Особенности тревожности, вегетативных проявлений и адаптации детей начальных классов при разном когнитивном уровне развития

Обложка
  • Авторы: Лебеденко А.А.1, Левчин А.М.1, Ершова И.Б.2, Глушко Ю.В.2
  • Учреждения:
    1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    2. Государственное учреждение «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Луганской Народной Республики
  • Выпуск: Том 12, № 3 (2020)
  • Страницы: 55-62
  • Раздел: Оригинальные исследования
  • URL: https://ogarev-online.ru/vszgmu/article/view/39489
  • DOI: https://doi.org/10.17816/mechnikov39489
  • ID: 39489

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель — изучить особенности и уровень тревожность вегетативных проявлений и адаптации школьников начальных классов при разном когнитивном развитии.

Материал и методы. Исследовательский массив составил 631 ребенок средних общеобразовательных школ Ростова-на-Дону и Луганска. В зависимости от когнитивного развития дети были разделены на две группы. Основную группу составили высокоинтеллектуальные школьники. Определены особенности проявлений школьной тревожности (опросник Б.Н. Филлипса), вегетативных нарушений и адаптационного потенциала в зависимости от коэффициента интеллекта (IQ).

Основные результаты. Анализ данных показал, что у младших школьников с высоким когнитивным развитием повышена школьная тревожность, которая преобладает к 4 классу обучения и сочетается с напряжением адаптационных механизмов. У высокоинтеллектуальных детей значимо чаще наблюдаются вегетативные расстройства.

Заключение. Вследствие существования особенностей адаптационных механизмов, тесно связанных с психовегетативными нарушениями у высокоинтеллектуальных детей, необходимы разработка и проведение в образовательных учреждениях превентивных мероприятий.

Об авторах

Александр Анатольевич Лебеденко

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: leb.rost@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-4525-1500

д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой детских болезней №2, проректор (директор) НИИАП

Россия, Ростов-на-Дону

Артем Михайлович Левчин

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: temalg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2016-2616

кандидат медицинских наук ассистент кафедры детских болезней №2

Россия, Ростов-на-Дону

Ирина Борисовна Ершова

Государственное учреждение «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Луганской Народной Республики

Email: irina-ershova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9780-9436

д.мед.н., профессор, заведующая кафедрой педиатрии и детских инфекций

Луганск, Луганская Народная Республика

Юлия Витальевна Глушко

Государственное учреждение «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки» Луганской Народной Республики

Email: 10kopee4ka01@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3225-2603

ассистент кафедры педиатрии и детских инфекций

Украина, Луганск, Луганская Народная Республика

Список литературы

  1. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний. – М.: Медицина, 1997. – 253 с. [Baevskiy RM, Berseneva AP. Otsenka adaptatsionnykh vozmozhnostey organizma i riska razvitiya zabolevaniy. Moscow: Meditsina; 1997. 253 р. (In Russ.)]
  2. Борисова Н.А., Белобрыкина О.А., Гейдебрехт Н.А., Штайц Т.К. Школьная тревожность: противоречия диагностики (на примере анализа методики Б. Филлипса) // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – № 2. – С. 123–165. [Borisova NA, Belobrykina OA, Geydebrekht NA, Schtaiz TK. School anxienty: diagnostics contradictions (case of analysis of technique of b. Phillips). PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016;(2):123-165. (In Russ.)]
  3. Грушецкая И.Н., Щербинина О.С. Взаимодействие одаренных школьников с микросоциумом как условие их социального развития // Перспективы науки и образования. — 2018. – № 5. – С. 136–144. [Grushetskaya IN, Scherbinina OS. Gifted children interaction with microcommunity as the condition for their social development. Prospects for science and education. 2018;(5):136-144. (In Russ.)]. https://doi.org/10.32744/pse.2018.5.15.
  4. Малкова Е.Е. Тревожность и развитие личности в норме и при патологии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 2016. – 41 с. [Malkova EE. Trevozhnost’ i razvitie lichnosti v norme i pri patologii. [dissertation] Saint Petersburg; 2016. 41 p. (In Russ.)]
  5. Прожерина Ю., Широкова И. Когда тревога становится болезнью // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. – 2016. – № 5. – С. 32–38. [Prozherina Yu, Shirokova I. When anxiety becomes a disease. Magazine about the Russian market of medicines and medical equipment. 2016;(5):32-38. (In Russ.)]. https://doi.org/10.2151/1561-5936-2016-5-32-38.
  6. Ермаков C.С. Личностные трудности интеллектуально одаренных детей в средней школе (обзор современных зарубежных работ) // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 3. – С. 41–49. [Ermakov SS. Analysis of personality characteristics of intellectually gifted students, causing difficulties in their process of preschool and school education. Modern foreign psychology. 2016;5(3):41-49. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17759/jmfp.2016050304.
  7. Юркевич В.С. Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь // Современная зарубежная психология. – 2018. – Т. 7. – № 2. – С. 28–38. [Yurkevich VS. Intellectual giftedness and social development: an analysis of the contradictory context. Modern foreign psychology. 2018;7(2):28-38. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17759/jmfp.2018070203.
  8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: Бахрах-М, 2001. – 672 с. [Raygorodskiy DYa. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy. Samara: Bakhrakh-M; 2001. 672 p. (In Russ.)]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Динамика уровней тревожности у детей обследуемых групп. * статистическая разница показателей детей основной группы со значениями детей контрольной группы при р < 0,05

Скачать (216KB)
3. Рис. 2. Динамика разных типов адаптационного потенциала у детей обследуемых групп. * статистическая разница показателей детей основной группы и детей контрольной группы при р < 0,05

Скачать (236KB)

© Лебеденко А.А., Левчин А.М., Ершова И.Б., Глушко Ю.В., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».