Анализ оказания логопедической помощи и организации обучения детей с последствием интранатальной травмы плечевого сплетения и врожденным множественным артрогрипозом с нарушением функции верхних конечностей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Патология опорно-двигательного аппарата с поражением верхних конечностей часто является одним из факторов, способствующих возникновению специфических трудностей у ребенка на различных этапах обучения. У детей до 3 лет с врожденным множественным артрогрипозом и интранатальной травмой плечевого сплетения часто наблюдается задержка речевого развития, возможны поведенческие нарушения, что определяет необходимость коррекции, в том числе и логопедической, уже в раннем возрасте.

Цель — проанализировать оказание логопедической помощи и организации обучения детей с последствием интранатальной травмы плечевого сплетения и врожденным множественным артрогрипозом с нарушением функции верхних конечностей.

Материалы и методы. С 2020 по 2022 г. в ФГБУ «НМИЦ детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера» были обследованы 46 детей в возрасте от 6 до 15 лет (средний возраст — 9,57 ± 2,91 года) с деформациями верхних конечностей вследствие врожденного множественного артрогрипоза и интранатальной травмы плечевого сплетения. Применяли логопедический, ортопедический и статистический методы исследования.

Результаты. В исследование вошли 25 детей (54,3 %) с врожденным множественным артрогрипозом и 21 пациент (45,7 %) с последствием интранатальной травмы плечевого сплетения. Функциональные нарушения (ФН) со стороны верхних конечностей варьировали от ФН-0 до ФН-3, при этом преобладали легкие (ФН-1 — 17 больных, 36,9 %) и среднетяжелые (ФН-2 — 20 больных, 43,5 %) нарушения. Нарушение функции кисти выявлено у 30 человек (65,2 %). Задержка речевого развития в раннем возрасте наблюдалась у 11 детей (23,9 %). Речевая патология обнаружена у 41 ребенка (89,1 %) в форме общего недоразвития (20 детей, 43,9 %), лексико-грамматического недоразвития (12 человек, 26,1 %) и фонетико-фонематического недоразвития речи (9 пациентов, 19,8 %). У 25 пациентов разных возрастных групп (54,3 %) диагностирована дизартрия. Специфические расстройства письменной речи отмечены у 18 школьников (52,9 %). По характеру речевой патологии статистически значимых различий между группами больных с врожденным множественным артрогрипозом и интранатальной травмой плечевого сплетения не наблюдалось (р > 0,05). Пациенты с врожденным множественным артрогрипозом чаще находились на индивидуальном обучении или были неорганизованными по сравнению с больными с интранатальной травмой плечевого сплетения (р < 0,05).

Заключение. У детей и подростков с врожденным множественным артрогрипозом и интранатальной травмой плечевого сплетения существуют особые образовательные потребности, а также они часто нуждаются в логопедической помощи с учетом специфики ортопедической патологии.

Об авторах

Ольга Евгеньевна Агранович

Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера

Email: olga_agranovich@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0002-6655-4108
SPIN-код: 4393-3694
Scopus Author ID: 56913386600
ResearcherId: B-3334-2019
http://www.rosturner.ru/kl10.htm

д-р мед. наук

Россия, Санкт-Петербург

Зоя Евгеньевна Агранович

Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера; Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

Email: barsik1966@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1622-7114
Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Евгения Игоревна Ермолович

Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера; «XXI век»

Email: dr.lazareva@bk.ru
ORCID iD: 0000-0001-6716-1034
SPIN-код: 6598-5653

врач-невролог

Россия, Санкт-Петербург; Санкт-Петербург

Екатерина Владимировна Петрова

Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера

Email: pet_kitten@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1596-3358
SPIN-код: 2492-1260
Scopus Author ID: 57194563255

канд. мед. наук

Россия, Санкт-Петербург

Анна Николаевна Шестакова

Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»

Email: a.shestakova@hse.ru
ORCID iD: 0000-0001-9374-9878
SPIN-код: 6010-6538
Scopus Author ID: 6701794973
ResearcherId: H-3329-2013
Россия, Москва

