Проблема определения критериев нарушения речи у современных дошкольников в аспекте междисциплинарного взаимодействия специалистов
- Авторы: Малкова Е.Е.1, Машнина Е.М.2
-
Учреждения:
- ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологи им. В.М. Бехтерева» Минздрава России
- ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
- Выпуск: Том 10, № 1 (2019)
- Страницы: 117-126
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/pediatr/article/view/11910
- DOI: https://doi.org/10.17816/PED101117-126
- ID: 11910
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На основе российских и зарубежных источников в области медицины, психологии и логопедии проводится обзор основных подходов к систематизации нарушений речи в детском возрасте. Показано, что, несмотря на долгий и извилистый путь исследований, существуют многочисленные описания феноменологии, но нет единого мнения о сущности и механизмах нарушения речи у детей. В настоящее время можно выделить два магистральных направления в изучении патологии речи у детей: клиническое и психолингвистическое. При клиническом подходе нарушение речи рассматривается как патологическое состояние, имеющее определенные симптоматику, этиологию и патогенез. Психолингвистический подход к речевой патологии предполагает соотнесение наблюдаемого нарушения с нормальным функционированием процессов порождения и восприятия речи, а также оценку степени сформированности языковой способности. В итоге анализ клинико-психологических и психолингвистических исследований показывает множество противоречий, подталкивающих к активному поиску более точных номинаций и дифференциально-диагностических критериев разграничения разных состояний неполноценной речевой деятельности ребенка. Таким образом, показана тенденция к переходу на новый уровень профессиональной рефлексии от узконаправленного (клинического, логопедического, психологического) к системному, при котором в центре внимания ученых будет не только проблема определения варианта дизадаптивного развития, но и связанные с ней перспективы психоречевого развития ребенка.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Елена Евгеньевна Малкова
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологи им. В.М. Бехтерева» Минздрава России
Автор, ответственный за переписку.
Email: Helen_malkova@mail.ru
старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Михайловна Машнина
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
Email: elena_mashnina@mail.ru
аспирант кафедры клинической психологии и психологической помощи
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Анисимов Г.В., Савельева Н.А. Состояние внутри- и межполушарных связей головного мозга у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа электроэнцефалографии // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 8-13. [Anisimov GV, Savel’eva NA. Condition of links in hemispheres and between hemispheres of the brain of children with the motor dysphasia according to electroencephalography coherent analysis. Spetsial’noe obrazovanie. 2013;(3):8-13. (In Russ.)]
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ/Астрель, 2007. [Arkhipova EF. Stertaya dizartriya u detey. Moscow: AST/Astrel’; 2007. (In Russ.)]
- Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. [Akhutina TV. Porozhdenie rechi: Neyrolingvisticheskiy analiz sintaksisa. Moscow: Knizhnyy dom “LIBROKOM”; 2012. (In Russ.)]
- Бадалян Л.О. Невропатология: учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. [Badalyan LO. Nevropatologiya: uchebnik. Moscow: Izdatel’skiy tsentr “Akademiya”; 2012. (In Russ.)]
- Бумарскова К.П. История логопедии в лицах. Персоналии. - Саратов: Наука образования, 2014. [Bumarskova KP. Istoriya logopedii v litsakh. Personalii. Saratov: Nauka obrazovaniya; 2014. (In Russ.)]
- Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова - М.: ВЛАДОС, 1997. [Khrestomatiya po logopedii. Ed. by L.S. Volkova, V.I. Seliverstov. Moscow: VLADOS; 1997. (In Russ.)]
- Волкова Л.С. Логопедия: учебник. - М.: ВЛАДОС; 2009. [Volkova LS. Logopediya: uchebnik. - Moscow: VLADOS; 2009. (In Russ.)]
- Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл, Эксмо, 2005. [Vygotskiy LS. Psikhologiya razvitiya cheloveka. Moscow: Smysl, Eksmo; 2005. (In Russ.)]
- Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС; 2007. [Gvozdev NA. Voprosy izucheniya detskoy rechi. Saint Petersburg: DETSTVO-PRESS; 2007. (In Russ.)]
- Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007. [Glukhov VP, Kovshikov VA. Psikholingvistika. Teoriya rechevoy deyatel’nosti. Moscow: AST; 2007. (In Russ.)]
- Дружинин В.Н. Психология: учебник. - СПб: Питер, 2009. [Druzhinin VN. Psikhologiya: uchebnik. Saint Petersburg: Piter; 2009. (In Russ.)]
