Антифрикционные композиты на основе двухкомпонентного модифицированного фенолформальдегидного связующего

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Получены новые полимерные композиционные материалы (ПКМ) на основе смеси фенолформальдегидного и фталидсодержащего фенолформальдегидного связующих резольного типа, армированных полиоксадиазольным волокном, и исследованы их трибологические свойства. Изучено влияние содержания фталидсодержащего фенолформальдегидного полимера в двухкомпонентной смеси связующих на твердость поверхностного слоя, трибологические и термофрикционные свойства ПКМ в различных узлах сухого трения по стали. Показано, что полученные ПКМ по трибологическим и термофрикционным свойствам превосходят ПКМ на основе фенолформальдегидного или фталидсодержащего фенолформальдегидного связующих резольного типа.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Интенсивное развитие современных наукоемких технологий предъявляет повышенные требования к уровню эксплуатационных характеристик техники различной специализации (транспорт, добывающие и перерабатывающие комплексы, энергетическое оборудование, инженерные сооружения и др.). Использование в конструкциях машин и механизмов деталей, изготовленных из полимерных композиционных материалов (ПКМ), является одним из эффективных способов увеличения ресурса и энергоэффективности техники. Поэтому в последние годы наблюдается устойчивая тенденция по замене металлических элементов узлов трения на полимерные, в том числе в оборудовании, работающем в экстремальных условиях высоких нагрузок [1, 2].

Фенолформальдегидные (ФФ) смолы находят широкое применение в качестве связующих компонентов антифрикционных волокнонаполненных композиционных материалов. Это обусловлено более высокими эксплуатационными показателями трибо-изделий из ПКМ на их основе, по сравнению с другими термореактивными (например, эпоксидными) и термопластичными (полиамиды, полипропилен, поликарбонат и др.) полимерами [3–6].

Совершенствование методологии стабилизации процессов трения волокноармированных ПКМ на основе ФФ-связующих является актуальным направлением в развитии трибологических исследований. Изделия триботехнического назначения, полученные на основе ФФ-композитов, армированных полиоксадиазольным (ПОД) волокном, характеризуются значительно более высокой термостабильностью и стойкостью к истиранию по сравнению с ФФ-композитами на основе целлюлозных, углеродных, полиамидных, полиарамидных волокон [7–10]. Эти композиты относят к классу “антифрикционных органопластов”.

Перспективным подходом к созданию новых полимерных износостойких органопластов с улучшенными термическими, прочностными и трибологическими свойствами является химическая модификация ФФ-связующего жесткоцепным полимером. В качестве модификатора было выбрано ФФ-связующее резольного типа, содержащее фталидную группу (рис. 1), впервые полученное в 1967 г. В.В. Коршаком, В.А. Сергеевым и В.К. Шитиковым [11, 12].

Фталидсодержащее ФФ-связующее резольного типа ФФ-40 характеризуется повышенными прочностными, термическими характеристиками и высокими коксовыми числами, а также улучшенными трибологическими свойствами, по сравнению с ФФ-резолом, не содержащим фталидную группу [11–13].

С целью создания новых антифрикционных материалов, работоспособных в различных узлах сухого трения, в настоящей работе поставлены задачи: получение ПКМ, армированных ПОД-волокном, на основе двухкомпонентной смеси, состоящей из ФФ-связующего, традиционно применяемого в производстве листовых органопластов, и термостойкого жесткоцепного фталидсодержащего ФФ-связующего; изучение трибологических и термофрикционных свойств полученных ПКМ.

 

Рис. 1. Структурная формула ФФ-связующего резольного типа на основе фенола, фенолфталеина и формальдегида (ФФ-40).

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В качестве связующих использовали резольную фенолформальдегидную смолу ФЭЛ-03 (ТУ 2221-026-48090685-2014) и резольную фталидсодержащую ФФ-смолу марки ФФ-40 (методика синтеза описана в [12]) и их смеси в соотношениях (мас. %) 70 : 30, 30 : 70. Данные соотношения выбраны на основании предварительных исследований, которые показали, что ПКМ на основе двухкомпонентного связующего фенолформальдегидного (ФФ) и фенолфталеинформальдегидного (ФФ-40) полимеров в соотношении 50 : 50 характеризуются неудовлетворительными трибологическими свойствами.

Определение времени желатинизации проводили в соответствии с ГОСТ 901-2017 (п. 7.6) при Т = 150°С.

Тканевый армирующий наполнитель выполнен из термостойкого антифрикционного ПОД- волокна марки “Арселон” (Россия), свойства и роль которого в трении фенолформальдегидных композитов подробно исследованы в [7–10].

Все образцы для испытаний изготавливали по одинаковой технологии методом компрессионного прессования (Т = 160°С, Руд = 300 кгс см–2, время выдержки τ = 1 мин мм–1 толщины образца) из препрегов с содержанием связующего 40 мас. %.

