Социокультурная адаптация иностранных обучающихся в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова
- Авторы: Воздвиженская А.В.1, Королева Н.Г.1, Курисёва А.В.1, Сапалёва А.А.1, Моисеева И.Е.1
-
Учреждения:
- Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
- Выпуск: Том 29, № 1 (2025)
- Страницы: 45-56
- Раздел: Оригинальное исследование
- URL: https://ogarev-online.ru/RFD/article/view/292752
- DOI: https://doi.org/10.17816/RFD643461
- EDN: https://elibrary.ru/KYPGRG
- ID: 292752
Цитировать
Аннотация
Обоснование. До эпохи цифровизации общества интернационализация высшей школы была фрагментарным явлением, затрагивающим отдельные сферы академической среды. В последние 50 лет вследствие изменений, обусловленных глобализацией, международный статус университета стал фактором, влияющим на все процессы вуза, а также на мировые и внутренние рейтинги университетов. Российская Федерация была и остается привлекательным направлением для иностранных обучающихся. Рост их количества приводит к необходимости адаптации образовательных экосистем к потребностям студентов для успешной интеграции последних в студенческое сообщество, повышения мотивации к обучению и создания условий демонстрации лучшей академической успеваемости. Образовательные экосистемы должны быть чувствительны к обеспечению социокультурной адаптации иностранных обучающихся.
Цель — определить пути повышения качества образования иностранных студентов в СЗГМУ им. И.И. Мечникова.
Материалы и методы. Изучены экосистема университета, а также ключевые процессы обучения и жизни иностранных граждан. Дизайн исследования построен на выдвинутой авторами гипотезе о том, что студенты 1-го года обучения, выходящие на первую промежуточную аттестацию, находятся в состоянии культурного шока со всеми сопутствующими проявлениями, что негативно сказывается на их академической успеваемости. Для проверки данной гипотезы проведен опрос 106 иностранных студентов, обучающихся по программе специалитета «Лечебное дело» на английском языке, при помощи валидизированного инструмента оценки социокультурной адаптации Sociocultural adaptation scale (SCAS), а результаты опроса сравнивали с показателями U-кривой теории адаптации К. Оберга.
Результаты. Анализ результатов опроса, а также их наложение на U-кривую социокультурной адаптации позволили сделать вывод о плавном погружении обучающихся в новую бытовую и образовательную экосистему вуза. Опрос не выявил резкого падения кривой, прогнозируемого для состояния культурного шока на четвертом месяце пребывания в принимающей стране.
Заключение. Авторы констатировали неоправданность гипотезы U-кривой на сегодняшний день в силу создания и активного поддержания устойчивой образовательной экосистемы вуза, позволяющей создать условия для успешной социокультурной адаптации иностранных обучающихся.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Анна Вячеславовна Воздвиженская
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Email: anna.vozdvizhenskaya@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6661-3019
SPIN-код: 5205-7541
канд. филол. наук
Россия, Санкт-ПетербургНаталия Геннадьевна Королева
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Email: nataliya.koroleva@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4476-6166
SPIN-код: 3573-3788
канд. пед. наук
Россия, Санкт-ПетербургАнна Владимировна Курисёва
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Email: anna.kuriseva@szgmu.ru
ORCID iD: 0009-0002-6591-5976
SPIN-код: 7667-2601
Россия, Санкт-Петербург
Анастасия Александровна Сапалёва
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Email: anastasiia.sapalyova@szgmu.ru
ORCID iD: 0009-0007-6373-4801
Россия, Санкт-Петербург
Ирина Евгеньевна Моисеева
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.moiseeva@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0236-7028
SPIN-код: 9030-7975
канд. мед. наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Wit H. Internationalization of higher education: The need for a more ethical and qualitative approach. J Int Students. 2020;10(1):I–IV. doi: 10.32674/jis.v10i1.1893
- Ponyavina MB, Seleznev PS. Increase of the number of international students in Russian universities as a component of the state education policy. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta. 2020;10(1):104–108. EDN: PFXSPY doi: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
- Ozhiganova DA, Fominykh MV. Ecosystem approach in education: foreign and Russian practices. Bulletin of Science and Practice. 2022;8(7):507–511. EDN: GZKJLC doi: 10.33619/2414-2948/80/53
- Marcelli AM. Understanding Educational Ecosystem Analysis: A Visual Guide. Institute of Education, American University of Central Asia; 2024. doi: 10.13140/RG.2.2.18281.51046/1
- Kozyreva LD, Kotov AI, Morozova ND, et al. Formation of educational ecosystem as a key priority of the Russian education development strategy. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Strategy of Development of Regional Ecosystems “Education-Science-Industry”; 2021 Dec 7-8. Veliky Novgorod: Atlantis Press; 2022. P. 251–256. EDN: QFRBNB doi: 10.2991/aebmr.k.220208.036
- Study protocol for the World Health Organization project to develop a Quality of Life assessment instrument (WHOQOL). Qual Life Res. 1993;2(2):153–159. doi: 10.1007/BF00435734
- Cui E, Rosnon MR, Razak MA, Amin SM. Sociocultural adaptation, educational ecosystem and quality of life among the international students community in Malaysia. Int J Acad Res Business Soc Sci. 2023;13(16):156–173. doi: 10.6007/IJARBSS/v13-i16/18733
- Bradley G. Responding effectively to the mental health needs of international students. Higher Education. 2000;39(4):417–433. doi: 10.1023/A:1003938714191
- Jamal HR, Wok S. Assessing cross-cultural adaptation of international students in IIUM. Int J Modern Trends Soc Sci. 2020;3(14):47–63. doi: 10.35631/IJMTSS.314004
- Piterova AYu. Culture shock: the main features and ways to overcome. Nauka. Obschestvo. Gosudarstvo. 2014;4(8):159–172. EDN: VMBTFL
- Sun H, Liu S, Nagai A, et al. Cross-cultural adaptation for international nursing students from the Belt and Road Initiative in China: A follow-up survey study. Heliyon. 2023;9(11):1–10.
- Moghaddam FM, Taylor DM, Wright SC. Social psychology in cross-cultural perspective. New York, NY: W.H. Freeman; 1993.
- Wang BX. Guanxi in the Western Context: Intra-Firm Group Dynamics and Expatriate Adjustment. Springer; 2019. doi: 10.1007/978-3-030-24001-1
- Azbergenova GA. Culture shock and reverse culture shock in the psychological researches. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo Universiteta. 2016;16(12):140–143. (In Russ.) EDN: YGSAER
- Shu F, McAbee S, Ayman R. The HEXACO personality traits, cultural intelligence, and international students adjustment. Pers Individ Dif. 2017;(106):21–25. doi: 10.1016/j.paid.2016.10.024
- Leontieva AA. Bicultural identity in psychological perspective. Psikhologicheskiye issledovaniya. 2015;8(40):11. EDN: TWHMEZ doi: 10.54359/ps.v8i40.556
- Valenti GD, Magnano P, Faraci P. Evaluating the dimensionality of the sociocultural adaptation scale in a sample of international students sojourning in Los Angeles: which difference between eastern and western culture? Eur J Investig Health Psychol Educ. 2022;12(5):465–477. doi: 10.3390/ejihpe12050035
Дополнительные файлы
