The Russian-Ukrainian Conflict Disscussions in China’s Internet Space

封面

全文:

详细

The Russia-Ukraine conflict that started in 2022 has not changed the good development momentum of China-Russia relations. However, discussions about a large-scale confrontation between the West and Russia over Ukraine have also appeared in Chinese society. The choice between pro-Russia or pro-Ukraine positions has become a matter of debate. This article analyzes how Chinese Internet users react to news reports about the Russia-Ukraine conflict on two main video platforms – Douyin (Chinese version of TikTok) and Bilibili (Chinese video hosting similar to YouTube), which are the most popular in modern Chinese cyberspace. The number of views, likes and comments under popular videos on the topic of the Russia-Ukraine conflict is analyzed, and their thematic analysis is carried out. The conclusion is that since Chinese people generally support Russia as China’s strategic ally, pro-Russia views related to the Ukraine incident are absolutely dominant in China’s Internet space. Although there are also pro-Ukraine comments in online comments, they account for a small proportion.

全文:

В 2022–2023 гкитайские исследователи постоянно уделяли внимание продолжавшемуся российско-украинскому конфликту. Поиск по ключевым словам «Россия; Украина» в Китайской национальной инфраструктуре знаний1 показал за период с января 2022 до декабря 2023 более 2 тыс. публикаций китайских ученых на данную тему. Исследования проводились разными научными организациями – в частности, Институтом России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук, Китайским университетом Жэньминь, Восточно-Китайским педагогическим университетом, информационным агентством Синьхуа, Шанхайским университетом международных исследований и многими другими. Однако лишь немногие ученые (например, [Lu Wei et al., 2023]) проводили исследования, изучая взгляды и установки граждан КНР по поводу российско-украинского конфликта. В данной статье предпринята попытка проанализировать общественное мнение по данному вопросу и сделать выводы с междисциплинарных позиций на стыке социологии, изучения коммуникаций и политологии.

После начала СВО в 2022 российско-украинский конфликт стал одной из главных активно обсуждаемых тем в социальных сетях и на онлайн-платформах. Далее рассмотрены две популярнейшие в КНР видеоплатформы: Douyin – внутренняя версия Tiktok в Китае, а также Bilibili, которую можно называть китайским YouTube. В статье мы рассмотрим дискуссии на этих двух видеоплатформах следующим образом: выполним поиск по ключевым словам «Россия, Украина», выберем по девять видеороликов с наибольшим количеством лайков и наибольшей популярностью, а затем проанализируем содержание и комментарии к этим видеороликам. Обсуждение злободневных и актуальных проблем в Интернете может отражать основные настроения и мнения граждан страны, а по количеству просмотров видеоматериалов можно судить о популярности темы, по числу лайков – о поддержке представленной точки зрения.

Стремительное развитие интернет-технологий спровоцировало формирование не только новых медиа, но и новых форм обратной связи между гражданами и политическими организациями. Всё больше людей проявляют активность в Интернете, чтобы выразить свое мнение, что может оказывать существенное влияние на политику государства. Нужно учитывать, что Соединенные Штаты идеологически влияют на КНР под лозунгом «Свободы Интернета» [Liu, 2020: 15](刘建华,2020:第15页), используя крупнейшую в мире поисковую систему Интернета (Google), популярный видеохостинг (YouTube), социальную сеть (Facebook2), новостной сайт (Yahoo) и другие платформы как определенные средства формирования общественного мнения. Молодое поколение Китая является основным пользователем Интернета, поэтому сильнее подвержено подобному влиянию в Интернете, осуществляемому западными странами.

Рассмотрим сначала данные «Доуинь» (Douyin) – новостной платформы, которой ежедневно активно пользуются более 600 млн человек. Согласно статистике на 2021 г., основной категорией пользователей Douyin являются молодые люди 20–30 лет: 24,0% пользователей – в возрасте 20–25 лет и 22,9% в возрасте 25–30 лет [Cai, 2021](蔡文杰,2021).

