Совершенствование практических навыков медицинского персонала по оказанию неотложной стационарной медицинской помощи детям
- Авторы: Пискунова С.Г.1, Прометной Д.В.2, Беседина Е.А.3, Приходько Н.Н.1
-
Учреждения:
- ГБУ Ростовской области «Областная детская больница»
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
- ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
- Выпуск: Том 10, № 1 (2019)
- Страницы: 71-78
- Раздел: Статьи
- URL: https://ogarev-online.ru/pediatr/article/view/11905
- DOI: https://doi.org/10.17816/PED10171-78
- ID: 11905
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Стратегическая задача системы здравоохранения — снижение летальности в детском возрасте. Высокий уровень владения врачами-педиатрами навыками оказания экстренной медицинской помощи детям способствует улучшению исхода лечения. Актуально поддержание этих навыков на высоком уровне, что в условиях малого потока больных в больницах низкого уровня может осуществляться только благодаря регулярному симуляционному обучению врачебного персонала. Имеющаяся система контроля владения навыками требует оптимизации.
Цель исследования: оценить уровень навыков госпитальных педиатров по оказанию экстренной медицинской помощи детям путем проведения анонимного тестирования врачей.
Материалы и методы. Выполнено анонимное тестирование 103 госпитальных педиатров по вопросам оказания экстренной стационарной медицинской помощи детям в 10 медицинских организациях Ростова-на-Дону и Ростовской области. Каждому участнику было предложено решить один из трех вариантов тестовых заданий, состоящий из 50 вопросов: 30 из них (60 %) — вопросы первого уровня (с одним правильным ответом), 12 (24 %) — второго (с несколькими правильными ответами) и 8 (16 %) — третьего (с необходимостью сформулировать правильный ответ). В билет входила одна из 15 разработанных ситуационных задач. Решение задачи предполагало: установление диагноза и его обоснование; составление плана обследования и формулирование ожидаемых результатов; оказание неотложной помощи; составление плана ведения больного. Тестирование проведено через 6 месяцев после окончания очередного занятия в рамках симуляционно-тренингового обучения.
Результаты. Наиболее частыми были некорректные ответы на вопросы по разделам: инфузионная терапия — 40 % (150 из 375 заданных вопросов), острая дыхательная недостаточность — 39,7 % (282 из 711), сердечно-легочная реанимация — 38,1 % (121 из 318). В задачах (n = 103) неверный ответ об оказании неотложной помощи дали 17,2 % тестируемых, о параклинической диагностике — 14,6 %, объективном обследовании — 10,3 %, лечении — 7,7 %.
Заключение. Низкий уровень навыков педиатров по отдельным направлениям неотложной помощи требует проведения дополнительных монотематических тренингов. Для оценки уровня навыков необходимо введение экзамена в рамках врачебной аттестации.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Светлана Геннадьевна Пискунова
ГБУ Ростовской области «Областная детская больница»
Автор, ответственный за переписку.
Email: prometnoy.d.v@gmail.com
канд. мед. наук, главный врач
Россия, Ростов-на-ДонуДмитрий Владимирович Прометной
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России
Email: prometnoy.d.v@gmail.com
канд. мед. наук, доцент, кафедра анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии ФП и ДПО
Россия, Санкт-ПетербургЕлена Алексеевна Беседина
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Минздрава России
Email: prometnoy.d.v@gmail.com
канд. мед. наук, доцент, кафедра детских болезней № 1
Россия, Ростов-на-ДонуНаталья Николаевна Приходько
ГБУ Ростовской области «Областная детская больница»
Email: prometnoy.d.v@gmail.com
администрация
Россия, Ростов-на-ДонуСписок литературы
- Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. - 2012. - Т. 91. - № 3. - С. 9-14. [Baranov AA. Sostoyanie zdorov’ya detey v Rossiyskoy Federatsii. Pediatriia. 2012;91(3):9-14. (In Russ.)]
- Иванов Д.О., Александрович Ю.С., Орёл В.И., Прометной Д.В. Младенческая смертность в Российской Федерации и факторы, влияющие на ее динамику // Педиатр. - 2017. - Т. 8. - № 3. - С. 5-14. [Ivanov DO, Oryol VI, Alexandrovich YS, Prometnoy DV. Infant mortality in Russian Federation and influence on its dynamic factors. Pediatrician (St. Petersburg). 2017;8(3):5-14. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17816/PED 835-14.
- Инструментарий по оценке качества стационарного лечения ВОЗ. Обновленный систематизированный стандарт. - ВОЗ, 2015. - 158 с. [Instrumentariy po otsenke kachestva statsionarnogo lecheniya VOZ. Obnovlennyy sistematizirovannyy standart. WHO; 2015. 158 p. (In Russ.)]
- Логвинов Ю.И., Орловская А.И. Критерии оценки эффективности симуляционного обучения для практического здравоохранения // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2018. - № 2. - С. 15-30. [Logvinov YI, Orlovskaya AI. Criteria for estimating effectiveness of simulation training for practical health care. Meditsinskoe obrazovanie i professional’noe razvitie. 2018;(2):15-30. (In Russ.)]