Микротвердость поверхности определяли на приборе ПМТ-3 (Россия) при нагрузке 50 г.

Фрикционные испытания ПКМ проводили на торцевой машине трения И-47 (Россия). Применяли два типа стальных контртел:

– трехшариковое контртело: шарики диаметром 5.0 мм, изготовленные в соответствии с ГОСТ 3722-81, Ra 0.02, Руд = 10 МПа;

– втулка с торцевой поверхностью Ø22 × 12 мм, изготовленная из стали марки 30Х13 в соответствии с ГОСТ 5632-2014, полировка поверхности до Ra 0.2, Руд = 0.043 МПа.

Образцы испытывали в течение 30 мин при скорости вращения 0.5 м с–1. Массовый износ всех образцов определяли с точностью до 0.0001 г взвешиванием на аналитических весах до и после испытания.

Термофрикционные свойства образцов исследовали на торцевой машине трения И-47 с нагревательным элементом, расположенным вокруг места контакта контртела и образца. Образец нагревали от комнатной температуры до 180°С со скоростью 10°С мин–1. Испытания проводили при скорости вращения 0.5 м с–1 и нагрузке 0.17 МПа. Замер температуры в зоне фрикционного контакта осуществляли непрерывно на расстоянии 1 мм от поверхности контр- тела с помощью термопары.

 

Рис. 2. Зависимость времени желатинизации связующих (1) и микротвердости поверхности отпрессованных ПКМ (2) от содержания фталидсодержащего компонента ФФ-40 в ФФ-связующем.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Для разработки многокомпонентных систем определение времени желатинизации является важным технологическим этапом. При увеличении количества фталидсодержащего связующего ФФ-40 в смеси с ФФ-связующим время желатинизации возрастает (рис. 2, кривая 1). Время желатинизации для связующих ФФ-40 и ФФ составило 118 и 94 с соответственно. Более высокое значение времени желатинизации в случае связующего ФФ-40 обусловлено наличием в его макромолекуле объемного фталидного фрагмента, нереакционноспособного при данных условиях переработки и эксплуатации, затрудняющего сшивание реактопласта и способствующего образованию редкосшитой структуры полимера [11–13].

Исследование микротвердости поверхности образцов ПКМ, полученных методом компрессионного прессования в одинаковых условиях, показало, что с увеличением содержания фталидсодержащего связующего ФФ-40 в смеси с ФФ-связующим происходит снижение значений микротвердости поверхности (рис. 2, кривая 2). Можно предположить, что это связано с редкосшитой структурой макромолекул двухкомпонентного связующего, которая является менее жесткой по сравнению со сшитой структурой ФФ-связующего.

Исследование трибологических свойств полученных ПКМ выполнено по двум схемам трения: “шарик–диск” и “диск–втулка”. На начальном этапе трения (до 30 мин) природа армирующих волокон оказывает минимальное влияние на коэффициент трения, поскольку поверхность тканевых образцов покрыта слоем полимерного связующего [10].

На рис. 3 представлены данные исследования трибологических свойств ПКМ по схеме трения “шарик–диск”, благодаря которой удается достичь достаточно высокого давления и минимальной площади контакта в узле трения. При такой схеме трения развитие фрикционного нагрева сводится к минимуму [14, 15]. Для ПКМ на основе фталидсодержащего связующего ФФ-40 характерны более высокие показатели коэффициента трения µ и износа I, по сравнению с ПКМ на основе ФФ-связующего, что может быть обусловлено пониженной твердостью поверхностного слоя, приводящей к локализации ПОД-волокон на поверхности и изменению механизма трения [10]. Необходимо отметить, что в двухкомпонентной системе связующих наблюдается другая зависимость – введение фталидсодержащей смолы ФФ-40 в ФФ-связующее ПКМ способствует значительному снижению коэффициента трения и амплитуды его колебания. Наилучшие трибологические показатели достигнуты при содержании фталидсодержащего связующего ФФ-40, равном 30 мас. %, в смеси с ФФ-связующим (рис. 3).

 

Рис. 3. Зависимость коэффициента трения и амплитуды его колебания (1) и износа (2) ПКМ от содержания фталидсодержащего компонента ФФ-40 в ФФ-связующем при сухом трении стальными шариковым контртелом.

