Спектрально-люминесцентные характеристики органических сцинтилляторов UPS-923A после воздействия ионизирующего излучения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследовано влияние гамма- и электронного облучения на оптическое и инфракрасное поглощения, а также на фотолюминесценцию образцов с полистирольной PS-основой и добавками pTP и POPOP. Обнаружено уменьшение интенсивности люминесценции облученных образцов в областях 300–380 нм и 380–500 нм, которое коррелирует с изменениями спектров инфракрасного поглощения образцов, что связано с деградацией структуры ароматического бензольного кольца в матрице полимерной основы и деструкцией добавок.

Полный текст

Органические пластиковые сцинтилляторы из-за таких уникальных свойств, как высокое оптическое пропускание, быстрое время нарастания и затухания сцинтилляционного сигнала, широко используются как одни из базовых в детекторах высокоэнергичных ядерных частиц во всех современных ускорителях, а также в астрофизических и нейтринных экспериментах [1, 2], где генерация быстрых импульсов сигнала обеспечивает эффективный сбор данных. В связи с большой модернизацией LHC, строительством таких новых ускорителей, как NICA, FAIR, FCC и др., в последние годы интерес к исследованиям радиационно-стимулированных характеристик органических пластиковых сцинтилляторов (ОПС) сильно вырос [2]. Сцинтилляционные детекторы используются для определения энергий и восстановления пути частиц через процесс люминесценции за счет взаимодействия ионизирующего излучения со сцинтиллятором. По сравнению с неорганическими детекторами, органические пластиковые детекторы легко изготавливаются и, следовательно, экономически выгодны при покрытии больших площадей, например, детекторы ATLAS [3].

В процессе прохождения ионизирующей частицы через ОПС частица теряет свою энергию на ионизацию основы сцинтиллятора, а также на возбуждение молекул основы сцинтиллирующего материала. Энергия ионизирующих излучений через π-электроны передается молекулам основы, переведя их в более высокоэнергетические (возбужденные) состояния. Обратные переходы молекул из возбужденного в основное состояние, как правило, происходят через синглетное S1- и, очень редко, через триплетное Т1-состояние. В первом случае испускается флюоресценция – люминесценция с быстрым временем распада (τ~10−9–10−8 с), а во втором – фосфоресценция – люминесценция с медленным временем распада (τ~10−4 с) [2].

Обычно применяемые матрицы для ОПС – полистирол PS (C8H8)n или поливинилтолуол PVT (C9H10)n – характеризуются большим самопоглощением, т.е. испускаемая люминесценция почти полностью поглощается в самой матрице, и по этой причине для возбуждения сцинтилляции в матрицу добавляются активаторы – люминесцирующие добавки (ЛД). Энергия возбужденных молекул основы благодаря диполь-дипольным взаимодействиям безызлучательно передается молекулам активатора, в результате чего активаторы переходят в возбужденное состояние.

Наиболее часто применяемыми ЛД являются 1–2% PPO (C15H11NO), pTP (С18H14) и PBD (C24H22N2O). При возвращении возбужденных молекул активатора в основное состояние испускаются фотоны люминесценции в области спектра около 370 нм. Однако их свечение расположено в неудобной для регистрации области спектра. Поэтому для смещения сцинтилляционного свечения в удобную для регистрации область используют спектросмещающие добавки типа 0.01–0.04% РОРОР (С24Н16N2О), области возбуждения люминесценции которых перекрываются с областью свечения активаторов [2].

Взаимодействие ионизирующего излучения в полях радиации с пластиковыми сцинтилляторами приводит к деградации их свойств [4–6]. Согласно Сонкаваде и др. [7], в процессе облучения свойства сцинтилляторов существенно изменяются в зависимости от структуры материала мишени, плотности потока энергии, характера и вида излучения. Некоторые из этих структурных модификаций представляют собой разрыв полимерной цепи, усиление поперечного сшивания, разрыв существующих и образование новых химических связей. Эти повреждения приводят к значительному снижению светового выхода сцинтиллятора и, как следствие, к ошибкам в получаемых результатах.

