Removal of the stress field singularity for the Williams problem (1952) basing on a non-Euclidean continuum model

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

A singular solution for the elastic stress field in the Williams problem on the equilibrium of plates with corner cutouts is considered. A scheme has been constructed for the minimal expansion of the classical elastic continuum model without taking into account the Saint-Venant compatibility conditions for deformations, which leads to a non-Euclidean continuum model. Within this model framework, the total stress field is shown to contain no singularity for all cutout angles.

Full Text

В механике сплошной среды хорошо известен факт существования сингулярных решений для компонент поля напряжений σij в задачах теории упругости о равновесии пластин с угловыми вырезами [1]. Построенное Вилльямсом [1] такое решение для плоских конфигураций связано с введением функции напряжения Эйри Ψ. При выполнении уравнений равновесия Коши

σ11x1+σ12x2=0,  σ21x1+σ22x2=0 (1)

решение для σij записывается через Ψ в виде

σ11=2Ψx2x2, σ22=2Ψx1x1, σ12=σ21=-2Ψx1x2. (2)

В классической теории упругости функция напряжений Ψclas удовлетворяет бигармоническому уравнению [2]:

Δ2Ψclas=0. (3)

В [1] выбирается регулярное решение χ для этого уравнения в полярной системе координат (r,φ):

χ=rλ+1[b1cos(1+λ)φ+b2sin(1+λ)φ+b3cos(1λ)φ+b4sin(1λ)φ], (4)

где λ – параметр, b1,b2,b3,b4 – постоянные. В [1] показано, что параметр λ < 1 при углах выреза пластины между π и 2π. Поскольку компоненты поля упругих напряжений τij равны

τrr=1r22χφ2+1rχr, τφφ=2χr2,

τrφ=1r2χφ-1r2χrφ, (5)

то из (4), (5) следует, что они проявляют сингулярное поведение ~rλ−1 → ∞ при r → 0. Именно на эту сингулярность поля упругих напряжений указал Вилльямс [1] и предложил асимптотический метод их исследования в окрестности угла выреза. В дальнейшем подход Вилльямса вошел в фольклор механики упругости [2], а в современных работах [3] предложены идеи использовать этот подход в вычислительных методах для повышения их эффективности в узлах сетки вблизи вершины угла. С другой стороны, в физических теориях прочности и пластичности [4] сингулярности полей напряжений также рассматриваются и предлагаются способы их удаления. Тем не менее, для сингулярности Вилльямса такого способа не представлено в научной литературе, поэтому целью данной работы является восполнение данного пробела.

Следует заметить, что поля, определяемые соотношением (2), принадлежат к более широкому классу напряжений: они являются самоуравновешенными. Это означает [5], что сила, действующая на выбранную область среды, равна нулю и суммарный момент сил внутренних напряжений обращается в нуль. Математически сформулированные условия записываются соответственно в виде:

Sσijnjdl=0,Mik=S(σijxkσkjxi)njdl=0, (6)

где S – площадь, занимаемая телом; S – граница этой области, nj – направляющие косинусы внешней нормали к границе области. Самоуравновешенные поля напряжений в инженерной литературе также называются остаточными напряжениями – это напряжения, которые существуют внутри материала или тела, когда на него не действуют внешние силы. При экспериментальном исследовании [4] этих полей не наблюдается их сингулярного поведения, хотя они могут иметь значения, сравнимые с напряжениями, возникающими при внешних воздействиях. Описание этих полей на основе классической теории упругости, т.е. используя соотношения (2), (3) для функции напряжения, приводит к сингулярностям. Однако возникшее противоречие может быть преодолено на основе обобщения классической теории.

Возможный подход в этом направлении был предложен С.К. Годуновым [6] и связан с расширением геометрических оснований классической теории упругости. Хорошо известно, что шесть компонент классического тензора деформаций εij выражаются только через три компоненты вектора перемещений, поэтому функции εij не могут быть произвольными и должны удовлетворять дополнительным ограничениям, которые в механике сплошной среды называются условиями совместности для деформаций. Эти условия сводятся к тому, что тензор Римана–Кристоффеля, вычисленный для метрического тензора деформации gij=δij2εij [6], обращается в нуль. С геометрической точки зрения это означает, что пространство, соответствующее данной метрике, являются евклидовым. Однако Годуновым было замечено, что классические компоненты деформаций εij не совпадают в общем случае с деформациями Eij, определяемыми через реологическое соотношение между компонентами поля напряжений и деформаций даже для линейной связи (8) (в [6] поля Eij называются эффективными). Поэтому тензор Римана–Кристоффеля, вычисленный для эффективного метрического тензора деформации Gij = δij − 2Eij, в общем случае не равен нуля, т.е. пространство для описания эффективных деформаций становится неевклидовым. Таким образом, общая идея при обобщении классической теории состоит в отказе от классических условий совместности, что приводит к необходимости построения неевклидовой модели сплошной среды.

