Психологические аспекты трансформации цифрового пространства
- Авторы: Полева Н.С.1,2
-
Учреждения:
- Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт)
- Московский институт психоанализа
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 56-79
- Раздел: Тематические сообщения
- URL: https://ogarev-online.ru/2782-2184/article/view/298117
- DOI: https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2025_05_01_03
- ID: 298117
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассматриваются особенности современного этапа эволюции Интернета. Социальные сети парадоксальным образом стали триггером поляризации, роста напряженности, вызывая у пользователей переживания прекаризации, отчуждения и изоляции. Идеализм эпохи Web 2.0 сменяется стремлением пользователей отгородиться и уйти от мейнстрима общедоступного Интернета в «Темные леса» или сozyweb, представленные закрытыми чатами, группами и сообществами, которые становятся сегодня источником социальности и новыми социальными сетями, демонстрируя проявления общемирового тренда децентрализации, индивидуализации и персонализации в онлайн пространстве. Целью публикации является анализ психологических аспектов происходящих трансформаций, связанных для современного человека с удовлетворением фундаментальных потребностей личности в безопасности, принадлежности, информации, понимании, поиске смысла, индивидуализации и самовыражении.
Используются методы сравнительного, индуктивного, структурно-функционального анализа, предоставляющие возможность выявить внутреннюю логику трансформаций цифрового пространства и их последствий.
Происходящие трансформации содействуют снижению переживаний прекарности и достижению устойчивости личности в современном мире. Психологическим аспектом тренда на уход пользователей в онлайн минисообщества является и актуализация интенции индивидуализации множества многогранных аспектов внутреннего мира личности, позволяющих человеку быть тем, кем он хочет быть, и при этом оставаться самим собой, что возвращает нас к проблемам множественной цифровой идентичности и ее целостности, баланса персональной и социальной идентичностей, а также соотношения процессов социализации – индивидуализации. Исходя из своих потребностей, интересов, ценностей и т.д., человек выбирает и/или создает/конструирует онлайн минигруппу, соответствующую его индивидуальности или ее отдельным аспектам, где личностная идентичность фактически совпадает с социальной. Таким образом, Интернет – это не только фактор современного цифрового мира, оказывающий многогранное влияние на человека и формирующий его, но и пространство, которое человек созидает, конструирует для себя в качестве безопасного пространства коммуникации, самореализации, генерирования новых смыслов и ценностей.
Полный текст
Возникновение Интернета и цифровизация различных сфер жизни человека находятся в центре внимания область междисплинарных исследований. Интерес психологии к изучению Интернета и социально-психологическим последствиям его влияния на человека детерминирует появление и развитие новой отрасли психологической науки – киберпсихологии (Войскунский, 2008, 2010а, 2010b, 2020; Psychological Aspects of Cyberspace, 2008). Можно наблюдать, как изменяются направления и векторы психологических исследований Интернета, как постоянно смещается их фокус с феноменов интернет-зависимостей, кибербуллинга, цифровой социализации и идентичности, различий реального и виртуального пространства, влияния Интернета на когнитивную и личностную сферы подрастающих поколений к психологии цифровой повседневности современного человека. Являясь объектом психологических исследований, Интернет с момента своего возникновения не остается неизменным и проходит различные этапы в своем развитии. Интернет Web 1.0 отличается от Web 2.0, современные платформы и мессенджеры отличаются от социальных сетей эпохи их расцвета двадцать лет назад, а развитие ИИ (AI) и языковых моделей (LLM) знаменуют уже иную веху трансформации цифровых технологий и новых направлений психологических и междисциплинарных исследований.
В исследованиях Интернета отмечается его амбивалетное значение для современной личности – это пространство возможностей для развития и самореализации, но одновременно это и агрессивное пространство дополнительных угроз, нарастающей поляризации и прекаризации личности (Асмолов, Асмолов, 2019; Солдатова и др., 2022; Войскунский, Солдатова, 2019; Солдатова, Ярмина, 2019; Паризер, 2012; Максименко и др., 2021; McLaughlin at al., 2023; Бочавер, Хломов, 2014; Солдатова, Рассказова, 2014).
Проблематика статьи фокусируется на психологических аспектах последствий эволюции Интернета и социальных сетей для личности современного человека.
От мейнстрима общедоступных социальных сетей к онлайн минисообществам и группам
Американский писатель и журналист Янси Стриклер (Yancey Strickler) в своем эссе 2019 г. «The Dark Forest Theory of Internet» для обозначения современного этапа развития Интернета прибегает к метафоре «Темного леса», которую заимствует из одноименного произведения китайского фантаста Лю Цысиня (Лю Цысинь, 2024). Растущее чувство опасности и угрозы у Интернета-охотника от цивилизации актуализирует потребность самосохранения человека, в результате чего пользователи стали уходить в «Темные леса» Глобальной сети (Strickler, 2019).
