Опорные университеты – драйверы развития территорий

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Сегодня действуют 33 опорных университета в развитых и перспективных регионах страны. Это университеты «второго уровня», вслед за лидерами – национальными исследовательскими (в количестве 29) и федеральными университетами (10). Специфическая и главная задача опорного университета – стать «двигателем» социально-экономического развития региона за счет подготовки необходимых профессиональных кадров, разработки и внедрения инновационных технологий. Помимо реализации программ высшего профессио- нального образования, они осваивают новые технологии в рамках дополнительного профессионального образования для региональных наукоемких предприятий. Цифровые методы обучения в последнем оказались особенно эффективны, во многом предвосхищая их применение в высшем образовании. Это оказалось возможным, поскольку сфера дополнительного профессионального образования как корпоративного наименее регламентирована и формализована. А предприятия, понимая свои потребности в квалифицированных кадрах, не склонны тратить время и средства на их подготовку и переподготовку. В статье представлены особенности взаимодействия опорных вузов с местными предприятиями и бизнесом, в том числе посредством цифровых образовательных технологий. Концептуальная рамка исследования определена моделью «Триплекса» Г. Ицковца: университеты/НИИ – предприятия/бизнес – региональные администрации/государство.

Об авторах

Г. А. КЛЮЧАРЕВ

Институт социологии ФНИСЦ РАН; НИУ «Московский энергетический институт»

Автор, ответственный за переписку.
Email: kliucharev@mail.ru
Москва, Россия; Москва, Россия

И. Н. ТРОФИМОВА

Институт социологии ФНИСЦ РАН

Email: itnmv@mail.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Волков А. Т. и др. Инновационная инфраструктура вуза: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Д. С. Медовникова. М.: МАКС Пресс, 2011.
  2. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
  3. Ицковиц Г. Модель тройной спирали // Инновации. 2011. № 4 (150). С. 1–6.
  4. Кузьминов Я. И., Юдкевич М. М. Университеты в России: как это работает. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2021.
  5. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя, 1998.
  6. Морозова Е. В. Обучение студентов российских вузов предпринимательству как способ формирования агентности // Вопросы образования. 2024. № 1. С. 185–213. doi: 10.17323/vo-2024-17333.
  7. Наукоемкие производства в системе взаимодействия институтов: монография / Отв. ред. Г. А. Ключарев. М.: ФНИСЦ РАН, 2021.
  8. О долгосрочном научно-технологическом развитии России: монография / Под ред. Д. Р. Белоусова., И. Э. Фролова. М.: Динамик принт, 2022.
  9. Образование, наука и бизнес: новые грани взаимодействия / Г. А. Ключарев, М. С. Попов, В. И. Савинков. М.: Институт социологии РАН, 2017.
  10. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 9 / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов и др.; под ред. Л. М. Гохберга, Е. С. Куценко. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024.
  11. Суханова П. А. Модель региональной инновационной системы: отечественные и зарубежные подходы к изучению региональных инновационных систем // Вестник Пермского университета. Экономика. 2015. Вып. 4 (27). С. 92–102.
  12. Тихонов А. В., Богданов В. С., Мерзляков А. А. Опыт дистанционного анализа реализации кластерной политики в региональном и отраслевом аспектах // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 5(4(20)). С. 52–65.
  13. Тихонов А. В., Мерзляков А. А. Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным? // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6. № 4. С. 112– 127. doi: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7.
  14. Формат транзитивного университета в условиях глобальных, национальных и региональных вызовов: Коллективная монография / Под общей редакцией М. В. Богуславского. М.: Пробел-2000, 2020.
  15. Фрумин И. Д., Овчарова Л. Н. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики. М.: НИУ ВШЭ, 2018.
  16. Чередниченко Г. А. Инженерная подготовка в структуре высшей школы и профессионального выбора молодежи // Социологические исследования. 2024. № 9. С. 89–99. doi: 10.31857/S0132162524090082.
  17. Cai Y. Neo-Triple Helix model of innovation ecosystems: Integrating triple, quadruple and quintuple helix models // Triple Helix. 2022. № 9 (1). P. 76–106. doi: 10.1163/21971927-bja10029.
  18. Cai Y., Etzkowitz H. Theorising the Triple Helix model: Past, present, and future // Triple Helix. 2020. № 7 (2–3). P. 189–226. doi: 10.1163/21971927-bja10003.
  19. Etzkowitz H. Innovation in Innovation: The Triple Helix of University-Industry-Government Relations // Social Science Information. 2003. № 42. Vol. 3. P. 293–337. doi: 10.1177/05390184030423002.
  20. Lundvall B.-A., Johnson B. The Learning Economy // Journal of Industry Studies. 1994. Vol. 1(2). P. 23–42. doi: 10.1080/13662719400000002.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».