Преподавание дисциплины «анатомия человека» в новых условиях в период эпидемии COVID-2019

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В связи с высокой эпидемиологической опасностью распространения новой коронавирусной инфекции с марта 2020 г. на территории Российской Федерации, и в частности в Санкт-Петербурге, все учебные учреждения города, в том числе и медицинские, перешли на дистанционную форму обучения. В нашей статье изложено обобщение опыта проведения практических занятий по дисциплине «анатомия», в условиях дистанционного обучения для студентов первого курса медицинских высших учебных заведений. Цель, которая должна быть достигнута по окончании обучения по курсу анатомии, — формирование у студентов устойчивых анатомических знаний, а главное, целостного представления о строении и функции тела человека. На основании этого были сформированы основные задачи, определяющие направление педагогического процесса и определены методы педагогической работы, используемые для повышения уровня усвоения студентами знаний по анатомии человека в условиях дистанционного обучения. На кафедре анатомии человека Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета для проведения практических занятий в формате дистанционного режима используется платформа Discord, адаптированная инициативной группой сотрудников и студентов университета. При этом коллектив кафедры считает, что, как бы ни была хороша платформа дистанционного обучения, как бы ни старались преподаватели и студенты, оно не может быть полноценной заменой нормального очного обучения.

Об авторах

Наталья Рафаиловна Карелина

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: karelina_nr@gpmu.ru

д-р. мед. наук, профессор, заведующая кафедрой анатомии человека

Россия, Санкт-Петербург

Аида Равильевна Хисамутдинова

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Email: aidaspb13@mail.ru

канд. мед. наук, доцент кафедры анатомии человека

Россия, Санкт-Петербург

Линард Юрьевич Артюх

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Email: l-artyukh@mail.ru

ординатор кафедры сердечно-сосудистой хирургии

Россия, Санкт-Петербург

Галина Николаевна Денисова

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Email: galinagpmu@yandex.ru

старший преподаватель кафедры анатомии человека

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Авачева Т.Г., Кадырова Э.А. Формирование информационных компетенций студентов медицинского университета с применением технологий электронного обучения // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2018. – № 2. – C. 102–111. [Avacheva TG, Kadyrova EA. Formation of information competencies of students of a medical university with the application of electronic training technologies. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie. 2018;(2):102-111. (In Russ.)]
  2. Артюх Л.Ю., Зайцева А.В. Система «Студент – преподаватель, студент – ученик» как способ подготовки молодых преподавателей на кафедре анатомии человека. В кн.: Единство науки, образования и практики — медицине будущего / Сборник научных трудов, посвященный 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д.А. Жданова и 260-летию ПМГМУ им. И.М. Сеченова. – М.: Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2018. – С. 303–304. [Artyukh LYu, Zaytseva AV. Sistema “Student – prepodavatel’, student – uchenik” kak sposob podgotovki molodykh prepodavateley na kafedre anatomii cheloveka. In: Edinstvo nauki, obrazovaniya i praktiki — meditsine budushchego. Sbornik nauchnykh trudov, posvyashchennyy 110-letiyu so dnya rozhdeniya akademika AMN SSSR, professora D.A. Zhdanova i 260-letiyu PMGMU im. I.M. Sechenova. Moscow: Izdatel’stvo Pervogo MGMU imeni I.M. Sechenova; 2018. p. 303-304. (In Russ.)]