Целью данной работы является исследование влияния гамма- и электронного облучения на оптическое и инфракрасное поглощения, а также на фотолюминесценцию (ФЛ) образцов органических сцинтилляторов UPS-923A, широко эксплуатируемых в физике высоких энергий в качестве детекторов, а также в других сферах науки и техники.

ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Исследуемые пластиковые сцинтилляторы состоят из полистироловой (С8H8)n (PS) основы, легированной люминесцирующей добавкой 2% п-терфенилом С18Н14 (рTP) и спектросмещающей добавкой 0.03% дифенилоксазолилбензолом C24H16N2O (POPOP) [2, 8]. Основа полистиролов представляет собой синтетическую структуру ароматических бензольных колец, которые влияют на сцинтилляционные свойства пластмассы. Образцы были приготовлены в Институте сцинтилляционных материалов (ИСМА, Харьков). Они были вырезаны и отшлифованы до размеров 3.2 × 3.2 см при толщине 2 мм.

Образцы облучались гамма-лучами источника 60Со в гамма-установке бассейнового типа в пределах дозы 105–109 рад и электронами на ускорителе “Электроника У-003” с энергией электронов 2 МэВ (энергия электронов выбиралась с учетом толщины образца) и плотностью тока пучка 0.085 μ A/cм2, при флюенсах электронов f~1016 э/cм2. Оба облучения проведены в Институте ядерной физики АН РУз. Спектры оптического поглощения снимались на спектрофотометре Lambda 35 (PerkinElmer, США). Измерения спектров люминесценция проведены на флуоресцентном спектрофотометре Cary Eclipse в спектральной области 190–1100 нм. Спектры инфракрасного (ИК) поглощения регистрировали в спектральной области 400−4000 см−1 на спектрометре (iS50 Nicolet, Thermoscience). Все измерения проведены при температуре 300 К.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Спектры оптического поглощения (ОП) всех исследуемых образцов до и после облучения представлены на рис. 1, край поглощения находится около 400 нм.

 

Рис. 1. Спектры поглощения исходного (1) и облученного электронами 1 ∙ 1015 cм–2 (2) и гамма-лучами дозой 107 рад (3) образцов UPS (a); разностные спектры (б) для 2 и 1 (4), 3 и 1 (5).

 

После гамма- и электронного облучения происходит увеличение интенсивности поглощения в видимой и ближней инфракрасной области спектра в виде широкой неэлементарной полосы поглощения (рис. 1а). На разностных спектрах гамма-облученных и исходных образцов обнаружены полосы поглощения с максимумами при 405, 470–500 и 520 нм (рис. 1б).

В спектрах ФЛ образцов UPS-923A в области длин волн 300–380 нм и 380–500 нм наблюдаются группы полос свечения (рис. 2а, б), относящихся к флуоресценции ЛД 2% п-терфенила С18Н14 (рTP) и спектросмещающей добавки 0.03% дифенилоксазолилбензола C24H16N2O (POPOP) соответственно [2, 9]. Установлено, что после гамма- и электронного облучения образцов интенсивности обеих групп люминесценции уменьшаются, что может быть обусловлено деградацией структуры ароматического бензольного кольца в матрице полимерной основы и деструкцией структуры добавок.

 

Рис. 2. Спектры ФЛ, возбужденные на полосе 300 нм (а) и 350 нм (б) исходного (1), электронно-облученного с флюенсом 1016 э/см2 (2) и гамма-облученного дозой 107 рад (3).

 

Сопоставление спектров люминесценции необлученных и облученных образцов при возбуждении на 300 и 350 нм показало (рис. 3), что после облучения образцов ОПС гамма-лучами и электронами происходит уменьшение интенсивности люминесценции ЛД в области 300–380 нм и спектросмещающих добавок в области 380–500 нм. При этом свечение спектросмещающих добавок уменьшается сильнее, чем свечение ЛД.