 

Таблица 1. Наиболее популярные сообщения на платформе Douyin о российско-украинском конфликте

Название

публикаций

Количество

лайков,

млн

Количество

репостов,

тыс.

Количество

комментариев,

тыс.

1

Жэньминь Жибао: «Путин призвал украинских солдат сложить оружие и заявил, что те, кто пытается вмешиваться в дела России, будут вынуждены столкнуться с последствиями, которых никогда не было в истории» (25.02.2022)

3,168

323

223

2

Жэньминь Жибао: «Завершился пятый этап российско-украинских переговоров. Россия получила предложение Украины отказаться от вступления в военный альянс» (30.03.2022)

1,14

67

97

3

CCTV News: «Что произошло в России и на Украине за последние 12 часов?» (25.02.2022)

1,124

45

52

5

Knews: «Россия молниеносно объявляет войну Украине. Представители двух стран ведут переговоры в Совете Безопасности» (24.02.2022)

1,103

25

174

6

Chen Haoyang: «Началась крупномасштабная военная операция между Россией и Украиной» (24.02.2022)

1,052

46

49

7

Chen Haoyang: «Многие генералы российской армии были убиты в бою и неоднократно подвергались нападениям украинской армии. Как выяснилось позже, Соединенные Штаты предоставляли необходимую информацию украинской стороне» (19.03.2022)

1,029

45

69

8

Sima Nan: «Нужно использовать советский флаг в качестве российского» (22.04.2022)

0,629

11

38

9

Пяо Яо Сяовэй: «Причина конфликта между Россией и Украиной: этнические конфликты – не единственный провоцирующий фактор» (25.02.2022)

0,567

31

7

___________

Источники: https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAA8U_l6rBzmy7bcy6xOJel4v0RzoR_wfAubGPeJimN__4?modal_id=7068551977961065758; https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAA8U_l6rBzmy7bcy6xOJel4v0RzoR_wfAubGPeJimN__4?modal_id=7080723457188564232; ttps://www. douyin.com/user/MS4wLjABAAAAgq8cb7cn9ByhZbmx-XQDdRTvFzmJeBBXOUO4QflP96M?modal_id=70683129 16956564743;

https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAA7XpEbISHnNcUzdrK8Xinzr4irjk0QXNtbVkcfrR8BV0?modal_id=7068181918742744351; https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAADOMeMTVxhy 4wV_kF6KoNKZhWF6mU_wzOPySdZi5cXJluXaD0EcgOMqaW7TF2xGOr?modal_id=7068169962342419723; https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAADOMeMTVxhy4wV_kF6KoNKZhWF6mU_wzOPySdZi5cXJluXaD0EcgOMqaW7TF2xGOr?modal_id=7076821603442527520&vid=7068200903769099524; https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAAJkV950tMlilZM8Sqikt1rSxDKGnepcGg4h25yPguOcE?modal_id=7089376455775358239; https://www.douyin.com/user/MS4wLjABAAAA6j7RhkBE_Toz0-hwAyIWRdygRwNfQ-JQmvlJeRrwK9Q?modal_id=7068584480646139150 (дата обращения: 23.05.2023).

Примечание. Данные во всех таблицах приведены на 23 мая 2023 г.

 

Из табл. 1 видно, что почти все наиболее популярные видеоролики были выпущены в феврале – марте 2022 г., на начальной стадии российско-украинского конфликта. Среди создателей видеороликов ТОП-9, набравших наибольшее количество лайков, мы видим три официальных медиаиздания (People's Daily, CCTV News и Knews), а также трех «сетевых авторитетов» – Чэнь Хаоян (военный эксперт, старший научный сотрудник аналитического центра Тайхэ), Сима Нань (независимый ученый-экономист) и Пяо Яо Сяовэй (доктор военных наук, бывший военный наблюдатель ООН). Что касается содержания контентов, то из их названий заметно, что официальные СМИ передавали объективные документальные сообщения, в то время как публикации «сетевых авторитетов» более субъективны, но и более привлекательны для просмотра.

