О финансовой культуре студенческой молодежи
- Авторы: Тюриков А.Г.1, Грызенкова Ю.В.1, Кунижева Д.А.1
-
Учреждения:
- Финансовый университет при Правительстве РФ
- Выпуск: № 2 (2023)
- Страницы: 143-149
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/0132-1625/article/view/126569
- DOI: https://doi.org/10.31857/S013216250023451-9
- ID: 126569
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты исследования финансово-экономической культуры студенческой молодежи. Рассматриваются показатели, характеризующие риски макроэкономического характера, проявляемые во взаимодействии с финансовыми институтами. Макроэкономические риски представляются многим респондентам весьма вероятными, что определяет ориентацию на использование таких способов сохранения и преумножения средств, как вложения в недвижимость, наличную иностранную валюту и банковский депозит. При этом для формирования будущей пенсии студентам предпочтительны наличные (валюта и рубли) и долгосрочные ценные бумаги (без уточнения эмитентов и биржи), в то время как классические варианты пенсионного страхования наименее популярны. Это вполне коррелирует с предположением о скептичном отношении к долгосрочному взаимодействию с российской финансовой системой, которая будет определять экономическое поведение выпускников в первые годы после окончания вуза и скорее всего сохранится в дальнейшем.
Полный текст
Постановка задачи и описание исследования. Методология исследований в области финансовой культуры предполагает несколько измерений процесса смыслообразования: финансовые и экономические знания, практики и дискурс, а также рассмотрение эмпирических областей, в которых происходит осмысление финансовых и экономических проблем. Само это понятие рассматривается в различных аспектах. Одни авторы делают акцент на финансовой грамотности (знаниях) и навыках [Тамбовцев, 2018] и полагают, что именно они лежат в основе финансовой культуры1 [Воденко, 2020, Бровчак, 2019]. Другие определяют ее как совокупность разделяемых обществом ценностей, верований, стандартов, проявляющихся в финансовых отношениях и финансовом поведении [Jelly, 2021]. В частности, утверждается, что, несмотря на унифицирующее воздействие глобализации, разница в культурах приводит к многообразию финансовых систем2, экономических агентов – к внешнему финансированию корпоративного роста, населения – к страхованию жизни и сбережениям, а также специфической реакции разных культур на неопределенность будущего. Можно выделить три основных подходах к определению «финансовой культуры»: 1) культурологический (совокупность культурных элементов на широком социокультурном фоне); 2) поведенческий (система, моделирующая поведение индивида в финансовой среде в процессе развития конкретного общества); 3) футурологический (среда, предопределяющая развитие конкретного социума).
Исследование, проведенное в 2021 г. в Финансовом университете, ставило цель апробации методики оценивания финансовой культуры на примере студенческой молодежи. Была выдвинута следующая гипотеза: сформировавшийся уровень финансовой культуры в стране детерминирует у представителей молодежи скептичное отношение к долгосрочному взаимодействию с российской финансовой системой.
Исследование включало в себя проведение анкетного опроса (N = 4200) студентов Финансового университета, обучающихся в Москве и 21 региональном филиале3 и фокусированные групповые интервью (22 студента того же вуза, обучающиеся в Москве на факультетах финансово-экономической, юридической и социальной направленности). Несмотря на определенные ограничения экстраполяции результатов на всю российскую молодежь, представляется, что в силу специфики вуза полученные результаты весьма показательны: выявлены представления и установки молодежи, связывающей свою будущую профессиональную деятельность с экономикой и финансами.
Финансовое благополучие. Отвечая на вопрос, может ли сегодня в России человек добиться высокого финансового положения, большинство студентов (59,9%) связали возможность достижения материального благосостояния с упорным трудом, остальные больше уповают на связи (18,9%) и удачу (14,5%)4. Сами респонденты планируют повышать свое благосостояние5 за счет, в первую очередь, вложения времени и средств в совершенствование профессиональных знаний по получаемой специальности (36,6%); освоения дополнительной профессии (33,7%); организации собственного бизнеса (31%); инвестиций в инструменты финансового рынка (29,8%). Далее идут готовность использовать любую возможность разовых и временных подработок (18,3%) и работа сверхурочно или по совместительству на основной работе (12,6%). Чуть более 14% размышляют над переездом в другую страну.
В отношении собственного трудоустройства в первый год после окончания вуза большинство студентов (72,4%) настроены оптимистично. Твердо планируют работать по специальности 30%, 41% «скорее да» (еще 11% не смогли определиться с ответом). Стоит отметить весьма заметный интерес студентов к официальному оформлению трудовых отношений (в среднем его важность составила 8,3 балла из 10).