  3. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 4 (27.03.2020). [Ministry of Health of the Russian Federation. Profilaktika, diagnostika i lechenie novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19). Version 4 (27.03.2020). (In Russ.)]
  4. Выготский Л.В. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с. [Vygotskiy LV. Myshlenie i rech’. Moscow: Labirint; 1999. 352 p. (In Russ.)]
  5. Громова Т.В. Использование личностно ориентированного подхода в дистанционном обучении в вузе // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2020. – № 3. – С. 40–47. [Gromova TV. Using a learner centered approach in distance learning at a university. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal Kontsept. 2020;(3):40-47. (In Russ.)]
  6. Димов И.Д., Денисова Г.Н., Надъярная Т.Н., и др. Значение практических занятий в медицинском образовании на кафедрах медико-биологического цикла / Сборник тезисов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Инновации в здоровье нации»; Санкт-Петербург, 8–9 ноября 2017 г. – СПб., 2017. – С. 498–501. [Dimov ID, Denisova GN, Nad’’yarnaya TN, et al. Znachenie prakticheskikh zanyatiy v meditsinskom obrazovanii na kafedrakh mediko-biologicheskogo tsikla. In: Proceedings of the V all-russian scientific-practical Conference with international participation “National Healthcare Innovations”; Saint Petersburg, 8–9 Nov 2017. Saint Petersburg; 2017. p. 498-501. (In Russ.)]
  7. Димов И.Д., Хисамутдинова А.Р., Денисова Г.Н., и др. Организация практических занятий на кафедрах анатомии человека в XXI веке // Морфология. – 2018. – Т. 153. – № 3. – С. 96–97. [Dimov ID, Khisamutdinova AR, Denisova GN, et al. Organization of practical studies in the Departments of Human Anatomy in XXI century. Morfologiia. 2018;153(3): 96-97. (In Russ.)]
  8. Зайцева А.В., Клименко Е.С., Артюх Л.Ю. Значение системы «Студент – преподаватель, студент – ученик» в учебном процессе на кафедре анатомии человека / Сборник тезисов Всероссийского научного форума студентов и молодых ученых с международным участием «Студенческая наука — 2018»; Санкт-Петербург, 12–13 апреля 2018 г. – СПб., 2018. – С. 448. [Zaytseva AV, Klimenko ES, Artyukh LY. Znachenie sistemy “Student – prepodavatel’, student – uchenik” v uchebnom protsesse na kafedre anatomii cheloveka. In: Proceedings of the All-Russian scientific forum of students and young scientists with international participation “Student science-2018”; Saint Petersburg, 12–13 Apr 2018. Saint Petersburg; 2018. p. 448. (In Russ.)]
  9. Карелина Н.Р., Комиссарова Е.Н., Надъярная Т.Н., Смирнова О.Ю. Тестовый контроль знаний студентов по анатомии человека // Морфология. – 2016. – Т. 149. – № 3. – С. 97a-97. [Karelina NR, Komissarova EN, Nad’’yarnaya TN, Smirnova OY. Test control of students’ knowledge in human anatomy. Morfologiia. 2016;149(3):97a-97. (In Russ.)]
  10. Карелина Н.Р., Надъярная Т.Н., Соколова И.Н., и др. Инновации в преподавании анатомии при подготовке врачей-педиатров // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С. 19a. [Karelina NR, Nad’’yarnaya TN, Sokolova IN, et al. Innovations in teaching of anatomy in training of pediatricians. Zhurnal anatomii i gistopatologii. 2017;(S):19a. (In Russ.)]
  11. Карелина Н.Р., Надъярная Т.Н., Соколова И.Н., и др. Применение тестового контроля знаний в учебном процессе на кафедре анатомии человека СПбГПМУ // Журнал анатомии и гистопатологии. – 2017. – № S. – С. 19–20. [Karelina NR, Nad’’yarnaya TN, Sokolova IN, et al. Application of test control of knowledge in educational process at department of human anatomy of SPbSPMU. Zhurnal anatomii i gistopatologii. 2017;(S):19-20. (In Russ.)]
