№ 6 (2025)
Политика
Япония под властью консерваторов. К 70-летию Либерально-демократической партии Японии
Аннотация
В статье анализируется феномен длительного и во многом уникального правления Либерально-демократической партии Японии (ЛДП), которая с момента своего основания в 1955 г. с небольшими перерывами удерживает власть уже почти семь десятилетий. Рассматриваются институциональные, социальные и экономические механизмы, позволившие партии сохранять ведущие позиции в политической системе страны. Среди них — способность ЛДП адаптироваться к меняющимся условиям, умело сочетая традиционные ценности с прагматичными подходами к управлению, а также эффективное взаимодействие с бюрократией, крупным бизнесом и региональными элитами. Анализируется, как внутренняя организация партии, наличие устойчивых фракций и распределение ресурсов внутри нее обеспечивают стабильность и контролируемость политических процессов. Вместе с тем подчеркивается, что подобное господство не является гарантией вечной власти: демографические изменения, старение общества, снижение доверия молодежи к традиционным партиям и усиливающаяся политическая конкуренция создают новые риски. В статье делается вывод о том, что дальнейшее развитие ЛДП во многом будет зависеть от ее готовности к внутренним преобразованиям и открытости к новым идеям. Переосмысление традиционных управленческих подходов, проведение структурных реформ и усиление мер по обеспечению прозрачности власти способны не только обновить политическую систему, но и укрепить доверие граждан. В условиях растущей международной нестабильности и технологических перемен ЛДП предстоит найти баланс между сохранением преемственности и необходимостью адаптации. От успешности этих усилий будет зависеть, сможет ли партия сохранить лидирующие позиции, обеспечивая устойчивое развитие и политическую модернизацию Японии в XXI в.
5–19
Политика Республики Корея в области кибербезопасности в 2017–2025 гг.
Аннотация
В статье рассматривается процесс эволюции политики Республики Корея в области кибербезопасности в период с 2017 по 2025 гг. под воздействием внешнеполитических факторов. За последние несколько десятилетий вопросы безопасности киберпространства стали важными аспектами формирования национальных политик государств. Несмотря на высокий уровень экономического и технического развития, руководство Республики Корея долгое время уделяло недостаточно внимания защите национальных киберграниц, что привело к серии крупных кибератак на критическую инфраструктуру в 2010-х гг. В 2019 г. правительство Мун Чжэ Ина опубликовало первую стратегию национальной кибербезопасности, отличавшуюся оборонительной направленностью. Она была принята в условиях стабилизации внешнеполитической обстановки и активизации дипломатических переговоров с участием США и КНДР, но после очередного кризиса на Корейском полуострове Республика Корея сфокусировалась на проективном обеспечении кибербезопасности с помощью расширения военного киберсотрудничества со странами Запада. Окончательный переход к наступательной доктрине в киберсфере произошел в 2024 г., когда консервативное правительство Юн Сок Ёля приняло обновленную стратегию национальной кибербезопасности, кратно расширив сотрудничество с военно-политическими альянсами, направленными против России, КНР и КНДР. Одним из ключевых стимулов к пересмотру политики в киберсфере стала активизация украинского кризиса и последовавшее за ней противостояние России и стран коллективного Запада. Влияние американо-южнокорейского альянса, географическое расположение в центре конфликтогенного региона, традиционное восприятие экзистенциальной угрозы со стороны КНДР, а также невозможность самостоятельно обеспечить защиту национального киберпространства вынуждают Республику Корея предпринимать активные шаги для обеспечения национальной кибербезопасности. В настоящее время усилия Южной Кореи в большей степени сосредоточены на участии в милитаризации киберсферы через партнерство с американоцентричными межгосударственными организациями.
