On the issue of rethinking the conceptual foundations of management as a social phenomenon

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Social and digital technologies are exposing the impact of governance on society. It acts as a factor that simultaneously solves problems and poses threats to all of humanity as a result of mistakes, personal interests, and unforeseen consequences. With the growing influence of management on social processes, questions arise not only about how management is structured, but also what place it occupies in society. There is a need to rethink the phenomenon of management. Despite the prevalence of the term “management,” its understanding is far from ambiguous. An additional complexity is associated with the absence in foreign scientific literature of a term identical to the Russian word “management”. The article proposes that management is understood as a social phenomenon manifested in the activities of individual and group subjects, which is aimed at interfering in the natural course of events to bring them into line with subjective ideas. In this interpretation, management serves as the basis for the emergence of an artificial component.To understand the place given to management in sociology, the article analyzes the main sociological paradigms based on the typologies of K.Dubar, R.Collins, J.Ritzer. In the usual dualism, objectivism-subjectivism, structure-agent, society-personality, macrosociology-microsociology and the desire to overcome them, management is given a secondary, auxiliary role, and disciplines studying management (sociology of management, sociology of organizations) are given the place of industrial sciences. Each of the sociological paradigms is a response to the challenges of its time. The modern world is characterized by the growth of man-made artificial reality with a simultaneous increase in uncertainty. This actualizes new challenges, the answers to which the author proposes to look for in the problem field of management, expanding it to a general sociological theory. For this purpose, the social space is described as the intersection of the “natural-artificial” and “determined-uncertain” axes.The author sees an important difference between the sociology of management and other disciplines in the study of not only what one should “know in order to foresee, and foresee in order to be able,” but also how this “can” can be realized. The study of management covers the theory and practice of social and, rising to abstract levels, it does not lose pragmatism (it takes into account how knowledge is applied by social individuals in practice to solve real social problems).

About the authors

Vasilij I. Demyanenko

Institute of Sociology of FCTAS RAS

Email: imhocorg@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1838-2081
SPIN-code: 4964-5600
ResearcherId: GQR-0620-2022
Junior researcher Moscow, Russia

References

  1. Ионин Л. Г. Технология социальная // Современная западная социология: словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов [и др.]. М. :Политиздат, 1990. 432 c. ISBN 5-250-00355-9.
  2. Аксёнова О. В. Парадигма социального действия: профессионалы в российской модернизации. М. : Институт социологии РАН, 2016. 304 с. ISBN 978-5-89697-260-0. EDN VYBENB.
  3. Щербина В. В. Социология управления, как специальная социолого-регулятивная теория, сосуществующая с социологией организаций и дополняющая её // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов : Сб. докладов VI Всерос. социол. конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020). Тюмень : РОС, 2020. С. 2519–2526. doi: 10.19181/kongress.2020.304. EDN GAOWVM.
  4. Щербина В. В. Рационализирующие диагностические управленческие социальные технологии. М. : Новый хронограф, 2018. 416 с. ISBN 978-5-94881-416-2. EDN VJMDEY.
  5. Мертон Р. Непреднамеренные последствия преднамеренного социального // Социологический журнал. 2009. № 2. С. 5–17. EDN PBDRMV.
  6. Тихонов А. В. От социологии менеджмента к социологии управления как научно-исследовательской программе // Социология власти. 2009. № 7. С. 7–16. EDN KZCTFX.
  7. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М. : Аграф, 1998. 472 с. ISBN 5-7784-0050-0.
  8. Коллинз Р. Четыре социологические традиции / Пер. В. Россмана. М. : Территория будущего, 2009. 320 c. ISBN 978-5-91129-051-1. EDN QOKNID.
  9. Dubar С. Sociologie – Les grands courants // Encyclopedia Universalis. 2009. Available at: https://www.universalis.fr/encyclopedie/sociologie-les-grands-courants/ (accessed: 05.05.2024).
  10. Тихонов А. В. Читая и перечитывая В. А. Ядова: отечественная социология сосредотачивается… // Социологическая наука и социальная практика. 2020. Т. 8, № 3(31). С. 196–204. doi: 10.19181/snsp.2020.8.3.7495. EDN ZNURTA.
  11. Гоббс Т. Левиафан / Пер. с англ. А. Гутермана. М. : АСТ, 2021. 800 с. ISBN 978-5-17-134365-1.
  12. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии : в 4 т. / Пер. с нем. под ред. Л. Г. Ионина. Том III. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 336 с. doi: 10.17323/978-5-7598-1515-0. EDN YXWORF.
  13. Штомпка П. Социология : Анализ современного общества / Пер. с польск. С. М. Червонной. М. : Логос, 2005. 664 с. ISBN 5-98704-024-8.
  14. Бернейс Э. Пропаганда / Пер. с англ. И. Ющенко. М. : Hippo Publishing, 2010. 176 с. ISBN 978-5-98999-019-1.
  15. Тарасенко В. Стратегии государственного управления: концепция 64 стратегем // Экономические стратегии. 2006. Т. 8, № 1(43). С. 92–97. EDN HRUGTF.
  16. Ashkenas К. Innovate with urgency – even when there’s no crisis // Harvard Business Review. 2020. Available at: https://hbr.org/2020/09/innovate-with-urgency-even-when-theres-no-crisis (accessed: 05.05.2024).
  17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М. : Политиздат, 1985. 128 с.
  18. Гараедаги Дж. Системное мышление. Как управлять хаосом и сложными процессами. Платформа для моделирования архитектуры бизнеса. Минск : Гревцов Букс, 2010. 480 с. ISBN 978-985-6926-03-0.
  19. Тихонов А. В. Социология управления : Теоретические основы. 2-е изд., доп. и пер. М. : Канон+, 2007. 472 c. ISBN 978-5-88373-153-1. EDN TVIOWP.
  20. Социология управления : теоретико-прикладной толковый словарь. М. : Красанд, 2015. 480 с. ISBN 978-5-396-00644-7. EDN UJTTVV.
  21. Parsons T. On building social system theory: a personal history // Deadalus. 1970. Vol. 99, No. 4. P. 826–881.
  22. Блур Д. Анти-Латур // Логос. 2017. Т. 27, № 1(116). С. 85–134. EDN YLPVPD.
  23. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура / Отв. ред. Л. П. Киященко, В. С. Степин. СПб : Мiръ, 2009. С. 249–295. EDN VNWETF.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».