№ 1 (2024)
Теория и методология
От психологии болезни к психологии здоровья: позитивная реориентация
Аннотация
Статья посвящена становлению современных взглядов на психологию здоровья как позитивной характеристики человеческого функционирования. Рассматриваются первые подходы к определению нормы, или здоровья, в контексте психологии и смежных наук, формирование взглядов на социальное конструирование понятий здоровья и болезни в философии (М. Фуко), социологии (Э. Гоффман) и психиатрии (Т. Сас), появление концепции позитивного психического здоровья в гуманистической психологии в 1950е –1970е гг. (А. Маслоу, К. Роджерс, М. Яхода, С. Джурард). Особое внимание уделено развитию взглядов на позитивное здоровье в русле позитивной психологии в по следние 20–30 лет в работах М. Селигмана, а также Дж. Вэйанта, К. Рифф, К. Киза, К. Питерсона и др. Позитивное здоровье рассматривается через призму позитивных ресурсов личности, которые выполняют буферную (профилактическую) функцию по отношению к рискам физических и душевных заболеваний. Приводятся данные метаанализов, раскрывающие вклад позитивных личностных ресурсов в профилактику заболеваний, поддержку долголетия, укрепление физического и душевного здоровья. Позитивные личностные ресурсы такие, как силы характера, позитивные эмоции и черты, отношение к жизни, прямо влияют на характеристики здоровья, подверженность и сопротивляемость заболеваниям и даже смертность. Психологическое здоровье как интегральная характеристика полноценности психологического функционирования индивида определяется через зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, меру способности человека трансцендировать свою биологическую, социальную и смысловую детерминированность, выступая активным и автономным субъектом своей жизни в изменяющемся мире (Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев).



Эмпирические исследования
Личность в ситуациях целевой некогруэнтности: факторы оценивания
Аннотация
Растущее количество исследований показывает, что концепции как черт характера, так и целей являются важными для понимания индивидуальных различий в поведении личности, тем не менее, существует относительно мало работ, посвященных изучению того, как они соотносятся друг с другом в конкретных жизненных ситуациях. Целью настоящего исследования было изучение взаимодействия между диспозиционными характеристиками, целевыми детерминантами и ситуационными параметрами в случае возникновения ситуационной неконгруэнтности, которая привела к несоответствию между ожиданиями и изменившимися возможностями для достижения цели. В ходе исследования участники (N = 328) сначала оценивали черты своей личности (Пятифакторный опросник личностных черт NEO PI-R и NEO FFI), после чего определяли воспринимаемые ими возможности для реализации своих целей в ситуациях конгруэнтных (КС) и неконгруэнтных (НКС) первоначальным целям при помощи инструмента Situational 8 Diamonds. В качестве экспериментального стимульного материала использовался авторский набор из 4 пар ситуационных виньеток, касающихся основных жизненных сфер личности. Результаты исследования показывают, что ситуационные детерминанты такие, как возникновение несоответствия целей и ситуативных возможностей, существенно влияют на восприятие ситуации и проявление стабильных диспозиций. Полученные данные свидетельствуют о том, что оценка индивидами ситуационных возможностей имеет контекстуальный характер, ситуации оцениваются в зависимости от контекста, к которому они принадлежат. Статистический анализ показал, что изменение ситуационных возможностей для достижения личных целей в значительной степени объясняло изменение в восприятии и проявлении личностных диспозиций. Практически по всем характеристикам ситуаций в случае их изменений, препятствующих достижению первоначальных целей человека, зафиксировано снижение оценок их возможностей. Исключением является резкое возрастание оценок ситуации по шкале «Негативность». Ситуации НКС, создающие препятствия и помехи для достижения целей индивида, ожидаемо воспринимались как неблагоприятные и негативные. Личностные особенности оказываются значимым фактором в восприятии ситуаций человеком, при этом они проявляют себя по-разному при изменении ситуаций. Проведенное исследование подтвердило эффективность использования методики Situational 8 Diamonds для изучения восприятия ситуаций и ситуационных влияний на цели и поведение человека.



