О профессиональной подготовке клинических психологов в медицинских вузах

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

На фоне сложившейся непростой медико-социальной ситуации, связанной с увеличением общей заболеваемости населения, в том числе и социально значимой патологией, необходимость в высококвалифицированной психологической помощи все более возрастает. В статье представлен анализ проблем, связанных с подготовкой клинический психологов на современном этапе. В первой части приводятся данные за 2011–2017 гг. о динамике количества немедицинских и медицинских вузов, имеющих кафедры клинической психологии, а также бюджетных мест для обучения клинических психологов. Излагаются основные проблемы профессиональной подготовки клинических психологов в медицинских и немедицинских вузах: 1) дефицит высококвалифицированных кадров среди преподавателей (особенно по специальности 19.00.04 «медицинская психология») и преподавателей медико-биологических и медицинских кафедр при подготовке клинических психологов; 2) качественный состав абитуриентов и первокурсников, подчеркивается роль профессиональной мотивации будущих клинических психологов; 3) качество организации учебного процесса для подготовки клинических психологов в медицинском вузе. Вторая часть статьи посвящена особенностям подготовки клинических психологов, ориентированных на оказание медико-психологической помощи беременным, их семьям и детям начиная с перинатального периода (в учреждениях охраны здоровья матери и ребенка). Описаны способы решения перечисленных проблем на факультете клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Об авторах

Василий Иванович Орёл

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: viorel56@list.ru

д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО

Россия, Санкт-Петербург

Вячеслав Афанасьевич Аверин

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Email: avirin_psu@gpma.ru

д-р психол. наук, профессор, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин факультета клинической психологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Аверин В.А., Зинкевич Е.Р., Кульбах О.С. Теория и методика воспитательной работы в медицинском вузе. Учебное пособие. - СПб., 2011. - 80 с. [Averin VA, Zinkevich ER, Kul’bakh OS. Teoriya i metodika vospitatel’noy raboty v meditsinskom vuze. Uchebnoe posobie. Saint Petersburg; 2011. 80 p. (In Russ.)]
  2. Беребин М.А. Образование по клинической психологии в России: вперед с широко закрытыми глазами вбок в тупик? // Медицинская психология в России. - 2014. - № 5. [Berebin MA. Obrazovanie po klinicheskoy psikhologii v Rossii: vpered s shiroko zakrytymi glazami vbok v tupik? Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. 2014;(5). (In Russ.)]
  3. Беребин М.А. О статусе медицинского психолога в системе здравоохранения, недостатках системы подготовки клинических психологов и связанных с ними проблемами и перспективах // Медицинская психология в России. - 2012. - № 2. [Berebin MA. O statuse meditsinskogo psikhologa v sisteme zdravookhraneniya, nedostatkakh sistemy podgotovki klinicheskikh psikhologov i svyazannykh s nimi problemami i perspektivakh. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. 2012;(2). (In Russ.)]
  4. Корнев А.Н., Зинкевич Е.Р. Пропедевтическая практика в системе непрерывной подготовки психолога. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Из-во СПбГПМА, 2010. - 36 с. [Kornev AN, Zinkevich ER. Prоpedevticheskaya praktika v sisteme nepreryvnoy podgotovki psihkologa. Uchebno-metodicheskoe posobie. Saint Petersburg: Izdatel’stvo SPbGPMA; 2010. 36 p. (In Russ.)]
  5. Орёл В.И., Гречаный С.В., Трещевская А.А. Психологическая адаптация работников промышленного предприятия по результатам психиатрического профессионального осмотра // Медицина и организация здравоохранения. - 2017. - Т. 2. - № 2. - С. 16-30. [Orel VI, Grechanyj SV, Treshchevskaja AA. Psychological adaptation of workers of an industrial enterprise based on the results of a psychiatric professional examination. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya. 2017;2(2):16-30. (In Russ.)]
  6. Русина Н.А. Клинический психолог в системе здравоохранения: проблемы, реалии, перспективы // Медицинская психология в России. - 2012. - № 1. [Rusina NA. Klinicheskiy psikholog v sisteme zdravookhraneniya: problemy, realii, perspektivy. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. 2012;(1). (In Russ.)]
  7. www.fgosvo.ru/fgosvo/143/141/17/129
  8. Сборник вузов России (дата обращения: 25.02.2019). Доступ по ссылке: http://vuzoteka.ru/. [Vuzoteka.ru [Internet]. Collection of Russian universities [cited 2019 Feb 25]. Available from: http://vuzoteka.ru/. (In Russ.)]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Орёл В.И., Аверин В.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».