20-33
Внешнеэкономическая политика Монголии в контексте национальной безопасности
Аннотация
Монголия — страна в центре Азии, зажатая между Россией и Китаем и не имеющая выхода к морю. Географическое положение делает ее зависимой во многих аспектах от своих соседей. Поэтому перед Монголией особенно остро по сравнению с другими малыми государствами стоит задача поддержания баланса в отношениях с соседними державами и третьими странами, не ставя под угрозу свой суверенитет и не ограничивая экономическое развитие. В статье приводятся результаты анализа практической реализации многовекторной внешнеэкономической политики Монголии. Подчеркивается, что в начале 1990-х гг. Монголия была вынуждена обратиться за помощью к западным странам, которые стали ее ключевыми партнерами по развитию. Горнодобывающий бум 2000-х гг. наряду с бурным ростом экономики привел к возникновению зависимости от экспорта полезных ископаемых в Китай и усилению западных компаний в качестве основных инвесторов. Решение Монголии сохранить контроль над ключевыми отраслями экономики вызвало обвал притока иностранных инвестиций. В совокупности с привлечением внешних займов на международном долговом рынке в условиях падения мировых цен на полезные ископаемые это привело к кризису 2016 г. Тем не менее, ключевые партнеры помогли Монголии избежать дефолта по суверенному долгу. Более того, глубокий спад в период пандемии COVID-19 и последующее восстановление экономики подтвердили, что у Монголии нет альтернативы политике многовекторного внешнеэкономического сотрудничества, в которой Китай остается основным рынком сбыта, а западные партнеры — ключевыми кредиторами. В отношениях с Россией Монголия стремится к ликвидации зависимости от импорта российских нефтепродуктов, заключению соглашения о свободной торговле и участию в планах строительства транзитной инфраструктуры в Китай.
34-43
Экономика
Трансформация модели интеграции развивающихся стран в мировую экономику в составе БРИКС+
Аннотация
Актуальность статьи связана с необходимостью анализа подходов, с помощью которых развивающиеся страны могут встраиваться в глобальную систему на базе новой модели производства и кооперации в рамках БРИКС+. Основные положения статьи опираются на фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых и актуальные статистические данные. В статье вводится понятие симбиоза индивидуальных конкурентных преимуществ отдельных стран БРИКС+, в совокупности образующих полноценный комплекс уникальных ресурсов, кадров, технологий, компетенций производства на базе стратегии минимизации себестоимости и максимизации общественного блага. Теоретическая значимость статьи заключается в углублении знаний в формирующемся направлении исследований новой парадигмы глобализации при лидерстве стран БРИКС+. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что в статье содержатся пути, позволяющие извлекать преимущества и выгоды новой парадигмы глобализации под эгидой стран БРИКС+, которые прежде можно было получить в условиях активной глобализации мировой американоцентричной экономики. Но ввиду утраты общепринятых правил и логики участия стран в международном обмене из-за усиления протекционизма и деглобализации в статье сделан акцент на поиск компромиссных, альтернативных решений. В статье сделан вывод о том, что основной тенденцией развития в современной мировой экономике постепенно становится возникновение новой парадигмы и модели бизнеса, при которых любая страна мира, независимо от положения в иерархии, может на базе привнесения индивидуальных компетенций в общий инструментарий БРИКС+ воспользоваться равнодоступными коллективными преимуществами за счет их гармоничного симбиоза и максимизировать полезный эффект от решения национальной проблемы.
44-55
О высокотехнологичном бизнесе зарубежных китайцев в КНР
Аннотация
Статья посвящена актуальной научной проблеме оценки места компаний зарубежных китайцев (китайской диаспоры, по-китайски: 华侨华人 — китайские эмигранты с гражданством КНР и этнические китайцы с иностранным гражданством — далее хуацяо-хуажэнь) в высокотехнологичном бизнесе в КНР. В основу работы легли собранные автором в 2023–2024 гг. фактические данные о 290 действующих компаниях, созданных лауреатами конкурса «Ключевые бизнес-команды зарубежных китайцев (2009–2017 гг.)», а также результаты проведенного автором в 2010–2011 гг. исследования по инновационным компаниям вернувшихся в КНР китайских специалистов с дипломами зарубежных вузов. В статье представлена авторская методика количественной оценки высокотехнологичных компаний зарубежных китайцев в КНР, которая показала, что суммарное число высокотехнологичных компаний зарубежных китайцев выросло с 1,9 тыс. до 201,5 тыс. единиц, а их доля в общем числе компаний, осуществляющих высокотехнологичную деятельность в КНР увеличилась с 8 % до 63,5 % за 2000–2023 гг. Основная гипотеза исследования — компании зарубежных китайцев занимают лидирующее место в высокотехнологичном бизнесе в КНР в настоящее время. Эта гипотеза подтверждена качественными характеристиками 181 высокотехнологичного предприятия (включая 130 инновационных компаний) из 290 вышеупомянутых компаний зарубежных китайцев. Абсолютное большинство учредителей этих предприятий обучалось и работало в технологически развитых странах: США, Канада, страны ЕС, Япония, где получило передовой опыт ведения бизнеса в области новых и высоких технологий — ключевое преимущество на внутреннем китайском рынке. Созданные ими компании в основном занимают сильные позиции в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и третичного сектора экономики, по ряду отраслей их позиции оцениваются как лидирующие. Эти компании имеют высокий уровень научно-технических возможностей и потенциала развития.