Жизненные цели как смыслообразующий фактор жизни представителей русской и китайской культур
Аннотация
В статье рассматривается реализация целей человека в основных сферах жизнедеятельности и связи данного процесса с осмысленностью им жизни. Особое внимание уделяется роли культуры как важнейшего ситуационного фактора. Проведено исследование среди 293 представителей русской и китайской культур, из них 143 носителя русского языка, 150 носителей китайского, средний возраст 27,4 ± 7,4 лет. Применены отдельно в двух выборках факторный, кластерный и сравнительный анализы. Получены следующие результаты. Целевая регуляция поведения человека носит контекстуальный характер – в обеих выборках постановка и достижение целей связаны с оценкой человеком возможностей, предоставленных ему актуальной жизненной ситуацией. В результате кластерного анализа русскоязычная выборка разделена на три группы. По итогам сравнительного анализа существенные различия выявлены между всеми тремя группами по таким показателям, как значимость жизненных целей, оценка возможностей жизненной ситуации и ощущение осмысленности жизни. В русской выборке чем более важными человек считает свои жизненные цели, чем больше возможностей для их достижения он видит в жизненной ситуации, тем более осмысленной он ощущает собственную жизнь. Китайскоязычная выборка разделена на две группы, отличающиеся значимыми различиями. В этой выборке обнаружено, что человек ощущает осмысленность жизни в зависимости от степени его готовности к изменениям, удовлетворенности жизнью, близости к родительской семье, ориентации на традиционные и семейные ценности.



Образ будущего у мигрантов с различной мотивацией продолжения миграции
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме миграции, рассматриваемой с позиций экзистенциального гуманистического подхода. Особое внимание уделяется теоретическим предпосылкам применения данного подхода: являясь частью общего жизненного пути человека, факт миграции обладает статусом точки бифуркации, а ее пролонгация обусловлена смысловым самообъяснением мигрантом причин продолжения миграции на всех ее этапах. Целью статьи стал анализ результатов исследования связи перспективы целеполагания, прогноза продолжительности миграции и образа будущего у мигрантов с различными типами смыслового обоснования продолжения миграционного проекта, а именно: мигрантов, имеющих четкую мотивацию продолжения миграции; мигрантов, не имеющих смыслового самообъяснения продолжения миграции; мигрантов, находящихся в миграции ради близких, и мигрантов-беженцев. Выделяются основные критерии значимости образа будущего в миграционном контексте. Анализу также подвергается проблема отсутствия или минимализации перспективы будущего в миграционном контексте. Обосновывается мысль о том, что перспектива целеполагания и планирование ожидаемых сроков миграции – ключевые элементы формирования образа будущего у мигрантов. Устанавливаются основные смысловые категории, формирующие образ будущего, и исследуется их соотношение при объединении в целостный образ. Описываются характерные особенности образа будущего у каждой из групп мигрантов, разделенных по принципу смыслового самообъяснения продолжения миграции. Создаются конфигурации образа будущего для представителей каждой из групп. На основании проведенного анализа устанавливается взаимосвязь ведущего смыслового компонента обоснования продолжения миграции, горизонта планирования, ожидаемых перспектив миграции и картины будущего у мигрантов.



