Digital Abuse: How Dark Patterns Manipulate Our Lives

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

The digital economy in Russia and abroad is of growing interest to lawmakers, especially in the context of the use of so-called ‘dark patterns' — manipulative interface solutions that influence user behavior. BigTech companies consolidate their dominant position in the market by implementing innovative practices, many of which cannot be recognized as bona fide. The most prominent example of the implementation of user retention mechanisms through embedded features is the Tik Tok platform (Dou Yin). The Tik Tok phenomenon is still being studied by experts, but one of the clues is the unique recommendation feed that dynamically adjusts to the user's interests and is endless, creating the so-called “immersion effect”. The article examines Russian and international approaches to regulating these practices. Particular attention is paid to legislative initiatives and enforcement practices aimed at protecting consumer rights and limiting the use of manipulative practices on digital platforms. The Russian legislation is still focused on certain aspects of consumer protection and countering unfair competition, while Western countries introduce specialized norms to combat “dark patterns”. The aim of the article is to examine the existing norms and suggest ways to adapt successful foreign practices to the Russian legal context.

Об авторах

B. Edidin

Автор, ответственный за переписку.
Email: b.edidin2018@gmail.com

K. Kochetkova

Email: kochetkova.k@iri.center
ORCID iD: 0000-0002-6254-9539

N. Sarankina

Email: sarankina.n@iri.center

Список литературы

  1. Blazheev V.V., Egorova M.A. (2020) Digital Law: textbook. Moscow: Prospect, 640 p. (in Russ.)
  2. Brenncke M. (2024) Regulating Dark Patterns. Notre Dame Journal of International and Comparative Law, vol. 14, issue 1, pp. 39-79.
  3. Calo R. (2014) Digital Market Manipulation. The George Washington Law Review, vol. 82, no. 4, pp. 995-1051.
  4. Duplyakin V.M., Knjazheva Y.V. (2016) Checkout area service simulation of trade enterprise. International Research Journal, vol. 9, pp. 36-39. DOI: 10.18454/ IRJ.2016.51.100
  5. Hartzog W. (2018) Privacy's Blueprint: The Battle to Control the Design of New Technologies. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 384 p.
  6. King J., Stephan A. (2021) Regulating Privacy Dark Patterns in Practice — Drawing Inspiration from California Privacy Rights Act. Georgetown Law Technology Review, vol. 5, issue 1, pp. 251-276.
  7. Leiser M., Santos C. (2023) Dark Patterns, Enforcement, and the Emerging Digital Design Acquis: Manipulation beneath the Interface. European Journal of Law and Technology, vol.15, no.1, pp. 1-31.
  8. Leiser M.R., Caruana M. (2021) Dark Patterns: Light to be found in Europe's Consumer Protection Regime. Journal of European Consumer and Market Law, vol. 10, no. 6, pp. 237-251.
  9. Luguri J., Strahilevitz L.J. (2021) Shining a Light on Dark Patterns. Journal of Legal Analysis, vol. 13, issue 1, pp. 43-109.
  10. Nousiainen K., Ortega C.P. (2024) Dark Patterns in Law and Economics Framework. Loyola Consumer Law Review, vol. 36, issue 1, pp. 90-120.
  11. Sharma S.J., Sharma I. (2023) Dark Patterns in a bright world: An analysis of the Indian Consumer Legal Architecture. International Journal on Consumer Law and Practice, vol. 11, pp. 123-146.
  12. Solove D.J., Hartzog W. (2014) The FTC and the New Common Law of Privacy. Columbia Law Review, vol. 114, pp. 583-676.
  13. Webb E. (2022) Doomsday Algorithm. How Facebook, Google, Microsoft, Microsoft, Apple and other corporations create artificial intelligence and why it will lead to disaster. Moscow: Eksmo, 400 p. (in Russ.)
  14. Yablonski D. (2022) Laws of UX-design. Saint Petersburg: BXV- Petersburg:, 160 p.
  15. Zuboff S. (2022) The Era of Supervisory Capitalism. The battle for human future on the new frontiers of power. Moscow: Gaidar Institute, 784 p. (in Russ.)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».