The Blake geomagnetic excursion recorded in the Mikulino Interglacial sediments of the Neva Lowland
- 作者: Dudanova V.I.1,2, Veselovskiy R.V.1,2, Ruchkin M.V.3,4, Sheetov M.V.4
-
隶属关系:
- Lomonosov Moscow State University
- Schmidt Institute of Physics of the Earth, Russian Academy of Sciences
- Saint Petersburg State University
- Karpinsky Russian Geological Research Institute
- 期: 卷 514, 编号 2 (2024)
- 页面: 205-210
- 栏目: GEOLOGY
- ##submission.dateSubmitted##: 10.09.2024
- ##submission.dateAccepted##: 10.09.2024
- ##submission.datePublished##: 12.09.2024
- URL: https://ogarev-online.ru/2686-7397/article/view/263503
- DOI: https://doi.org/10.31857/S2686739724020029
- ID: 263503
如何引用文章
全文:
详细
We present the first results of a detailed rock magnetic and paleomagnetic research of the Mga marine interglacial sediments of the Mikulino (Eemian) Interglacial (the Upper Pleistocene) in the Etalon section (former Sverdlov Factory, Leningrad Region). The Blake geomagnetic excursion was determined in the upper part of the Mga formation according to a shallow inclination of the characteristic remanent magnetization (ChRM) component. Age of the Blake excursion was obtained as 117 ± 7 ka applying optically stimulated luminescence (OSL) dating. The results obtained are in good agreement with other Blake Event records. The ChRM in the Mga sediments is related to syngenetically formed biogenic greigite produced by magnetotactic bacteria.
全文:
ВВЕДЕНИЕ
Одним из актуальных направлений в развитии современной четвертичной стратиграфии и геохронологии является установление запечатленных в горных породах кратковременных, но имеющих глобальное распространение климатических и геомагнитных событий, представляющих из себя основу наших сведений об эволюции магнитного поля Земли и палеогеографических обстановках ее относительно недавнего прошлого. Геомагнитные события планетарного масштаба, такие как инверсии и экскурсы, в рамках магнитостратиграфического изучения осадочных толщ используются в качестве основных стратиграфических реперов и представляют собой перспективный инструмент для решения задач их высокоточного расчленения и стратиграфической корреляции. При этом успешное выполнение палеомагнитных исследований осадочных разрезов невозможно без применения комплекса методов четвертичной геохронологии, позволяющей максимально точно позиционировать геомагнитные события на шкале геологического времени, а также оценивать их продолжительность.
До настоящего времени петро- и палеомагнитное изучение осадочных разрезов квартера на территории Северо-Запада России охватывало только позднеледниковье и голоцен [1], а принципиально важная стратиграфическая граница – рубеж среднего–верхнего неоплейстоцена, а также микулинский межледниковый горизонт раньше не изучались. При этом вопросы установления возраста границ и хроностратиграфического объема микулинского (эемского) межледниковья, а также продолжительности его региональных дробных подразделений, несмотря на широкое изучение разрезов микулинских отложений Русской плиты, до сих пор остаются нерешенными [2]. В связи с этим получение непрерывной палеомагнитной записи из разрезов отложений микулинского межледниковья с высоким временным разрешением, а также выявление в ней стратиграфического положения и возраста экскурса геомагнитного поля Блейк, который приходится на начало позднего неоплейстоцена [3], является актуальной задачей в рамках детального хроностратиграфического расчленения верхнечетвертичных осадочных толщ на северо-западе Русской плиты.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОТБОР ОБРАЗЦОВ
Перспективным объектом для палеомагнитных и геохронологических исследований микулинских отложений в пределах Северо-Запада России может служить непрерывный и один из самых полных разрезов (~35 м) среднего–верхнего неоплейстоцена в карьере завода “Эталон”, расположенный у пос. им. Свердлова на правом берегу р. Нева, в центральной части Приневской низменности (Ленинградская область) (рис. 1). В основании разреза залегает московский гляциомариний и гляциолимний (gm, lgIIms) видимой мощностью до 6.0 м, который согласно перекрыт отложениями мгинской морской межледниковой толщи микулинского горизонта (mIIImk). Мгинский мариний в разрезе представлен плотными глинистыми алевритами темно-серого и черного цвета мощностью 9.5–10.0 м, часто с тонкой горизонтальной, волнистой и линзовидной слоистостью, а также большим количеством рассеянного органического вещества и двумя горизонтами раковин двустворчатых моллюсков (рис. 2). Осташковский тилл (gIIIos) мощностью не более 8.0–10.0 м с резким несогласием перекрывает мгинский мариний либо же маломощную (до 1.5 м) толщу нижне–средневалдайского лимния (lIIIvd1–2), который линзовидно залегает на морских межледниковых отложениях и был вскрыт нами в одной из расчисток. Венчает разрез “Эталон” гляциолимний Балтийского ледникового озера (lgIIIbl), представленный ленточными глинами мощностью до 7 м.