 

Коэффициент взаимного перекрытия при трении контртелом “втулка” равен 1, что почти соответствует реальным условиям эксплуатации деталей из ПКМ, поскольку они широко применяются в производстве подшипников скольжения, втулок, вкладышей и др. При трибологических испытаниях ПКМ на основе ФФ-связующего (рис. 4) наблюдается достаточно высокая амплитуда колебаний коэффициента трения (от 0.19 до 0.33) и повышенный износ (1.2 мг). В то же время, в случае ПКМ на основе фталидсодержащего связующего ФФ-40, несмотря на более высокий показатель коэффициента трения (0.3), характер процесса трения является стабильным (амплитуда колебания коэффициента трения – от 0.28 до 0.32), а износ составил 0.3 мг. Минимальный коэффициент трения (0.21) достигается в системе с преобладанием ФФ-связующего, а минимальный износ (0.2 мг) – в системе с преобладанием фталидсодержащего связующего ФФ-40 (рис. 4).

 

Рис. 4. Зависимость коэффициента трения и амплитуды его колебания (1) и износа (2) ПКМ от содержания компонента ФФ-40 в ФФ-связующем при сухом трении стальным контртелом “втулка”.

 

Таким образом, независимо от схемы трения (“шарик–диск” или “втулка–диск”) ПКМ на основе смесей фталидсодержащего ФФ-40 и ФФ-связующих обладают лучшими трибологическими свойствами, по сравнению с ПКМ на основе однокомпонентных связующих ФФ-40 или ФФ.

При исследовании термофрикционных зависимостей ПКМ, представленных на рис. 5, показано, что более высокая степень поперечной межмолекулярной сшивки матрицы ПКМ на основе ФФ-связующего в условиях испытаний негативно влияет на его трибологические свойства (рис. 5, кривая 1) – коэффициент трения менее стабилен и при 140–160°С достигает максимальных значений (более 0.8). При дальнейшем увеличении температуры происходит резкое снижение коэффициента трения, что может быть обусловлено увеличением скорости изнашивания более твердой и хрупкой матрицы, а также более высокой интенсивностью усталостного изнашивания с образованием “третьего тела” (механизм фрикционного переноса) [16].

 

Рис. 5. Зависимость коэффициента трения от температуры для ПКМ на основе ФФ-связующего (1), фталидсодержащего связующего ФФ-40 (2) и их смесей, содержащих 30 мас. % ФФ-40 (3) и 70 мас. % ФФ-40 (4).

Процесс трения ПКМ на основе фталидсодержащего связующего ФФ-40 (рис. 5, кривая 2) и его смесей с ФФ-связующим, содержащих ФФ-40 (30 и 70 мас. % соответственно) (рис. 5, кривые 3, 4), характеризуется большей стабильностью и низкими значениями коэффициента трения, по сравнению с ПКМ на основе ФФ-связующего. Это свидетельствует не только о высокой термостойкости фталидсодержащего ФФ-связующего, но и о его способности создавать положительный градиент механических свойств [14] при трении ПКМ в условиях динамически возрастающей температуры внешней среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе впервые изучено влияние состава двухкомпонентной смеси резольных фенолформальдегидных и фталидсодержащих фенолформальдегидных связующих на твердость поверхностного слоя, трибологические и термофрикционные свойства ПКМ, армированных полиоксадиазольным волокном. Показана эффективность применения фталидсодержащих фенолформальдегидных олигомеров в качестве модифицирующей добавки, обеспечивающей регулируемую редкосшитую структуру промышленных фенолформальдегидных связующих. Полученные ПКМ обладают улучшенными трибологическими и термофрикционными свойствами по сравнению с ПКМ на основе фенолформальдегидного или фталидсодержащего фенолформальдегидного связующих резольного типа. Результаты выполненного исследования имеют существенное значение при разработке ПКМ со свойствами, регулируемыми в широком диапазоне, благодаря использованию многокомпонентных связующих.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Работа выполнена в рамках Государственного задания № 075-00697-22-00 Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

СОБЛЮДЕНИЕ ЭТИЧЕСКИХ СТАНДАРТОВ

В данной работе исследования на человеке или животных не проводились.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы данной работы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

×

Об авторах

М. О. Панова

Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: maxi4@list.ru
Россия, 119334 Москва

Д. И. Буяев

Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова Российской академии наук

Email: maxi4@list.ru
Россия, 119334 Москва

В. В. Шапошникова

Институт элементоорганических соединений им. А.Н. Несмеянова Российской академии наук

