Опыт интеграции бережливых технологий в систему управления качеством медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель. Оценка эффективности внедрения методов бережливого производства в практическую деятельность первичного звена здравоохранения на примере ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 2».

Материалы и методы. Исследование было разделено на три этапа: сбор данных при помощи анонимных социологических опросов с использованием телефонов или планшетов, хронометраж и улучшение процесса, а также повторный опрос участников для оценки удовлетворенности. Опросом было охвачено 296 жителей г. Саратова, получающих первичную медицинскую помощь в поликлинике. Опрос проводился с использованием специально созданной анкеты в электронном формате через Google Form. Для математической обработки результаты исследования изначально заносили в электронную базу данных; анализ результатов исследования проводился с использованием метода описательной статистики.

Результаты. Согласно исследованию, большинство респондентов выразили удовлетворение качеством медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях, что свидетельствует о фокусе организации медицинской помощи на потребностях пациентов и стремлении к удовлетворению их запросов. Организация фронт-офиса и помещений поликлиники в соответствии с требованиями, предъявляемыми к новой модели организации, оказывающей первичную медицинскую помощь, позволила добиться высокой оценки пациентами информационных стендов и зоны ожидания приема специалистов. Исследования показали, что в низкую степень удовлетворенности пациентов значительный вклад внесла неэффективная организация работы регистратуры. Для решения проблемы необходимо оптимизировать работу регистратуры путем внедрения современных технологий и обеспечения равномерного распределения обязанностей среди сотрудников.

Выводы. Для улучшения качества и доступности медицинских услуг необходимо внести определенные изменения в организацию медицинской помощи. Уровень удовлетворенности пациентов работой медицинских учреждений может зависеть от различных факторов, таких как время ожидания врача, сроки предоставления медицинских услуг после записи, доступность необходимых диагностических исследований и специалистов.

Об авторах

Ю. Н. Беляева

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8893-1907

ассистент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины

Россия, Саратов

В. А. Пискарёва

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-3734-3800

студентка VI курса лечебного факультета

Россия, Саратов

А. Ю. Маленова

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-2891-8501

студентка VI курса лечебного факультета

Россия, Саратов

М. А. Полиданов

Медицинский университет «Реавиз»; Университет «Реавиз»

Автор, ответственный за переписку.
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7538-7412

специалист научно-исследовательского отдела, ассистент кафедры медико-биологических дисциплин, аспирант кафедры хирургических болезней

