ДЕТИ В МАЛОИМУЩИХ МИГРАНТСКИХ ДОМОХОЗЯЙСТВАХ В РОССИИ (часть 1)
- Авторы: Мукомель В.И1
-
Учреждения:
- Институт социологии ФНИСЦ РАН
- Выпуск: № 11 (2025)
- Страницы: 52-64
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ МИГРАЦИИ
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-1625/article/view/357826
- DOI: https://doi.org/10.7868/S3034577X25110056
- ID: 357826
Аннотация
В России постоянно находятся от 600 тыс. до миллиона детей мигрантов. Их родители, в подавляющем большинстве не имеющие прав на социальные пособия, находятся в сложном положении, не позволяющем обеспечивать своим семьям достойный образ жизни. Особенно уязвимы дети мигрантов, находящиеся в бедности, сталкивающиеся с проблемами физического, психологического развития, социализации и интеграции в принимающий социум. В статье даются оценки распространенности бедности в мигрантских домохозяйствах и анализируются их социально-демографические профили. Оценивается доступность для бедных детей мигрантов учреждений дошкольного и школьного образования, знание русского языка и жилищные условия. Проводится анализ человеческого и социального капитала их родителей и уровня интеграции и миграционных стратегий. Эмпирической базой послужили социологические опросы иностранных граждан 2011, 2017, 2020 и 2023 гг., в которых зафиксировано соответственно 2760, 7245, 673 и 2697 домохозяйств, где имелись сведения об их бюджетах.
Об авторах
В. И Мукомель
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: mukomel@isras.ru
доктор социологических наук, главный научный сотрудник, руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии ФНИСЦ РАН Москва, Россия
Список литературы
- Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования / Под ред. Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. М.: Этносфера, 2022.
- Адаптация и интеграция мигрантов в России: вызовы, реалии, индикаторы / Отв. ред. В.И. Мукомель, К.С. Григорьева. М.: ФНИСЦ РАН, 2022.
- Александров Д., Бараново В., Иванович В. Дети и родители – мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. Вып. 1. С. 176–199. doi: 10.17323/1814-9545-2012-1-176-199.
- Гулюгина А.А., Чащина Т.В. Уровень жизни домохозяйств с детьми в современной России: факторы риска // Уровень жизни населения регионов России. 2023. Т. 19. № 4. С. 556–571. doi: 10.52180/1999-9836_2023_19_4_7_556_571.
- Индикаторы образования: 2025: стат. сб. М.: ИСИЭЗ BLIЭ, 2025.
- Неведицына Т.В., Аткина К.Б. Развитие межкультурной компетентности детей дошкольного возраста // Адаптация и интеграция детей из семей мигрантов в российской системе образования / Под ред. Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. М.: Этносфера, 2022.
- Омельченко Е.А. Дети из семей мигрантов в российской школе: проблемы адаптации в контексте международных подходов // Вопросы этнополитики. 2020. № 1. С. 24–41.
- Омельченко Е.А. Дети мигрантов в школах Европы и США: из практики реализации адаптационных программ // Человеческий капитал. 2018. № 8(116). С. 21–31. doi: 10.25629/HC.2018.08.02.
- Омельченко Е.А. Проблема адаптации детей иноземных мигрантов: негативный дискурс в интернете // Вестник антропологии. 2021. № 4. С. 269–282.
- Пешкова В.М. Семьи мигрантов из Центральной Азии в России: экспертный дискурс // Мир России. Социология. Этнология. 2025. Т. 34. № 1. С. 106–129. doi: 10.17323/1811-038X-2025-34-1-106-129.
- Пешкова В.М. Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021a. № 4. С. 451–467. doi: 10.14515/monitoring.2021.4.1803.
- Пешкова В.М. Транснациональное детство. Часть II: место и роль детей в миграции из Средней Азии в Россию // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021b. № 5. С. 289–313. doi: 10.14515/monitoring.2021.5.2065.
- Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. М.: Детский ф-д ООН (ЮНИСЕФ), 2012.
