Опыт интеграции бережливых технологий в систему управления качеством медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь
- Авторы: Беляева Ю.Н.1, Пискарёва В.А.1, Маленова А.Ю.1, Полиданов М.А.2,3, Мясникова А.С.1, Волков К.А.1, Зекиев С.Р.1, Бакарова А.З.1, Павленко А.И.1, Джабраилова Х.С.4, Бисултанова Т.Б.4, Чинаева Л.Ш.4
-
Учреждения:
- Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
- Медицинский университет «Реавиз»
- Университет «Реавиз»
- Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова
- Выпуск: Том 41, № 4 (2024)
- Страницы: 122-130
- Раздел: Профилактическая и социальная медицина
- URL: https://ogarev-online.ru/PMJ/article/view/267881
- DOI: https://doi.org/10.17816/pmj414122-130
- ID: 267881
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель. Оценка эффективности внедрения методов бережливого производства в практическую деятельность первичного звена здравоохранения на примере ГУЗ «Саратовская городская поликлиника № 2».
Материалы и методы. Исследование было разделено на три этапа: сбор данных при помощи анонимных социологических опросов с использованием телефонов или планшетов, хронометраж и улучшение процесса, а также повторный опрос участников для оценки удовлетворенности. Опросом было охвачено 296 жителей г. Саратова, получающих первичную медицинскую помощь в поликлинике. Опрос проводился с использованием специально созданной анкеты в электронном формате через Google Form. Для математической обработки результаты исследования изначально заносили в электронную базу данных; анализ результатов исследования проводился с использованием метода описательной статистики.
Результаты. Согласно исследованию, большинство респондентов выразили удовлетворение качеством медицинской помощи, предоставляемой в амбулаторных условиях, что свидетельствует о фокусе организации медицинской помощи на потребностях пациентов и стремлении к удовлетворению их запросов. Организация фронт-офиса и помещений поликлиники в соответствии с требованиями, предъявляемыми к новой модели организации, оказывающей первичную медицинскую помощь, позволила добиться высокой оценки пациентами информационных стендов и зоны ожидания приема специалистов. Исследования показали, что в низкую степень удовлетворенности пациентов значительный вклад внесла неэффективная организация работы регистратуры. Для решения проблемы необходимо оптимизировать работу регистратуры путем внедрения современных технологий и обеспечения равномерного распределения обязанностей среди сотрудников.
Выводы. Для улучшения качества и доступности медицинских услуг необходимо внести определенные изменения в организацию медицинской помощи. Уровень удовлетворенности пациентов работой медицинских учреждений может зависеть от различных факторов, таких как время ожидания врача, сроки предоставления медицинских услуг после записи, доступность необходимых диагностических исследований и специалистов.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ю. Н. Беляева
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-8893-1907
ассистент кафедры поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины
Россия, СаратовВ. А. Пискарёва
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-3734-3800
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, СаратовА. Ю. Маленова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0006-2891-8501
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, СаратовМ. А. Полиданов
Медицинский университет «Реавиз»; Университет «Реавиз»
Автор, ответственный за переписку.
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-7538-7412
специалист научно-исследовательского отдела, ассистент кафедры медико-биологических дисциплин, аспирант кафедры хирургических болезней
Россия, Саратов; Санкт-ПетербургА. С. Мясникова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-9333-2757
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, СаратовК. А. Волков
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3803-2644
студент II курса лечебного факультета
Россия, СаратовС. Р. Зекиев
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0000-5644-0820
студент V курса стоматологического факультета
Россия, СаратовА. З. Бакарова
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-6548-6147
студентка V курса стоматологического факультета
Россия, СаратовА. И. Павленко
Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-1882-5261
студент VI курса лечебного факультета
Россия, СаратовХ. С. Джабраилова
Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0008-0628-4389
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, НальчикТ. Б. Бисултанова
Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, НальчикЛ. Ш.-М. Чинаева
Медицинская академия Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х.М. Бербекова
Email: maksim.polidanoff@yandex.ru
студентка VI курса лечебного факультета
Россия, НальчикСписок литературы
- Берсенева Е.А., Мендель С.А., Савостина Е.А., Таирова Р.Т. Результаты анкетирования пациентов с целью оценки организации процессов в медицинском учреждении. Вестник современной клинической медицины 2018; 11 (2): 59–65 / Berseneva E.A., Mendel S.A., Savostina E.A., Tairova R.T. Results of questioning patients to assess the organization of processes in a medical institution. Bulletin of modern clinical medicine 2018; 11 (2): 59–65 (in Russian).