Появление Web 2.0 и бум популярности социальных сетей, получивших широкое распространение в 1990-е годы и начале 2000-х, сопровождалось большим интересом и активным вовлечением пользователей в цифровое пространство новых онлайн платформ. По идее создателей, социальные сети были призваны связать всех со всеми, удовлетворить потребности людей в общении и расширении социальных связей, поиске и обмене информацией и первоначально воспринимались как открытые пространства, обеспечивающие широкие возможности для развития, творчества и коммуникации. Пользователи сети, становясь авторами контента, старались быть максимально открытыми, искренне делясь информацией о себе и событиях своей жизни, своими мыслями, идеями и чувствами. Но социальные сети Интернет-пространства – это не только обмен информацией и коммуникация, но площадка для развития маркетинга, бизнеса, рекламы, политической пропаганды и т.д. Борьба за власть и влияние крупных корпораций кардинальным образом меняют ландшафт социальных сетей, которые начинают восприниматься как агрессивная, враждебная и хищническая среда, перенасыщенная избыточной информацией, навязчивой таргетированной рекламой, троллингом и буллингом, слежкой и др., несущая в себе опасность и угрозы. Вопреки замыслу разработчиков социальные сети парадоксальным образом стали триггером поляризации, роста напряженности, вызывая у пользователей переживания прекаризации, отчуждения и изоляции. Идеализм эпохи Web 2.0 сменяется стремлением рядовых пользователей отгородиться и уйти от мейнстрима общедоступного Интернета в «Темные леса» – закрытые чаты, миникомьюнити, группы и сообщества, новые социальные платформы и др., которые становятся сегодня источником социальности, знаменуя современный этап эволюции Интернета (Strickler, 2019).
Но наибольшую популярность получила метафора «уютного интернета» или сozyweb, предложенная независимым исследователем и консультантом Венкатешем Рао (Venkatesh Rao). Если общедоступный Интернет – это интернет плаща и кинжала, то сozyweb – это домашний веб пижамы и дивана (Rao, 2019). Обращает на себя внимание, что парадигма сozyweb как нового этапа или тренда в развитии современного Интернета не является принципиально чем-то новым, а скорее воссоздает идеологию и атмосферу раннего этапа развития Сети, когда коммуникация была связана с персональными вебсайтами, блогами и форумами и др. (Белова, 2024).
Такие структурные изменения современного цифрового пространства социальных сетей не могут не оказать своего влияния на форму и содержание коммуникации. В структуре набирающих популярность у пользователей Discord, Reddit, Telegram и др. нет личных страниц, только краткая информация профиля, а главная страница представлена каналами и чатами, заменяющими традиционную ленту социальных сетей. Так в Reddit вообще не предусмотрена возможность установить свою фотографию в профиле, а в Discord практически вся информация о себе указывается в тегах. Можно сказать, что функционально публичные социальные сети ориентированы на самопрезентацию и статус, а онлайн минигруппы и чаты – на контексты взаимоотношений, т.е. функционально ориентированы на обеспечение связи и коммуникаций.
Некоторые платформы предоставляют возможность открыть ветку в чате, видеть начало «разговора» и смежные дискуссии, что позволяет воспринимать обсуждаемую тему целиком и не выпадать из контекста дискуссии. Так в обновлении Telegram в конце 2022 года появились ветки в чатах, что по замыслу Дурова «превращает чаты в старые добрые интернет-форумы»: «I feel particularly excited about today’s Telegram update. It adds topics to large groups, transforming these linear chats into slick mobile-friendly versions of good old Internet Forums» (Du Rove’s Channel, 2022).
Если Reddit привлекает пользователей интересным контентом на определенную тему, то Discord объединяет людей, ищущих подлинного, искреннего общения с ограниченным кругом близких людей, поэтому почти 90% серверов платформы насчитывают менее 15 человек.
Тренд на переход от социальных сетей к общению в микрокомьюнити можно увидеть и в увеличении количества закрытых онлайн-микрогрупп в Telegram, Instagram[1], WhatsApp[2], ТikTok, VK и др. Избирательность в отношении участников групп и закрытость сообществ достигается за счет платных подписок или личных приглашений, что обеспечивает исключение возможности попадания в миникомьюнити случайных людей. Telegram сегодня – одна из основных платформ, где создаются многочисленные сообщества. Один из примеров – закрытый канал медиа Reminder, чей контент доступен только для подписчиков. В нем размещается эксклюзивная информация, анонсируются выпуски новостной подборки и эфиры с приглашенными гостями и экспертами, к которым могут подключиться подписчики.
Популярные в TikTok коры также отчасти напоминают микрокомьюнити. Коры – это видео на некую тему, которые погружают пользователя в определенную атмосферу (Cottagecore – деревенская эстетика, Kidcore – ностальгия по детству и нулевым, Dark Academia core – эстетика старого элитного университета и учебы в нем). Контент, созданный контекстом данного кора, интересен только тем, кто о нем знает, разделяет и поддерживает его взгляды. Для остальных он может быть непонятным и не заслуживающим внимания. Общение в кор-сообществах ограничено тематикой выбранной эстетики, также у последователей кора может быть свой сленг, что характерно для субкультур.
Популярная в России сеть ВКонтакте создает VK Donut – официальный инструмент финансовой поддержки подписчиками любимых авторов и сообществ с помощью донов, который открывает им доступ к эксклюзивному контенту и новинкам (Белова, 2024).