 

Таблица 2. Наиболее популярные комментарии к сообщениям на платформе Douyin о российско-украинском конфликте

№ сообщения

в табл. 1

Комментарии к сообщениям,

количество лайков (тыс.)

1

«Россия дала Украине шанс, Украина должна поторопиться, чтобы принять верное решение» (147)

«Сначала стоит вести переговоры с другой стороной в тактичной форме, а затем применять жесткие меры, если первый способ не сработал» (99)

2

«Мне нравится дипломатический стиль Путина» (198)

«Люди скупы на слова, поддержите Путина» (103)

«Мне очень нравится этот доминирующий дипломатический стиль» (65)

3

«Известная своей нейтральностью Швейцария приняла санкции в отношении России из-за этого инцидента» (32)

«Это принесет мир в Россию, по крайней мере, на десять лет, а также станет историческим поворотным моментом в установлении мирной обстановки в глобальном сообществе» (19)

4

«Путин потрясающий! Он не побоялся выступить против всей Европы и НАТО» (106)

Путин: «Переговоры – это дело Божье! Теперь я отвечаю за то, чтобы отправить тебя к Богу» (77)

5

«Если вы чувствуете себя беспомощными, смело поезжайте в Америку»4 (190)

Путин: «Переговоры – это дело Божье! Теперь я отвечаю за то, чтобы отправить тебя к Богу» (110)

6

«Нанеси один удар, чтобы избежать ста ударов» (39)

«В своей жизни я готов служить только Путину» (19)

7

«Доброта – это самопожертвование» (79)

«Быть добрым к своим врагам – быть жестоким к самому себе» (47)

8

«Флаг Советского Союза выглядит впечатляюще» (41)

9

«Целью войны должно быть стремление к миру» (7)

 

Содержание комментариев в основном сводится к поддержке действий России и восхищению президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

Рассмотрим теперь данные Билибили (Bilibili) – видеосообщества с высокой степенью вовлеченности молодого поколения. Согласно статистике Huoshaoyun3, средний возраст пользователей Bilibili в 2020 составлял 21 год; по состоянию на конец 2020 более 86% ежемесячно активных пользователей Bilibili были моложе 35 лет. В таблицах 3 и 4 приведены данные на ТОП-9 видеороликов на Bilibili с наибольшей популярностью по запросам «Россия, Украина».

 

Таблица 3. Наиболее популярные сообщения на платформе Bilibili о российско-украинском конфликте

Название

Количество

комментариев,

тыс.5

Количество

лайков,

 тыс.

Количество

репостов,

тыс.

1

Lu kewen Studio: «Какого рода мощные политические игры скрываются за необъяснимым российско-украинским конфликтом?» (24.02.2022)

41

540

150

2

Телеканал Defense Times TV: «Чечня объявила, что будет сражаться за Россию» (26.02.2022)

7

218

27

3

Lu kewen Studio: Краткий обзор российско-украинской войны (часть 1): «Каковы стратегии российской армии, которые могут спасти как можно больше жизней?» (01.03.2022)

16

171

21

4

Xinhua News Agency (Информационное агентство Синьхуа): «Военные корреспонденты Синьхуа прибывают в Киев» (25.02.2022)

7

317

15

5

CCTV: Ли Хонг: «Власти Цай Инвэнь были в ужасе…»6 (25.02.2022)

14

343

25

6

Global Times: «Кадры пленных украинских солдат! Сигареты им раздавали российские солдаты с кровью на лицах» (25.02.2022)

2

109

10

7

Global Times: «Министр иностранных дел России заставил возмутиться британского репортера, отвечая на его вопрос: “Украинские дети умирают, как вы можете спокойно спать при этом?”» (04.03.2022)

3

266

3

8

Обзор Лю Сяофэя: «Профилактика эпидемий в Китае и борьба с ними. Некоторые люди хотят воспользоваться возможностью разыграть цветную революцию, общественность должна быть осторожной, чтобы этого не случилось» (28.11.2022)