Евгений Дмитриевич Благовещенский

Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнера; Национальный исследовательский институт «Высшая школа экономики»

Автор, ответственный за переписку.
Email: eblagovechensky@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-0955-6633
SPIN-код: 2811-5723
Scopus Author ID: 6506349269
ResearcherId: B-5037-2014

канд. биол. наук

Россия, Санкт-Петербург; Москва

Список литературы

  1. Mimouni-Bloch A., Tsadok-Cohen M., Bart O. Motor difficulties and their effect on participation in school-aged children // J. Child. Neurol. 2016. Vol. 31. No. 11. P. 1290–1295. doi: 10.1177/0883073816653783
  2. Beery K.E., Beery N.A. The beery-buktenica development test of visual-motor integration: beery VMI with supplemental developmental tests of visual perception and motor coordination; for children and adults, with stepping stones age norms from birth to age 6. Minneapolis: Pearson, 2006.
  3. Clark G.J. The relationship between handwriting, reading, fine motor and visual-motor skills in kindergarteners [abstract dissertation]. Ames, Iowa, 2010.
  4. Chagas D.V., Leporace G., Batista L.A. Relationships between motor coordination and academic achievement in middle school children // IJES. 2016. Vol. 9. No. 5. P. 616–624.
  5. Carames C.N., Irwin L.N., Kofler M.J. Is there a relation between visual motor integration and academic achievement in school-aged children with and without ADHD? // Child. Neuropsychol. 2022. Vol. 28. No. 2. P. 224–243. doi: 10.1080/09297049.2021.1967913
  6. Robinson R.O. Arthrogryposis multiplex congenita; feeding, language and other health problems // Neuropediatrics. 1990. Vol. 21. No. 4. P. 177–178. doi: 10.1055/s-2008-1071489
  7. Trindade J.A., Freitas J.D.S., Menzen L., et al. Speech-language pathology aspects in a pediatric case of head and neck arthrogryposis // Codas. 2018. Vol. 30. No. 2. doi: 10.1590/2317-1782/20182017181
  8. Chang K.W., Yang L.J., Driver L., et al. High prevalence of early language delay exists among toddlers with neonatal brachial plexus palsy // Pediatr. Neurol. 2014. Vol. 51. No. 3. P. 384–389. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2014.04.021
  9. Bellew M., Kay S.P., Webb F., et al. Developmental and behavioural outcome in obstetric brachial plexus palsy // J. Hand Surg. Br. 2000. Vol. 25. No. 1. P. 49–51. doi: 10.1054/jhsb.1999.0331
  10. Rasberry C.N., Lee S.M., Robin L., et al. The association between school-based physical activity, including physical education, and academic performance: a systematic review of the literature // Prev. Med. 2011. Vol. 52. Suppl. 1. P. S10–20.
  11. Torrijos-Niño C., Martínez-Vizcaíno V., Pardo-Guijarro M.J., et al. Physical fitness, obesity, and academic achievement in schoolchildren // J. Pediatr. 2014. Vol. 165. P. 104–109.
  12. Сhaddock L., Erickson K.I., Prakash R.S., et al. A neuroimaging investigation of the association between aerobic fitness, hippocampal volume, and memory performance in preadolescent children // Brain Res. 2010. Vol. 1358. P. 172–183.
  13. Thomas A.G., Dennis A., Bandettini P.A., et al. The effects of aerobic activity on brain structure // Front. Psychol. 2012. Vol. 3. P. 86.
  14. Sigurdardottir S., Vik T. Speech, expressive language, and verbal cognition of preschool children with cerebral palsy in Iceland // Dev. Med. Child. Neurol. 2011. Vol. 53. No. 1. P. 74–80. doi: 10.1111/j.1469-8749.2010.03790.x
  15. Pirila S., van der Meere J., Pentikainen T., et al. Language and motor speech skills in children with cerebral palsy // J. Commun. Disord. 2007. Vol. 40. No. 2. P. 116–128. doi: 10.1016/j.jcomdis.2006.06.002
  16. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учебно-методическое пособие. Москва: Союз педиатров России, 2012.
  17. Немкова С.А. Речевые нарушения при детском церебральном параличе: диагностика и коррекция // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019. Т. 119. № 5. С. 112–119. doi: 10.17116/jnevro2019119051112