Финансовое поведение. Что касается взаимодействия респондентов с финансовыми институтами, то пока их реальный опыт использования различных способов сохранения и преумножения денег довольно скромный, но предполагается большая активность в будущем. На основании рассчитанных комплексных индексов6 составлен рейтинг инструментов сохранения и преумножения средств, которыми респонденты готовы или хотели бы воспользоваться (табл. 1).
Таблица 1. Рейтинг способов сохранения и/или преумножения денег по их предпочтительности для респондентов
Способы | Индексы |
Вложения в недвижимость | 0,70 |
Хранение наличных денег в иностранной валюте | 0,66 |
Банковский вклад (депозит) | 0,65 |
Покупка ценных бумаг с использованием брокерского счета | 0,64 |
Покупка ценных бумаг с использованием ИИС | 0,61 |
Хранение наличных денег в рублях | 0,58 |
Покупка золота, драгоценностей (слитки, монеты и т.д.) | 0,57 |
Вложения в криптовалюту | 0,52 |
Договоры страхования жизни | 0,51 |
Покупка паев паевых инвестиционных фондов | 0,50 |
Вложения в НПФ | 0,50 |
Операции на рынке Форекс | 0,48 |
Индивидуальное доверительное управление | 0,46 |
Лидером оказались вложения в недвижимость, далее идут вложения в наличную иностранную валюту, хранение денег на банковском депозите, вложения в ценные бумаги с использованием брокерского счета и индивидуального инвестиционного счета (ИИС), хранение денег в наличных рублях и драгметаллах.
Механизмы социализации. Ключевые знания в области личных финансов респонденты прежде всего получают в рамках самообразования (значение индекса – 0,68), на основе собственного опыта проб и ошибок (0,67), а также от родителей и других родственников (0,65). Реже их источником является информация, почерпнутая в Интернете (0,58), в том числе, в социальных сетях (0,57), а также у друзей (0,56) и педагогов (0,55).
Готовность к трансформациям. Респондентам предлагалось оценить их готовность к изменениям в сфере экономики и финансов, трудовых и иных социальных отношений, обусловленным ростом использования цифровых технологий 7. Здесь лидирует полный переход на безналичный расчет, важны также переход на исключительно дистанционную работу (без закрепленного рабочего места) и к полному переходу в интернет-банкинг (без посещения банковских структур) (табл. 2).
Таблица 2. Готовность респондентов к изменениям в сфере финансов, трудовых отношений, индексы
Изменения | Индекс |
Перейти полностью на безналичный расчет | 0,72 |
Полностью перейти в интернет-банкинг (не посещать банковские структуры) | 0,61 |
Работать исключительно дистанционно, без закрепленного рабочего места | 0,60 |
Не рассчитывать на гос. пенсию, а самостоятельно копить на пенсию, используя счета в НПФ | 0,53 |
Пользоваться национальной электронной валютой (цифровой рубль) | 0,50 |
Производить уплату всех налоговых взносов самостоятельно, без участия работодателя | 0,49 |
Предоставить свои биометрические данные финансовым структурам | 0,47 |
Получать паспорт и иные документы, ранее выдаваемые уполномоченными гос. органами, в Сбербанке | 0,46 |
Пользоваться электронной валютой (биткоин) | 0,46 |
Пользоваться потребительскими кредитами, кредитными картами для повседневных нужд | 0,44 |
Пользоваться P2P-кредитованием - с использованием цифровых платформ, в обход финансовых институтов | 0,43 |
Отказаться от покупки недвижимости в пользу её аренды | 0,41 |
Отказаться от покупки автомобиля в пользу его аренды | 0,40 |
Финансовые риски. Что касается рисков при взаимодействии с финансово-банковской системой8, то наиболее ожидаемыми видятся навязывание дополнительных платных услуг, несанкционированное списание средств со счета в результате действий хакеров и мошенников и превышение темпов инфляции над процентами по вкладам (табл. 3). При взаимодействии с системой добровольного пенсионного страхования9 наиболее вероятными представляются риски обесценивания накоплений из-за девальвации рубля; изменения государством «правил игры» не в пользу будущих получателей накопительной пенсии, неспособности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) обеспечить доходность выше уровня инфляции, а также пропажу накоплений в случае банкротства НПФ.