Онлайн пространства сozyweb изменяют не только форму и содержание, но и оказывают существенное влияние на качество коммуникации в цифровом пространстве:
– замедляется скорость коммуникации, когда на смену хаотичному неконтролируемому скроллингу ленты и поверхностным связям приходит заинтересованное, искреннее и вдумчивое общение;
– возвращается интерес к спокойным форматам контента, многопоточным разговорам, длинным текстам и видео, требующим сосредоточенности, осознанного восприятия, подлинной заинтересованности, глубокого понимания и неторопливого размышления, а не фрагментарности и мгновенных реакций, характерных для клипового восприятия информации. Даже TikTok вместо традиционно доминирующих 15-секундных видео предложил новый формат «Series» для создания 20-минутных видео, а затем увеличил максимальную длину роликов до 30 минут;
– уходят враждебность и агрессия, поскольку посторонние не проникают в сообщества, состав которых остается относительно постоянным и объединяет знакомых или близких по духу и интересам пользователей, разделяющих общие нормы и ценности. Возникающие обсуждения и дискуссии носят содержательный характер и отличаются корректностью и уважением к мнению других (Канин, 2024; Белова, 2024).
Таким образом, искомая связанность и коммуникация с другими достигается и реализуется сегодня в закрытых онлайн-минисообществах и группах, демонстрируя проявление общемирового тренда децентрализации, индивидуализации и персонализации в онлайн пространстве.
Трансформация представлений о цифровой идентичности
В 2024 году Янси Стриклер размещает на страницах своего блога эссе «The Post-Individual», связывая современный этап эволюции Интернета с наступлением эпохи постиндивидуализма. Термин «постиндивидуализм» (рost-individualism, post-individual) призван, по мысли Стриклера, отразить, как компьютеры и Интернет изменяют наше самовосприятие и самоощущение. Для человека выйти в Интернет – значит реиндивидуализироваться, стать личностью в новом месте и в новом смысле. У человека появляется возможность отделять себя от физической, географической, семейной и других реальностей, создавая новые идентичности. Продолжая свое существование в физическом мире, человек обретает новое, цифровое измерение своего социального существования (Strickler, 2024а).
Автор проводит аналогии между современной пост-индивидуальностью и эпохой возникновения индивидуальности в историческом прошлом человечества. Исторически идентичность человека, его система ценностей и жизненный путь определялись групповой принадлежностью, членством определенного сообщества – семьи, клана, гильдии, сословия, класса и т.д. Платой за избавление от этой принадлежности является принуждение к индивидуализации, связанное со сложностями выживания в одиночку, чувством опасности, незащищенности и одиночества перед вызовами жесткого внешнего мира. Обретенная свобода становится свободой выбора своего места проживания, поиска средств существования, профессии, обучения, партнера для создания семьи, круга общения и т.д. В конечном итоге – это свобода выбора своей идентичности и образа жизни. Наградой индивидуализма было не право остаться в одиночестве, а право выбирать, с кем себя связывать. Сегодня, как и наши предки много лет назад, выходя из привычной реальности в пространство Интернета, человек сталкивается с изолирующим и опасным опытом. Как уже отмечалось, современный Интернет, став токсичной средой, несущей угрозы и атомизацию, инициирует поиск комфортных пространств и уход пользователей в «темные леса» (Strickler, 2019).
Стремление к определенному виду совместного смысла возникает под влиянием социального окружения. Особенно выпукло это можно наблюдать в Интернете, где индивидуальность создает ощущение интеллектуального и эмоционального суверенитета, но в то же время делает нас одинокими, уязвимыми и жаждущими внимания. В отличие от прошлого, современный человек, отказываясь от жесткой агрессии мейнстрима Интернета и публичных социальных сетей, уже является индивидуальностью. Поиск способа своего безопасного существования в Интернете, защиты собственной уязвимости находит свое воплощение в свободе выбора онлайнгрупп и минисообществ, свободе быть собой в цифровом пространстве, быть любым, другим, вне зависимости от своего географического места проживания, возраста, пола, профессиональной и этнической принадлежности, что, согласно Стриклеру, и является переживанием опыта постиндивидуализма. Стриклер понимает современный индивидуализм, постиндивидуализм как уход от уже имеющейся идентичности офлайн пространства к свободе поиска и/или конструирования новых идентичностей и новых групп идентичностей в цифровом мире.
