Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На основе российских и зарубежных источников в области медицины, психологии и логопедии проводится обзор основных подходов к систематизации нарушений речи в детском возрасте. Показано, что, несмотря на долгий и извилистый путь исследований, существуют многочисленные описания феноменологии, но нет единого мнения о сущности и механизмах нарушения речи у детей. В настоящее время можно выделить два магистральных направления в изучении патологии речи у детей: клиническое и психолингвистическое. При клиническом подходе нарушение речи рассматривается как патологическое состояние, имеющее определенные симптоматику, этиологию и патогенез. Психолингвистический подход к речевой патологии предполагает соотнесение наблюдаемого нарушения с нормальным функционированием процессов порождения и восприятия речи, а также оценку степени сформированности языковой способности. В итоге анализ клинико-психологических и психолингвистических исследований показывает множество противоречий, подталкивающих к активному поиску более точных номинаций и дифференциально-диагностических критериев разграничения разных состояний неполноценной речевой деятельности ребенка. Таким образом, показана тенденция к переходу на новый уровень профессиональной рефлексии от узконаправленного (клинического, логопедического, психологического) к системному, при котором в центре внимания ученых будет не только проблема определения варианта дизадаптивного развития, но и связанные с ней перспективы психоречевого развития ребенка.

Об авторах

Елена Евгеньевна Малкова

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологи им. В.М. Бехтерева» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: Helen_malkova@mail.ru

старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики

Россия, Санкт-Петербург

Елена Михайловна Машнина

ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

Email: elena_mashnina@mail.ru

аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Анисимов Г.В., Савельева Н.А. Состояние внутри- и межполушарных связей головного мозга у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа электроэнцефалографии // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 8-13. [Anisimov GV, Savel’eva NA. Condition of links in hemispheres and between hemispheres of the brain of children with the motor dysphasia according to electroencephalography coherent analysis. Spetsial’noe obrazovanie. 2013;(3):8-13. (In Russ.)]
  2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ/Астрель, 2007. [Arkhipova EF. Stertaya dizartriya u detey. Moscow: AST/Astrel’; 2007. (In Russ.)]
  3. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. [Akhutina TV. Porozhdenie rechi: Neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa. Moscow: Knizhnyy dom “LIBROKOM”; 2012. (In Russ.)]
  4. Бадалян Л.О. Невропатология: учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. [Badalyan LO. Nevropatologiya: uchebnik. Moscow: Izdatel’skiy tsentr “Akademiya”; 2012. (In Russ.)]
  5. Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии. - Саратов: Наука образования, 2014. [Bumarskova KP. Istoriya logopedii v litsakh. Personalii. Saratov: Nauka obrazovaniya; 2014. (In Russ.)]
  6. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова - М.: ВЛАДОС, 1997. [Khrestomatiya po logopedii. Ed. by L.S. Volkova, V.I. Seliverstov. Moscow: VLADOS; 1997. (In Russ.)]
  7. Волкова Л.С. Логопедия: учебник. - М.: ВЛАДОС; 2009. [Volkova LS. Logopediya: uchebnik. - Moscow: VLADOS; 2009. (In Russ.)]
  8. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, Эксмо, 2005. [Vygotskiy LS. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Moscow: Smysl, Eksmo; 2005. (In Russ.)]
  9. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2007. [Gvozdev NA. Voprosy izucheniya detskoy rechi. Saint Petersburg: DETSTVO-PRESS; 2007. (In Russ.)]
  10. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007. [Glukhov VP, Kovshikov VA. Psikholingvistika. Teoriya rechevoy deyatel’nosti. Moscow: AST; 2007. (In Russ.)]
  11. Дружинин В.Н. Психология: учебник. - СПб: Питер, 2009. [Druzhinin VN. Psikhologiya: uchebnik. Saint Petersburg: Piter; 2009. (In Russ.)]
  12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: Книгомир, 2011. [Zhukova NS, Mastyukova EM, Filicheva TV. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u detey. Moscow: Knigomir; 2011. (In Russ.)]
  13. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М.: РГГУ, 1999. [Zalevskaya AA. Vvedenie v psikholingvistiku. Moscow: RGGU; 1999. (In Russ.)]
  14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. [Zimnyaya IA. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Logos; 2000. (In Russ.)]
  15. Кириченко Е.И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 1965. [Kirichenko EI. Psikhicheskie narusheniya u detey, stradayushchikh tserebral’nymi paralichami. [dissertation] Moscow; 1965. (In Russ.)]
  16. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. [Kovalev VV. Semiotika i diagnostika psikhicheskikh zabolevaniy u detey i podrostkov. Moscow: Meditsina; 1985. (In Russ.)]
  17. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: Каро, 2006. [Kovshikov VA. Ekspressivnaya alaliya i metody ee preodoleniya. Saint Petersburg: Karo; 2006. (In Russ.)]
  18. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006. [Kornev AN. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty. Saint Petersburg: Rech’; 2006. (In Russ.)]
  19. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. [Kubryakova ES, Shakhnarovich AM, Sakharnyy LV. Chelovecheskiy faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi. Moscow: Nauka; 1991. (In Russ.)]
  20. Лазебник Т.А., Румянцева В.Н., Шейде Н.А., и др. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием пантокальцина // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. - 2010. - № 23. - C. 26-30. [Lazebnik TA, Rumyantseva VN, Sheyde NA, et al. Korrektsiya rechevykh narusheniy u detey doshkol’nogo vozrasta s ispol’zovaniem pantokal’tsina. Effektivnaya farmakoterapiya v pediatrii. 2010;(23):26-30. (In Russ.)]
  21. Логопатопсихология / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2011. [Logopatopsikhologiya. Ed. by R.I. Lalaeva, S.N. Shakhovskaya. Moscow: VLADOS; 2011. (In Russ.)]
  22. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС, 2013. [Osnovy teorii i praktiki logopedii. Ed. by R.E. Levina. Moscow: Al’yanS; 2013. (In Russ.)]
  23. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. [Leont’ev AA. Osnovy psikholingvistiki. Moscow: Smysl; 1997. (In Russ.)]
  24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: CОЮЗ, 2000. [Lopatina LV, Serebryakova NV. Preodolenie rechevykh narusheniy u doshkol’nikov. Saint Petersburg: COYuZ; 2000. (In Russ.)]
  25. Марценковский И.А., Дубовик К.В. Детская психиатрия: взгляд через призму DSM-5 // НЕЙРО NEWS: психоневрология и нейропсихиатрия. - 2014. - № 8. [Martsenkovskiy IA, Dubovik KV. Detskaya psikhiatriya: vzglyad cherez prizmu DSM-5. NEYRO NEWS: psikhonevrologiya i neyropsikhiatriya. 2014;(8). (In Russ.)]