  12. Карелина Н.Р., Соколова И.Н., Пугач П.В., и др. Анатомия человека в тестовых заданиях / Учебное пособие для использования в учебном процессе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования по специальностям 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 32.05.01 «Медико-профилактическое дело», 31.05.03 «Стоматология». – М., 2017. [Karelina NR, Sokolova IN, Pugach PV, et al. Anatomiya cheloveka v testovykh zadaniyakh. Uchebnoe posobie dlya ispol’zovaniya v uchebnom protsesse obrazovatel’nykh organizatsiy, realizuyushchikh programmy vysshego obrazovaniya po spetsial’nostyam 31.05.01 “Lechebnoe delo”, 31.05.02 “Pediatriya”, 32.05.01 “Mediko-profilakticheskoe delo”, 31.05.03 “Stomatologiya”. Moscow; 2017. (In Russ.)]
  13. Карелина Н.Р., Хисамутдинова А.Р., Денисова Г.Н., Клименко Е.С. Структуризация знаний студентов при изучении анатомии человека. Морфология. – 2019. – Т. 155. – № 2. – С. 144. [Karelina NR, Khisamutdinova AR, Denisova GN, Klimenko ES. Structuring students’ knowledge in the study of human anatomy. Morfologiia. 2019;155(2):144. (In Russ.)]
  14. Комарова И.П., Ковалева М.И. Электронное обучение / Сборник тезисов XIV Всероссийской научно-методической конференции с международным участием «Актуальные проблемы совершенствования высшего образования»; Ярославль, 31 марта 2020. – Ярославль, 2020. – С. 152–153. [Komarova IP, Kovaleva MI. Elektronnoe obuchenie. In: Proceedings of the XIV all-Russian scientific and methodological conference with international participation “Current problems of higher education improving”; Yaroslavl’, 31 Mar 2020. Yaroslavl’; 2020. Р. 152-153. (In Russ.)]
  15. Комиссарова Е.Н., Карелина Н.Р., Соколова И.Н. Элективный курс по анатомии в профессиональной подготовке студентов // Морфология. – 2016. – Т. 149. – № 3. – С. 107–108. [Komissarova EN, Karelina NR, Sokolova IN. Elective course of anatomy in professional training of students. Morfologiia. 2016;149(3): 107-108. (In Russ.)]
  16. Лесовая А.А., Зайцева А.В., Артюх Л.Ю., и др. Система взаимопомощи студентов-медиков как способ подготовки молодых анатомов-преподавателей / Сборник тезисов II Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Естественнонаучные основы медико-биологических знаний»; Рязань, 29–30 апреля 2019 г. – Рязань, 2019. – С. 241–242. [Lesovaya AA, Zaytseva AV, Artyukh LYu, et al. Sistema vzaimopomoshchi studentov-medikov kak sposob podgotovki molodykh anatomov-prepodavateley. In: Proceedings of the II All-Russian conference of students and young scientists with international participation “Natural science foundations of medical and biological knowledge”; Ryazan’, 29–30 Apr 2019. Ryazan’; 2019. Р. 241-242. (In Russ.)]
  17. Мамадиев Е.А., Клименко Е.С., Лесовая А.А., и др. Препарирование как традиционный метод изучения анатомии. В кн.: Единство науки, образования и практики — медицине будущего / Сборник научных трудов, посвященный 110-летию со дня рождения академика АМН СССР, профессора Д.А. Жданова и 260-летию ПМГМУ им. И.М. Сеченова. – М.: Издательство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2018. – С. 343–346. [Mamadiev EA, Klimenko ES, Lesovaya AA, et al. Preparirovanie kak traditsionnyy metod izucheniya anatomii. In: Edinstvo nauki, obrazovaniya i praktiki — meditsine budushchego. Sbornik nauchnykh trudov, posvyashchennyy 110-letiyu so dnya rozhdeniya akademika AMN SSSR, professora D.A. Zhdanova i 260-letiyu PMGMU im. I.M. Sechenova. Moscow: Izdatel’stvo Pervogo MGMU imeni I.M. Sechenova; 2018. p. 343-346. (In Russ.)]
  18. Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Медицинские электронные ресурсы на практических занятиях по анатомии человека // Педиатр. – 2014. – Т. 5. – № 4. – С. 140–145. [Nikonorova ML, Karelina NR. Medical electronic resources on practical lessons on human anatomy. Pediatrician (St. Petersburg). 2014;5(4): 140-145. (In Russ.)]
  19. Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Обучающий кейс как метод оценки компетенций по анатомии человека // Forcipe. – 2019. – Т. 2. – № S2. – С. 32. [Nikonorova ML, Karelina NR. Obuchayushchiy keys kak metod otsenki kompetentsiy po anatomii cheloveka. Forcipe. 2019;2(S2):32. (In Russ.)]