Если «классический» индивидуализм предполагает стремление найти и установить, кто ты есть, которое будет определять жизнь человека и развиваться в нем на протяжении всей жизни, то в современном цифровом мире достаточно просто войти в Интернет или завести новый аккаунт в виртуальной реальности, чтобы смысл этого процесса изменился – ведь поиск идентичности всегда можно повторить и начать заново. Американское тренд-бюро K-Hole в альбоме «Youth Mode» 2013 года рассматривает понятие людей «без возраста» («youth mode»), подразумевая, что юность – это освобождение от предписаний и традиций, это возможность и способность быть тем человеком, кем вы хотите быть. Речь идет о свободе выбора и свободе пробовать новое, который предоставлен теперь каждому из нас. Кроме этого, K-Hole отмечает: «Когда-то люди рождались в сообществах и должны были найти свою индивидуальность. Сегодня люди рождаются индивидуумами и должны найти свои сообщества» (Youth mode, 2013). По мнению Стриклера, это пост-индивидуальный опыт. Он возникает, когда человек принимает свою идентичность, свою индивидуальность, но по разным причинам (социальным, психологическим, творческим, метафизическим, финансовым) чувствует призвание искать больший смысл и новые контексты взаимодействия с другими людьми. Постиндивидуальная динамика стимулирует распространение групповых идентичностей, когда микроидентичности становятся путем к принадлежности.
Более тысячи лет назад потребность человека в безопасности привела к развитию городов, гильдий и университетов. Потребности современного человека, отказавшегося от мейнстрима Глобального Интернета и социальных сетей, вызывают аналогичный всплеск организационных экспериментов, конструирования новых цифровых институтов и пространств таких, как доски Reddit, каналы Discord и Telegram, групп WhatsApp[3], а также новые и трансформированные формы онлайн-сообществ. Все это – постиндивидуальные протоинституты, которые говорят о стремлении к безопасности, смыслу, социальному, творческому и финансовому процветанию как в онлайн, так и в офлайн (Strickler, 2024а).
Обращает на себя внимание тот факт, что эти новые цифровые институты ориентированы не столько на человека, сколько на отдельные аспекты нашей личности. В Интернете наши внутренние «Я» получают цифровое социальное бытие в виртуальной реальности. Подобно алгоритмам подачи контента, Интернет дает нам возможность сегментировать наши микроперсоны, некоторые идентичности в отдельные личности, а они уже создают минисообщества и объединяют микроидентичности других людей (см. рис.1).
О личном опыте множественных идентичностей пишет в своем эссе Social Networking 2.0 Бен Томпсон (Ben Thompson), автор издания Stratechery, занимающегося анализом технологических стратегий и вопросами влияния технологий на общество. В Твиттере он нашел своих единомышленников, разделяющих его увлечение командой «Bucks» и образовавших свое онлайн минисообщество «Fiefdom». Но за последние несколько лет Твиттер стал слишком шумной, претенциозной и воинственной платформой, чтобы быть местом, где можно просто общаться и проводить время, и они создали свой групповой канал обмена личными сообщениями (DM), ставший их собственным пространством (Thompson, 2020).
Рис.1. Множество «я» с предполагаемой идентичностью. Рисунок Лорел Швульст (Laurel Schwulst) (Strickler, 2024а)
Но «Fiefdom» – не единственное онлайн-сообщество Бена. Для решения рабочих вопросов, связанных с функционированием Stratechery и участниками команды, разбросанной по всему миру, он использует Slack. Другая группа друзей-технарей находится в другом Slack, а третья, в основном состоящая из людей из Кремниевой долины, — в WhatsApp[4]. Кроме того, с друзьями и семьей в Висконсине он общается в iMessage, а на Тайване использует LINE для семьи и WhatsApp[5] для друзей. Конечный результат своего анализа автор представил в виде визуализации (см. рис.2):
Как личность Бен (круг в центре) представляет собой сплав множества различных интересов и индивидуальностей. Каждый из лепестков цветка Бена– это часть его жизни и того, кем он является. Благодаря влиянию социальных сетей Бен рассматривает указанные аспекты как отдельные личности, требующие вложения индивидуальных ресурсов. Автор отмечает, что разделение личностей и участие в разных онлайн сообществах не означает, что это менее значимый опыт, а, наоборот, гораздо более значимый. Социальное взаимодействие в любой среде – всегда поиск баланса между самовыражением, стремлением быть собой и учётом интересов других людей. Однако магия Интернета в том, что вы можете быть тем, кем хотите быть. Сегодня люди практически не ограничены в своих возможностях исследовать, выражать и проявлять свою индивидуальность в цифровом пространстве, которые создаются и формируются онлайн платформами и алгоритмами, опосредующими процесс самоидентификации (Thompson, 2020).
Рис.2. Визуализация множественных идентичностей Бена Томпсона (Thompson, 2020)
Взаимодействуя друг с другом как с репрезентациями того, что мы представляем друг другу в актах социального взаимодействия, мы не всегда знаем, насколько человек перед нами соответствует многоликости мира внутри него. Именно поэтому взаимодействие в Интернете, где все находятся в режиме аватара, представляется более безопасным, чем в офлайн реальности, где наша личность порой менее очевидна. Это вопросы внутренней и внешней безопасности, с которыми сегодня сталкиваются новые поколения.
Если в эпоху индивидуализма ключевым социальным индикатором является количество ваших подписчиков, то в эпоху постиндивидуализма важно то, в каких группах вы состоите. В Барселоне зафиксировали появление нового слова – «yosotros» как комбинации «я» («yo») и «мы» («nosotros»), обозначающего и «коллективное Я», и «единичное Мы». Этот термин возник благодаря политическим движениям, но его последствия кажутся более масштабными (Strickler, 2024а).