  26. Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. - М.: Классике Стиль, 2003. [Mastyukova EM. Spetsial’naya pedagogika. Moscow: Klassike Stil’; 2003. (In Russ.)]
  27. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2006. [Miklyaeva NV. Diagnostika yazykovoy sposobnosti u detey doshkol’nogo vozrasta. Moscow: Ayris-press; 2006. (In Russ.)]
  28. Нестерова Т.В. Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития // Universum: Медицина и фармакология: электронный научный журнал. - 2014. - № 2. - С. 2. [Nesterova TV. Problemy sostoyaniya zdorov’ya doshkol’nikov s narusheniem rechevogo razvitiya. Universum: Meditsina i farmakologiya: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2014;(2):2. (In Russ.)]
  29. Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. - М.: Теневинф, 2010. [N’okikt’en Ch. Detskaya povedencheskaya nevrologiya. Moscow: Tenevinf; 2010. (In Russ.)]
  30. Орфинская В.К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Развитие мышления и речи у аномальных детей. - Л., 1963. - C. 241-295. [Orfinskaya VK. Printsipy postroeniya differentsial’noy metodiki obucheniya alalikov na osnove lingvisticheskoy klassifikatsii form alalii. In: Razvitie myshleniya i rechi u anomal’nykh detey. Leningrad; 1963. P. 241-295. (In Russ.)]
  31. narod.ru [интернет]. Пол Р. Расстройства в сфере общения. СНО Психиатрия [доступ от 12.03.19]. Доступ по ссылке: http://psy66.narod.ru/science/Book/47.htm [narod.ru [Internet]. Pol R. Rasstroystva v sfere obshcheniya. SNO Psikhiatriya [cited 12.03.19]. Available from: http://psy66.narod.ru/science/Book/47.htm. (In Russ.)]
  32. Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. [Pravdina OV. Logopediya. Moscow: Prosveshchenie; 1973. (In Russ.)]
  33. Резцова Е.Ю., Черных А.М. Современные представления о факторах риска в генезе речевых расстройств дошкольников // Новые исследования. - 2010. - № 23. - C. 95-115. [Reztsova EY, Chernykh AM. Sovremennye predstavleniya o faktorakh riska v geneze rechevykh rasstroystv doshkol’nikov. Novye issledovaniya. 2010;(23):95-115. (In Russ.)]
  34. Савина М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом // Международный медицинский журнал. - 2010. - № 3. - C. 11-15. [Savina MV. Problemy psikhicheskogo razvitiya detey i podrostkov s detskim tserebral’nym paralichom. International medical journal. 2010;(3):11-15. (In Russ.)]
  35. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М.: Классике Стиль, 2003. [Sobotovich EF. Rechevoe nedorazvitie u detey i puti ego korrektsii. Moscow: Klassike Stil’; 2003. (In Russ.)]
  36. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб.: Смарт, 1994. [Traugott NN. Kak pomoch’ detyam, kotorye plokho govoryat. Saint Petersburg: Smart; 1994. (In Russ.)]
  37. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2000. [Filicheva TB. Osobennosti formirovaniya rechi u detey doshkol’nogo vozrasta. [dissertation]. Moscow; 2000. (In Russ.)]
  38. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. [Tseytlin SN. Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoy rechi. Moscow: Gumanitarnyy izdatel’skiy tsentr VLADOS; 2000. (In Russ.)]
  39. Черниговская Т.В., Деглин В.Л. Проблема внутреннего диалогизма. Нейрофизиологические исследования языковой компетенции // Труды по знаковым системам. Выпуск 7. - Тарту, 1984. - C. 33-45. [Chernigovskaya TV, Deglin VL. Problema vnutrennego dialogizma. Neyrofiziologicheskie issledovaniya yazykovoy kompetentsii. In: Trudy po znakovym sistemam. Vypusk 7. Tartu; 1984. P. 33-45. (In Russ.)]
  40. Чистович Л.А. Физиология речи: Восприятие речи человеком. - М.: Книга по требованию, 2012. [Chistovich LA. Fiziologiya rechi: Vospriyatie rechi chelovekom. Moscow: Kniga po trebovaniyu; 2012. (In Russ.)]
  41. Юртайкин В.В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1981. - № 2. - C. 84-90. [Yurtaykin VV. Osobennosti raboty vospitatelya v gruppakh doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi. Defektologiia. 1981;(2):84-90. (In Russ.)]
  42. Arkell KJ. Articulation error rates for oral reading tasks in children with developmental apraxia of speech. Portland: Portland State University; 1975
  43. Davis BL, Jacks A, Marquardt TP. Vowel patterns in developmental apraxia of speech: three longitudinal case studies. Clin Linguist Phon. 2005;19(4): 249-274. https://doi.org/10.1080/02699200410001695367.
  44. tayloredmktg.com [Internet]. Guild AS. What is developmental apraxia of speech [cited 15.07.17]. Available from: http://www.tayloredmktg.com/dyspraxia/das.shtml#links.
  45. Jacobson R. Studies on Child Language and Aphasia. Mouton: The Hague; 1971.
  46. Milloy N, Morgan-Barry R. Developmental neurological disorders. In: Developmental Speech Disorders. Ed. by P Grunwell. London: Whurr Publishers; 1990.
  47. apraxia-kids.org [Internet]. Shriberg L. Why is Childhood Apraxia of Speech A Controversial Diagnosis? [cited 15.07.17]. Available from: http://www.apraxia-kids.org/library/why-is-childhood-apraxia-of-speech-a-controversial-diagnosis/.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малкова Е.Е., Машнина Е.М., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».