Используем сформулированную идею при анализе проблемы Вилльямса. Известно, что в двумерном случае тензор Римана–Кристоффеля определяется единственной компонентой [7], и для рассматриваемых нами малых деформаций | Eij | << 1 отличие ее от нуля задается через функцию несовместности:

R2=2E11x2x2+2E22x1x122E12x1x2. (7)

В классической теории упругости R = 0, что соответствует выполнению условий совместности для деформаций (условия Сен-Венана) и существованию таких функций u1,u2, что Eij=ui/xj+uj/xi/2. В механике сплошной среды функции u1,u2 определяют поле смещений точек среды и Eij совпадают с классическими компонентами деформаций: Eij = εij.

Переход к неевклидовой модели сплошной среды связан с предположением, что R ≠ 0. Реологическое соотношение между компонентами поля напряжений и эффективными деформациями Eij оставим линейным как в классической теории (закон Гука):

σij=λδijEkk+2μEij, (8)

где λ, µ – феноменологические параметры Ламе, δij – символ Кронекера. Выразим Eij из (8) и подставим в (7), что приводит к уравнению для σ = σjj:

Δσ=μ1νR,ν=λ2(λ+μ).

Используя (2), получаем уравнение для функции напряжений Ψ:

Δ2Ψ=μ1νR. (9)

Таким образом, при расширении классической теории мы получили неоднородное бигармоническое уравнение для функции напряжения (9). Поскольку оно является линейным, то его решение Ψ можно представить в виде суммы классической функции напряжений Ψclas и дополнительного вклада Ψnon−clas:

Ψ=Ψclas+Ψnonclas, (10)

где Ψnon−clas – частное решение (9). Подставляя (10) в (2), получаем следующие представления для компоненты поля напряжений:

σ11=τ11+T11, τ11=2Ψclasx2x2, T11=2Ψnon-clasx2x2,

σ22=τ22+T22, τ22=2Ψclasx1x1, T22=2Ψnon-clasx1x1,(11)

σ12=τ12+T12, τ12=2Ψclasx1x2, T12=2Ψnon-clasx1x2,

Из (11) видно, что структура поля внутренних напряжений складывается из классического поля упругих напряжений τij и неклассического поля напряжений Tij, определяемого через функцию несовместности R.

Функция R использовалась при формулировке моделей сплошных сред с внутренней структурой [8], и в предположении квадратичной зависимости внутренней энергии среды от термодинамических переменных было получено уравнение для R в следующем виде:

2R = γR, γ ≠ 0, (12)

где параметр γ характеризует размер внутренней пространственной структуры. Перейдем к безразмерным переменным xixi/γ4 и выполним перенормировку для σjj, Ψ, R, полагая σjj → µσjj, Ψ → Ψµ/γ, R → Rγ(1-ν), получаем

2Ψ = R, ∆2R = R, (13)

Тогда из (10), (13) следует, что Ψnon−clas удовлетворяет следующему уравнению:

2Ψnon−clas = Ψnon−clas. (14)

При построении решений уравнений (3), (14) выберем из них такие, чтобы полное поле σjj (11) не имело сингулярного поведения при r → 0. Это обеспечивается при условии, что возможные сингулярности компонент τij, Tij взаимно компенсируются и разложение функции напряжений (10) по степеням r при r → 0 начинается со слагаемых не ниже r2. Далее будет показано, что такое разложение в рамках предложенных модельных представлений реализуется (см. (21)).

Сначала заметим, что класс решений уравнения (3) является более широким, чем тот, который указан в [1]. Действительно, полагая Ψclas=r1+sF(φ) в (3), получаем уравнение для F(φ):

rs1(1s)2+2φ2(1+s)2+2φ2F(φ)=0.