По мере того, как все большая часть нашей социальной и внутренней жизни проходит в Интернете, онлайн группы все чаще будут становиться способом накопления социального, эмоционального и финансового капитала. В частности, это демонстрирует исследование «Богатство команды» (Squad Wealth), проведенное некоммерческой организацией «Другой интернет» (Other Internet), которая занимается прикладными исследованиями психологических, политических и экономических последствий цифровизации и продвижением социально значимых применений новых медиатехнологий (Hart et al., 2020).
Доски объявлений, чаты и онлайн сообщества существовали с самого начала возникновения Интернета, но сегодня они подвергаются глубоким трансформациям – теперь они могут собирать средства, совместно принимать решения, арендовать помещения, юридически регистрироваться, инвестировать и работать над проектами. Эти сообщества, созданные в Интернете, уже доказали свое огромное влияние в сети и за ее пределами, и оно будет только расти. То, чем корпорация была в XX веке, тем коллективные структуры, созданные на основе Интернета, станут в XXI веке. Минисообщества, минигруппы являются одновременно продуктом и реакцией на современную социальную атомизацию. Да, это друзья и знакомые, которые объединяются посредством цифровых инструментов, но это гораздо больше, чем новые приложения для общения и онлайн платформы сообществ. Это тренд коллективного переопределения ценностей, новых способов быть вместе, учиться и находить смысл во всё более сложном мире. Это группы с общей атмосферой, ценностями, мемами и т.д., которые можно определить как протоинституты, взаимодействующие с миром на своих условиях. Можно предположить, что молодое поколение уже наполнено чрезвычайно мощной групповой энергией, сформировавшейся благодаря опыту в Minecraft, DOTA 2 и Fortnite (Hart et al., 2020).
Распространение мемов также можно рассматривать как доказательство эпохи постиндивидуализма. Являясь внутригрупповым коллективным языком и референциями, мемы представляют собой исконную форму постиндивидуальной коммуникации. Изучение языка своей группы – важнейший обряд посвящения, доказывающий принадлежность к ней. Мемы как основной элемент интернет-коммуникации уже выходят за пределы сети и глубоко внедряются в повседневный язык. Эти постиндивидуальные знаки показывают, к какому сообществу вы принадлежите и насколько глубока ваша осведомленность. Основные характеристики периодов развития и их динамика от доиндивидуализма к индивидуализму и постиндивидуализму прослеживается Стриклером в таблице (см рис. 3.).
Рис. 3. Динамика этапов развития от доиндивидуализма к индивидуализму и постиндивидуализму (Strickler, 2024а)
В наибольшей степени переживание состояний постиндивидуализма относится к людям, живущим в сети (Very Online), чья самоидентификация в значительной степени связна с онлайн пространствами, по сравнению с теми, чья жизнь укоренена в реальных сообществах. Состояние постиндивидуальности – это не настройка по умолчанию, которое все переживают одинаково. Это фактор цифровой среды. Но по мере того, как поколение Z и младше все больше формируются и развиваются в социальных системах, основанных на цифровых технологиях, состояние постиндивидуальности будет становиться для них все более значимым и, возможно, желанной частью их жизни. Интернет является их виртуальным домом и социумом, где они в большей мере чувствуют себя сами собой и подлинными (см. рис. 4).
Кроме этого, представители молодых поколений также чаще отмечают, что чувствуют себя «более ценными» и «более творческими» в Интернете, чем в офлайне, по сравнению с представителями старших возрастов (Там же).
Рассмотрев основные положения эссе Стриклера, обратимся к собственно психологическому аспекту феномена пост-индивидуальности, который возвращает нас к проблемам цифровой идентичности, множественной идентичности, баланса персональной и социальной идентичностей, а также соотношения социализации – индивидуализации, но уже в контексте цифрового пространства.
Рис. 4. Где вы в большей мере ощущаете себя собой подлинным онлайн или офлайн? (The New Consumer, 2024)
Современный этап эволюции Интернета, характеризующийся трендом на отказ пользователей от мейнстрима популярных социальных сетей в пользу онлайн минисообществ и чатов мессенджеров, расширяет представление о цифровой идентичности как о множественной идентичности. Высокая вариативность выбора онлайн минигруппы инициирует интенцию индивидуализации множества многогранных аспектов Я и существующих альтер-эго, позволяя человеку быть тем, кем он хочет быть, и при этом оставаться самим собой. В таком контексте, при широком веере возможностей выбора онлайн минигруппы доминирует именно личностная, персональная составляющая идентичности. Исходя из своей картины мира, интересов, ценностей и т.д., человек выбирает и/или создает/конструирует онлайн минисообщество, соответствующее его индивидуальности или ее отдельным аспектам, где личностная идентичность фактически совпадает с социальной (Марцинковская, 2015, с. 37).
Можно предположить, что изменение функциональной структуры каналов и чатов новых социальных сетей, смещая акцент с самопрезентации на коммуникацию, повышает для цифровой идентичности значимость самокатегоризации, а «игры» с идентичностью в цифро-вом пространстве, характерные для ранних этапов развития Интернета и бума популярности социальных сетей, теряют свою актуальность, уступая место реализации множественного цифрового Я, требующего вовлеченности в интеракции и вложения ресурсов.