 

Рис. 3. Нормированные спектры фотолюминесценции, возбужденные на полосе 300 нм (а) и 350 нм (б) исходного (1), электронно-облученного флюенсом 1016 э/см2 (2) и гамма-облученного дозой 107 рад (3).

 

Как известно [10], молекулы PPO и POPOP содержат два ароматических кольца, соединенных мостовой группой, и две фенильные группы (C6H5) на каждом кольце. Фенильные группы обусловливают поглощение света, а мостовая группа облегчает перенос возбужденного состояния на другие части молекулы. Кроме того, при облучении полимеров PS, PTP и POPOP наблюдается разрыв преимущественно химической связи С=Н как в группах СН3 и –СН=СН2, так и в бензольных кольцах с образованием различных радикалов [2, 9]. Эти радикалы отчетливо проявляются в ИК-спектрах.

На рис. 4 приведены ИК-спектры облученных образцов. В разностных спектрах поглощения облученного и исходного образцов эти изменения четко видны, т.е. увеличение интенсивности одних линий и уменьшение других линий (рис. 4б). В облученных образцах видно увеличение интенсивности пика в диапазоне 450–1000 cм–1. Пик при 500–650 cм–1 соответствует пику колебаний алициклической или алифатической цепи (C–H) [11]. Рост интенсивности пика в диапазоне 450–1000 cм–1 после облучения образцов может быть связан с увеличением числа связей С–Н в результате возможного нарушения структур ароматического бензольного кольца в матрице полимерной основы.

 

Рис. 4. ИК-спектры исходного (1), гамма-облученного дозой 107 рад (2) и электронно-облученного флюенсом 1016 э/cм2 (3) образцов UPS – 923A (а); разности спектров 2 и 1 (4), 3 и 1 (5) (б).

 

Эти повреждения, объясняющие причину снижения выхода люминесценции, более подробно описаны в работе Л. Торриси [12]. Повреждение бензольного кольца матрицы и добавки напрямую влияют на процесс сцинтилляции в материале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, после гамма- и электронного облучения наблюдаются уменьшение интенсивности полос люминесценции в области 300–380 нм и 380–500 нм. Это связано с деградацией структур ароматического бензольного кольца в матрице полимерной основы и деструкцией в составе добавок. Нормированные спектры люминесценции показывают, что интенсивность свечения добавки (380–500 нм) уменьшается более сильно, чем свечение полистирола (300–380 нм) после облучения. Повреждение структур бензольного кольца и добавок приводит к снижению выхода люминесценции и может оказывать прямое влияние на процесс сцинтилляции в материале. ИК-спектры облученных образцов показывают, что изменение в спектрах поглощения может быть обусловлено увеличением числа радикальных связей, создаваемых в результате облучения.

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы выражают благодарностью к.ф.-м.н. Х.Т. Назарову за помощь в регистрации спектров ИК-поглощения.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Работа выполнена в рамках бюджетной темы по Программе НИР Института ядерной физики АН РУз, Приложение №. 1 к Указу Президента Республики Узбекистан № 1. ПП-4526 от 21.11.2019.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Авторы работы заявляют, что у них нет конфликта интересов.

×

Об авторах

Ш. Ирисов

Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана

Автор, ответственный за переписку.
Email: izzatilloh@yahoo.com
Узбекистан, Ташкент