Если выбрать s = λ , 0 < λ < 1, то

Ψclas=rλ+1b1cos(1+λ)φ+b2sin(1+λ)φ+b3cos(1-λ)φ+b4sin(1-λ)φ

и построенное решение Ψclas для совпадает с χ (4). Если параметр 1+s<0, то функция Ψclas имеет степенную особенность. Поскольку (3) является линейным уравнением, то общее решение для классической функции напряжений Ψclas представим в виде суммы функции χ и сингулярного вклада, для которого полагаем s=λ2:

Ψclas=χ+1r1λ[B1cos(1λ)φ+B2sin(1λ)φ](15)

с некоторыми постоянными B1,B2. На первый взгляд кажется, что такой выбор Ψclas приводит к увеличению порядка сингулярности классического поля упругих напряжений, создавая новую трудность при решении задачи Вилльямса. Однако предварительный анализ показал, что без введения B1,B2 не удается замкнуть задачу выбора всех коэффициентов в неевклидовой модели.

В полярной системе координат решение уравнения (14) представим через цилиндрические функции вещественного и мнимого аргументов. Эвристический рецепт их выбора можно сформулировать следующим образом: при r0 компоненты Tij должны иметь сингулярности того же порядка по r, что и функции τij. Тогда решение уравнения (14) запишем в следующем виде:

Ψnonclas=J1+λ(r)(a1cos(1+λ)φ+a2sin(1+λ)φ)+

+I1+λ(r)(a3cos(1λ)φ+a4sin(1λ)φ), (16)

где J1+λ(r) – функция Бесселя, I1+λ(r) – модифицированная функция Бесселя, a1,a2,a3,a4 — постоянные. Справедливы следующие асимптотические представления для J1+λ(r),I1+λ(r) при r0 [9]:

J1+λ(r)=r21+λ1-1Г(2+λ)r22+r24S1(r),

I-1+λ(r)=r2-1+λ1+1Г(λ)r22+12Г(1+λ)r24+r26S2(r), (17)

где Γ(x) – гамма-функция, S1(r), S2(r) – аналитические функции, ограниченные при r0. Из (16), (17) видно, что при r0 ведущий вклад Ψnon−clas имеет порядок r1+λ и он является сингулярным, такая же сингулярность присутствует в последнем слагаемом (15) для Ψclas. Полная функция напряжений Ψ (10) не должна содержать такого сингулярного вклада при r0. Данное условие справедливо, если коэффициент при нем равен нулю, что приводит к следующим ограничениям на выбор постоянных:

B1 + a321-λ = 0, B2 + a421-λ = 0. (18)

Следующий член в разложении Ψ по r содержит слагаемые ~r1+λ. Выше было указано, что это разложение должно включать слагаемые порядка не ниже r2 тогда, приравнивая нулю коэффициенты при r1+λ для различных тригонометрических функций, получим систему соотношений

b1a121+λ=0, b2a221+λ=0, b3+a321+λГλ=0, b4+a421+λГλ=0. (19)

При выполнении условий (18), (19) разложение функции Ψ по степеням r начинается со слагаемых ~r3+λ и дается формулой

Ψ=Ψclas+Ψnon-clas=-r23+λ 1Г(2+λ)(a1cos(1+λ)φ+a2sin(1+λ)φ)+r23+λ 12Г(1+λ)(a3cos(1-λ)φ+a4sin(1-λ)φ)+r25+λΩλ(r,φ), (20)

Ωλ(r,φ)=S1(r)(a1cos(1+λ)φ+a2sin(1+λ)φ)+S2(r)(a3cos(1λ)φ+a4sin(1λ)φ).

Если переопределить коэффициенты в (20), полагая

-123+λ1Г(2+λ)a1=A1, -123+λ1Г(2+λ)a2=A2,

123+λ12Г(1+λ)a3=A3, r23+λ12Г(1+λ)a4=A4,

то функция напряжений Ψ равна

Ψ=rλ+3Фλ(φ)+r25+λΩλ(r,φ),

Фλ(φ)=A1cos(1+λ)φ+A2sin(1+λ)φ+A3cos(1-λ)φ+A4sin(1-λ)φ. (21)

Отсюда видно, что ведущее слагаемое в функции напряжений имеет порядок r3+λ при r → 0. Следовательно, в полярной системе координат компоненты полного поля напряжений σij имеют порядок rλ+1 и не содержат сингулярностей r → 0 при для λ < −1.