Говоря о принадлежности к выбранному/созданному миникомьюните и множественной цифровой идентичности как способу реализации личности в цифровом пространстве, представляется целесообразным обратиться к схеме социального пространства и четырех вариантов развития личности в континууме «социализация – индивидуализация», предложенным Т.Д. Марцинковской (Марцинковская, 2015, с. 137–138). Пространство Интернета становится новым цифровым социальным пространством, определяющим цифровое социальное бытие личности, и именно цифровое пространство создает возможность реализации четвертого варианта, наиболее приоритетного с точки зрения как личностной активности, так и построения собственного миропроекта, созвучного собственной индивидуальности. Четвертый вариант предполагает конструирование/переконструирование цифрового пространства с целью его гармоничной соотнесенности с внутренним миром человека (Там же), что и находит свое выражение в выборе и конструировании онлайн минигрупп как пространства сozyweb. Как уже отмечалось, «темные леса» и сozyweb – не только ответная реакция на переживания враждебности и опасности современного Интернета, но и способ индивидуализации, активное переконструирование – создание пользователями экологичных пространств, позволяющих личности оставаться собой и способствующих ее реализации и развитию. Подчеркивая соотнесенность онлайн пространства именно с внутренним миром личности, Стриклер определяет Интернет как месавселенную (mesaverse) – он связан с тем, что находится внутри человека (mesa = ~within). Автор подчеркивает подчеркивает, что инфантильное представление о метавселенной основано на воображении XX века о возможностях компьютеров перемещать пользователя в виртуальную реальность посредством аватаров: «Интернет не предназначен для графического отображения наших тел. Интернет – это то, что позволяет тому, что находится внутри, – нашему разуму, нашей душе, нашему множественному «я» – взаимодействовать с тем, что находится внутри других людей. В интернете оживают наши альтер-эго, наши внутренние монологи становятся диалогами, а случайная мысль становится глобально резонансным мемом…» (Strickler, 2024b).
В своем эссе Стриклер отмечает, что, если раньше главным экзистенциальным вопросом для личности был поиск ответа на вопрос «Кто я?», то с появлением Интернета и множественности возможных Я для современного человека – это скорее поиск ответа на вопрос «Кто я такой на самом деле?» (Strickler, 2024а). Понимание цифровой идентичности как множественной идентичности актуализирует и проблему сохранения целостности личности, поскольку возникает угроза трансформации множественной идентичности во фрагментированную. Обращает на себя внимание, что идею «возможной идентичности» Г.М. Андреева связывала, в том числе, и с новыми «особыми средами обитания» (Андреева, 2011). Можно предположить, что решение проблемы целостности множественной идентичности как в офлайн, так и в онлайн пространстве сопряжено с повышением значимости самокатегоризации, самоидентификации и отказом от принципа «или – или» в пользу «и – и», позволяющим рассматривать уже существующие и потенциально возможные идентичности не как иерархию, а как рядоположение: я и такой, и такой, и, возможно, буду еще и таким, и это все Я. Это требует от личности повышенной рефлексивности, тонкой настройки, осознания и принятия своей личности во всем многообразии ее качеств и проявлений, что не исключает ситуативной значимости и «выпуклости» каждой конкретной идентичности, которая будет изменяться в зависимости от контекста взаимодействия (Андреева, 2009).
Важно отметить процессуальный характер идентичности и индивидуализации, требующих постоянного воспроизведения, вовлеченности, временных и личностных ресурсов – каждый выход человека в Интернет-пространство сопровождается самоидентификацией и реиндивидуализацией. Открывающаяся для пользователей практически неограниченная возможность быть самим собой в цифровом пространстве, процессуальность «текучей» идентичности личности вкупе с высокой вариативностью выбора онлайн миникомьюнити «принуждает» личность к индивидуализации, актуализации экзистенциальных выборов, автономных внутренне мотивированных субъектных решений, ориентированных на собственные личностные потребности, интересы и ценности, как и к личной ответственности за эти выборы и решения (Холл, 2010; Краснопольская, 2015)
Таким образом, выбор/конструирование группы идентичности можно рассматривать не как процесс социализации, а как способ индивидуализации личности, открывающей возможности реализации своих множественных Я. При этом индивидуальность не стирается, а поддерживается, приобретает устойчивость и укрепляется благодаря объединению с другими людьми в онлайн минисообществах.
