Комедоновый невус. Клинический случай
- Авторы: Артыкова А.А.1, Минеева О.К.1, Леина Л.М.1, Милявская И.Р.1, Горланов И.А.1, Большакова Е.С.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 65-70
- Раздел: Клинический случай
- URL: https://ogarev-online.ru/pediatr/article/view/277302
- DOI: https://doi.org/10.17816/PED15365-70
- ID: 277302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Комедоновый невус — редкая доброкачественная гамартома сально-волосяного фолликула, которая чаще встречается на лице, шее, плечах, груди или на животе. Невус представляет собой сгруппированные мелкие или крупные открытые комедоны. Это разновидность органоидного эпидермального невуса, обычно появляется в возрасте до 10 лет. Линейная конфигурация очага поражения по линиям Блашко позволяет предположить, что невус является признаком мозаицизма. Возможная причина комедонового невуса кроется в мозаичной постзиготной мутации гена NEK9. При синдроме комедонового невуса также отмечается ассоциация с внекожными аномалиями. Внекожные проявления включают чаще всего аномалии со стороны глаз: ипсилатеральную катаракту и изменения роговицы. Сопутствующие скелетные патологии включают аномалии пальцев рук/ног (полисиндактилию или клинодактилию и др.), сколиоз и другие пороки развития позвоночника. В статье представлен случай пациента с крупным комедоновым невусом, локализованным в области левой половины живота с переходом на бедро. Очаг поражения характеризуется множественными густо расположенными элементами диаметром до 1–2 мм в виде расширенных устьев волосяных фолликулов — открытых комедонов и воспалительных узлов. На месте разрешившихся узлов остаются рубцы. Особенностью невуса стал его большой размер и наличие воспалительных узлов. При дерматоскопии выявлены многочисленные светло- и темно-коричневые, круглые или бочкообразные, однородные участки с выступающими кератиновыми пробками. В клинике проведено лечение миноциклином и адапаленом в виде геля наружно. Таким образом, комедоновый невус — редкая кожная патология, которая обычно проявляется при рождении и может поражать любой участок кожи. Он может быть изолированной кожной патологией или как компонент синдрома комедонового невуса, что требует дополнительного обследования пациентов.
Полный текст
ВВЕДЕНИЕ
Комедоновый невус (nevus comedonicus) — доброкачественная гамартома, характеризующаяся появлением расширенных комедоноподобных отверстий с черными или коричневыми кератиновыми пробками, обычно локализующихся на лице, шее, плечах, груди или животе. Считается разновидностью эпидермального невуса [2, 10, 12]. Комедоновый невус развивается из сально-волосяного фолликула и проявляется линейно расположенными мелкими и крупными сгруппированными комедонами [4, 12]. Это чрезвычайно редкое дерматологическое заболевание, впервые описанное в 1895 г. В 1896 г. открыт его вариант, характеризующийся гигантскими комедонами, узлами и кистами вместе с выраженным воспалением и рубцеванием [17]. По данным литературы, до 2000 г. было описано всего 200 случаев комедонового невуса [13]. Истинная заболеваемость колеблется от 1 на 45 000–100 000 с противоречивым преобладанием в зависимости от пола, однако недавнее исследование показало, что заболеваемость все-таки выше у мужчин с соотношением 1,5 : 1 [4].
Комедоновый невус спорадическое ненаследственное заболевание. Доказано, что его причиной является мозаичная постзиготная мутация гена NEK9, связанная с усилением его функции [14]. Было подтверждено, что мутации в этом гене также становятся причиной синдрома комедонового невуса. Предполагается, что NEK9 играет важную роль в регуляции фолликулярного гомеостаза. Мутации NEK9 связаны с повышенным фосфорилированием Thr210, что указывает на активацию киназы, связанной с NEK9 [14]. Образование комедонов при этом невусе также указывает и на другие изменения, такие как потеря маркеров фолликулярной дифференцировки и эктопическая экспрессия кератина 10. В недавнем исследовании выдвинуто предположение о роли повышения регуляции ABCA 12 при комедоновом невусе [14–16]. Линейная конфигурация очага поражения по линиям Блашко позволяет предположить, что комедоновый невус представляет собой мозаичное заболевание, возникающее в результате приобретения соматической мутации во время эмбрионального развития [12].