- Рахнонов А.Х. Образование детей мигрантов как вклад в будущее России // Управление. 2021. Т. 9. № 3. С. 137–146. doi: 10.26425/2309137-146.
- Alba R., Sloan J.C., Soerling J. (2011) The Integration Imperative: The Children of Low-Status Immigrants in the Schools of Wealthy Societies. Review of Sociology. Vol. 37: 395–415. doi: 10.1146/annurev-soc-081309-150219.
- Barnett W.S. (2011) Effectiveness of Early Educational Intervention. Science. Vol. 333: 975–978. doi: 10.1126/science.1204534.
- Blair C., Raver C. (2016) Poverty, Stress, and Brain Development: New Directions for Prevention and Intervention. Academic Pediatrics. Vol. 16. No. 3: 30–36. doi: 10.1016/j.acap.2016.01.010.
- Chang R., Li C. et al. (2022) Birth and Health Outcomes of Children Migrating with Parents: A Systematic Review and Meta-Analysis. Frontiers in Pediatrics. Vol. 10. Article 810150. doi: 10.3389/fped.2022.810150.
- Chau M., Thampi K., Wight V.R. (2010) Basic Facts About Low-income Children, 2009: Children Under Age 3. National Center for Children in Poverty, Columbia University. doi: 10.7916/D82NS98D.
- Cooper K., Stewart K. (2021) Does Household Income Affect children’s Outcomes? A Systematic Review of the Evidence. Child Indicators Research. Vol. 14: 981–1005. doi: 10.1007/s12187-020-09782-0.
- Demintseva E. (2020) ‘Migrant schools’ and the ‘children of migrants’: constructing boundaries around and inside school space. Race Ethnicity and Education. Vol. 23. No. 4: 598–612. doi: 10.1080/13613324.2018.1538126.
- Gagné M., Janus M. et al. (2020) Disentangling the role of income in the academic achievement of migrant children. Social Science Research. Vol. 85. Art. 102344. doi: 10.1016/j.sresearch.2019.102344.
- Garcia Tovar E.D. (2017) Migration Background and Educational Achievements in Russia. Migraciones Internacionales. Vol. 9. No. 32: 69–93. doi: 10.17428/rmi.v9i32.889.
- Glick J., Hohmann-Marriott B. (2007) Academic Performance of Young Children in Immigrant Families: The Significance of Race, Ethnicity, and National Origins. International Migration Review. Vol. 41. No. 2: 371–402.
- Markkula N., Cableses B. et al. (2018) Use of health services among international migrant children-a systematic review. Globalization and Health. Vol. 14. Art. 52. doi: 10.1186/s12992-018-0370-9.
- OECD. (2024a) Education at a Glance 2024: OECD Indicators. Paris: OECD Publishing. doi: 10.1787/c00cad36-en.
- OECD. (2024b) International Migration Outlook 2024. Paris: OECD Publishing. doi: 10.1787/50b0353e-en.
- OECD. (2023) Introduction Measures for Newly-Arrived Migrants, Making Integration Work. Paris: OECD Publishing. doi: 10.1787/Saeddbfe-en.
- OECD. (2021) Measuring What Matters for Child Well-being and Policies. Paris: OECD Publishing. doi: 10.1787/e82fded1-en.
- OECD. (2025) The integration of children of immigrants in OECD countries. Migration Data Brief. No. 15. URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2025/06/the-integration-of-children-of-immigrants-in-oecd-countries_64b6cd98/acec9b49-en.pdf (дата обращения: 14.09.2025).
- OECD/European Commission. (2023) Indicators of Immigrant Integration 2023: Settling In. Paris: OECD Publishing. doi: 10.1787/1d5020a6-en.
- Thomson D., Ryberg R. et al. (2022) Lessons from a Historic Decline in Child Poverty. Washington: Child Trends. doi: 10.56417/1555c6123k.
- Zhou M., Gonzales R.G. (2019) Divergent Destinies: Children of Immigrants Growing Up in the United States. Annual Review of Sociology. Vol. 45: 383–399. doi: 10.1146/annurev-soc-073018-022424.