Рис. 1. Географическое положение объекта исследований (отмечено звездой) и общий вид опорного разреза в карьере завода “Эталон”. На фото показана колонка магнитной полярности для толщи микулинского мариния, полученная по результатам проведенных исследований: черный цвет – нормальная полярность, серый цвет – интервал низких наклонений, сопоставляемый с экскурсом Блейк. Стратиграфо-генетические подразделения: gm, lgIIms – гляциомариний, гляциолимний московский; mIIImk – мариний микулинский; gIIIos – ледниковые отложения (тилл) осташковский; lgIIIbl – гляциолимний Балтийского ледникового озера.
Отбор образцов из мгинской морской толщи микулинского горизонта для их петро- и палеомагнитного изучения проводился в виде ориентированных штуфов с интервалом 2–5 см, образец для датирования отложений методом оптически стимулированной люминесценции (ОСЛ) был отобран на глубине 2.6 м (рис. 2).
Рис. 2. Результаты магнитных чисток (а) и палеомагнетизм микулинской межледниковой толщи в разрезе “Эталон” (б): χ – магнитная восприимчивость, NRM – естественная остаточная намагниченность, D – склонение СhRM, I – наклонение ChRM, МП – магнитная полярность. Розовым цветом отмечен интервал разреза, соответствующий экскурсу Блейк; пунктиром показана величина наклонения центрального осевого диполя в районе исследования (73.5°).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Все петро- и палеомагнитные измерения выполнялись в Петромагнитной лаборатории гео- логического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и Лаборатории Главного геомагнитного поля и петромагнетизма ИФЗ им. О. Ю. Шмидта РАН (г. Москва) согласно стандартным методикам [4, 5] на оборудовании Центра коллективного пользования [6]. Для всей коллекции из 166 образцов было выполнено ступенчатое размагничивание переменным магнитным полем (AF-чистка) до 35–50 мТл с помощью приставки-демагнетайзера к криогенному магнитометру; часть образцов подверглась температурной магнитной чистке (Т-чистка) до 400°C в немагнитной печи MMTD-80 (“Magnetic Measurements”, Англия). Величина и направление остаточной намагниченности образцов измерялись на спин-магнитометре JR-6 (“AGICО”, Чехия) и криогенном (SQUID) магнитометре (2G Enterprises, США), компонентный анализ выполнялся в приложении PMTools [7]. Термомагнитные исследования образцов проводились на каппометре KLY-4S с термоприставкой CS-3 (“AGICO”, Чехия), весах Кюри конструкции Ю. К. Виноградова и вибромагнитометре PMC VSM Micromag 3900 (“LakeShore”, США).
Пробоподготовка и гамма-спектрометрические измерения для ОСЛ-датирования выполнены в лаборатории ОСЛ ФГБУ “ВСЕГЕИ” (Санкт-Петербург). Люминесцентные измерения производились в Кёльнской люминесцентной лаборатории (Кёльнский университет, Германия). Навески зерен калиевых полевых шпатов (КПШ) фракции 90–150 мкм были подготовлены для ОСЛ-датирования по стандартной методике [8]. Активности радионуклидов определялись на сверхнизкофоновом гамма-спектрометре с детектором на основе особо чистого германия Canberra BE3825 после герметизации образцов воском и выдержки в течение не менее 20 дней. Измерения ОСЛ в маленьких (1 мм) навесках зерен КПШ выполнялись на ТЛ/ОСЛ-ридере Risø с применением протокола pIRIR225 [9]. Мощность дозы и возраст рассчитаны с использованием модифицированного калькулятора DRAC [10]. В полученный возраст введена поправка на аномальное затухание [11]; значение возраста приводится со стандартной погрешностью измерения (1σ).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Естественная остаточная намагниченность (NRM) всех изученных образцов состоит преимущественно из одной, реже – двух компонент: высококоэрцитивной (20–50 мТл) (высокотемпературной, 250–400°C), которая, как правило, является характеристической (ChRM), и низкокоэрцитивной (низкотемпературной) вязкой компоненты, разрушающейся в поле до 5–15 мТл либо при температурах 100–160°C (рис. 2 а). Характеристическая компонента намагниченности, по результатам петромагнитных и микроскопических исследований, связана с биогенным грейгитом, сингенетическое образование которого происходило вследствие жизнедеятельности магнитотактических бактерий. Таким образом, синхронный или же практически синхронный с образованием осадка процесс формирования минерала-носителя характеристической компоненты намагниченности является доводом в пользу ее первичности [12]. Присутствие в морских отложениях грейгита, возникшего в ходе раннедиагенетических преобразований, фиксируется в средней части разреза и выражается в резком увеличении величины km и NRM, что, однако, не влияет на палеомагнитную запись (рис. 2 б); его образование и сохранение в отложениях связано с недостаточным для завершения процесса диагенетической пиритизации количеством органического вещества [13].