Заключение
Антиномия глобализации и локализации XXI в. находит свое отражение в новом термине «глокализация», «глоболокализм», объединяющим в себе диалектическое единство и противоречие происходящих в современном цифровом мире процессов. Внутренние противоречия диалектики современности, с одной стороны, предоставляют человеку свободу и возможности, с другой, создают угрозы потери себя и уязвимости как прекаризации (Покровский, 2005, Гусельцева, 2022; Хорошилов, 2022). Эти феномены можно наблюдать как в офлайн реальности, так и в цифровом пространстве, когда принадлежность к глобальной культуре, глобальному информационному пространству становятся триггерами появления и развития тенденций индивидуализации, развития локальных сообществ, территориальных и региональных идентичностей. Вовлеченность во Всемирную паутину и публичные социальные сети одновременно со свободой и переживаниями себя как части глобального сообщества, цифровыми номадами (digital nomad) сопровождается ощущением растворения себя в этом глобальном, утраты себя или потери чего-то значимого для личности. Такой «безродный космополитизм» рождает стремление, которое условно можно обозначить как «трайбализм» или «неотрайбализм» вне его политического контекста. Ощущение неуютности, незащищенности, уязвимости, одиночества в глобальном офлайн пространстве или во Всемирной паутине актуализирует интерес к локальным сообществам и идентичностям, безопасному, теплому, привычному пространству, где можно оставаться самим собой.
Процессы глобализации усиливают тренд персонализации, что в развитии Интернета на современном этапе проявляется в тенденции индивидуализации цифрового пространства. Свидетельством этому становится все более выраженный отказ потребителей от мейнстрима публичных социальных сетей в пользу закрытых онлайн-минисообществ и групп, объединяющих людей с общими интересами и ценностями. Чаты, закрытые группы и обмен сообщениями в мессенджерах становятся новыми социальными сетями, уютным вебом.
Происходящие трансформации цифрового пространства имеют важные психологические последствия для личности современного человека.
Культура, а точнее субкультура, пространств сozyweb имеет больше общего с физическим миром, чем с Интернетом (Strickler, 2019). Поскольку онлайн-минисообщества, группы и чаты объединяют знакомых или близких людей, где нет места посторонним, при выходе в Интернет не возникает вопроса «Кто все эти люди?», обычно сопровождающего присутствие в публичных социальных сетях. Сozyweb, с одной стороны, обеспечивает чувство защищенности и безопасности, снижает переживания прекарности, что позволяет личности быть собой и сохранять свою аутентичность, с другой, – связанность и коммуникацию с другими, преодоление состояния атомизации. Это способствует удовлетворению базовых фундаментальных потребностей личности в безопасности, принадлежности, информации, а возможность оставаться самим собой открывает каналы реализации стремлений к индивидуализации, пониманию, поиску смысла и самовыражению.
Еще одним важным следствием ухода пользователей от мейнстрима публичных социальных сетей в онлайн-минисообщества и группы является расширение представлений о цифровой идентичности как о множественной идентичности. Цифровое социальное бытие личность получает в виде цифровой оболочки, аватара, поэтому самовыражение и реализация различных составляющих Я представляются более безопасными в онлайн пространстве, чем в физической реальности. Индивидуализация как свобода выбора тех онлайн групп и сообществ, коммуникация внутри которых обладает смысловой и эмоциональной насыщенностью, реализуется посредством создания множественной цифровой идентичности, что не исключает ее целостности.
Возможность человека входить в разные сообщества и группы становится способом индивидуализации и создания множества новых идентичностей, способствующих самореализации личности во всем многообразии ее внутреннего мира и альтернативных Я. Эта возможность опосредована и структурирована цифровыми инструментами – алгоритмами и аффордансами различных онлайн платформ.
Уютный веб является одновременно и продуктом глобального Интернета, его порождением, и ответом пользователей на его современное состояние. Это социальное конструирование цифровой реальности, которая обеспечивает устойчивость личности и возможность для нее оставаться собой. Таким образом, Интернет – это не только фактор современного цифрового мира, оказывающий многогранное влияние на человека и формирующий его, но и пространство, созидаемое самим человеком, он конструирует его для себя как безопасное пространство коммуникации, самореализации, генерирования новых смыслов и ценностей.
Благодарность
Статья выполнена в рамках госзадания, FNRE-2024-0016 «Психологические эффекты цифровизации образовательной среды: возможности когнитивного и личностного развития и риски социализации».
[1] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена
[2] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена
[3] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена.
[4] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена.
[5] принадлежит Meta, признана в РФ экстремистской и запрещена.
Об авторах
Наталья С. Полева
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований (Психологический институт); Московский институт психоанализа
Автор, ответственный за переписку.
Email: npoleva@mail.ru
кандидат психологических наук
Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; 121170, Москва, Кутузовский пр., д. 34, стр. 14Список литературы
- Андреева, Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования. 2011. Т. 4. № 20. https://doi.org/10.54359/ps.v4i20.804
- Андреева, Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размыш-ления. Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009.
- Асмолов, А.Г., Асмолов, Г.А. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива // Вопросы психологии. 2019. № 4.С. 1–26.
- Белова, Т. Чем меньше, тем лучше. Как закрытые сообщества меняют общение в интернете. 10.04.2024 года. URL: https://www.setters.media/post/mikrosoobshchestva (дата обраще-ния 15.11.2024)
- Бочавер, А.А., Хломов, К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей шко-лы экономики. 2014. Т. 11. № 3. С. 177–191.
- Войскунский, А.Е. Киберпсихология в прошлом, настоящем и будущем // Журнал практического психолога. 2010а. Т. 4. С. 7–16.