Клинически на коже наблюдаются линейно расположенные группами фолликулы, содержащие пигментированные кератиновые пробки, открытые и закрытые комедоны. Почти в половине случаев невус существует уже с рождения или возникает в возрасте до 10 лет. В отдельных случаях описывают более позднее по срокам его появление [1, 8, 13]. Большинство невусов унилатеральны и располагаются на лице, конечностях или на туловище. В некоторых случаях возникают элементы, напоминающие акне. Как и угри, изменения на коже усиливаются в подростковом возрасте и могут осложняться бактериальной суперинфекцией, хроническим воспалением и рубцеванием, а также крупными кистами [6, 9, 11, 17].
Пациенты с комедоновым невусом могут быть разделены на две группы, отражающие тяжесть состояния: для первой группы характерно наличие слабо выраженных изменений кожи или комедоподобных элементов, которые представляют собой лишь косметический дефект. Вторая группа представлена тяжелыми кожными симптомами, включающими крупные кисты с рубцеванием, часто с тенденцией к рецидивам с образованием свищей и абсцессов [17]. В крайних случаях комедоновый невус может проявляться как обширное воспалительное поражение, охватывающее большие площади тела, с нагноением и остаточным рубцеванием [13]. Данный невус может существовать самостоятельно или наблюдаться в составе синдрома комедонового невуса [5, 10, 19], который был впервые описан в 1978 г. P.B. Engber [7]. Внекожные проявления включают чаще всего аномалии со стороны глаз: ипсилатеральную катаракту и изменения роговицы. Сопутствующие скелетные патологии включают аномалии пальцев рук/ног (полисиндактилию или клинодактилию и др.), сколиоз и другие пороки развития позвоночника. Олигодентия является наиболее часто встречающейся стоматологической аномалией. Могут наблюдаться изменения со стороны нервной системы: нарушения электроэнцефалограмы и судороги, дисгенезия мозолистого тела, микроцефалия, интеллектуальные и психические нарушения [17, 18].
Диагноз ставится клинически. В сложных случаях подтверждает диагноз типичная гистопатологическая картина. При гистологическом исследовании выявляется наличие гиперкератоза и акантоза фолликулов с расширенными устьями, заполненными кератиновыми массами [4]. Эффективна дерматоскопия — безопасный, неинвазивный и простой в повторении метод диагностики, который в основном используется при меланоцитарных поражениях, но он также может оказаться полезным в диагностике комедонового невуса [3, 13]. Дифференциальный диагноз проводится с комедональными угрями, которые обычно расположены симметрично [12].
Специального лечения не существует. Незначительный эффект дают топические и оральные ретиноиды [12, 19]. Небольшие невусы удаляют хирургическим путем [18].
КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Мальчик, 13 лет, поступил в кожную клинику Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета в ноябре 2023 г. Болен с рождения. На коже слева внизу живота с переходом на бедро имелся крупный очаг, с расширенными фолликулами с темными роговыми пробками. С раннего возраста в очаге поражения стали появляться болезненные воспалительные узлы. Очаг увеличивался в размерах пропорционально росту ребенка. Год назад после перенесения ОРВИ появились очаги выпадения волос на голове, а 4 мес. назад у ребенка выпали все волосы. В клинике мальчик осмотрен ортопедом: диагностирована дисплазия шейного и пояснично-крестцового отдела позвоночника, нарушение осанки со сколиотическим компонентом, вальгусная форма нижних конечностей, диспластическая коксопатия, плоскостопие. Окулист: патология не выявлена.
При осмотре у мальчика в левой подвздошной области располагается крупное солитарное образование неправильной треугольной формы размерами 15 × 12 × 4 см с переходом на внутреннюю поверхность бедра. Очаг представляет собой множественные густо расположенные элементы диаметром до 1–2 мм в виде расширенных устьев волосяных фолликулов, заполненных плотной массой темно-коричневого цвета и узлами ярко-красного цвета размерами с лесной орех, болезненными на ощупь. На месте вскрывшихся узлов по всей поверхности очага расположены рубцы в виде линейных и фигурных тяжей эластической консистенции (рис. 1).