Россия, Саратов; Санкт-Петербург

А. С. Мясникова

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-9333-2757

студентка VI курса лечебного факультета

Россия, Саратов

К. А. Волков

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3803-2644

студент II курса лечебного факультета

Россия, Саратов

С. Р. Зекиев

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-5644-0820

студент V курса стоматологического факультета

Россия, Саратов

А. З. Бакарова

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-6548-6147

студентка V курса стоматологического факультета

Россия, Саратов

А. И. Павленко

Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-1882-5261

студент VI курса лечебного факультета

Россия, Саратов

Х. С. Джабраилова

Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-0628-4389

студентка VI курса лечебного факультета

Россия, Нальчик

Т. Б. Бисултанова

Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

студентка VI курса лечебного факультета

Россия, Нальчик

Л. Ш.-М. Чинаева

Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова

Email: maksim.polidanoff@yandex.ru

студентка VI курса лечебного факультета

Россия, Нальчик

Список литературы

  1. Берсенева Е.А., Мендель С.А., Савостина Е.А., Таирова Р.Т. Результаты анкетирования пациентов с целью оценки организации процессов в медицинском учреждении. Вестник современной клинической медицины 2018; 11 (2): 59–65 / Berseneva E.A., Mendel S.A., Savostina E.A., Tairova R.T. Results of questioning patients to assess the organization of processes in a medical institution. Bulletin of modern clinical medicine 2018; 11 (2): 59–65 (in Russian).
  2. Алексеева Н.Ю., Постникова Е.М., Маевская И.В. Оценка эффективности применения принципов «бережливого производства» в поликлинике: на примере ОГАУЗ «МСЧ ИАПО». Система менеджмента качества: опыт и перспективы 2020; 9: 270–276 / Alexeeva N.Y., Postnikova E.M., Maevskaya I.V. Evaluation of the effectiveness of applying the principles of "lean production" in the polyclinic: by the example of OGAUZ “MSCh IAPO”. Quality management system: experience and prospects 2020; 9: 270–276 (in Russian).
  3. Кондратьева И.Ю., Коптева Л.Н., Переслегина И.А., Боровкова Т.А. Стратегия внедрения бережливого производства в детской поликлинике Медицинский альманах. 2018; 3: 54 / Kondratieva I.Y., Kopteva L.N., Pereslegina I.A., Borovkova T.A. Strategy for the implementation of lean production in a children's polyclinic. Medical Almanac 2018; 3: 54 (in Russian).
  4. Зубаиров И.З., Назарова Л.Ш., Ахмерова С.Г., Калимуллина Д.Х., Фатхуллина Г.Ф., Нагаев Р.Я., Бакиров А.Б. Удовлетворенность пациентов амбулаторно-поликлинической медицинской помощью по профилю «ревматология» в Республике Башкортостан. Социальные аспекты здоровья населения 2021; 67 (2): 3 / Zubairov I.Z., Nazarova L.Sh., Akhmerova S.G., Kalimullina D.H., Fatkhullina G.F., Nagaev R.Y., Bakirov A.B. Patient satisfaction with outpatient and polyclinic medical care in the profile "rheumatology" in the Republic of Bashkortostan. Social aspects of public health 2021; 67 (2): 3 (in Russian).
  5. Коняхина Н.М., Кузнецова Е.А., Карташова О.И., Ямщикова Т.В. Реализация проекта «бережливая поликлиника» в городской больнице г. Ижевска. Modern Science 2020; 1: 254–257 / Konyakhina N.M., Kuznetsova E.A., Kartashova O.I. I., Yamshchikova T.V. Realization of the project “lean polyclinic” in the city hospital of Izhevsk. Modern Science 2020; 1: 254–257 (in Russian).
  6. Соловьев А.А., Копысова Н.В. Удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг на разных этапах реализации проекта «Бережливая поликлиника» в Томской области. Сибирский медицинский журнал 2018; 33 (4): 154–157 / Soloviev A.A., Kopysova N.V. Patient satisfaction with the quality of medical services at different stages of implementation of the project “Lean Polyclinic” in the Tomsk region. Siberian Medical Journal 2018; 33 (4): 154–157 (in Russian).
  7. Ren W., Sun L., Tarimo C.S. et al. The situation and influencing factors of outpatient satisfaction in large hospitals: Evidence from Henan province, China. BMC Health Serv Res. 2021; 21: 500.
  8. Каракулина Е.В., Введенский Г.Г., Ходырева И.Н., Крошка Д.В. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь: методические рекомендации. 3-е издание с дополнениями и уточнениями. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России 2023; 146 / Karakulina E.V., Vvedensky G.G., Khodyreva I.N., Kroshka D.V. New model of medical organization providing primary health care: methodical recommendations. 3rd edition with additions and clarifications. Moscow: FGBU "NMIC TPM" of the Ministry of Health of Russia 2023; 146 (in Russian).
  9. Протасова Л.М., Масунов В.Н., Бойков В.А., Деев И.А., Кобякова О.С., Суворова Т.А., Шибалков И.П., Шнайдер Г.В. Опыт внедрения технологий бережливого производства в здравоохранении: обзор лучших практик. Социальные аспекты здоровья населения 2019; 4: 68 / Protasova L.M., Masunov V.N., Boykov V.A., Deev I.A., Kobyakova O.S., Suvorova T.A., Shibalkov I.P., Shnaider G.V. Experience of implementing lean production technologies in healthcare: a review of best practices. Social aspects of population health 2019; 4: 68 (in Russian).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2024


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».