Таблица 3. Представления о вероятности наступления рисков при взаимодействии с банковской системой, индексы
Риски | В целом по выборке | Москва | Филиалы |
Несанкционированное списание средств с банковского счета клиента банка в результате компьютерного сбоя | 0,36 | 0,36 | 0,36 |
Несанкционированное списание средств с банковского счета клиента банка в результате действий хакеров и мошенников | 0,49 | 0,50 | 0,49 |
Несанкционированное списание средств с банковского счета клиента банка в результате недобросовестности сотрудников банка) | 0,40 | 0,41 | 0,39 |
Потеря клиентом банка его средств, размещенных на банковских депозитах в силу превышения темпов инфляции над % по вкладам | 0,45 | 0,47 | 0,42 |
Потеря клиентом банка его средств, размещенных на банковских депозитах в силу отзыва лицензии у банка | 0,44 | 0,45 | 0,41 |
Потеря клиентом банка его средств, размещенных на депозитах в силу замораживания вкладов, отказа банка вернуть средства под предлогом сомнений | 0,40 | 0,42 | 0,37 |
Изменение банком условий кредита, депозита и т.д. в одностороннем порядке (без получения согласия клиента банка | 0,39 | 0,40 | 0,36 |
Навязывание сотрудниками банка каких-либо дополнительных платных услуг (например, различных страховок, кредитов и т.п. | 0,53 | 0,54 | 0,52 |
Банк отдаст ваши деньги мошенникам, предъявившим подложную доверенность, и откажется возмещать вам ущерб | 0,32 | 0,33 | 0,30 |
Банк оформит на вас кредит на основе ваших биоданных, к-ми воспользовались мошенники и откажется от возмещения ущерба | 0,32 | 0,33 | 0,30 |
Полученные результаты коррелируют с индексами, отражающими уровень доверия респондентов российским финансовым организациям10. Самый низкий уровень доверия – у НПФ (0,52), наибольший – у банков (0,60); у страховых и инвестиционных компаний, соответственно, 0,56 и 0,57. Как следствие, наиболее популярными способами создания пенсионных резервов среди участников исследования являются накопления наличных денежных средств в виде иностранной валюты (42%), долгосрочные ценные бумаги (40%) и наличные денежные средства в национальной валюте (39%). Всего 15% указали, что для накоплений на старость воспользовались бы услугами НПФ (табл. 4).
Таблица 4. Ориентированность на пенсионные накопления, % от опрошенных, готовых делать накопления на пенсию
Финансовый инструмент (ответы на вопрос «Если вы планируете делать накопления на пенсию, то какой финансовый инструмент вы выберете?»)* | В целом по выборке | Москва | Регионы |
Наличные денежные средства (валюта) | 42 | 47 | 37 |
Долгосрочные ценные бумаги | 40 | 48 | 32 |
Наличные денежные средства (рубли) | 39 | 32 | 45 |
Депозит в кредитной организации | 22 | 26 | 18 |
Драгоценные металлы и/или камни | 18 | 18 | 17 |
Пенсионные накопления в НПФ | 15 | 17 | 14 |
Пенсионные накопления в страховой компании | 15 | 12 | 19 |
Примечание. *Сумма ответов больше 100%, так как можно было дать несколько вариантов ответа).
Наиболее приемлемый размер отчислений в НПФ для формирования достойной дополнительной пенсии составил до 5–6% от заработной платы (62%) [Тюриков, 2021, Цыганов, 2022]. Схожие результаты получены авторами и в предшествующих исследованиях, посвященных данной теме, что подтверждает устойчивость сложившихся тенденций.
Заключение. Исследование позволило выявить ряд присущих студентам представлений и установок, которые характеризуют их финансовую культуру и могут определять модели поведения в сфере экономики и финансов. Повышать свое благосостояние с помощью инвестиций в инструменты фондового рынка планирует каждый четвертый молодой человек. Лидерами же среди способов сохранения и преумножения средств, которыми респонденты готовы или хотели бы воспользоваться, оказались вложения в недвижимость, наличную иностранную валюту, а также банковский депозит. Для формирования будущей пенсии предпочтительны наличные (валюта и рубли), а также долгосрочные ценные бумаги (без уточнения эмитентов и биржи), в то время как классические варианты пенсионного страхования наименее популярны. Это вполне коррелирует с предположением о скептичном отношении к долгосрочному взаимодействию с российской финансовой системой, которая будет определять экономическое поведение выпускников в первые годы после окончания вуза и скорее всего сохранится в дальнейшем.
1 Воденко К.В. Историческая память и экономическая культура: специфика взаимосвязи и взаимовлияния. URL: https://ssa-rss.ru/files/File/Conference/VSK-VI/Sbornik/VodenkoKV-2.pdf (дата обращения: 17.12.2022).
2 Béres D., Huzdik K. A pénzügyi kultúra megjelenése makrogazdasági szinten. URL: https://www.penzugyiszemle.hu/upload/documents/322-336-beres-huzdikpdf_20170827102913_20.pdf (accessed 03.10.21).