Рис 1. Комедоновый невус у пациента 13 лет, локализуется внизу живота, с переходом на бедро, характеризуется скоплением расширенных фолликулов, содержащих кератин. Имеются отечные воспалительные элементы
Fig. 1. Comedo nevus in a 13-year-old patient localized in the lower abdomen, with a transition to the thigh, and is characterized by an accumulation of dilated follicles containing keratin. There are edematous inflammatory elements
При дерматоскопии выявлен характерный рисунок, состоящий из темных, резко отграниченных кератиновых пробок диаметром 1–3 мм, многочисленных бесструктурных, круглых и бочкообразных, однородных участков с гиперкератотическими пробками различных оттенков коричневого цвета (рис. 2).
Рис 2. Темные, резко отграниченные кератиновые пробки диаметром 1–3 мм, различных оттенков коричневого цвета
Fig. 2. Dark, sharply demarcated keratin plugs with a diameter of 1–3 mm, various shades of brown
В отделении мальчик получал следующее лечение: миноциклин по 50 мг 1 раз в день 4 нед. и наружно адапален в виде геля, на воспалительные узлы аппликации чистого ихтиола.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведенной терапии значительно уменьшились воспалительные явления в зоне невуса. Узловатые элементы побледнели и уплостились, исчезла болезненность. Комедоновые элементы остались без изменения.
ОБСУЖДЕНИЕ
Особенность этого случая состоит в локализации комедонового невуса на животе с переходом на бедро, что встречается достаточно редко, и крупные размеры очага. Пациент относится ко второй группе пациентов, у которых заболевание проявляется тяжелыми кожными симптомами, включающими крупные кисты с рубцеванием, и тенденцией к рецидивам с образованием свищей и абсцессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комедоновый невус — редкая кожная патология, которая обычно проявляется при рождении и может поражать любой участок кожи; обычно он представлен пигментированными кератиновыми пробками, открытыми и закрытыми комедонами. Комедоновый невус может быть изолированной кожной патологией или как компонент синдрома комедонового невуса, что требует дополнительного обследования пациентов.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Информированное согласие на публикацию. Авторы получили письменное согласие законных представителей пациента на публикацию медицинских данных и фотографий.
ADDITIONAL INFO
Authors’ contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the study, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the article, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the study.
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.
Consent for publication. Written consent was obtained from the patient for publication of relevant medical information and all of accompanying images within the manuscript.
Об авторах
Анна Андреевна Артыкова
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Email: anna.artykova95@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2845-1797
SPIN-код: 3981-0739
врач кожной клиники
Россия, Санкт-ПетербургОльга Константиновна Минеева
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Email: o-mine@ya.ru
ORCID iD: 0000-0002-6063-481X
SPIN-код: 3906-3813
врач кожной клиники
Россия, Санкт-ПетербургЛариса Михайловна Леина
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: larisa.leina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4652-6732
SPIN-код: 4223-4932
канд. мед. наук, доцент, кафедра дерматовенерологии
Россия, Санкт-ПетербургИрина Романовна Милявская
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Email: imilyavskaya@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-6384-3171
SPIN-код: 4775-5178
канд. мед. наук, доцент, кафедра дерматовенерологии
Россия, Санкт-ПетербургИгорь Александрович Горланов
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Email: gorlanov53@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9985-6965
SPIN-код: 1195-6225
д-р мед. наук, профессор, зав. кафедрой дерматовенерологии
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Семеновна Большакова
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Email: Bolena2007@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0003-3138-7116
SPIN-код: 3575-9521
заведующая кожно-венерологическим отделением
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Аванесян Р.И., Авдеева Т.Г., Алексеева Е.И., и др. Педиатрия: Национальное руководство. Т. 1. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 1024 c.