Феномен «Блуждание ума» и взаимодействие со смартфоном: влияние на контроль внимания и время реакции
Аннотация
В то время как смартфоны стали неотъемлемой частью жизни, взаимосвязь между их использованием и феноменом «ухода в свои мысли», а также их влиянием на сети внимания стала одной из передовых сфер изучения в области нейронаук. В этом исследовании приняли участие 80 испытуемых, рандомизированных на четыре отдельные группы: изучалось влияние блуждания ума и использование смартфона во время перерывов на последующее выполнение ими теста на оценку сетей внимания (ANT). Группы были следующими: без перерыва, блуждание мыслей, использование смартфона без определенной деятельности и использование смартфона с определенной деятельностью. ANT применялся для оценки изменений в трех сетях внимания с упором на ошибки и время отклика (RT). Результаты показали, что блуждание ума во время перерывов может улучшить концентрацию и уменьшить количество ошибок при выполнении задач, в отличие от бесцельного использования смартфона, которое было связано с повышенным блужданием ума и ошибками в выполнении задач. Интересно, что использование смартфонов с определенной деятельностью было связано с уменьшением RT в ANT. Сравнение групп подчеркнуло когнитивные преимущества структурированных перерывов: из четырех групп хуже всего с задачей на сети внимания справилась группа, у которой не было перерывов между блоками. К ограничениям исследования относятся количественно небольшая выборка и однородный уровень образования участников, что предполагает необходимость более широкого исследования для подтверждения полученных результатов. Исследование подчеркивает сложную динамику между «уходом в свои мысли», вариативностью в использовании смартфона и сетями внимания.



Особенности цифровой повседневности и проявления фаббинга у молодежи
Аннотация
В статье рассматриваются особенности цифровой повседневности девушек 17–21 года. Пространственно-ситуационные и временные характеристики использования смартфона в повседневной жизни разнообразны. Одним из феноменов современной коммуникации является отвлечение на гаджет в процессе коммуникации, именуемое фаббинг. Проявления фаббинга можно рассматривать, с одной стороны, как одну из проблемных форм использования гаджета, вызванную зависимостью от смартфона, с другой стороны, как форму приемлемой повседневности в условиях смешанной реальности, которая становится нормой общения. Обнаружено, что в социальном пространстве проявление фаббинга подчиняется определенным нормам, обусловленным особенностями восприятия ситуации коммуникации и собеседника. Новые социальные контексты, порожденные виртуальным пространством, способствуют быстрой трансформации норм коммуникации, определяющих пространственно-временные параметры общения. Отвлечение на телефон встраивается в ткань общения как инструмент передачи вербальной и невербальной информации, как инструмент социальной перцепции и инструмент, характеризующий характер взаимодействия с людьми с учетом социального контекста. Результаты эмпирического исследования демонстрируют выраженную зависимость от смартфона и низкий уровень самоконтроля в его пространстве. Обнаружена связь проявления фаббинга с зависимостью от телефона и навыком самоконтроля в повседневной практике использования смартфона. Проявление фаббинга прямо коррелирует с зависимостью и обратно – с самоконтролем в пространстве использования смартфона. Выраженность использования телефона с целью общения связана с ценностью самоконтроля в структуре идентичности. Обнаружены связи некоторых особенностей идентичности, ценностной сферы и цифровой повседневности у девушек 17–21 года.



Специфика оценивания фонематического слуха и его особенностей у детей с РАС
Аннотация
Расстройства аутистического спектра (РАС) характеризуются широким диапазоном когнитивных, социальных и коммуникативных нарушений. Одним из наиболее заметных проявлений РАС являются трудности в области речи и языка, которые могут серьезно ограничивать способность индивидов с РАС к эффективному общению и взаимодействию с окружающим миром. Проблема диагностики речевых нарушений у лиц с РАС усложняется тем, что многие существующие методики оценки не позволяют четко разделить речевые и языковые трудности от общего уровня интеллектуального развития, что может приводить к неточностям в интерпретации результатов. В данной работе мы сосредоточились на выявлении тех аспектов фонематического восприятия, которые могут быть оценены с минимальным влиянием интеллектуальных факторов. Для этого были использованы фонематические субтесты из комплексной диагностической батареи «КОРАБЛИК». Мы тщательно проанализировали результаты выполнения таких заданий, как «Повторение слов», «Повторение псевдослов», «Понимание существительных» и «Понимание глаголов», чтобы определить их способность отражать специфические речевые нарушения у детей с РАС. Результаты анализа показали наличие дефицита фонематического восприятия у детей с РАС, однако только результат задания «Повторение псевдослов» продемонстрировал стабильную корреляцию с речевыми нарушениями, не зависимо от уровня интеллекта участников. Данные результаты подчеркивают критическую необходимость в разработке и адаптации специализированных диагностических инструментов, которые были бы чувствительны к специфике речевых и языковых нарушений у лиц с РАС, но в то же время минимально зависели от их когнитивных способностей. Такие инструменты могли бы значительно улучшить точность диагностики и, как следствие, эффективность последующих коррекционных и образовательных программ для детей с РАС.