30

325

149

9

Phoenix.com: «Есть ли у России друзья в мировом сообществе? Министерство иностранных дел России: “Разумеется, в первую очередь, Китай”» (28.2.2022)

7

220

3

____________

Источники: https://www.bilibili.com/video/BV1WZ4y1k7aZ/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click; https://www.bilibili.com/video/BV1QY41137dw/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click&vd_source=ba85195487b67a13bc75b191ee652ae1; https://www.bilibili.com/video/BV1Br4y1z716/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click; https://www.bilibili.com/video/BV1nT4y1Q7D5/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click&vd_source=ba85195487b67a13bc75b191ee652ae1; https://www.bilibili.com/video/BV1e44y1n7QK/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click; https://www.bilibili.com/video/BV1ma41187zM/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click; https://www.bilibili.com/video/BV1HU4y1f75B/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click; https://www.bilibili.com/video/BV1bg411W7Ds/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click; https://www.bilibili.com/video/BV1LZ4y1C7bQ/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click (дата обращения: 23.05.2023).

 

Из табл. 3 видно, что самые популярные выпуски видео, как правило, приходятся на период с конца февраля по начало марта 2022 г., тоже на самый начальный период СВО. Авторами видео в основном являются шесть медиаорганизаций и два «сетевых авторитета» – студия Лу Кевена (3,3 млн подписчиков) и автор обзоров Лю Сяофэй (427 тыс.). Что касается содержания видеоконтента, то он включает не только анализ конфликта между Россией и Украиной, фрагменты новостных интервью, но и реальный опыт фронтовых репортеров, а также размышления о политике КНР по отношению к Тайваню.4

 

Таблица 4. Наиболее популярные комментарии к сообщениям на платформе Bilibili о российско-украинском конфликте

сообщения

в таблице 3

Содержание наиболее популярных комментариев,

количество лайков (тыс.)

1

«Путин: “Ура!”; Украина: плачет» (47,6)

«Похоже, мне снова придется покупать карту мира» (17,9)

2

«Не стоит недооценивать опасность, исходящую от чеченских войск. Они весьма воинственны и бесстрашны…» (89,9)

3

Новости:

1. «Швейцария и Финляндия отказываются от своего нейтралитета и оказывают военную помощь Украине».

2. «Дания разрешила датчанам вступить в украинский Интернациональный легион. В настоящее время Интернациональный легион, как утверждается, насчитывает 44 тыс.».

3. «В России заблокированы социальные сети, включая Netflix и TikTok».

4. «Илон Маск обеспечивал связь для Украины».

«Таким образом, разговоры о [международных] правилах и отсутствии границ – это абсурд. Если страна слаба, любой может запугать ее. А такая страна, как Дания, которая сдалась в течение четырех часов после начала для нее Второй мировой войны, может продемонстрировать свою “мощь”» (24,1)

4

«Я уважаю ваш профессионализм и восхищаюсь вашей храбростью, благодарю вас за информацию, которая была сопряжена с риском, опасным для жизни, и надеюсь, что с вами все в порядке» (57,0)

«После пересечения границы знаете ли вы, как там выглядит война?» (27,6)

5

«Ключевое отличие [от Тайваня] заключается в том, что Украина – это страна» (67,0)

6

«Человечное обращение с пленными – очень эффективный способ подавить волю врага к сопротивлению» (25,2)

7

«Лавров: Я могу спать спокойно, потому что у меня чистая совесть» (63,2)

«Лавров достаточно жесткий человек, однако с ним можно найти общий язык» (15,2)

8

«Наконец-то заметно, что СМИ высказались по этому поводу, мистер Лю достойно делает свою работу» (39,4)

9

«Нападение России на Украину на самом деле является вызовом американскому господству со стороны антиамериканских сильных держав» (36,5)

«Китай и Россия проявляют наибольшую устойчивость в борьбе с фашизмом» (25,7)

 

Анализируя данные Douyin и Bilibili, можно видеть, что большинство названий сообщений и комментариев к ним благосклонны к России; жители КНР более склонны к поддержке России в российско-украинском конфликте. Однако есть и те, кто поддерживает Украину; некоторые примеры показаны в табл. 5.