56–77
Внутренний и въездной туризм КНДР в условиях международных санкций
Аннотация
После того, как КНДР закрыла свои границы одной из первых стран до объявления 11 марта 2020 г. ВОЗ пандемии COVID-19, спустя пять лет северокорейское руководство не спешит принимать решение о полном возобновлении авиа- и железнодорожного транспортного сообщения с внешним миром. Действуя из соображений, в первую очередь, безопасности, сохранения жизни и здоровья населения в стране, где отсутствует возможность оказания высокотехнологичной медицинской помощи, власти были вынуждены пойти на финансовые потери в сфере въездного туризма, что составляло важную статью дохода в государственный бюджет после перекрытия поступлений от экспорта северокорейской рабочей силы КНДР согласно принятой 11 марта 2017 г. СБ ООН резолюции 2375 (2017)1. Новая эра российско-северокорейских отношений ознаменована заключением 19 июня 2024 г. Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (ратифицирован Федеральным законом от 9 ноября 2024 г. № 374-ФЗ, вступил в силу 4 декабря 2024 г.)2. Это позволило российско-северокорейским отношениям заметно укрепиться после длительного периода снижения активности контактов на фоне ужесточения с 2016 г. антисеверокорейских санкций. Для российских туристов КНДР заново открыла свои границы 12 февраля 2024 г. Наметились тенденции к активизации туристических контактов КНДР с Китаем и западными странами. Вместе с тем, отмечается активное развитие внутреннего туризма в КНДР. В статье анализируются состояние, проблемы и перспективы северокорейской туристической отрасли.
78-92
ЕАЭС и Монголия: возможности временного торгового соглашения
Аннотация
В статье рассматриваются условия подготовки временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом и Монголией, подписание которого состоялось летом 2025 г. В хронологическом порядке освещен ход подготовки проекта соглашения, обсуждений и общественных слушаний в Улан-Баторе. Согласование проекта в достаточно сжатые сроки свидетельствует о высокой заинтересованности сторон в реализации договоренностей и стремлении апробировать торговые преференции. В итоговый документ вошли по 367 товарных позиций, подлежащих трехлетнему преференциальному режиму: обнулению или значительному снижению импортной пошлины. Для Монголии преференции получены для целого ряда товаров экспортного интереса, включая мясную продукцию, кашемировые и шерстяные изделия. Проведен обзор динамики российско-монгольских торговых связей, что важно для понимания стартовых условий и ожиданий от действия преференций. Установление нулевых пошлин в отношении ограниченной номенклатуры товаров позволяет Монголии и России комфортно решать назревшие вопросы торгово-экономического взаимодействия, а интеграционному объединению — держать курс на расширение собственной сети соглашений о свободной торговле. Для Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Армении подписание торгового соглашения с Монголией несет мало экономических рисков, при этом представляется весомым шагом на фоне активизации политических контактов последних лет. В дальнейшем вероятны как расширение номенклатуры товаров для преференциальной торговли и пролонгирование действия соглашения, так и заключение полноформатного торгового соглашения о свободной торговле. Сделан вывод, что ключевой эффект от подписанного временного торгового соглашения будет заключаться в осуществлении самой возможности диалога евразийского интеграционного объединения и Монголии.