- Горланов И.А., Леина Л.М., Милявская И.Р., и др. Эпидермальные невусы и синдромы эпидермальных невусов в практике педиатра (обзор литературы) // Педиатр. 2022. Т. 13, № 6. С. 73–84. EDN: QTZRCL doi: 10.17816/PED13673-84
- Кулева С.А., Хабарова Р.И. Роль дерматоскопии в диагностике новообразований кожи у детей и подростков // Педиатр. 2023. Т. 14, № 2. С. 79–91. EDN: GLOFLQ doi: 10.17816/PED14279-91
- Al-Balas M., Al-Balas H., Alshdifat S., Kokash R. Nevus comedonicus: A case report with the histological findings and brief review of the literature // Int J Surg Case Rep. 2023. Vol. 105. P. 108021. doi: 10.1016/j.ijscr.2023.108021
- Asch S., Sugarman J.L. Epidermal nevus syndromes: New insights into whorls and swirls // Pediatr Dermatol. 2018. Vol. 35, N 1. P. 21–29. doi: 10.1111/pde.13273
- Diniz G.R.B., Bittencourt F.V. Extensive unilateral nevus comedonicus with an inflammatory component // An Bras Dermatol. 2023. Vol. 98, N 1. P. 112–114. doi: 10.1016/j.abd.2021.01.012
- Engber P.B. The nevus comedonicus syndrome: a case report with emphasis on associated internal manifestations // Int J Dermatol. 1978. Vol. 17, N 9. P. 745–749. doi: 10.1111/ijd.1978.17.9.745
- Ferrari B., Taliercio V., Restrepo P., et al. Nevus comedonicus: a case series // Pediatr Dermatol. 2015. Vol. 32, N 2. P. 216–219. doi: 10.1111/pde.12466
- Guldbakke K.K., Khachemoune A., Deng A., Sina B. Naevus comedonicus: a spectrum of body involvement // Clin Exp Dermatol. 2007. Vol. 32, N 5. P. 488–492. doi: 10.1111/j.1365–2230.2007.02459.x
- Happle R. The group of epidermal nevus syndromes Part I. Well defined phenotypes // J Am Acad Dermatol. 2010. Vol. 63, N 1. P. 1–24. doi: 10.1016/j.jaad.2010.01.017
- Jeong H.S., Lee H.K., Lee S.H., et al. Multiple large cysts arising from nevus comedonicus // Arch Plast Surg. 2012. Vol. 39, N 1. P. 63–66. doi: 10.5999/aps.2012.39.1.63
- Kaliyadan F., Troxell T., Ashique K.T. Nevus Comedonicus. In: StatPearls [Internet]. Treasure Island (FL): StatPearls Publishing; 2023.
- Kamińska-Winciorek G., Spiewak R. Dermoscopy on nevus comedonicus: a case report and review of the literature // Postepy Dermatol Alergol. 2013. Vol. 30, N 4. P. 252–254. doi: 10.5114/pdia.2013.37036
- Levinsohn J.L., Sugarman J.L., Antaya RJ, et al. Somatic mutations in NEK9 cause nevus comedonicus // Am J Hum Genet. 2016. Vol. 98, N 5. P. 1030–1037. doi: 10.1016/j.ajhg.2016.03.019
- Liu F., Yang Y., Zheng Y., et al. Mutation and expression of ABCA12 in keratosis pilaris and nevus comedonicus // Mol Med Rep. 2018. Vol. 18, N 3. P. 3153–3158. doi: 10.3892/mmr.2018.9342
- Tchernev G., Ananiev J., Semkova K., et al. Nevus comedonicus: an updated review // Dermatol Ther (Heidelb). 2013. Vol. 3, N 1. P. 33–40. doi: 10.1007/s13555-013-0027-9
- Torchia D. Nevus comedonicus syndrome: A systematic review of the literature // Pediatr Dermatol. 2021. Vol. 38, N 2. P. 359–363. doi: 10.1111/pde.14508
- Woo H.Y., Kim S.K. Nevus comedonicus syndrome associated with psychiatric disorder // Diagnostics (Basel). 2022. Vol. 12, N 2. P. 383. doi: 10.3390/diagnostics12020383
- Yadav P., Mendiratta V., Rana S., Chander R. Nevus comedonicus syndrome // Indian J Dermatol. 2015. Vol. 60, N 4. P. 421. doi: 10.4103/0019–5154.160523
Дополнительные файлы