3 Выборка исследования репрезентативна по полу, курсу обучения и месторасположению филиалов Финуниверситета. Всего опрошено 4200 чел., распределение респондентов: Москва - 2825, финансово-экономические колледжи Благовещенский – 69, Бузулукский – 14, Красноярский – 100, Махачкалинский – 14, Пермский – 135, Самарский – 54, Сургутский – 141, Шадринский – 11; филиалы: Владикавказский – 12, Владимирский – 66, Краснодарский – 47, Липецкий – 44, Новороссийский – 65, Омский – 86, Пензенский – 40, Санкт-Петербургский – 17, Смоленский – 74, Тульский – 128, Уральский – 81, Уфимский – 177. Среди опрошенных 54% обучаются на бюджетной основе, 46% – на коммерческой. На момент исследования 13% работали по осваиваемой специальности, 23% – не по специальности и 64% не находились в трудовых отношениях.
4 Согласно фокус-групповым интервью, наиболее сильно на будущее материальное благополучие влияют такие личностные факторы, как амбиции и целеустремленность, несколько меньше – готовность трудиться и профессионализм.
5 Полузакрытый вопрос: «Какие действия вы предпринимаете / планируете предпринять для достижения финансового благополучия?» с возможностью выбора более одного варианта ответа.
6 Индексы рассчитаны по пятичленной шкале, каждому из пяти вариантов ответа присваивается коэффициент: «сейчас не пользуюсь, но планирую воспользоваться», к = 1; «пользуюсь сейчас», к = 0,75; «сейчас не пользуюсь, но пользовались раньше», к = 0,5; «не пользуюсь, а в дальнейшем еще не решил», к = 0,25; «не пользуюсь и не планирую пользоваться», к = 0. Сумма произведений количества ответов и коэффициентов делится на общее количество ответов.
7 Вопрос: «Насколько вы сегодня готовы принять описанные ниже трансформации?» предусматривал использование четырехчленной шкалы: «полностью готов» (коэффициент при расчете индекса=1), «скорее готов» (0,67), «скорее не готов» (0,33) и «совсем не готов» (0).
8 Вопрос: «Насколько вероятно наступление следующих событий при взаимодействии граждан с российскими банками?» предполагал использование четырехчленной шкалы: «весьма вероятно», «мало вероятно», «точно не произойдет» и «затрудняюсь ответить».
9 Вопрос: : «Дополнительные накопительные пенсии с использованием негосударственных пенсионных фондов предполагают весьма длительный срок совершения отчислений до начала выплат – 30 и более лет. Оцените вероятность того, что в этот период могут произойти следующие события…», предполагалось использование аналогичной предыдущей шкалы.
10 Вопрос «Я доверяю российским финансовым институтам:» предполагал использование четырехчленной шкалы согласия.
Об авторах
Александр Георгиевич Тюриков
Финансовый университет при Правительстве РФ
Email: socis@isras.ru
Россия
Юлия Викторовна Грызенкова
Финансовый университет при Правительстве РФ
Email: socis@isras.ru
Россия
Диана Анзоровна Кунижева
Финансовый университет при Правительстве РФ
Автор, ответственный за переписку.
Email: socis@isras.ru
Россия
Список литературы
- Бровчак С. В., Селиванова М. А., Сочнева Е. Н. Вопросы повышения финансовой грамотности студентов высших учебных заведений финансово-экономической направленности // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 130–146. doi: 10.32744/pse.2019.5.10.
- Воденко К.В. (2020) Историческая память и экономическая культура: специфика взаимосвязи и взаимовлияния // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сб. докл. VI Всеросс. социол. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / Отв. ред. В.А. Мансуров; ред. Е.Ю. Иванова. М.: РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 5583–5588. doi: 10.19181/kongress.2020.
- Тамбовцев В.Л. Инновации и культура: важность методологии анализа // Вопросы экономики. 2018. № 9. С. 70–94.
- Тюриков А.Г., Разов П.В., Марков Д.И. Установки российских студентов в отношении индивидуальных пенсионных накоплений // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 3. С. 62–75. doi: 10.19181/population.2021.24.3.6.
- Цыганов А. А. Пенсионные ожидания жителей России // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 36–42. doi: 10.31857/S013216250017479-9.
- Jelly H. (2021) A Measurement and Interpretation of Money Management Understandings of Twelfth Grade Students. URL: https://www.worldcat.org/title/measurement-and-interpretation-of-money-management-understandings-of-twelfth-grade-students/oclc/3785264 (дата обращения: 03.10.2021)..