93-103
Факторы роста в аграрном секторе Камбоджи
Аннотация
За последние годы аграрный сектор Камбоджи не только удовлетворял потребности населения, но и вывел страну в ряд ведущих экспортеров целого ряда продукции. Несмотря на снижение его вклада в производства валовой продукции и уменьшении доли, занятых в нем, он по-прежнему занимает весомые позиции в структуре хозяйства и оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие. В данной статье проводится анализ показателей экономического роста в аграрном секторе, оценивается влияние факторов, выступающих движущими силами, определяющими уровень развития и его динамику. Ключевую роль в развитии аграрного сектора играют земельные ресурсы, выступая основным средством производства. Особое внимание уделено технологическому способу производства. В Камбодже сохраняется классический землесберегающий технологический способ производства, в основе которого лежит экономия земли, а не экономия труда. Его основным параметром выступает низкая производительность труда, которую можно объяснить и малым размером хозяйства, и низкой фондовооруженностью, а главное исторически сложившейся мотивацией экономии земли, а не экономии труда. Хотя показатели производительности труда в аграрном секторе выросли, они по-прежнему остаются на низком уровне. В целом, в камбоджийской аграрной отрасли достигнуты значительные успехи, но в то же время сохранились и проблемы, которые препятствуют развитию камбоджийской деревни, тормозят рост сельскохозяйственного производства, что, в свою очередь, препятствует росту как продуктивности земли, так и производительности труда. Хотя внедрение ирригационных систем и применение удобрений повысило продуктивность земли, но масштабы их использования остаются ограниченными из-за нехватка квалифицированных специалистов для обслуживания техники. Несмотря на достижения и впечатляющий рост, аграрная модель Камбоджи функционирует на пределе своих возможностей. Для дальнейшего роста необходимы инвестиции в технологии, улучшение инфраструктуры и более сбалансированная аграрная политика, направленная на повышение эффективности сельского хозяйства Камбоджи.
104–117
Интеграция портов Южной Кореи в арктическую морскую торговлю: возможности и перспективы
Аннотация
В Республике Корея в начале июня 2025 г. завершилась одна из самых сложных избирательных кампаний. Она проходила на фоне затяжного политического кризиса, вызванного опрометчивым вердиктом бывшего президента Юн Сок Ёля ввести в декабре 2024 г. в стране военное положение. После почти полугодовой политической нестабильности и общей накаленной атмосферы, президентом страны был избран кандидат от Демократической партии Ли Чжэ Мён. За день до своего избрания г-н Ли высказался о важности включения ряда портов страны в арктическую морскую торговлю. Ранее — в ноябре 2021 г. — в рамках второго направления «расширение горизонтов арктической дипломатии» утвержденной корейским правительством полярной Стратегии-2050, Россия была обозначена одной из трех «наиболее важных» арктических стран, а основной приоритет совместной деятельности — Северный морской путь. Учитывая, что наши страны являются морскими державами, Россия — это основной оператор Северного морского пути, а товарооборот между нашими странами упал с 29,9 млрд долл. США в 2021 г. до 11,3 млрд в 2024 г., — такое изменение вектора арктической политики Южной Кореи дает надежду на значительное улучшение взаимоотношений.
118-132
Государство и общество
Лотерейная индустрия в КНР
Аннотация
С древнейших времен по настоящее время одним из распространенных инструментов сбора необходимых финансовых средств для решения социально-экономических задач в самых различных странах мира является проведение лотерей. В последнее время даже появлялись отдельные публикации о том, что лотерея использовалась в древнем Китае для сбора средств для строительства Великой китайской стены. В настоящее время в различных странах мира проведение лотерей является важным источником пополнения финансовых средств для решения различных социально-экономических задач. В КНР средства, полученные от проведения лотерей, поступают в Фонд общественного благосостояния и включаются в государственный бюджет в соответствии с правилами управления государственными фондами. Средства фонда используют исключительно на цели развития социального обеспечения и спорта. Излишки переносятся на следующий год для дальнейшего использования и не используются для балансировки общего консолидированного бюджета КНР. В КНР большая часть средств (80–90 %) возвращается игрокам в виде выигрышей и социальной помощи, обеспечивая привлекательность ставок. Вместе с тем эффективность расходования средств из Фонда общественного благосостояния и Социального фонда, которые формируются за счет отчислений от лотереи в настоящее время вызывает определенные вопросы среди контрольных органов страны. В данной статье проводится анализ нормативно-правовой базы проведения лотерей в КНР, виды лотерей, рассматриваются учреждения, осуществляющие контроль за проведением и распределением финансовых средств, анализируются нормативы распределения собранных средств между центром и провинциями от проведения лотерей, рассматривается эффективность управления собранными от лотерей финансовыми средствами.