  20. Никонорова М.Л., Пичугин Ю.А., Карелина Н.Р., Круглов С.В. Инновационные технологии обучения анатомии человека и оценка статистической надежности полученных результатов // Морфология. – 2012. – Т. 142. – № 4. – С. 92–95. [Nikonorova ML, Pichugin YuA, Karelina NR, Kruglov SV. Innovatsionnye tekhnologii obucheniya anatomii cheloveka i otsenka statisticheskoy nadezhnosti poluchennykh rezul’tatov. Morfologiia. 2012;142(4):92-95. (In Russ.)]
  21. Никольская В.А., Родькина О.Я. Применения современных систем дистанционного обучения в образовательной системе вузов для практической реализации новых требований стандартов последнего поколения ФГОС // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – № 28. – С. 147–155. [Nikol’skaya VA, Rod’kina OY. Primeneniya sovremennykh sistem distantsionnogo obucheniya v obrazovatel’noy sisteme VUZov dlya prakticheskoy realizatsii novykh trebovaniy standartov poslednego pokoleniya FGOS. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016;(28):147-155. (In Russ.)]
  22. Павлуцкая Н.М., Дубицкая Л.В. Применение дистанционного обучения в современном ВУЗе (из опыта работы) // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 3–4. – С. 31–34. [Pavlutskaya NM, Dubitskaya LV. The use of distance learning in modern university (from work experience). Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal. 2016;(3-4):31-34. (In Russ.)]
  23. Пичугин Ю.А., Никонорова М.Л., Карелина Н.Р. Новые образовательные технологии и оценка статистической надежности обучения студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. – № 154. – С. 138–145. [Pichugin YA, Nikonorova ML, Karelina NR. Novye obrazovatel’nye tekhnologii i otsenka statisticheskoy nadezhnosti obucheniya studentov. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. 2013;(154):138-145. (In Russ.)]
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. [Rubinshteyn SL. Osnovy obshchey psikhologii. Saint Petersburg: Piter; 2002. 720 p. (In Russ.)]
  25. Сабитова Н.Г. Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ижевск, 2012. [Sabitova NG. Formirovanie informatsionno-kommunikatsionnykh kompetentsiy studentov bakalavriata sredstvami elektronnykh obrazovatel’nykh tekhnologiy. [dissertation] Izhevsk; 2012. (In Russ.)]
  26. Смирнова О.Ю., Надъярная Т.Н., Карелина Н.Р. Изучение основ рентгенологии на кафедре анатомии человека // Морфология. – 2019. – Т. 155. – № 2. – С. 262–263. [Smirnova OYu, Nad’’yarnaya TN, Karelina NR. Studying the bases of radiology at the Department of Human Anatomy. Morfologiia. 2019;155(2): 262-263. (In Russ.)]
  27. Ferrer-Torregrosa J, Jimenez-Rodriguez MA, Torralba-Estelles J, et al. Distance learning ects and flipped classroom in the anatomy learning: comparative study of the use of augmented reality, video and notes. BMC Med Educ. 2016;16(1):230. doi: 10.1186/s12909-016-0757-3.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Преподаватели кафедры анатомии человека А.Р. Хисамутдинова (а) и М.А. Зимина (b) в процессе преподавания дисциплины «анатомия» в период дистанционного обучения

Скачать (385KB)
3. Рис. 2. Вид панели программы Discort с преподавательского пульта управления: 1 — название «текстового чата», в котором происходит поименная регистрация студентов для занятия; 2 — окно «текстового чата», в котором отображаются отмеченные студенты; 3 — информация о преподавателе, чей экран в момент проведения занятия демонстрируется студентам; 4 — окно, которое показывает, что в данный момент времени видят у себя на планшетах студенты; 5 — название «голосового чата»; 6 — название канала кафедры; 7 — панель управления преподавателя; 8 — список присутствующих в «голосовом чате» студентов; 9 — в момент начала занятия включается «в эфире»

Скачать (274KB)

© Карелина Н.Р., Хисамутдинова А.Р., Артюх Л.Ю., Денисова Г.Н., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».