 

Таблица 5. Примеры антироссийских комментариев о российско-украинском конфликте

Комментарии

Количество

лайков

«Экономика России не выдержит войну. Украина делает ставку на то, что Европа и Америка ввели всесторонние санкции против России, что привело к коллапсу российской экономики и обесцениванию рубля. […] Путин действовал под давлением национального экономического коллапса. Россия ввела войска, потому что пути к отступлению не было […]».

696

«Люди Украины думали о своих соотечественниках, которые умерли от голода и радиации, и оружие было заряжено, прежде чем они успели это осознать»7.

372

«Подумайте об украинском голоде, тогда борьба была еще более безжалостной».

357

«Вперёд, Украина, победа будет ваша».

86

«Путин осмелился начать эту военную операцию во многом потому, что …никто из его окружения не осмеливался говорить правду, это привело к неправильным суждениям о многих вещах»

37

 

Из табл. 5 мы видим, что в китайском интернет-пространстве мало высказываний в пользу Украины и людей, выразивших свою поддержку подобным комментариям. Их число ничтожно по сравнению с десятками тысяч лайков за комментарии в поддержку России (табл. 2, 4). Хотя в китайском обществе есть сочувствующие Украине, лишь очень немногие поддерживают Запад, поэтому в отношении российско-украинского конфликта граждане Китая гораздо больше склоняются к поддержке России.

Из приведенных данных, а также из других дискурсов, связанных с обсуждением России в КНР, можно выявить как положительные образы национального имиджа России (их можно определить как «мятежник против гегемонии Запада», «дружественный парт-нер» и «крутой парень»), так и негативные образы («военный захватчик»). Большинство китайских интернет-пользователей, если судить по комментариям и просмотрам, одобряют именно первые три положительных5 образа6.

Первый из них – образ России как «мятежника против гегемонии». Будучи мировой сверхдержавой, Соединенные Штаты часто ставят собственные интересы выше7 интересов других стран и даже вмешиваются во внутренние дела других стран, чтобы сохранить свою глобальную гегемонию. Поэтому чтобы противостоять доминирующим действиям Соединенных Штатов и их союзников, Россия должна сопротивляться, защищая свои национальные интересы. По мнению китайской общественности, Россия оказывает сопротивление господству США, это – героическая борьба.

Второй – это образ «дружественного партнера». Китай и Россию связывают перспективные отношения дружбы и сотрудничества. Россия и Китай имеют общие стратегические интересы и сталкиваются с аналогичной ситуацией противодействия американской гегемонии. Развитие и мирный подъем Китая нуждаются в помощи от России, а России требуется поддержка Китая, чтобы восстановить свой прежний статус великой державы и оживить свою экономику. В сетевых комментариях китайцев часто встречаются высказывания, в которых ожидается, что Китай и Россия будут работать вместе во имя общего развития.

Третий – образ «крутого парня». Причиной такого видения является, с одной стороны, общественное восприятие российской нации и имидж лидера российского государства Владимира Путина. Русских всегда называли в Китае «воинственной (боевой) нацией», они производили впечатление храбрых и властных людей. Путин как президент тоже всегда демонстрировал физическую и умственную силу, создавая образ всемогущего, решительного и «крутого» правителя. С другой стороны, в международных делах поведение России всегда отличалось жестким стилем, она активно противостояла угрозам и провокациям, редко шла на компромисс.

Таким образом, в китайском Интернете глубоко укоренился положительный образ России, поэтому позиция китайской общественности гораздо более благосклонна к России, чем к ее противникам в российско-украинском конфликте.