По результатам компонентного анализа [14] образцы микулинского мариния несут характеристическую компоненту прямой полярности, при этом в верхней части разреза в интервале глубин 1.82–3.55 м четко выделяется зона, характеризующаяся заниженными (от 20 до 55°) наклонениями (I). Средние значения I в данном интервале составляют 35–45°, в то время как для остальной части разреза величины наклонения варьируют преимущественно в пределах 75–85° и близки к ожидаемому наклонению центрального осевого диполя для района исследования (73.5°), рассчитанному по модели IGRF-13 (рис. 2 б). В связи с этим заниженные более чем на 40–45° значения I на глубине 1.82–3.55 м (36 образцов) позволяют определять аномальное поведение виртуального геомагнитного полюса (VGP) в данном интервале в качестве экскурса [15] и, учитывая хроностратиграфическое положение микулинского межледникового горизонта, соответствуют экскурсу геомагнитного поля Блейк. Возраст, оцененный для отложений на глубине 2.6 м методом ОСЛ, составил 117±7 тыс. лет (RGI-876, C–L5333).
Таким образом, возраст экскурса геомагнитного поля Блейк, выделенного в разрезе “Эталон” по заниженным наклонениям ChRM в верхней части мгинской морской толщи, составляет 117±7 тыс. лет и достаточно хорошо согласуется с известными временными оценками экскурса (см., например, [16, 17]). Полученные данные позволяют использовать экскурс Блейк в качестве регионального стратиграфического репера для детального хроностратиграфического расчленения отложений микулинского горизонта, а также корреляции ключевых геомагнитных и палеоклиматических событий во время последнего межледниковья. Результаты исследований определяют разрез “Эталон” как весьма перспективный объект для детального изучения тонкой структуры магнитного поля Земли в начале позднего неоплейстоцена.
Благодарности
Авторы выражают благодарность Алексею Николаевичу Диденко за ценные замечания к рукописи статьи.
Источник финансирования
Исследования проведены в рамках темы НИР ИФЗ РАН № 122040600085-6 и на оборудовании ЦКП “Петрофизика, геомеханика и палеомагнетизм” ИФЗ РАН.
作者简介
V. Dudanova
Lomonosov Moscow State University; Schmidt Institute of Physics of the Earth, Russian Academy of Sciences
Email: roman.veselovskiy@ya.ru
Geological faculty
俄罗斯联邦, Moscow; MoscowR. Veselovskiy
Lomonosov Moscow State University; Schmidt Institute of Physics of the Earth, Russian Academy of Sciences
编辑信件的主要联系方式.
Email: roman.veselovskiy@ya.ru
Geological faculty
俄罗斯联邦, Moscow; MoscowM. Ruchkin
Saint Petersburg State University; Karpinsky Russian Geological Research Institute
Email: roman.veselovskiy@ya.ru
Institute of Earth Sciences
俄罗斯联邦, Saint Petersburg; Saint PetersburgM. Sheetov
Karpinsky Russian Geological Research Institute
Email: roman.veselovskiy@ya.ru
俄罗斯联邦, Saint Petersburg
参考
- Бахмутов В. Г., Евзеров В. Я., Колька В. В. Палеомагнетизм ленточных глин: седиментогенез и запись вековых вариаций // Физика Земли. 2009. № 7. С. 25–41.