  18. Allison K.M., Reidy T.G., Boyle M., et al. Speech production gains following constraint-induced movement therapy in children with hemiparesis // J. Pediatr. Rehabil. Med. 2017. Vol. 10. No. 1. P. 3–9. doi: 10.3233/PRM-170405
  19. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155. Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования.
  20. Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286. Об утверждении Федерального государственного стандарта начального общего образования.
  21. Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 287. Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования.
  22. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Ушаковой. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
  23. Nelson H.D., Nygren P., Walker M., et al. Screening for speech and language delay in preschool children: systematic evidence review for the US preventive services task force // Pediatrics. 2006. Vol. 117. P. e298–e319. doi: 10.1542/peds.2005-1467
  24. Смирнова И.А. Диагностика нарушений развития речи: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Ушаковой. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
  25. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения: наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  26. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи: наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  27. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи: наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  28. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму: наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.
  29. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет: наглядно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  30. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос, 1997.
  31. Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Калягин В.А., и др. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сборник методических рекомендаций. Санкт-Петербург, Москва: САГА: ФОРУМ, 2006.
  32. Агранович О.Е., Агранович З.Е., Ермолович Е.И., и др. Речевое развитие детей дошкольного возраста с врожденным множественным артрогрипозом с поражением верхних конечностей // Ортопедия и травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2021. Т. 9. № 4. С. 435–446. doi: 10.17816/PTORS76266
  33. Агранович О.Е., Агранович З.Е., Ермолович Е.И., и др. Речевое развитие детей с последствием интранатальной травмы плечевого сплетения // Ортопедия и травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2022. Т. 10. № 4. C. 385–396. doi: 10.17816/PTORS110783
  34. Цыкунов М.Б. Оценка нарушений при патологии опорно-двигательной системы с использованием категорий Международной классификации функционирования // Физическая и реабилитационная медицина. 2019. Т. 1. № 2. С. 37–59. doi: 10.26211/2658-4522-2019-1-2-37-59
  35. Приказ Министерства труда и социального развития РФ от 27.08.2019 № 585н. О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
  36. Panasenko K.Е., Voloshina L.N., Shinkareva L.V., et al. Socialization-individualization of preschool children with speech disorders in motor activity // J. Med. Chem. Sci. 2021. Vol. 4. No. 6. P. 538–554.
  37. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. Москва: Педагогика, 1973.
  38. Michel G.F., Campbell J.M., Marcinowski E.C., et al. infant hand preference and the development of cognitive abilities // Front. Psychol. 2016. Vol. 7. P. 410. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00410
  39. Дудьев В.П. Психомоторная недостаточность при системных нарушениях речи // Сибирский психологический журнал. 2003. № 18. С. 111–115.
  40. Дудьев В.П. Психомоторика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2020.
  41. Pennington L., Akor W.A., Laws K., et al. Parent-mediated communication interventions for improving the communication skills of preschool children with non-progressive motor disorders // Cochrane Database Syst. Rev. 2018. Vol. 7. No. 7. doi: 10.1002/14651858.CD012507.pub2
