Социокультурная адаптация иностранных обучающихся в образовательной экосистеме СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. До эпохи цифровизации общества интернационализация высшей школы была фрагментарным явлением, затрагивающим отдельные сферы академической среды. В последние 50 лет вследствие изменений, обусловленных глобализацией, международный статус университета стал фактором, влияющим на все процессы вуза, а также на мировые и внутренние рейтинги университетов. Российская Федерация была и остается привлекательным направлением для иностранных обучающихся. Рост их количества приводит к необходимости адаптации образовательных экосистем к потребностям студентов для успешной интеграции последних в студенческое сообщество, повышения мотивации к обучению и создания условий демонстрации лучшей академической успеваемости. Образовательные экосистемы должны быть чувствительны к обеспечению социокультурной адаптации иностранных обучающихся.

Цель — определить пути повышения качества образования иностранных студентов в СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Материалы и методы. Изучены экосистема университета, а также ключевые процессы обучения и жизни иностранных граждан. Дизайн исследования построен на выдвинутой авторами гипотезе о том, что студенты 1-го года обучения, выходящие на первую промежуточную аттестацию, находятся в состоянии культурного шока со всеми сопутствующими проявлениями, что негативно сказывается на их академической успеваемости. Для проверки данной гипотезы проведен опрос 106 иностранных студентов, обучающихся по программе специалитета «Лечебное дело» на английском языке, при помощи валидизированного инструмента оценки социокультурной адаптации Sociocultural adaptation scale (SCAS), а результаты опроса сравнивали с показателями U-кривой теории адаптации К. Оберга.

Результаты. Анализ результатов опроса, а также их наложение на U-кривую социокультурной адаптации позволили сделать вывод о плавном погружении обучающихся в новую бытовую и образовательную экосистему вуза. Опрос не выявил резкого падения кривой, прогнозируемого для состояния культурного шока на четвертом месяце пребывания в принимающей стране.

Заключение. Авторы констатировали неоправданность гипотезы U-кривой на сегодняшний день в силу создания и активного поддержания устойчивой образовательной экосистемы вуза, позволяющей создать условия для успешной социокультурной адаптации иностранных обучающихся.

Об авторах

Анна Вячеславовна Воздвиженская

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Email: anna.vozdvizhenskaya@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6661-3019
SPIN-код: 5205-7541

канд. филол. наук

Россия, Санкт-Петербург

Наталия Геннадьевна Королева

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Email: nataliya.koroleva@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-4476-6166
SPIN-код: 3573-3788

канд. пед. наук

Россия, Санкт-Петербург

Анна Владимировна Курисёва

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Email: anna.kuriseva@szgmu.ru
ORCID iD: 0009-0002-6591-5976
SPIN-код: 7667-2601
Россия, Санкт-Петербург

Анастасия Александровна Сапалёва

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Email: anastasiia.sapalyova@szgmu.ru
ORCID iD: 0009-0007-6373-4801
Россия, Санкт-Петербург

Ирина Евгеньевна Моисеева

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Автор, ответственный за переписку.
Email: irina.moiseeva@szgmu.ru
ORCID iD: 0000-0003-0236-7028
SPIN-код: 9030-7975

канд. мед. наук, доцент

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Wit H. Internationalization of higher education: The need for a more ethical and qualitative approach. J Int Students. 2020;10(1):I–IV. doi: 10.32674/jis.v10i1.1893
  2. Ponyavina MB, Seleznev PS. Increase of the number of international students in Russian universities as a component of the state education policy. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Universiteta. 2020;10(1):104–108. EDN: PFXSPY doi: 10.26794/2226-7867-2020-10-1-104-108
  3. Ozhiganova DA, Fominykh MV. Ecosystem approach in education: foreign and Russian practices. Bulletin of Science and Practice. 2022;8(7):507–511. EDN: GZKJLC doi: 10.33619/2414-2948/80/53
  4. Marcelli AM. Understanding Educational Ecosystem Analysis: A Visual Guide. Institute of Education, American University of Central Asia; 2024. doi: 10.13140/RG.2.2.18281.51046/1
  5. Kozyreva LD, Kotov AI, Morozova ND, et al. Formation of educational ecosystem as a key priority of the Russian education development strategy. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference Strategy of Development of Regional Ecosystems “Education-Science-Industry”; 2021 Dec 7-8. Veliky Novgorod: Atlantis Press; 2022. P. 251–256. EDN: QFRBNB doi: 10.2991/aebmr.k.220208.036
  6. Study protocol for the World Health Organization project to develop a Quality of Life assessment instrument (WHOQOL). Qual Life Res. 1993;2(2):153–159. doi: 10.1007/BF00435734
  7. Cui E, Rosnon MR, Razak MA, Amin SM. Sociocultural adaptation, educational ecosystem and quality of life among the international students community in Malaysia. Int J Acad Res Business Soc Sci. 2023;13(16):156–173. doi: 10.6007/IJARBSS/v13-i16/18733
  8. Bradley G. Responding effectively to the mental health needs of international students. Higher Education. 2000;39(4):417–433. doi: 10.1023/A:1003938714191
  9. Jamal HR, Wok S. Assessing cross-cultural adaptation of international students in IIUM. Int J Modern Trends Soc Sci. 2020;3(14):47–63. doi: 10.35631/IJMTSS.314004
  10. Piterova AYu. Culture shock: the main features and ways to overcome. Nauka. Obschestvo. Gosudarstvo. 2014;4(8):159–172. EDN: VMBTFL
  11. Sun H, Liu S, Nagai A, et al. Cross-cultural adaptation for international nursing students from the Belt and Road Initiative in China: A follow-up survey study. Heliyon. 2023;9(11):1–10.
  12. Moghaddam FM, Taylor DM, Wright SC. Social psychology in cross-cultural perspective. New York, NY: W.H. Freeman; 1993.
  13. Wang BX. Guanxi in the Western Context: Intra-Firm Group Dynamics and Expatriate Adjustment. Springer; 2019. doi: 10.1007/978-3-030-24001-1
  14. Azbergenova GA. Culture shock and reverse culture shock in the psychological researches. Vestnik Kyrgyzsko-Rossiyskogo Slavyanskogo Universiteta. 2016;16(12):140–143. (In Russ.) EDN: YGSAER
  15. Shu F, McAbee S, Ayman R. The HEXACO personality traits, cultural intelligence, and international students adjustment. Pers Individ Dif. 2017;(106):21–25. doi: 10.1016/j.paid.2016.10.024
  16. Leontieva AA. Bicultural identity in psychological perspective. Psikhologicheskiye issledovaniya. 2015;8(40):11. EDN: TWHMEZ doi: 10.54359/ps.v8i40.556
  17. Valenti GD, Magnano P, Faraci P. Evaluating the dimensionality of the sociocultural adaptation scale in a sample of international students sojourning in Los Angeles: which difference between eastern and western culture? Eur J Investig Health Psychol Educ. 2022;12(5):465–477. doi: 10.3390/ejihpe12050035

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Приложение 1. Шкала оценки уровня социокультурной адаптации (SCAS).
Скачать (45KB)
3. Рис. 1. U-кривая социокультурной адаптации в диахронии.

Скачать (128KB)

© Эко-Вектор, 2025


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».