- Максимов Ф. Е., Савельева Л. А., Попова С. С., Зюганова И. С., Григорьев В. А., Левченко С. Б., Петров А. Ю., Фоменко А. П., Панкратова Л. А., Кузнецов В. Ю. Хроностратиграфическое положение микулинских отложений (на примере опорного разреза у д. Нижняя Боярщина, Смоленская область) // Известия РАН. Серия Географическая. 2022. Т. 86. № 3. С. 447–469.
- Laj C., Channell J. E.T. Geomagnetic Excursions // Treatise on Geophysics. 2007. V. 5. P. 373–416. https://doi.org/10.1016/B978-044452748-6.00095-X
- Храмов А. Н., Гончаров Г. И., Комиссарова Р. А., Писаревский С. А., Погарская И. А., Ржевский Ю. С., Родионов В. П., Слауцитайс И. П. Палеомагнитология. Л.: Недра. 1982. 312 с.
- Tauxe L. Essentials of paleomagnetism. University of California Press. 2010.
- Veselovskiy R. V., Dubinya N. V., Ponomarev A. V., Fokin I. V., Patonin A. V., Pasenko A. M., Fetisova A. M., Matveev M. A., Afinogenova N. A., Rud’ko D.V., Chistyakova A. V. Shared Research Facilities “Petrophysics, Geomechanics and Paleomagnetism” of the Schmidt Institute of Physics of the Earth RAS // Geodynamics & Tectonophysics. 2022. V. 13 (2). 579. https://doi.org/10.5800/GT-2022-13-2-0579
- Ефремов И. В., Веселовский Р. В. PMTools: новое программное обеспечение для анализа палеомагнитных данных // Физика Земли. 2023. № 5. С. 150‒158.
- Wintle A. G. Luminescence dating: laboratory procedures and protocols // Radiation Measurements. 1997. V. 27 (5–6). P. 769–817. https://doi.org/10.1016/S1350-4487(97)00220-5
- Buylaert J.-P., Murray A. S., Thomsen K. J., Jain M. Testing the potential of an elevated temperature IRSL signal from K-feldspar // Radiation Measurements. 2009. V. 44 (5). P. 560–565. https://doi.org/10.1016/j.radmeas.2009.02.007
- Durcan J. A., King G. E., Duller G. A.T. DRAC: Dose Rate and Age Calculator for trapped charge dating // Quaternary Geochronology. 2015. V. 28. P. 54– 61. https://doi.org/10.1016/j.quageo.2015.03.012
- Huntley D. J., Lamothe M. Ubiquity of anomalous fading in K-feldspars and the measurement and correction for it in optical dating // Canadian Journal of Earth Sciences. 2001. V. 38 (7). P. 1093–1106. https://doi.org/10.1139/e01–013
- Сhang L., Vasiliev I., Baak vaan C., Krijgsman W., Dekkers M. J., Roberts A. P., Fitz Gerald J. D., Hoesel van A., Winklhofer M. Identification and environmental interpretation of diagenetic and biogenic greigite in sediments: A lesson from the Messinian Black Sea // Geochemistry, Geophysics, Geosystems. 2014. V. 15 (9). P. 3612–3627. https://doi.org/10.1002/2014GC005411
- Большаков В. А., Долотов А. В. Магнитные свойства грейгита из отложений позднего неоплейстоцена Северного Каспия // Физика Земли. 2012. № 6. C. 56–73.
- Kirschvink J. L. The least-square line and plane and the analysis of paleomagnetic data // Geophysical Journal International. 1980. V. 62 (3), P. 699–718. https://doi.org/10.1111/j.1365–246X.1980.tb02601.x
- Merrill R. T., McFadden P. L. Geomagnetic field stability: Reversal events and excursions // Earth and Planetary Science Letters. 1994. V. 121. P. 57–69.
- Osete M.-L., Javier M.-C., Rossi C., Edwards L., Egli R., Munoz-Garcia M.B., Wang X., Pavon-Carrasco J., Heller F. The Blake geomagnetic excursion recorded in a radiometrically dated speleothem // Earth and Planetary Science Letters. 2012. V. 353–354, P. 173–181. https://doi.org/10.1016/j.epsl.2012.07.041
- Zhu R.X, Zhou L.P, Laj C., Mazaud A., Ding Z. L. The Blake geomagnetic polarity episode recorded in Chinese loess // Geophysical Research Letters. 1994. V. 21 (8). P. 697–700. https://doi.org/10.1029/94GL00532
补充文件
