Базовая социальная инфраструктура в населенных пунктах России и динамика численности их населения

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Получение услуг образования и здравоохранения является базовой потребностью населения. Если под «доступом» понимать «наличие социальной инфраструктуры по месту проживания», то проблемы с ним могут наблюдаться в небольших по людности населенных пунктах (НП) России. В представленном исследовании про- анализировано, как обеспечены НП разных размеров отдельными видами учреждений; какова доля населения, имеющего и не имеющего возможность получать эти услуги в своих НП. Анализируется 16,7 тыс. НП России, представляющих 226 муниципальных образований 79 регионов страны. Численность их населения оценена на основе данных Всероссийских переписей населения 2010 и 2021 гг. Согласно расчетам, средние школы были в 13,7% обитаемых НП, основные школы – в 5,3%, начальные – в 1%, детские сады – в 13,1%. Учреждения здравоохранения разного вида представлены более широко, они есть в 32,4% НП. Концентрация населения в более крупных НП способствует тому, что обеспеченность населения «по месту жительства» ими существенно выше. В НП, имеющих среднюю или основную школу, в 2021 г. проживали 90,9% населения выбранных муниципальных образований. В НП, обеспеченных хотя бы фельдшерско-акушерским пунктом (ФАП) – 93,4% населения. По результатам исследования нельзя сказать, что наличие или отсутствие в НП социальных учреждений определенного вида и в целом обеспеченность его жителей базовой социальной инфраструктурой определяет динамику численности его населения.

Об авторах

Л. Б. Карачурина

НИУ «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: lkarachurina@hse.ru
Москва, Россия

Н. В. МКРТЧЯН

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: nmkrtchyan@hse.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Алексеев А. И., Сафронов С. Г. Типология сельских населенных пунктов Европейской части России в современной демографической и социально-экономической ситуации // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2017. № 6. С. 55–61.
  2. Андреев Е. М. О точности результатов российских переписей населения и степени доверия к разным источникам информации // Вопросы статистики. 2012. № 11. С. 21–35.
  3. Андреев Е. М., Чурилова Е. В. Результаты Всероссийской переписи населения 2021 года в свете статистики текущего учета населения и переписей предыдущих лет // Демографическое обозрение. 2023. № 10(3). С. 4–20.
  4. Бондаренко Л. В. Сельской школе быть // АПК: экономика, менеджмент. 2017. № 7. С. 78–89.
  5. Габдрахманов Н. К., Карачурина Л. Б., Мкртчян Н. В., Лешуков О. В. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88–116.
  6. Егоров Д. О., Николаев Р. С. Основные этапы, направления и факторы реформирования школьной сети в сельской местности России // Вестник Московского университета. Сер. 5: География. 2022. № 4. С. 64–78.
  7. Зубаревич Н. В. Трансформация сельского расселения и сети услуг в сельской местности // Известия РАН. Сер. географическая. 2013. № 3. С. 26–38.
  8. Карачурина Л. Б., Мкртчян Н. В. Динамика населения крупных городов, их пригородов и периферии в России за межпереписной период 2011–2021 гг. // Журнал Новой экономической ассоциации. 2023. № 4(61). С. 93–109.
  9. Кишенин П. А. Региональная дифференциация рождаемости в Российской Федерации: оптика реальных поколений // Демографическое обозрение. 2023. № 10(4). С. 86–120. doi: 10.17323/demreview.v10i4.18810.
  10. Лухманов Д. Н. Поселенческая и расселенческая структура сельской России: изменения последних десятилетий // Вестник Евразии. 1996. № 2. С. 18–30.
  11. Махрова А. Г., Бабкин Р. А., Кириллов П. Л. Пространственно-временные особенности маятниковых миграций в Московском регионе // Журнал Новой экономической ассоциации. 2024. № 2(63). С. 249–256.
  12. Нефедова Т. Г., Глезер О. Б. Трансформация социально-географического пространства России // Вызовы и политика пространственного развития России в XXI веке / Под ред. В. М. Котлякова, А. Н. Швецова, О. Б. Глезер. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2020. С. 214–251.
  13. Стародубровская И., Миронова Н. Проблемы сельского развития в условиях муниципальной реформы в России. М.: Ин-т Гайдара, 2010.
  14. Ускова Т. В., Патракова С. С. Развитие сельских территорий в условиях пространственного сжатия северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 5. С. 34–52. doi: 10.15838/esc.2021.5.77.2.
  15. Фролова Е. В. Социальная инфраструктура российских муниципальных образований: состояние и ресурсы модернизации // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 51–58.
  16. Широкалова Г. С. Сельская школа: приказано жить или умирать? // Философия хозяйства. 2015. № 3. С. 193–201.
  17. Щур А. Е. Различия смертности по регионам, городам с разной численностью населения и сельской местности в России: дисс. канд соц. н.: 22.00.03. М., 2022.
  18. Barakat B. A. “Recipe for depopulation”? School closures and local population decline in Saxony // Population, Space and Place. 2015. No. 21(8). P. 735–753. doi: 10.1002/psp.1853.
  19. Brown D. L., Schafft K. A. Rural People and Communities in the 21st Century: Resilience and Transformation. Polity, 2019.
  20. Corbett M. The ambivalence of community: A critical analysis of rural education’s oldest trope // Peabody Journal of Education. 2014. No. 89(5). P. 603–618. doi: 10.1080/0161956X.2014.956532.
  21. Elshof H., Haartsen T., Mulder C. H. The effect of primary school absence and closure on inward and outward flows of families // Tijdschrift Voor Economische En Sociale Geografie. 2015. No. 106(5). P. 625–635. doi: 10.1111/tesg.12172.
  22. Esser H. Aspekte der Wanderungssoziologie. Assimilation und Integration von Wanderern, ethnischen Gruppen un Minderheiten. Darmstadt, Neuwied: Lichterhand, 1980.
  23. Lehtonen O. Primary school closures and population development – is school vitality an investment in the attractiveness of the (rural) communities or not? // Journal of Rural Studies. 2021. No. 82. P. 138–147. doi: 10.1016/j.jrurstud.2021.01.011.
  24. Main H. The heart of the community? Rural school closure conflicts and rural identity in Nova Scotia. Thesis for: PhD in Sociology. Dalhousie University Halifax, Nova Scotia, 2024.
  25. Marques J. L., Tufail M., Wolf J., Madaleno M. Population growth and the local provision of services: The role of primary schools in Portugal // Population Research and Policy Review. 2021. No. 40. P. 309–335.
  26. Nefedova T. G. Regions of Central Russia in the Context of Demographic and Economic Shrinkage and Polarization // Regional Research of Russia. 2022. No.12(1). P. S51–S64.
  27. Sageman J. School closures and rural population decline //Rural Sociology. 2022. No. 87(3). P. 960–992. DOI: https://doi.org/10.1111/ruso.12437.

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».