Книжное обозрение
Рецензия на книгу Fatemi, S. The Psychology of Inner Peace: Discovering Heartfulness. Cambridge: Cambridge University Press, 2021
Аннотация
Развиваемая доктором философии С.М. Фатеми психология внутреннего мира базируется на углубленном понимании человечности (humanness) и ее внутренней природы (innerness). Эта психология стремится привести современного человека к осознанию единства планетарной жизни, к общим глубинным корням населяющих планету людей, а также к постижению способов достижения гармонии внутреннего мира. Критикуя европейскую и американскую интеллектуальные традиции в психологии за избыточные рационализм и прагматизм, С.М. Фатеми противопоставляет западному подходу представления о человечности, духовности и сердечности, разработанные в контексте восточных философских, религиозных и мистических учений. Книга проводит новый взгляд на представленные в психологии лишь в качестве метафорических конструктов понятия «сердце» (heart) и «сердечность» (heartfulness). С.М. Фатеми показывает, что фокусировка психологии на когнитивных достижениях, линейности, аналитичности и причинности зачастую упускает из поля зрения трудно поддающиеся объективации, но крайне важные для развития человечности феномены: сострадание, милосердие, благожелательность и добросердечность (compassion, mercy, kindness). Хотя эти психологические качества составляют самую суть гуманизма, в современной психологии отсутствует подход, ставящий человечность во главу угла. Между тем таким направлением в психологии, по мысли С.М. Фатеми, может выступить развиваемая им психология мира. Слово «мир» имеет в русском языке два значения: вселенная, глобальный мир, способ существования объединенного на планете человечества, жизненное и социальное пространство развития человека, а также мир как состояние души, умиротворенность и душевный покой, мирное сосуществование отдельных людей и целых народов, избегание вражды, конфликтов и войн. В своей книге С. Фатеми доказывает, что сознательное культивирование особого психологического качества человека – сердечности – в конечном итоге способствует миру во всем мире (world peace).



Обзор статьи John Suler «The Online Disinhibition Effect»
Аннотация
Представлен обзор статьи доктора философских наук Джона Сулера «The Online Disinhibition Effect» (перевод: «Эффект дезингибиции в онлайн-пространстве»). Автор углубляется в феномен того, как поразному люди ведут себя в Интернете и при личном общении. В статье исследуются шесть ключевых факторов, способствующих данному явлению: диссоциативная анонимность, невидимость, асинхронность, солипсическая интроекция, диссоциативное воображение и минимизация авторитета. Диссоциативная анонимность снижает чувство уязвимости и ответственности, облегчая дезингибированное поведение. Невидимость устраняет ингибиции, связанные с внешностью и невербальными подсказками, позволяя людям выражать себя более свободно. Асинхронность помогает открываться людям без немедленных социальных последствий. Солипсическая интроекция подчеркивает размытие границ между собой и другими в виртуальных средах и её значение для дезингибированного поведения. Диссоциативное воображение рассматривается как психологический процесс, лежащий в основе онлайн-фантазии, и облегчающий дезингибицию. Минимизация авторитета, приводящая к демократизации онлайн-пространств, дает людям больше свободы в выражении себя. Автор иллюстрирует, как эти факторы взаимодействуют друг с другом, и выявляет причины возникновения дезингибиции (растормаживания) в онлайн-пространстве. Примечательно, что в статье подчеркивается роль личностных особенностей во влиянии на степень этого растормаживания. Одна из сильных сторон исследования Сулера заключается в том, что оно отходит от рассмотрения расторможенности как простого раскрытия своего «истинного я». Вместо этого автор предлагает концептуализировать расторможенность как сдвиг внутри самоструктуры. В целом, в статье представлена ценная информация о сложностях онлайн-поведения, позволяющая по-новому взглянуть на природу дезингибиции в киберпространстве.



