, ИНС и БВ; канал обработки информации по сигналам РВ, ИНС и БВ; канал обработки информации по сигналам ИНС и БВ; схему контроля целостности.
Рис. 4. Структурная схема обработки информации в информационно-измерительной и управляющей системе – НПК с контролем целостности истинной высоты полета ЛА
Алгоритм работы схемы контроля целостности следующий:
- – определение значения модуля абсолютнойошибки оценивания истинной высоты (первая компонента вектора состояния) между значением, вычисленным в канале обработки информации по сигналам СРНС, ИНС и БВ, и значением, вычисленным в канале обработки информации по сигналам ИНС и БВ. Сравнение этого значения в пороговом устройстве (ПУ) с допустимым значением ΔСЗРС и в случае, если модуль абсолютного значения ошибки превышает пороговое значение, исключение оценки вектора состояния , полученной в канале обработки информации по сигналам СРНС, ИНС и БВ, из дальнейшей обработки;
- – определение значения модуля абсолютной ошибки оценивания истинной высоты (первая компонента вектора состояния) между значением, вычисленным в канале обработки информации по сигналам РВ, ИНС и БВ, и значением, вычисленным в канале обработки информации по сигналам ИНС и БВ. Сравнение этого значения в ПУ с допустимым значением и в случае, если модуль абсолютного значения ошибки превышает пороговое значение, исключение оценки вектора состояния , полученной в канале обработки информации по сигналам РВ, ИНС и БВ, из дальнейшей обработки;
- – вычисление в схеме принятия решения (СПР) оценки вектора состояния на выходе навигационно-посадочного комплекса. Оценка вычисляется как среднее арифметическое из всех оценок, поступающих на ее вход.
Отличительной особенностью схемы является то, что полученная на выходе оценка вектора состояния в качестве обратной связи поступает в канал обработки информации по сигналам ИНС и БВ. Это позволяет производить коррекцию медленно нарастающих во времени ошибок ИНС по сигналам РВ и СРНС.
Заключение
Методами марковской теории оценивания случайных процессов проведен синтез оптимальных алгоритмов обработки информации для навигационно-посадочного комплекса с контролем целостности истинной высоты полета ЛА. Для обеспечения контроля целостности синтезированы три независимых канала обработки информации: канал обработки выходных сигналов СРНС, БВ и ИНС; канал обработки выходных сигналов РВ, БВ и ИНС; канал обработки выходных сигналов БВ и ИНС. Разработана структурная схема обработки информации в навигационно-посадочном комплексе.
Об авторах
Александр Васильевич Иванов
ФГБОУ ВО «ТГТУ»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aleksandr-ivanov68@yandex.ru
доктор технических наук, профессор кафедры «Радиотехника»
Россия, ТамбовСергей Петрович Москвитин
ФГБОУ ВО «ТГТУ»
Email: aleksandr-ivanov68@yandex.ru
кандидат технических наук, доцент кафедры «Радиотехника»
Россия, ТамбовАндрей Александрович Иванов
ФГБОУ ВО «ТГТУ»
Email: aleksandr-ivanov68@yandex.ru
аспирант кафедры «Радиотехника»
Россия, ТамбовНаталия Александровна Лежнева
ФГБОУ ВО «ТГТУ»
Email: aleksandr-ivanov68@yandex.ru
аспирант кафедры «Радиотехника»
Россия, ТамбовСписок литературы
- ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А. И. Перова, В. Н. Харисова. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Радиотехника, 2005. – 688 с.
- Веремейко, К. К. Навигационно-посадочный комплекс на основе спутниковой радионавигационной системы / К. К. Веремейко, В. А. Тихонов // Радиотехника. – 1996. – № 1. – С. 94 – 107.
- Ярлыков, М. С. Статистическая теория радионавигации / М. С. Ярлыков. – М.: Радио и связь, 1985. – 344 с.
- Ярлыков, М. С. Марковская теория оценивания случайных процессов / М. С. Ярлыков, М. А. Миронов. – М. : Радио и связь, 1993. – 464 с.
- Иванов, А. В. Обработка многомерных сигналов. Нелинейная многомерная обработка сигналов спутниковых радионавигационных систем в комплексах самолетовождения / А. В. Иванов. – М. : Радиотехника, 2012. – 176 с.
- Адаптивные алгоритмы обработки информации в навигационных комплексах подвижных наземных объектов / А. В. Иванов, В. Ю. Шишкин, Д. В. Бойков, Н. А. Лежнева, А. А. Иванов // Радиотехника и электроника. – 2021. – № 8(66). – С. 1 – 12.
- Ярлыков, М. С. Заход на посадку и посадка самолётов по сигналам спутниковых радионавигационных систем / М. С. Ярлыков, Н. Д. Пригонюк // Радиотехника. – 2001. – № 1. – C. 30 – 43.
- Иванов, А. В. Определение аномальных измерений радиосигналов спутниковой радионавигационной системой методом статистической обработки невязок измерений / А. В. Иванов, С. П. Москвитин, Н. А. Лежнева, А. А. Иванов // Вестн. Тамб. гос. техн. ун-та. – 2023. – Т. 29, № 1. – C. 27 – 40. doi: 10.17277/ vestnik.2023.01.pp.027-040
- Иванов, А. В. Совместное многоальтернативное обнаружение и оценивание сигналов спутниковых радионавигационных систем / А.В. Иванов // Радиотехника. – 2004. – № 7. – С. 29 – 36.
- Бабич, О. А. Обработка информации в навигационных комплексах / О. А. Бабич. – М. : Машиностроение, 1991. – 512 с.
- Иванов, А. В. Комплексные оптимальные алгоритмы обработки информации в навигационных системах подвижных наземных объектов с контролем целостности навигационного обеспечения / А.В. Иванов // Радиотехника. – 2010. – № 5. – С. 12 – 17.
Дополнительные файлы