Выполненные вычисления показали, что проблема Вилльямса допускает решение и реализуется на пути расширения классической теории с переходом к неевклидовой модели сплошной среды. В рамках этой модели удалось перейти к несингулярному полю полных напряжений, в котором сингулярность поля упругих напряжений была скомпенсирована дополнительным полем, источником которого является несовместность поля деформаций.

Сделаем некоторые замечания относительно выбора параметра λ. В построенном решении (21) значение λ не было фиксировано. Однако при решении краевых задач может возникать дополнительное ограничение на λ. В качестве примера рассмотрим свободные условия на границе углового выреза [1]:

σφφ φ=0=σrφ φ=0, σφφ φ=α=σrφ φ=α=0.

Тогда из (2), (21) в ведущем порядке по r → 0 получаем Ф(0) = Ф'(0) = Ф(α) = Ф'(α) = 0, где штрих обозначает дифференцирование по φ. Линейное уравнение для нахождения постоянных Ak, k = 1, 2, 3, 4, является однородным и имеет нетривиальное решение при обращении детерминанта системы в нуль, что дает следующее условие:

sinλα=±λsinα. (22)

Сравнение соотношения (22) со спектральным уравнением (15) [1] показывает, что они совпадают. Значит, определяемая из (22) функциональная зависимость λ = λ(α) такая же, как и у Вилльямса. Следовательно, предложенная в данной работе процедура удаления указанной Вилльямсом сингулярности сохраняет классические спектральные соотношения в случае свободных краевых условий.

В общем случае значение параметра λ не фиксируется. Поскольку (3), (14) являются линейными уравнениями, то общее решение для функции напряжений можно представить в виде линейной комбинации решений (21) для различных λ. Такое решение для поля полных напряжений не содержит сингулярностей при r → 0 для λ < −1 и может быть полезным для моделирования физических процессов в отсутствии осевой симметрии.

ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-19-00447, https://rscf.ru/project/22-19-00447/.

×

About the authors

M. A. Guzev

aInstitute for Applied Mathematics Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences; Perm National Research Polytechnic University

Author for correspondence.
Email: guzev@iam.dvo.ru

Academician of the RAS

Russian Federation, Vladivostok; Perm

References

  1. Williams M.L. Stress Singularities Resulting from Various Boundary Conditions in Angular Corners of Plates in Extension // J. Applied Mechanics. 1952. V. 19 (4). P. 526–528. https://authors.library.caltech.edu/records/2zph7-ee089
  2. Barber J.R. Wedge Problems. In Elasticity. Part of the book series: Solid Mechanics and Its Applications. V. 172. Dordrecht: Springer, 2010. P. 149–170. https://doi.org/10.1007/978-90-481-3809-8_11
  3. Pan W., Cheng C., Wang F., Hu Z., Li J. Determination of singular and higher order non-singular stress for angularly heterogeneous material notch 292 // Engineering Fracture Mechanics. 2023. 109592. https://doi.org/10.1016/j.engfracmech.2023.109592
  4. Sinclair G.B. Stress Singularities in Classical Elasticity—I: Removal, Interpretation and Analysis // Applied Mechanics Reviews. 2004. V. 57(4). P. 251–297. http://dx.doi.org/10.1115/1.1762503
  5. Мясников В.П., Гузев М.А. Геометрическая модель внутренних самоуравновешенных напряжений в твердых телах // ДАН. 2001. Т. 380. № 5. С. 627-629.
  6. Годунов С.К., Роменский Е. И. Элементы механики сплошных сред и законы сохранения. Новосибирск: Научная книга, ١٩٩٨. 280 c.
  7. Новиков С.П., Тайманов И.А. Современные геометрические структуры и поля. М.: МЦНМО, 2005. 584 с.
  8. Гузев М.А. Структура кинематического и силового поля в Римановой модели сплошной среды // ПМТФ. 2011. Т. 52. № 5. С. 39–48.
  9. Градштейн И.С., Рыжик И.М. Таблицы интегралов, сумм, рядов и произведений. М.: Наука, 1971. 1108 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).