Приложение Аннотации докладов на международной конференции «Психология личности: Культурные практики развития потенциала человека»
Новые практики повседневности
Аннотация
В докладе рассматривалась 1) смена модели VUCA мира объяснительной моделью BANI, каждая из которых предлагает свои основные стратегии ответов на вызовы современности; 2) как они проявляются в трансформациях индивидуального стиля повседневной жизни молодых поколений, что в конечном итоге способствует достижению устойчивости личности в хрупком и изменчивом мире. На основе анализа результатов социологического исследования, направленного на изучение переопределения и переосмысления миллениалами и поколением Z понятия «Wellness», а также анализа рейтинга основных видов повседневных практик поддержания своего психического здоровья молодыми поколениями, были выделены следующие тренды в трансформациях индивидуального стиля повседневной жизни повседневного, направленных на поддержание устойчивости и благополучия личности: 1) переориентация с прежних эталонов совершенства внешнего вида и внешнего благополучия на свое внутреннее состояние, собственные потребности ума и тела; 2) отказ от соблюдения жестких правил в пользу гибкости, осознанности и интуиции; 3) признание уникальности каждой личности и отсутствие универсальных способов достижения благополучия, одинаково полезных для всех, необходимость индивидуализации; 4) выбор и конструирование своих индивидуальных способов поддержания благополучия и хорошего самочувствия, которые направлены на поддержание устойчивости личности и складываются в индивидуальный стиль жизни. В этих трансформациях повседневности можно увидеть ответы на вызовы BANI-мира – как отражаются гибкость, эмпатия, осознанность, интуиция и понимание контекста на уровне повседневной рутины. Вместе с тем «изменяющийся человек в изменяющемся мире» не только пассивно отражает происходящие изменения, но одновременно сам является субъектом изменений, конструируя новую картину мира, которая воплощается в трансформации повседневной жизни и развитии новых практик повседневности.



Индивидуальные и личностные характеристики цифровой социализации в изменчивом мире
Аннотация
В рамках конференции «Психология личности: Культурные практики развития потенциала человека» на секции «Устойчивость личности в хрупком и изменчивом мире» были представлены результаты практического лонгитюдного исследования индивидуальных и личностных характеристик цифровой социализации. При изучении цифровой идентичности подростков и молодежи в обстановке транзитивности и современного технологического общества необходимо не только изучение внешних условий, в которых они развиваются, но и внутренних факторов (сферы их интересов, ценностей, увлечений, значимых структур информационного пространства, личностных особенностей) информационной социализации (Андреева, 2022; Марцинковская 2020; Марцинковская, Преображенская, 2020)
Цель доклада – показать эмпирические данные индивидуальных и личностных характеристик стиля идентичности пользователей и особенности восприятия и переработки информации, полученные в ходе лонгитюдного исследования. А также презентовать сравнительный анализ ведущего способа восприятия пользователей за последние десять лет. Проведено несколько серий исследований. В исследовании приняли участие более 300 человек. Респонденты были поделены на две возрастные группы молодых, от 16 до 27 лет (N = 285) и людей среднего возраста от 27 до 50 лет (N = 80). Сравнивались данные полученные за 2012г., 2016г. и 2023г. Вторая серия исследования была посвящено сравнению данных, связанных с восприятием текущей ситуации. Выявлены изменения в способах восприятия и переработки информации, так полученные результаты показали, что людей с дигитальным способов восприятия и переработки информации стало в 3,5 раза больше, в сравнении с 2012г. Происходит интериоризация дигитального способа получения информации. Установлена связь информационной идентичности и шкалы приверженности с дигитальной модальностью. Приверженность помогает ориентироваться в постоянно меняющемся потоке информации, а дигитальный способ восприятия и переработки информации помогает собрать информацию и выстроить эффективную стратегию по обработке получаемой информации, систематизировать ее и применить.
Переизбыток информации влияет на степень доверия пользователей к получаемой информации, а также растет шкала приверженности, которая отражает степень, в которой человек склонен придерживаться своих взглядов или же, напротив, непрестанно менять их. Многие пользователи сталкиваются с дефицитом смысла, понимания и доверия.
Исследование особенностей восприятия и отношения к цифровому пространству пользователей позволяет констатировать, что для пользователей с информационным стилем идентичности текущая ситуация рассматривается как новые возможности и переосмысление ценностей и личностных смыслов. Также наблюдается тенденция в саморазвитии и перестраивание своих взаимоотношений с цифровым пространством, в частности с социальными сетями и мессенджерами. Для пользователей с нормативным стилем идентичности текущая ситуация ассоциируется с ограничениями и трудностями.