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у детей. - М.: Книгомир, 2011. [Zhukova NS, Mastyukova EM, Filicheva TV. Preodolenie obshchego nedorazvitiya rechi u detey. Moscow: Knigomir; 2011. (In Russ.)]
- Залевская А.А. Введение в психолингвистику. - М.: РГГУ, 1999. [Zalevskaya AA. Vvedenie v psikholingvistiku. Moscow: RGGU; 1999. (In Russ.)]
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2000. [Zimnyaya IA. Pedagogicheskaya psikhologiya. Moscow: Logos; 2000. (In Russ.)]
- Кириченко Е.И. Психические нарушения у детей, страдающих церебральными параличами: Автореф. дис. … канд. мед. наук. - М., 1965. [Kirichenko EI. Psikhicheskie narusheniya u detey, stradayushchikh tserebral’nymi paralichami. [dissertation] Moscow; 1965. (In Russ.)]
- Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М.: Медицина, 1985. [Kovalev VV. Semiotika i diagnostika psikhicheskikh zabolevaniy u detey i podrostkov. Moscow: Meditsina; 1985. (In Russ.)]
- Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: Каро, 2006. [Kovshikov VA. Ekspressivnaya alaliya i metody ee preodoleniya. Saint Petersburg: Karo; 2006. (In Russ.)]
- Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2006. [Kornev AN. Osnovy logopatologii detskogo vozrasta: klinicheskie i psikhologicheskie aspekty. Saint Petersburg: Rech’; 2006. (In Russ.)]
- Кубрякова Е.С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. - М.: Наука, 1991. [Kubryakova ES, Shakhnarovich AM, Sakharnyy LV. Chelovecheskiy faktor v yazyke: Yazyk i porozhdenie rechi. Moscow: Nauka; 1991. (In Russ.)]
- Лазебник Т.А., Румянцева В.Н., Шейде Н.А., и др. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием пантокальцина // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. - 2010. - № 23. - C. 26-30. [Lazebnik TA, Rumyantseva VN, Sheyde NA, et al. Korrektsiya rechevykh narusheniy u detey doshkol’nogo vozrasta s ispol’zovaniem pantokal’tsina. Effektivnaya farmakoterapiya v pediatrii. 2010;(23):26-30. (In Russ.)]
- Логопатопсихология / Под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2011. [Logopatopsikhologiya. Ed. by R.I. Lalaeva, S.N. Shakhovskaya. Moscow: VLADOS; 2011. (In Russ.)]
- Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: АльянС, 2013. [Osnovy teorii i praktiki logopedii. Ed. by R.E. Levina. Moscow: Al’yanS; 2013. (In Russ.)]
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. [Leont’ev AA. Osnovy psikholingvistiki. Moscow: Smysl; 1997. (In Russ.)]
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб.: CОЮЗ, 2000. [Lopatina LV, Serebryakova NV. Preodolenie rechevykh narusheniy u doshkol’nikov. Saint Petersburg: COYuZ; 2000. (In Russ.)]
- Марценковский И.А., Дубовик К.В. Детская психиатрия: взгляд через призму DSM-5 // НЕЙРО NEWS: психоневрология и нейропсихиатрия. - 2014. - № 8. [Martsenkovskiy IA, Dubovik KV. Detskaya psikhiatriya: vzglyad cherez prizmu DSM-5. NEYRO NEWS: psikhonevrologiya i neyropsikhiatriya. 2014;(8). (In Russ.)]
- Мастюкова Е.М. Специальная педагогика. - М.: Классике Стиль, 2003. [Mastyukova EM. Spetsial’naya pedagogika. Moscow: Klassike Stil’; 2003. (In Russ.)]
- Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. - М.: Айрис-пресс, 2006. [Miklyaeva NV. Diagnostika yazykovoy sposobnosti u detey doshkol’nogo vozrasta. Moscow: Ayris-press; 2006. (In Russ.)]
- Нестерова Т.В. Проблемы состояния здоровья дошкольников с нарушением речевого развития // Universum: Медицина и фармакология: электронный научный журнал. - 2014. - № 2. - С. 2. [Nesterova TV. Problemy sostoyaniya zdorov’ya doshkol’nikov s narusheniem rechevogo razvitiya. Universum: Meditsina i farmakologiya: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2014;(2):2. (In Russ.)]
- Ньокиктьен Ч. Детская поведенческая неврология. - М.: Теневинф, 2010. [N’okikt’en Ch. Detskaya povedencheskaya nevrologiya. Moscow: Tenevinf; 2010. (In Russ.)]
