Изучение жизненного пути методом автобиографий (опыт методического тестирования)
- Авторы: АНДРЕЕНКОВА А.В.1
-
Учреждения:
- Институт сравнительных социальных исследований
- Выпуск: № 7 (2025)
- Страницы: 53-66
- Раздел: МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-1625/article/view/309246
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0132162525070069
- ID: 309246
Аннотация
В рамках проекта «Жизненный путь поколения, взрослевшего в 1990-е» проведено тестирование метода социологических автобиографий для получения эмпирических данных о жизненном пути. Анализ 100 автобиографий, которые были написаны отобранными по случайной выборке респондентами поколения 1960–1975 г. р. специально для целей исследования, показал большие познавательные возможности этого метода для изучения жизненно-событийной матрицы, последовательности и взаимосвязей разных жизненных событий и сфер жизни – профессиональной, брачно-семейной, социальной, политической, духовной. Но ограничением метода является большая вариативность в качестве данных между респондентами – полноте, логичности и последовательности, включаемых и исключаемых элементах – событиях, периодах, мотивах, оценках. У респондентов сложились разные представления о правилах написания автобиографий на основе личного и общекультурного опыта, мнений о частной и публичной информации, щепетильности отдельных тем и вопросов, что сказывается на качестве и однородности данных. Метод показал высокую чувствительность к исходным составляющим задания – названию метода, дизайну формы для заполнения, направляющим инструкциям. По результатам тестирования предложен ряд решений для снижения влияния таких ограничений и увеличения надежности данных – использование метода социологических биографий в сочетании с другими методами (формализованными интервью или дополнительными глубинными интервью для реконструкции пропущенных сведений), онлайн-технологий для синхронного написания автобиографии и уточняющих вопросов модератора.
Об авторах
А. В. АНДРЕЕНКОВА
Институт сравнительных социальных исследований
Автор, ответственный за переписку.
Email: anna.andreenkova@cessi.ru
Москва, Россия
Список литературы
- Андреенкова А. В. Исследования жизненного пути – концептуальные и методологические подходы и решения // Социологическая наука и социальная практика. 2024a. Т. 12. № 1. С. 6–24.
- Андреенкова А. В. Жизненные выборы на разных этапах жизненного пути – автобиографии одного поколения // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2024b. № 3. С. 88–113.
- Голофаст В. Б. Три слоя биографического повествования // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ / Под ред. В. Воронкова, Е. Здравомысловой. СПб.: ЦНСИ, 1997. С. 23–26.
- Дивисенко К. С. Биографический фонд как исследовательский ресурс социокультурных изменений // Петербургская социология сегодня. 2009. № 1. С. 113–130.
- Зайцева Ю. Е. Стратегии и стили конструирования идентичности в автобиографических Я-нарративах // Психологические исследования. 2017. 10(52). C. 3.
- Козлова H. H. Методология анализа «человеческих документов» // Социологические исследования. 2004. № 1. С. 14–26.
- Рогозин Д. М. Биографический метод: обзор литературы // Социологические исследования. 2015. № 10. С. 120–129.
- Рогозин Д. М. Столько не живут. Чему нас могут научить столетние старики. М.: Common place, 2021.
- Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М.: ВШЭ, 2012.
- Розенталь Г. Реконструкция рассказов о жизни: принципы отбора, которыми руководствуются рассказчики в биографических нарративных интервью // Хрестоматия по устной истории. СПб.: ЕУ в СПб., 2003. С. 322–356.
- Рыбников Н. А. Биографии и их изучение. М.: Биографический ин-т, 1920.
- Судьбы людей: Россия ХХ век: биографии семей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М.: РАН, 1996.
- Цветаева Н. Н. Автобиографические нарративы как ресурс для изучения социально-культурных изменений // Петербургская социология сегодня. 2015. № 6. С. 490–499.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Нарративный анализ в социологии // Социологический журнал. 1997. № 3. C. 38–61.
- Elder G. H. The life course paradigm: Social change and individual development // Examining lives in context: Perspectives on the ecology of human development / Ed. by P. Moen, G. H. Elder, K. Lüscher. American Psychological Association, 1995. P. 101–139.
- Giele J. Z., Elder G. H. Jr. Methods of Life Course Research. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 1998.
- Mills C. Wright the Sociological Imagination. Harmondsworth: Penguin Books, 1970.
- Rowbotham S. Hidden from History. L.: Pluto, 1977.
- Thomas W.I, Znanecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Vol. III. University of Chicago Press, 1919.