Цифровая идентичность молодежи – изменение содержание и статуса (2018-2022 гг.)
Аннотация
В докладе на конференции «Психология личности: Культурные практики развития потенциала человека» на секции «Устойчивость личности в хрупком и изменчивом мире» были представлены результаты эмпирического исследования изменений в цифровой идентичности молодежи в период с 2018 по 2022 гг. Становление цифровой идентичности молодежи в современном технологическом обществе происходит в процессе пользовательской активности в цифровом пространстве. Субъект приходит к осознанию себя посредством цифровых образов, конструируемых в информационном пространстве, эти представления о себе отличается гибкостью и изменчивостью, претерпевают постоянные изменения в процессе коммуникации личности в цифровой среде (Андреева, 2022; Чернавин, 2022).
Цель доклада – показать изменения содержания и статуса цифровой идентичности современной молодежи на протяжении нескольких лет. В период с 2018 по 2022 год нами было организована и проведена серия исследований становления идентичности с использованием методик «Кто Я», «Я в прошлом. Я в настоящем. Я в будущем», авторской проективной рисуночной методики «Информационное пространство» (Идентичность и социализация в современном мире, 2015) и полуструктурированного интервью. Всего в исследовании приняли участие 307 человек.
В ходе анализа самоописаний респондентов нами были выделены «информационные, цифровые» самоописания, которые мы разделили по сферам активности на пять категорий: самоописания с использованием цифровые технологии для развлечения; использование цифровых технологий в продуктивных целях; цифровые технологий для общения; цифровые технологии для поиска и получения информации; цифровые технологии в целях презентации себя и своей деятельности. Подобные самоописания в 2018 году встречались в ответах 59% респондентов, в 2020 у 75% участников исследования, а в 2022 году у 87% молодых людей в выборке.
Примечательно, что большинство респондентов, принявших участие в исследовании в 2020 и 2021 гг., быстро и легко адаптировались к увеличению и расширению сфер цифровой активности и переходу на дистанционные и смешанные формы обучения в связи с распространением пандемии Covid-19. Но были и те, кто столкнулся с трудностями как субъективного, так и объективного характера. К субъективным переживаниями, озвучиваемым участниками исследования, можно отнести проблему сосредоточения на учебе, прокрастинацию, чувство напряжения из-за несменяемости обстановки и рутины. К объективным трудностям – отсутствие возможности уединиться из-за стесненных бытовых условий, постоянное присутствие дома младших братьев и сестер, других родственников.
В 2022 г. нами были получены данные, которые показали, что среди респондентов происходила «миграция» пользователей в другие социальные сети, не подпавшие под законодательные ограничения, активные пользователи запрещенных соцсетей отмечали необходимость использования сервисов VPN, а так же распространение таких явлений как думскроллинг/думсерфинг, хейта в пространстве социальных сетей, связанных с переживаниями по поводу происходящих политических и социальных изменений в стране и мире.