Email: maxi4@list.ru
Россия, 119334 Москва

Список литературы

  1. Ren Y., Zhang L., Xie G., Li Z., Chen H., Gong H., Xu W., Guo D., Luo J. // Friction. 2021. V. 9. P. 429–470. https://doi .org/10.1007/s40544-020-0446-4
  2. Rodiouchkina M., Lind J., Pelcastre L., Berglund K., Rudolphi Å.K., Hardell J. // Wear. 2021. V. 484. P. 204027. https://doi .org/10.1016/j.wear.2021.204027
  3. Торлова А.С., Виткалова И.А., Пикалов Е.С. // Научное обозрение. Технические науки. 2017. № 2. С. 96–114.
  4. Burmistr M.V., Boiko V.S., Lipko E.O., Gerasimenko K.O., Gomza Yu.P., Vesnin R.L., Kovalenko V.L. // Mech. Compos. Mater. 2014. V. 50. P. 213–222. https://doi .org/10.1007/s11029-014-9408-0
  5. Senthilkumar K., Siva I., Karthikeyan S., Pulikkalparambil H., Parameswaranpillai J., Sanjay M.R., Siengchin S. Mechanical, structural, thermal and tribological properties of nanoclay based phenolic composites. In: Composites science and technology. Phenolic polymers based composite materials. Jawaid M., Asim M. (eds.). Springer, Singapore, 2021. pp. 123–138. https://doi .org/10.1007/978-981-15-8932-4_8
  6. Bakri M.K.B., Rahman M.R., Matin M.M. Cellulose reinforcement in thermoset composites. In: Fundamentals and recent advances in nanocomposites based on polymers and nanocellulose. Elsevier, 2022. pp. 127–142. https://doi .org/10.1016/B978-0-323-85771-0.00011-7
  7. Sazanov Yu.N., Dobrovol’skaya I.P., Lysenko V.A., Sal’nikova P.Yu., Kosyakov D.S., Pokryshkin S.A., Fedorova G.N., Kulikova E.M. // Russ. J. Appl. Chem. 2015. V. 88. № 8. P. 1304–1310. https://doi .org/10.1134/S1070427215080121
  8. Buyaev D.I., Krasnov A.P., Naumkin A.V., Yudin A.S., Afonicheva O.V., Golub A.S., Goroshkov M.V., Buzin M.I. // J. Frict. Wear. 2016. V. 37. P. 351–357. https://doi .org/10.3103/S106836661604005X
  9. Sharifullin S.N., Denisov V.A., Zadorozhny R.N., Kudryashova E.Y., Reschikov E.O., Izikaeva A.I. // Tribol. Ind. 2020. V. 42. № 1. P. 81–88. https://doi .org/10.24874/ti.2020.42.01.08
  10. Yudin A.S., Buyaev D.I., Afonicheva O.V., Goryacheva I.G., Krasnov A.P. // J. Frict. Wear. 2013 V. 34. P. 245–252. https://doi .org/10.3103/S1068366613040120
  11. Сергеев В.А., Коршак В.В., Шитиков В.К. // Высокомолекулярные соединения А. 1967. Т. 9А. № 9. С. 1952–1957.
  12. Коршак В.В., Сергеев В.А., Шитиков В.К., Северов А.А., Назмутдинова И.Х., Желтакова С.Г., Бурлуцкий В.Ф., Киселев Б.А., Яременко В.В. // Высокомолекулярные соединения. 1968. Т. 10. № 5. C. 1085–1091.
  13. Панова М.О., Краснов А.П., Горбунова И.Ю., Клабукова Л.Ф., Салазкин С.Н., Езерницкая М.Г. // Пластические массы. 2020. № 9–10. P. 53–55. https://doi .org/10.35164/0554-2901-2020-9-10-53-55
  14. Крагельский И.В. Трение и износ. М.: Машиностроение, 1968. 480 с.
  15. Горячева И.Г., Маховская Ю.Ю., Морозов А.В., Степанов Ф.И. Трение эластомеров. Моделирование и эксперимент. М.–Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2017. 204 с.
  16. Чичинадзе А.В., Левин А.Л., Бородулин М.М., Зиновьев Б.В. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, 1988. 328 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Структурная формула ФФ-связующего резольного типа на основе фенола, фенолфталеина и формальдегида (ФФ-40).

Скачать (100KB)
3. Рис. 2. Зависимость времени желатинизации связующих (1) и микротвердости поверхности отпрессованных ПКМ (2) от содержания фталидсодержащего компонента ФФ-40 в ФФ-связующем.

Скачать (310KB)
4. Рис. 3. Зависимость коэффициента трения и амплитуды его колебания (1) и износа (2) ПКМ от содержания фталидсо- держащего компонента ФФ-40 в ФФ-связующем при сухом трении стальными шариковым контртелом.

Скачать (130KB)
5. Рис. 4. Зависимость коэффициента трения и амплитуды его колебания (1) и износа (2) ПКМ от содержания компонен- та ФФ-40 в ФФ-связующем при сухом трении стальным контртелом “втулка”.

Скачать (135KB)
6. Рис. 5. Зависимость коэффициента трения от температуры для ПКМ на основе ФФ-связующего (1), фталидсо- держащего связующего ФФ-40 (2) и их смесей, содержащих 30 мас. % ФФ-40 (3) и 70 мас. % ФФ-40 (4).

Скачать (480KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).