- Орфинская В.К. Принципы построения дифференциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии // Развитие мышления и речи у аномальных детей. - Л., 1963. - C. 241-295. [Orfinskaya VK. Printsipy postroeniya differentsial’noy metodiki obucheniya alalikov na osnove lingvisticheskoy klassifikatsii form alalii. In: Razvitie myshleniya i rechi u anomal’nykh detey. Leningrad; 1963. P. 241-295. (In Russ.)]
- narod.ru [интернет]. Пол Р. Расстройства в сфере общения. СНО Психиатрия [доступ от 12.03.19]. Доступ по ссылке: http://psy66.narod.ru/science/Book/47.htm [narod.ru [Internet]. Pol R. Rasstroystva v sfere obshcheniya. SNO Psikhiatriya [cited 12.03.19]. Available from: http://psy66.narod.ru/science/Book/47.htm. (In Russ.)]
- Правдина О.В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. [Pravdina OV. Logopediya. Moscow: Prosveshchenie; 1973. (In Russ.)]
- Резцова Е.Ю., Черных А.М. Современные представления о факторах риска в генезе речевых расстройств дошкольников // Новые исследования. - 2010. - № 23. - C. 95-115. [Reztsova EY, Chernykh AM. Sovremennye predstavleniya o faktorakh riska v geneze rechevykh rasstroystv doshkol’nikov. Novye issledovaniya. 2010;(23):95-115. (In Russ.)]
- Савина М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом // Международный медицинский журнал. - 2010. - № 3. - C. 11-15. [Savina MV. Problemy psikhicheskogo razvitiya detey i podrostkov s detskim tserebral’nym paralichom. International medical journal. 2010;(3):11-15. (In Russ.)]
- Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. - М.: Классике Стиль, 2003. [Sobotovich EF. Rechevoe nedorazvitie u detey i puti ego korrektsii. Moscow: Klassike Stil’; 2003. (In Russ.)]
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб.: Смарт, 1994. [Traugott NN. Kak pomoch’ detyam, kotorye plokho govoryat. Saint Petersburg: Smart; 1994. (In Russ.)]
- Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2000. [Filicheva TB. Osobennosti formirovaniya rechi u detey doshkol’nogo vozrasta. [dissertation]. Moscow; 2000. (In Russ.)]
- Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. [Tseytlin SN. Yazyk i rebenok: Lingvistika detskoy rechi. Moscow: Gumanitarnyy izdatel’skiy tsentr VLADOS; 2000. (In Russ.)]
- Черниговская Т.В., Деглин В.Л. Проблема внутреннего диалогизма. Нейрофизиологические исследования языковой компетенции // Труды по знаковым системам. Выпуск 7. - Тарту, 1984. - C. 33-45. [Chernigovskaya TV, Deglin VL. Problema vnutrennego dialogizma. Neyrofiziologicheskie issledovaniya yazykovoy kompetentsii. In: Trudy po znakovym sistemam. Vypusk 7. Tartu; 1984. P. 33-45. (In Russ.)]
- Чистович Л.А. Физиология речи: Восприятие речи человеком. - М.: Книга по требованию, 2012. [Chistovich LA. Fiziologiya rechi: Vospriyatie rechi chelovekom. Moscow: Kniga po trebovaniyu; 2012. (In Russ.)]
- Юртайкин В.В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 1981. - № 2. - C. 84-90. [Yurtaykin VV. Osobennosti raboty vospitatelya v gruppakh doshkol’nikov s obshchim nedorazvitiem rechi. Defektologiia. 1981;(2):84-90. (In Russ.)]
- Arkell KJ. Articulation error rates for oral reading tasks in children with developmental apraxia of speech. Portland: Portland State University; 1975
- Davis BL, Jacks A, Marquardt TP. Vowel patterns in developmental apraxia of speech: three longitudinal case studies. Clin Linguist Phon. 2005;19(4): 249-274. https://doi.org/10.1080/02699200410001695367.
- tayloredmktg.com [Internet]. Guild AS. What is developmental apraxia of speech [cited 15.07.17]. Available from: http://www.tayloredmktg.com/dyspraxia/das.shtml#links.
- Jacobson R. Studies on Child Language and Aphasia. Mouton: The Hague; 1971.
- Milloy N, Morgan-Barry R. Developmental neurological disorders. In: Developmental Speech Disorders. Ed. by P Grunwell. London: Whurr Publishers; 1990.
- apraxia-kids.org [Internet]. Shriberg L. Why is Childhood Apraxia of Speech A Controversial Diagnosis? [cited 15.07.17]. Available from: http://www.apraxia-kids.org/library/why-is-childhood-apraxia-of-speech-a-controversial-diagnosis/.
Дополнительные файлы