- Пискунова С.Г., Шаршов Ф.Г., Прометной Д.В., и др. Анализ эффективности оптимизированной системы реанимационно-консультативного обеспечения оказания экстренной медицинской помощи детям на территории Ростовской области // Педиатр. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 74-81. [Piskunova SG, Sharshov FG, Prometnoy DV, et al. The Analysis of Effectiveness of the Optimized Intensive Care Consultative System of Urgent Medical Care to Children in the Territory of Rostov Region. Pediatrician (St. Petersburg). 2017;8(1):74-81. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17816/PED 8174-81.
- Садыкова Д.И., Хасанов Р.Ш., Юсупова Н.З., и др. Опыт реализации образовательной программы для врачей-педиатров по оказанию неотложной помощи детскому населению с применением мобильного симуляционного оборудования // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2018. - Т. 63. - № 5. - С. 207-211. [Sadykova DI, Khasanov RS, Yusupova NZ, et al. Experience in applying educational program for pediatricians on emergency care for children using mobile simulation equipment. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2018;63(5):207-211. (In Russ.)]. https://doi.org/10.21508/1027-4065-2018-63-5-207-211.
- Соболева Е.В., Пешиков О.В., Пешикова М.В., Шлепотина Н.М. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1. - № 1. - С. 34-36. [Soboleva EV, Peshikov OV, Peshikova MV, Shlepotina NM. Modern approaches in training of students of medical universities. Vestnik Soveta molodykh uchenykh i spetsialistov Chelyabinskoy oblasti. 2017;1(1):34-36. (In Russ.)]
- Суховская В.В., Протопопова Н.В., Павлова Т.И., Суховский В.С. Эффективное обучение врачей любой специальности для ликвидации острых состояний. Эффективное обучение врачей любой специальности для ликвидации острых состояний // XXI век. Техносферная безопасность. - 2016. - Т. 1. - № 4. - С. 79-84. [Sukhovskaya VV, Protopopova NV, Pavlova TI, Sukhovskiy VS. Efficient training of doctors for dealing with critical patient’s conditions. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost’. 2016;1(4): 79-84. (In Russ.)]
- Яковлева Т.В., Баранов А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - Т. 8. - № 2. - С. 6-11. [Yakovleva TV, Baranov AA. State policy in health protection of children: problems and tasks. Current pediatrics. 2009;8(2):6-11. (In Russ.)]
- Boet S, Bould MD, Fung L, et al. Transfer of learning and patient outcome in simulated crisis resource management: a systematic review. Can J Anaesth. 2014;61(6):571-582. https://doi.org/10.1007/s12630-014-0143-8.
- Cloutier RL, Walthall JD, Mull CC, et al. Best educational practices in pediatric emergency medicine during emergency medicine residency training: guiding principles and expert recommendations. Acad Emerg Med. 2010;17 Suppl 2: S 104-113. https://doi.org/10.1111/j.1553-2712.2010.00893.x.
- Couto TB, Kerrey BT, Taylor RG, et al. Teamwork skills in actual, in situ, and in-center pediatric emergencies: performance levels across settings and perceptions of comparative educational impact. Simul Healthc. 2015;10(2):76-84. https://doi.org/10.1097/SIH.0000000000000081.
- Gordon M, Darbyshire D, Baker P. Non-technical skills training to enhance patient safety: a systematic review. Med Educ. 2012;46(11):1042-1054. https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.2012.04343.x.
- Kirkpatrick DL, Kirkpatrick JD. Evaluating Training Programs. San Francisco: Berrett-Koehler; 2006. 380 p.
- Leva EG, Bunn Vanarsdale D, Miele NF, Petrova A. Parental and Pediatricians’ Perception of Need for Subspecialty Training in Pediatric Emergency Medicine for Delivering Emergency Care to Pediatric Patients. Glob Pediatr Health. 2017;4:2333794X1774340. https://doi.org/10.1177/2333794x17743404.
- McConnell KJ, Newgard CD, Mullins RJ, et al. Mortality Benefit of Transfer to Level I versus Level II Trauma Centers for Head-Injured Patients. Health Serv Res. 2005;40(2):435-458. https://doi.org/10.1111/j.1475-6773.2005.0u367.x.
- Raykin ID, Neymark MI, Shmelev VV, et al. Experience of Simulation-Based Training of Anesthesiologists and Emergency Physicians. Messenger of Anesthesiology and Resuscitation. 2018;15(6):64-68. https://doi.org/10.21292/2078-5658-2018-15-6-64-68.
- Trimmel H, Beywinkler C, Hornung S, et al. In-hospital airway management training for non-anesthesiologist EMS physicians: a descriptive quality control study. Scand J Trauma Resusc Emerg Med. 2017;25(1):45. https://doi.org/10.1186/s13049-017-0386-9.
Дополнительные файлы