133-144
История
Китайская историография внешней политики КНР
Аннотация
В статье предпринята попытка проследить историографию опубликованных в КНР работ по внешней политике страны с 1949 г. по настоящее время. Особое внимание уделено работам о китайско-российских отношениях. Хронология публикаций привязана к периодам правления первых лиц партии и государства — Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Ху Цзиньтао и Си Цзиньпина. Мао Цзэдуну принадлежат формула «держаться одной стороны», теории «промежуточных зон» и «трех миров», в течение трех первых десятилетий определявших основные черты внешней политики КНР. На рубеже 1980–1990-х гг. были сформулированы основные внешнеполитические заветы Дэн Сяопина, сведенные в формулу 28 иероглифов: «хладнокровно наблюдать, укреплять расшатанные позиции, проявляя выдержку, справляться с трудностями, держаться в тени и стараться ничем не проявлять себя, быть в состоянии защищать пусть неуклюжие, но свои собственные взгляды, ни в коем случае не лезть вперед, на первое место, и при этом делать что-то реальное». Цзян Цзэминю удалось успешно завершить многолетний марафон по вступлению КНР во Всемирную торговую организацию (декабрь 2001 г.). Была провозглашена стратегия «Цзоучуцюй» (Выхода национальных предприятий «во вне», т.е. на мировой рынок) и тесно связанная с ней программа подъема «западных территорий». Ху Цзиньтао поддержал разработку концепции «возвышения» Китая, позднее замененную на доктрину «развития Китая», призванную содействовать активизации внешней политики страны. 22 апреля 2005 г. на афро-азиатской встрече в верхах, проходившей в Джакарте, Ху Цзиньтао впервые выдвинул свою концепцию «гармоничного мира». Си Цзиньпин уже в конце 2012 г. поставил вопрос о необходимости «великого возрождения» китайской нации. В 2013 г. он провозгласил «Инициативу Пояса и Пути», то есть проект крупномасштабного развития международных экономических связей «по суше», условно по маршруту древнего «Шелкового пути», и по морю. Позже он выступил с идеей создания в мире «сообщества единой судьбы человечества», призванного достичь всеобщей, «инклюзивной» безопасности. На XX съезде КПК в 2022 г. идея «сообщества единой судьбы человечества» и «Инициатива Пояса и Пути» (в качестве одного из основных инструментов ее реализации) были включены в Устав КПК.
145-164
Культура
Иностранные языки в контактах Китая с внешним миром
Аннотация
Решение любых языковых проблем — как внутренних, так и ориентированных на внешний мир c применением так называемой «дискурсивной» («речевой») силы — не мыслится в современном Китае без использования новейших технологий. О необходимости интенсивно применять эти технологии в языковой сфере идет речь в недавно опубликованном Министерством образования, Комитетом по работе в области языка и письменности и канцелярией Центрального комитета по безопасности киберпространства специальном документе. В этом же документе употребляется новый термин «цифровой китайский язык». Искусственный интеллект в значительной степени преобразил общение в глобализованном мире. Носители разных языков получили возможность общаться устно в реальном времени или переводить письменные тексты, не прибегая к услугам переводчиков. Тем не менее, известно, что современные системы перевода могут допускать серьезные ошибки, и знание иностранных языков как специалистами высокого уровня, так и в определенной степени жителями в целом по-прежнему востребовано в разных странах. Основным средством общения Китая как в официальных, так и в неофициальных ситуациях остается при этом язык международного общения английский. Тем не менее, параллельно, в том числе в свете концепции «Сообщество единой судьбы человечества» и инициативы «Один пояс, один путь», на разных уровнях используются другие языки. Русский язык востребован при контактах Китая не только с Россией, но также с постсоветскими странами Центральной Азии, где он по-прежнему служит средством межнационального общения.
165-174
Рецензии
Рецензия на монографию: Роль и место политических банков в экономической системе Китая / Е.М. Сербина. Москва: ИКСА РАН, 2025. 364 с.
175-176
Памяти ученого
Михеев Василий Васильевич 16.04.1954–29.10.2025
177-178
Содержание журнала «Проблемы Дальнего Востока» за 2025 год
179-182