Такая позиция основана на двух факторах. Прежде всего, это – признание китайским народом социальных ценностей. По сравнению с индивидуализмом и либерализмом, принятых в западных странах, российская концепция коллективизма в бòльшей степени признается китайским народом, тем самым являясь опорой его позитивного отношения к России. Второй фактор – исторически сложившиеся дружественные отношения между Китаем и Россией. Так, в советский период благодаря Советскому Союзу Китай постепенно продвигался в направлении индустриализации. Дружба между двумя странами имеет не только прочную основу в виде официальных связей, она имеет под собой и более глубокие корни. Исходя из этого, китайский народ поддерживает Россию на различных социальных платформах сети Интернет.

Публичное мнение является одним из факторов, влияющих на внешнюю политику, поэтому позиция китайской общественности к России влияет на стратегию внешней политики КНР в отношении России. Повышенное дружественное внимание китайской общественности к России способствует формальным и неформальным отношениям между двумя странами.

 

1 Китайская национальная инфраструктура знаний (China National Knowledge Infrastructure) – китайский информационный проект, направленный на распространение в Интернете знаний для совместного использования, схожий с российской Национальной электронной библиотекой.

2 Экстремистская организация, запрещенная на территории РФ.

3 Huoshaoyun Data – авторитетная платформа для анализа сетевых баз коротких видео.

4 Автор комментария иронически оценивает позицию Зеленского, который оказался беспомощен в организации контрнаступления против российской армии, но «смело» ездил по западным странам с требованиями помочь Украине.

5 Комментарии в виде субтитров, которые появляются при просмотре видео в Интернете.

6 Цай Инвэнь – президент Тайваня с 2016 г. Поскольку КНР считает Тайвань неотъемлемой частью Китая, российско-украинский конфликт обострил переживание тайваньскими властями возможности присоединения Тайваня к КНР военным путем (прим. ред.).

7 Речь идет о последствиях так называемого голодомора 1932–1933 гг. и катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Обсуждение этих трагических событий активно использовалось на Украине после распада СССР для нагнетания антироссийских настроений (Прим. ред.).

×

作者简介

Menglong Li

Jilin University

编辑信件的主要联系方式.
Email: limenglong@jlu.edu.cn

PhD, Lecturer

 

台湾, Changchun

Muyan Han

University of Chinese Academy of Social Sciences

Email: S2021227001@ucass.edu.cn

Master student

俄罗斯联邦, China

Humay Abdyraramanova

Zhengzhou University

Email: 3545132309@qq.com

PhD student

俄罗斯联邦, Beijing

参考

  1. Cai Wenjie. (2021) Douyin user data analysis (Douyin user preference analysis report). URL: https://pinkehao.com/infor/13932.html.(蔡文杰:《抖音用户数据分析(抖音用户偏好分析报告)》,2021年7月16日,https://pinkehao.com/infor/13932.html,访问时间:2023年3月5日。)
  2. Liu Jianhua. (2020) Strategies for Improving the Political Discrimination of Chinese Citizens under the Background of the U. S. Penetration of «Internet Freedom» against China. Journal of Huaqiao University (Philosophy and Social Science Edition). No. 1: 14–26.(刘建华:《美国对华 “网络自由”渗透背景下我国公民政治鉴别力提升策略》,载《华侨大学学报 (哲学社会科学版)》,2020年第1期,第15页。)
  3. Lu Wei, Zhou Ruiping, Chang Yixin. (2023) Cognitive Confrontation Based on Social Media Platforms in the Russia – Ukraine Conflict: Reason‘ Characteristics and Enlightenment. Journal of Intelligence. Vol. 42. No. 5: 30–36. URL: https://kns.cnki.net/kcms2/article/Abstract?v=RyaFSLOYMk7wGangEUG_CntubeBDJFUcdqXDZ2Z9VUrbu6_bEsTMPsxIUFU0peNg5HprYp8K9-ElzHEm95gPE45YkEk9gny4jsmw0purQB1sPYDo5VWOPVlNBD9e8BiH&uniplatform=NZKPT.

版权所有 © Russian Academy of Sciences, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».