- Войскунский, А.Е. Психология и Интернет. Москва: Акрополь, 2010b.
- Войскунский, А.Е. Киберпсихология: современный этап развития // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. № 1. С. 21–39.
- Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2008. № 2. С. 140–153.
- Войскунский, А.Е., Солдатова, Г.У. Эпидемия одиночества в цифровом обществе: хикикомори как культурно-психологический феномен // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 22–43. doi: 10.17759/cpp.2019270303
- Гусельцева, М.С. Диалектика современности: антиномичность как фактор развития культуры, личности, методологии // Новые психологические исследования. 2022. № 2. С. 7–31. DOI: 10.51217/ npsyresearch_2022_02_02_01
- Канин, К. Глобализация контента, закат виртуальных инфлюенсеров, возвращение влогов. 28.02.2024. URL: https://www.setters.media/bezotvetstvennyy-prognoz/kreativnaya-ekonomika(дата обращения 15.11.2024)
- Краснопольская, А.П. Становление множественной идентичности и принципы коммуникативной рациональности // Вестник Мос-ковского государственного университета культуры и искусств. 2015. №5(67). С.109–116.
- Лю, Цысинь [劉慈欣, Liu, C]. Темный лес. М.: Fanzon, 2024.
- Максименко, А.А., Дейнека, О.С., Духанина, Л.Н., Сапоровская, М.В. Фаббинг: особенности аддиктивного поведения молодежи // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социаль-ные перемены. 2021. № 4. С. 345–362. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1822.
- Марцинковская, Т.Д. Проблема социализации в историко-генетической парадигме. М.: Смысл, 2015.
- Паризер, Э. [Pariser Eli]. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас? М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
- Покровский, Н.Е. Глобализационные процессы и возможный сценарий их воздействия на российское общество // Социальные трансформации в России: теории, практики, сравнительный анализ / Под ред. В. Ядова. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2005. С. 504–527.
- Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. Безопасность подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация // Национальный психологический журнал. 2014. № 3(15). С. 39–51. doi: 10.11621/npj.2014.0305
- Солдатова, Г.У., Чигарькова, С.В., Илюхина, С.Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 4. C. 27–37. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2022180403
- Солдатова, Г.У., Ярмина, А.Н. Кибербуллинг: особенности, ролевая структура, детско-родительские отношения и стратегии совладания // Национальный психологический журнал.2019. № 3(35). С. 17–31. doi: 10.11621/npj.2019.0303
- Холл, С. [Hall S.] Вопрос культурной идентичности // Moscow Art Magazine. 2010. № 77–78 URL: https://moscowartmagazine.com/issue/28/article/485 (дата обра-щения 15.11.2024)
- Хорошилов, Д.А. Психология социального познания в изменяющемся обществе. М.: Акрополь, 2022.
- Du Rove’s Channel. 05.11.2022. URL: https://t.me/durov/201 (дата об-ращения 15.11.2024)
- Hart, S, Shorin, T., Lotti, L. Squad Wealth. August, 19, 2020. Retrieved from https://otherinter.net/research/squad-wealth/?ref=ystrickler.com (date accessed 15.11.2024)
- McLaughlin, B., Gotlieb, M.R., Mills, D.J. Caught in a Dangerous World: Problematic News Consumption and Its Relationship to Mental and Physical Ill-Being // Health Communication. 2023. Vol. 38. Р. 2687–2697. https://doi.org/10.1080/10410236.2022.2106086
- Psychological Aspects of Cyberspace: Theory, Research, Applications / Ed. by A. Barak. New York: Cambridge University Press, 2008.
- Rao, V.G. The Extended Internet Universe. The Internet is now a very complicated place. May 25, 2019. Retrieved from https://studio.ribbonfarm.com/p/the-extended-internet-universe(date accessed 15.11.2024)
- Strickler, Y. The dark forest theory of the internet. May 26, 2019. Re-trieved from https://www.ystrickler.com/the-dark-forest-theory-of-the-internet/ (date accessed 15.11.2024)
- Strickler, Y. The Post-Individual. May 03, 2024а. Retrieved fromhttps://www.ystrickler.com/thepostindividual/(date accessed 15.11.2024)
- Strickler, Y. The Dark Forest and the Post-Individual. April 21, 2024b. Re-trieved from https://www.ystrickler.com/the-dark-forest-and-the-post-individual/ (date of access 15.11.2024)
- The New Consumer. Consumer Trends Highlights. More Gen. Z and Millennials say they feel most like themselves «online» than «offline». September 10, 2024. Retrieved from https://newconsumer.com/2024/09/consumer-trends-highlights-digital-natives-tiktok-china-food-as-medicine/ (date accessed 15.11.2024)
- Thompson, B. Social Networking 2.0. Stratechery. December 15, 2020. Retrieved from https://stratechery.com/2020/social-networking-2-0/?ref=ystrickler.com (date accessed 15.11.2024)
- Youth mode: a report on freedom // K-HOLE. 2013. Retrieved from https://khole.net/issues/youth-mode/?ref=ystrickler.com (date ac-cessed 15.11.2024)
Дополнительные файлы