- Алексеева Н.Ю., Постникова Е.М., Маевская И.В. Оценка эффективности применения принципов «бережливого производства» в поликлинике: на примере ОГАУЗ «МСЧ ИАПО». Система менеджмента качества: опыт и перспективы 2020; 9: 270–276 / Alexeeva N.Y., Postnikova E.M., Maevskaya I.V. Evaluation of the effectiveness of applying the principles of "lean production" in the polyclinic: by the example of OGAUZ “MSCh IAPO”. Quality management system: experience and prospects 2020; 9: 270–276 (in Russian).
- Кондратьева И.Ю., Коптева Л.Н., Переслегина И.А., Боровкова Т.А. Стратегия внедрения бережливого производства в детской поликлинике Медицинский альманах. 2018; 3: 54 / Kondratieva I.Y., Kopteva L.N., Pereslegina I.A., Borovkova T.A. Strategy for the implementation of lean production in a children's polyclinic. Medical Almanac 2018; 3: 54 (in Russian).
- Зубаиров И.З., Назарова Л.Ш., Ахмерова С.Г., Калимуллина Д.Х., Фатхуллина Г.Ф., Нагаев Р.Я., Бакиров А.Б. Удовлетворенность пациентов амбулаторно-поликлинической медицинской помощью по профилю «ревматология» в Республике Башкортостан. Социальные аспекты здоровья населения 2021; 67 (2): 3 / Zubairov I.Z., Nazarova L.Sh., Akhmerova S.G., Kalimullina D.H., Fatkhullina G.F., Nagaev R.Y., Bakirov A.B. Patient satisfaction with outpatient and polyclinic medical care in the profile "rheumatology" in the Republic of Bashkortostan. Social aspects of public health 2021; 67 (2): 3 (in Russian).
- Коняхина Н.М., Кузнецова Е.А., Карташова О.И., Ямщикова Т.В. Реализация проекта «бережливая поликлиника» в городской больнице г. Ижевска. Modern Science 2020; 1: 254–257 / Konyakhina N.M., Kuznetsova E.A., Kartashova O.I. I., Yamshchikova T.V. Realization of the project “lean polyclinic” in the city hospital of Izhevsk. Modern Science 2020; 1: 254–257 (in Russian).
- Соловьев А.А., Копысова Н.В. Удовлетворенность пациентов качеством медицинских услуг на разных этапах реализации проекта «Бережливая поликлиника» в Томской области. Сибирский медицинский журнал 2018; 33 (4): 154–157 / Soloviev A.A., Kopysova N.V. Patient satisfaction with the quality of medical services at different stages of implementation of the project “Lean Polyclinic” in the Tomsk region. Siberian Medical Journal 2018; 33 (4): 154–157 (in Russian).
- Ren W., Sun L., Tarimo C.S. et al. The situation and influencing factors of outpatient satisfaction in large hospitals: Evidence from Henan province, China. BMC Health Serv Res. 2021; 21: 500.
- Каракулина Е.В., Введенский Г.Г., Ходырева И.Н., Крошка Д.В. Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медикосанитарную помощь: методические рекомендации. 3-е издание с дополнениями и уточнениями. М.: ФГБУ «НМИЦ ТПМ» Минздрава России 2023; 146 / Karakulina E.V., Vvedensky G.G., Khodyreva I.N., Kroshka D.V. New model of medical organization providing primary health care: methodical recommendations. 3rd edition with additions and clarifications. Moscow: FGBU "NMIC TPM" of the Ministry of Health of Russia 2023; 146 (in Russian).
- Протасова Л.М., Масунов В.Н., Бойков В.А., Деев И.А., Кобякова О.С., Суворова Т.А., Шибалков И.П., Шнайдер Г.В. Опыт внедрения технологий бережливого производства в здравоохранении: обзор лучших практик. Социальные аспекты здоровья населения 2019; 4: 68 / Protasova L.M., Masunov V.N., Boykov V.A., Deev I.A., Kobyakova O.S., Suvorova T.A., Shibalkov I.P., Shnaider G.V. Experience of implementing lean production technologies in healthcare: a review of best practices. Social aspects of population health 2019; 4: 68 (in Russian).
Дополнительные файлы