И. Нуритдинов

Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана

Email: izzatilloh@yahoo.com
Узбекистан, Ташкент

К. Х. Саидахмедов

Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана

Email: izzatilloh@yahoo.com
Узбекистан, Ташкент

З. У. Эсанов

Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана

Email: esanov@inp.uz
Узбекистан, Ташкент

Б. С. Юлдашев

Институт ядерной физики Академии наук Узбекистана

Email: esanov@inp.uz

иностранный член РАН, академик АН Узбекистана

Узбекистан, Ташкент

Список литературы

  1. Knoll G.F. Radiation detection and measurement. Michigan: John Wiley & Sons, 1999. P. 220–222.
  2. Kharzheev Y.N. Radiation hardness of scintillation detectors based on organic plastic scintillators and optical fibers // Physics of Particles and Nuclei. 2019. V. 50. P. 42–76. https://doi.org/10.1134/S1063779619010027
  3. Baranov V. et al. Effects of neutron radiation on the optical and structural properties of blue and green emitting plastic scintillators // Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section B: Beam Interactions with Materials and Atoms. 2018. V. 436. P. 236–243. https://doi.org/10.1016/j.nimb.2018.10.002
  4. Afanasiev S.V. et al. Light Yield Measurements of “Finger” Structured and Unstructured Scintillators after Gamma and Neutron Irradiation // Nucl. Instr. Meth. A. 2016. V. 818. P. 26–31. https://doi.org/10.1016/j.nima.2016.02.045
  5. Afanasiev A.Y. et al. Changes in the Characteristics of Y-11 and O-2 Re-Emitting Fibers under Gamma Irradiation // Optics and Spectroscopy. 2020. V. 128. №. 12. P. 2081–2084. https://doi.org/10.1134/S0030400X2012084X
  6. Afanasev S.V. et al. Optical Characteristics of Gamma-Radiated Polymeric Scintillators // Optics and Spectroscopy. 2020. V. 128. №. 9. P. 1359–1363. https://doi.org/10.1134/S0030400X20090271
  7. Sonkawade R.G. et al. Effects of gamma ray and neutron radiation on polyaniline conducting polymer // Indian J. Pure Appl. Phys. 2010. V. 48. P. 453–456.
  8. Artikov A. et al. Properties of the Ukraine polystyrene-based plastic scintillator UPS 923A // Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section A: Accelerators, Spectrometers, Detectors and Associated Equipment. 2005. V. 555. № 1/2. P. 125–131. https://doi.org/10.1016/j.nima.2005.09.021
  9. Chakraborty S., Harris K., Huang M. Photoluminescence properties of polystyrene-hosted fluorophore thin films // AIP Advances. 2016. V. 6. № 12. P. 125113. https://doi.org/10.1063/1.4972989
  10. Torrisi L. Radiation damage in PVT (polyvinyltoluene) induced by energetic ions // Radiation effects and defects in solids. 1998. V. 145. № 4. P. 271–284. https://doi.org/10.1080/10420159808223995
  11. Silverstein R.M., Bassler G.C. Spectrometric identification of organic compounds // J. Chemical Education. 1962. V. 39. № 11. P. 546. https://doi.org/10.1021/ed039p546
  12. Torrisi L. Radiation damage in polyvinyltoluene (PVT) // Radiation Physics and Chemistry. 2002. V. 63. № 1. P. 89–92. https://doi.org/10.1016/S0969-806X(01)00487-X

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Спектры поглощения исходного (1) и облученного электронами 1 ∙ 1015 cм–2 (2) и гамма-лучами дозой 107 рад (3) образцов UPS (a); разностные спектры (б) для 2 и 1 (4), 3 и 1 (5).

Скачать (98KB)
3. Рис. 2. Спектры ФЛ, возбужденные на полосе 300 нм (а) и 350 нм (б) исходного (1), электронно-облученного с флюенсом 1016 э/см2 (2) и гамма-облученного дозой 107 рад (3).

Скачать (93KB)
4. Рис. 3. Нормированные спектры фотолюминесценции, возбужденные на полосе 300 нм (а) и 350 нм (б) исходного (1), электронно-облученного флюенсом 1016 э/см2 (2) и гамма-облученного дозой 107 рад (3).

Скачать (109KB)
5. Рис. 4. ИК-спектры исходного (1), гамма-облученного дозой 107 рад (2) и электронно-облученного флюенсом 1016 э/cм2 (3) образцов UPS – 923A (а); разности спектров 2 и 1 (4), 3 и 1 (5) (б).

Скачать (121KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».