  42. Пятакова Г.В., Агранович О.Е. Эмоциональные особенности матерей, воспитывающих детей с артрогрипозом // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. 2016. Т. 4. № 3. С. 41–46. doi: 10.17816/PTORS76266
  43. Cuevas G., Cognian C. Artrogriposis multiple congenita // Blanco M. Enfermedades invalidantes de la infancia: enfoque integral de rehabilitacion. Santiago de Chile: Teleton, 2006. P. 128−133.
  44. Hall J.G., Aldinger K.A., Tanaka K.I. Amyoplasia revisited // Am. J. Med. Genet. A. 2014. Vol. 164A. No. 3. P. 700–730. doi: 10.1002/ajmg.a.36395
  45. Macias M.L., Fagoaga M.J. Fisioterapia en pediatria. Madrid: McGraw-Hill/Interamericana, 2002.
  46. Forin V. Artrogriposis // EMC Apar. Locomot. 2010. Vol. 43. No. 2. P. 1–9.
  47. Tachdjian M. Ortopedia clinica pediatrica: diagnostico y tratamiento. Buenos Aires: Panamericana, 1999.
  48. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., и др. Выявление факторов риска возникновения нарушений письма и чтения: технологический и прогностический аспекты // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 151–165. doi: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.151-165
  49. Gordon N. Arthrogryposis multiplex congenital // Brain Dev. 1998. Vol. 20. No. 7. P. 507–511. doi: 10.1016/s0387-7604(98)00037-0
  50. Cohen N.J., Barwick M.A., Horodezky N.B., et al. Language, achievement, and cognitive processing in psychiatrically disturbed children with previously identified and unsuspected language impairments // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1998. Vol. 39. No. 6. P. 865–877.
  51. Cohen N.J., Menna R., Vallance D.D., et al. Language, social cognitive processing, and behavioral characteristics of psychiatrically disturbed children with previously identified and unsuspected language impairments // J. Child. Psychol. Psychiatry. 1998. Vol. 39. No. 6. P. 853–864.
  52. Locke J.L. Clinical phonology: the explanation and treatment of speech sound disorders // J. Speech Hear Disord. 1983. Vol. 48. No. 4. P. 339–341. doi: 10.1044/jshd.4804.339
  53. Newmeyer A.J., Grether S., Grasha C., et al. Fine motor function and oral-motor imitation skills in preschool-age children with speech-sound disorders // Clin. Pediatr. (Phila). 2007. Vol. 46. No. 7. P. 604–611. doi: 10.1177/0009922807299545.
  54. Peter B., Stoel-Gammon C. Central timing deficits in subtypes of primary speech disorders // Clin. Linguist. Phon. 2008. Vol. 22. No. 3. P. 171–198. doi: 10.1080/02699200701799825
  55. Lewis B.A., Avrich A.A., Freebairn L.A., et al. Literacy outcomes of children with early childhood speech sound disorders: impact of endophenotypes // J. Speech Lang. Hear Res. 2011. Vol. 54. No. 6. P. 1628–1643. doi: 10.1044/1092-4388(2011/10-0124)
  56. Тиганов А.С. Патология психического развития. Москва, 1998.
  57. Алмазова А.А., Бабина Г.В., Любимова М.М., и др. Содержательно-организационные аспекты пропедевтики трудностей усвоения письма и чтения у детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2017. Т. 4. № 48. С. 6–21.
  58. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598. Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Диаграммы размаха по показателю «нарушение функции кисти» в зависимости от диагноза. ВМА — врожденный множественный артрогрипоз; ИТ — интранатальная травма плечевого сплетения

Скачать (49KB)
3. Рис. 2. Диаграммы размаха по показателю «функциональные нарушения» в зависимости от диагноза. ВМА — врожденный множественный артрогрипоз; ИТ — интранатальная травма плечевого сплетения

Скачать (48KB)
4. Рис. 3. Диаграммы размаха по показателю «количество операций» в зависимости от диагноза. ВМА — врожденный множественный артрогрипоз; ИТ — интранатальная травма плечевого сплетения

Скачать (47KB)
5. Рис. 4. Речевая патология у больных различных возрастных групп. ОНР — общее недоразвитие речи; ЛГНР — лексико-грамматическое недоразвитие речи; ФФН — фонетико-фонематическое недоразвитие

Скачать (60KB)

© Эко-Вектор, 2023


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».